Люсьен Фрейд:
художник-рисунок, художник-портретист читать ~6 мин.
Люсьен Майкл Фрейд (нем. Lucian Michael Freud; 1922–2011) — британский художник немецкого происхождения, один из самых значительных художников-реалистов XX века и ключевая фигура в истории фигуративной живописи. Он специализировался на репрезентативном искусстве, включая мужскую и женскую обнажённую натуру, а также различные виды портрета. Критики признают его одним из крупнейших английских живописцев и одним из ведущих портретистов своего поколения.
Внук знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда, Люсьен известен своим бескомпромиссным реализмом, который наиболее ярко проявился в его предельно откровенных портретах друзей и членов семьи. Его знаменитая картина «Спящая инспекторша пособий» (1995), изображающая полную обнажённую женщину на диване, была продана за $33,6 млн на аукционе Christie’s в 2008 году. Эта сумма значительно превысила предыдущий рекорд для живущего художника, установленный Джеффом Кунсом, чья скульптура «Подвешенное сердце» ушла с молотка за $23 млн.
Фрейд, среди натурщиков которого была и супермодель Кейт Мосс, так описывал свой подход: “Я рисую людей не из-за того, какие они, и не совсем вопреки тому, какие они, а такими, какими они оказываются”. Наряду с Фрэнсисом Бэконом (1909–1992), Фрейд стал иконой современной британской живописи. Многие его работы доступны в виде принтов в формате плакатов.
Ранние годы и образование
Люсьен родился в Берлине в 1922 году. Его отец Эрнст Фрейд, младший сын Зигмунда Фрейда, был архитектором. Мать, Люси Браш, происходила из семьи состоятельного торговца. Семья жила в престижном районе города, но с приходом к власти Гитлера в 1933 году переехала в Англию. Люсьену было одиннадцать лет, когда он прибыл в страну, а в 1939 году он получил британское гражданство.
С юных лет Фрейд проявлял талант к рисованию. В 1939 году он поступил в Восточно-Английскую школу рисунка и живописи под руководством художника-самоучки Седрика Морриса. Ранние работы Фрейда отличались жёсткой, графичной манерой и чётко очерченными фигурами, что сближало их с творчеством немецких экспрессионистов, таких как Макс Бекман и Отто Дикс. Некоторые критики усматривали в его стиле влияние сюрреализма, однако сам художник это отрицал: “Жёсткость сюрреализма, его строгая догма иррациональности казалась излишне ограничивающей. Я никогда не мог поместить в картину ничего, чего на самом деле не было передо мной. Это была бы бессмысленная ложь, простое ухищрение”. Тем не менее его ранняя работа «Комната художника» (1944) с гигантской зеброй в окне несёт явные сюрреалистические черты.
Роль рисунка
Рисунок, и в особенности фигуративный рисунок, занимает центральное место в искусстве Фрейда. Он говорил: “Я хочу, чтобы живопись была рисунком и строилась на его основе”. Художник был большим поклонником мастерства Жана-Огюста-Доминика Энгра, отмечая: “Энгр не мог рисовать, не изобретая… Любую отдельную линию его рисунков стоит рассматривать”. Цвету же отводилась второстепенная роль: “Я не хочу, чтобы какой-либо из моих цветов был заметен. Я хочу, чтобы цвет был цветом жизни”.
Ранняя живопись и приглушённые цвета
Цвет в ранней живописи Фрейда был приглушённым. Художник часто чистил кисть после каждого мазка, добиваясь чистоты и гладкости поверхности. Это хорошо видно в его картине «Девушка с белой собакой» (1951–1952), на которой изображена его первая жена Китти. Он также исследовал связь между людьми и животными, что нашло отражение в таких работах, как «Обнажённый мужчина с крысой» (1977).
Другие важные произведения этого периода включают «Интерьер в Паддингтоне» (1951), «Портрет Фрэнсиса Бэкона» (1952), «Девушка в постели» (1952), «Гостиничный номер» (1954) и «Мужчина в макинтоше» (1957).
Зрелый стиль: конец 1950-х и 1960-е
В конце 1950-х годов стиль Фрейда кардинально изменился. Он начал использовать густую, пастозную технику импасто. Его мазки стали более резкими, а внимание сместилось на телесность: пятна на коже, вены, жировые складки и мускулы. Картина «Спящая голова» (1962) считается одним из первых произведений в этой новой манере. Фрейд заявлял: “Я собирался написать обнажённую натуру, а потом понял, что могу сделать это, начав с головы”.
