Ловис Коринт:
немецкий импрессионист и экспрессионист читать ~4 мин.
Немецкий живописец и график Франц Генрих Луис Коринт (нем. Franz Heinrich Louis Corinth; 1858–1925) — видный представитель немецкого искусства на рубеже XIX – XX веков. В его творчестве сочетаются черты импрессионизма и экспрессионизма. Коринт испытал значительное влияние как реализма Гюстава Курбе (1819–1877) и Эдуара Мане (1832–1883), так и старых мастеров, в частности Питера Пауля Рубенса (1577–1640) и Рембрандта ван Рейна (1606–1669).
Будучи плодовитым художником, Коринт работал в большинстве жанров: он писал пейзажи, портреты, натюрморты, а также создавал аллегорические и религиозные полотна. В области печатной графики он создавал гравюры сухой иглой, литографии, офорты и ксилографии.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938), один из лидеров группы «Мост» и идеолог немецкого экспрессионизма, так отзывался о творчестве Коринта: “В начале он был лишь на среднем уровне; к концу же стал по-настоящему велик”. Его работы являются важной частью немецкого постимпрессионизма (около 1880–1910).
Ранние годы и образование
Ловис Коринт родился в Тапиау (Восточная Пруссия). Первоначальное художественное образование он получил в Кёнигсбергской академии художеств под руководством профессора Отто Гюнтера. Позже Коринт продолжил обучение в Мюнхенской академии, где его наставниками были Франц фон Дефреггер и Людвиг Лёффц. На его раннюю живопись повлияли натурализм Рубенса и творчество мюнхенского кружка Вильгельма Лейбля (Leibl-Kreis).
После посещения Антверпена Коринт отправился в Париж. Там он учился в прогрессивной Академии Жюлиана под руководством Вильяма Бугро и Тони Робера-Флёри. В Париже он также познакомился с некоторыми представителями символизма. В 1891 году художник вернулся в Мюнхен, где присоединился к движению Мюнхенского сецессиона.
Берлинский период
В 1900 году Коринт переехал в Берлин, где в галерее Пауля Кассирера состоялась его первая персональная выставка. Спустя полтора года он открыл школу живописи для женщин. Одна из его учениц, Шарлотта Беренд, вскоре стала его женой и музой. Она не только была матерью двоих его детей, но и оказала заметное влияние на его искусство.
В Берлине Коринт примкнул к движению Берлинского сецессиона. В течение следующего десятилетия он, наряду с Максом Либерманом (1847–1935) и Максом Слефогтом (1868–1932), стал одним из ведущих художников-импрессионистов Германии. При этом он сохранял прочную связь с традициями реализма, черпая вдохновение в творчестве Рембрандта, а не современных французских живописцев.
Поворот к экспрессионизму
В 1911 году Коринт перенёс инсульт, который разделил его творчество на два периода. С помощью жены он смог вернуться к работе, однако его стиль кардинально изменился. Он перешёл к более свободной, экспрессивной манере письма. Его цветовая палитра стала насыщеннее, а кисть — энергичнее. В этот период он создал ряд религиозных картин, пейзажей и портретов, полных огромной жизненной силы и мощи.
Признание его таланта росло. В 1913 году Берлинский сецессион организовал его ретроспективную выставку, где было представлено более 200 его работ, написанных маслом. В 1915 году Коринта избрали президентом сецессиона, в 1917 году Берлинская академия художеств присвоила ему звание профессора, а в 1921 году он получил почётную докторскую степень от Кёнигсбергского университета. В 1924 году его избрали почётным членом Мюнхенской академии.
Позднее творчество
Особое место в позднем творчестве Коринта занимает серия пейзажей озера Вальхензее в Баварских Альпах, где он приобрёл дом в 1919 году. Художник создал более 60 полотен с видами озера и его окрестностей. Эти работы отличаются экспрессивной манерой, интенсивным цветом и драматизмом, передавая мощь и величие природы, ставшей для художника источником вдохновения.
Коринт на протяжении всей жизни создавал автопортреты, которые служат своего рода дневником его физического и душевного состояния. Особенно выразительны работы, написанные после инсульта. В них художник без прикрас запечатлел последствия болезни и размышления о смертности. Такие полотна, как «Автопортрет в соломенной шляпе» (1923), демонстрируют не только техническое мастерство, но и глубокую интроспекцию.
Основные произведения и графика
Среди известных произведений Ловиса Коринта: «Обнажённая девушка» (1886, Институт искусств Миннеаполиса); «Автопортрет со скелетом» (1896, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен); «Художник и его семья» (1909, Музей Нижней Саксонии, Ганновер); «Дама в шляпе и с боа из перьев» (1911, Институт искусства Курто, Лондон); «Ослепление Самсона» (1912, Государственные музеи Берлина); серия пейзажей «Вальхензее» (1915–1925); «Мария Магдалина с жемчугами в волосах» (1919, Галерея Тейт, Лондон); «Автопортрет в соломенной шляпе» (1923, Художественный музей Базеля) и «Ecce Homo» (1925, Новая пинакотека, Мюнхен).
Коринт также был выдающимся графиком. Он владел почти всеми техниками печатной графики, за исключением акватинты. Предпочтение отдавал сухой игле и литографии, реже создавал ксилографии. Всего им было создано более тысячи графических работ.
Последние годы и наследие
Ловис Коринт скончался от пневмонии в 1925 году в нидерландском городе Зандворт. Он приехал туда, чтобы увидеть работы великих голландских мастеров — Рембрандта и Франса Халса (1582–1666).
В 1937 году нацистский режим объявил его творчество «дегенеративным искусством» (Entartete Kunst) и наложил на него запрет. Сегодня картины и графика Ловиса Коринта хранятся в ведущих художественных музеях мира. На родине художника, в Тапиау (ныне Гвардейск), также существует посвящённый ему музей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?