Ли Краснер:
американский художник-абстракционист, жена Джексона Поллока читать ~4 мин.
Ли Краснер (англ. Lee Krasner, урождённая Лена Краснер, 1908–1984, идиш: לענאַ קראַסנער;) — выдающаяся американская художница, сыгравшая значимую роль в американском искусстве, в особенности в рамках Нью-Йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Хотя её ранние работы были фигуративными, к 1940 году она начала выставляться с группой American Abstract Artists и заслужила репутацию современного художника молодого поколения.
В 1941 году она познакомилась с Джексоном Поллоком (1912–1956). Их бурные отношения завершились браком в 1945 году. Краснер стала важной опорой для Поллока, чьё творчество отражало его эмоциональные колебания — от уверенности до глубокой депрессии. Несмотря на собственные достижения, полное признание пришло к ней лишь после смерти мужа. Сегодня Краснер считается одной из ключевых фигур американской живописи XX века.
Ранний этап карьеры
Родившаяся в семье русско-еврейских иммигрантов, Лена Краснер получила фундаментальное художественное образование в Школе искусств Купер-Юнион, Лиге студентов-художников и Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. С 1935 по 1943 год она работала в Федеральном художественном проекте (FAP), создавая произведения для общественных пространств в рамках «Нового курса» Рузвельта.
Эта программа поддерживала многих известных художников, включая Джексона Поллока, Марка Ротко (1903–1970), Аршила Горки (1904–1948), Томаса Харт-Бентона (1889–1975) и Марсдена Хартли (1877–1943). В рамках проекта было создано более 200 000 произведений искусства. Хотя Краснер и Поллок работали в FAP одновременно, их первая короткая встреча произошла лишь в 1936 году.
В 1937 году, стремясь к творческому росту, Краснер поступила в мастерскую Ганса Хофмана (1880–1966). Немецкий художник познакомил её с идеями европейского авангарда. Под его влиянием она перешла от фигуративной живописи к абстракции, экспериментируя с кубизмом. Оценивая её работы, Хофман однажды заметил: “Это так хорошо, что не скажешь, будто написано женщиной”.
Джексон Поллок и творческое партнёрство
К 1940 году Краснер стала активной участницей группы American Abstract Artists, продвигавшей необъективное искусство. В состав группы входили Виллем де Кунинг (1904–1997) и скульптор Дэвид Смит (1906–1965). Желая познакомиться с нью-йоркским авангардом, она в 1941 году без предупреждения посетила студию Поллока. Впечатлённая его талантом, она вскоре начала с ним встречаться.
Краснер ценила творчество Анри Матисса (1869–1954) и Пита Мондриана (1872–1944), к которым Поллок был равнодушен. В то же время подход Поллока помог ей освободиться от строгих формальных рамок. Её проницательность и критика сыграли важную роль в его успехе. Более того, её серия «Маленькие образы» (Little Image), начатая в 1946 году, с её техникой капель и точек, подтолкнула Поллока к созданию его знаменитой живописи действия. Подробнее о его технике — в статье Картины Джексона Поллока (1940–1953).
Зрелая карьера и признание
В период брака с Поллоком, с 1945 по 1955 год, у Краснер было всего две персональные выставки. Она часто перерабатывала свои холсты, а порой уничтожала целые серии работ. Постепенно она формировала свой уникальный стиль, кульминацией которого стали её знаменитые коллажи. В 1955 году выставка в галерее Stable Gallery в Манхэттене утвердила её статус ведущего художника-абстракциониста.
Её коллажи 1950-х годов стали прорывом. Краснер использовала фрагменты собственных ранее отвергнутых картин и рисунков, превращая то, что считала неудачей, в новые, динамичные композиции. Этот акт творческого разрушения и возрождения стал центральной темой её искусства, символизируя стойкость и постоянное обновление.
После трагической гибели Поллока в автокатастрофе в 1956 году Краснер начала работать в его студии. Страдая от бессонницы, она создала серию монументальных работ, известных как «Ночные путешествия» (Umber Series). Работая по ночам, она ограничила палитру оттенками умбры и белого, поскольку не любила цвет при искусственном освещении. Эти картины, включая «Времена года» (1957) и «Готический пейзаж» (1961), полны необузданной энергии и эмоций.
Признание пришло к ней в последние десятилетия жизни. Ретроспектива в лондонской галерее Whitechapel Gallery в 1965 году и выставка в Музее американского искусства Уитни в 1973-м помогли ей выйти из тени мужа. Тем не менее, как и многие женщины-художницы, она долго боролась с предрассудками в мире искусства (см. феминистское искусство). Большая ретроспектива её работ, организованная в 1983 году, прошла по крупнейшим музеям США, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке. Ли Краснер скончалась в 1984 году.
Важные произведения
Картины Ли Краснер хранятся во многих ведущих музеях искусства по всему миру:
Composition (1943), Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
Milkweed (1955), Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Prophecy (1956), частная коллекция.
The Seasons (1957), Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
Gothic Landscape (1961), Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Right Bird Left (1965), Музей искусств Университета Болла, Манси.
Rising Green (1972), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Imperative (1976), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?