Его этюды обнажённой натуры этого периода часто напряжены и тревожны. Критики отмечали их сходство с работами Пикассо. Среди других картин этого времени выделяются «Джон Дикин» (1963), «Смеющийся обнажённый ребёнок» (1963), «Интерьер с ручным зеркалом (Автопортрет)» (1967) и «Обнажённая девушка» (1966).
Лондонская школа и студийная практика
Фрейд был центральной фигурой в группе художников, известной как «Лондонская школа». Этот термин, введённый художником Р. Б. Китаем, объединял фигуративистов, работавших в Лондоне и противопоставлявших себя доминировавшим тогда абстракционизму и поп-арту. Кроме Фрейда, в группу входили Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах, Леон Коссофф и Майкл Эндрюс. Их объединял интерес к человеческой фигуре и городской среде, а также экспрессивная манера письма.
Работа в студии была для Фрейда почти ритуалом. Сеансы позирования могли длиться сотни, а иногда и тысячи часов, растягиваясь на месяцы и годы. Он требовал от своих натурщиков полного присутствия и неподвижности, что создавало особую психологическую атмосферу. Эта изнурительная практика позволяла ему выйти за рамки поверхностного сходства и запечатлеть сложную внутреннюю жизнь модели. Фрейд говорил, что его задача — заставить краску работать как плоть.
Позднее творчество
В середине 1970-х Фрейд сосредоточился на мужской обнажённой натуре. Его модели часто изображены в современных интерьерах, полулежащими на диванах и кроватях. Картины этого периода, такие как «Обнажённый мужчина со своим другом» (1978–1980), могут нести тревожный подтекст. Хотя художник иногда обращался к другим жанрам, например к городским пейзажам, именно человеческое тело оставалось в центре его внимания.
Фрейд часто писал одного и того же натурщика много раз. Он считал, что чем дольше он работает с моделью, тем больше у него шансов передать не только физическое сходство, но и эмоциональную сущность человека. Художник продолжал работать в своей студии в Холланд-парке в Лондоне почти до самой смерти в 2011 году. В 1989 году он был номинирован на престижную премию Тёрнера. Сегодня Фрейд признан одним из важнейших художников XX века в области репрезентативного искусства.
Другие выдающиеся примеры современной портретной живописи см.: Величайшие картины XX века.
Избранные выставки
1944: Галерея Лефевр, Лондон
1947: Лондонская галерея
1950: Галерея Ганновер, Лондон
1954: Британский павильон, Венецианская биеннале
1958: Галерея Мальборо, Лондон
1972: Галерея Энтони д’Оффей, Лондон
1974: Ретроспектива, Галерея Хейворд, Лондон
1979: Davis & Long Co, Нью-Йорк
1983: Thomas Agnew & Sons, Лондон
Избранные групповые выставки
1948: «Сорок лет современного искусства», Институт современного искусства, Лондон
1950: «Лондон-Париж», Институт современного искусства, Лондон
1953: «Портреты современных британских художников», Галерея Мальборо, Лондон
1962: «Британские автопортреты от Сикерта до наших дней», Совет по делам искусств
1966: «Британская живопись с 1945 года», Галерея Тейт, Лондон
1976: «Человеческая глина», Совет по делам искусств Великобритании, Галерея Хейворд
1979: «Британская художественная выставка», Совет по делам искусств Великобритании
1981: «Восемь фигуративных художников», Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен
1984: «Трудно завоёванный образ», Галерея Тейт
1986: «Сорок лет современного искусства», Галерея Тейт
1987: «Британское искусство XX века», Королевская академия искусств
1987: «Лондонская школа: шесть фигуративных художников», Кунстнернес Хус, Осло; Музей современного искусства, Луизиана; Музей современного искусства, Венеция; Кунстмузеум, Дюссельдорф
Картины Люсьена Фрейда можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Галерею Тейт в Лондоне.
- Экспрессионизм
- Олег Ланг (1950-2013) «Сумма живописи»
- Британская Национальная галерея ограничит число билетов на выставку Леонардо да Винчи
- Картина «Мадонна с младенцем» не может быть вывезена из Великобритании
- Портрет, посланный на аукцион, внезапно оказался Веласкесом за три миллиона
- Лондонская Национальная галерея намерена пресекать спекуляцию билетами на выставку Леонардо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?