Любовь Попова:
российский художник-абстракционист читать ~5 мин.
Любовь Сергеевна Попова — ведущая фигура в абстрактном искусстве начала XX века и одна из важнейших российских художниц, достигших творческой зрелости до революции 1917 года. Её считают одной из основоположниц русского конструктивизма. Несмотря на короткую карьеру, Попова оказала значительное влияние на развитие авангардного русского искусства до его подавления сталинизмом в 1929 году.
С 1912 года она развивала свой инновационный стиль — кубофутуризм, синтезируя в нём разрозненные рефракции французского кубизма и силовые линии, повторения и насыщенные цвета итальянского футуризма. Позже она присоединилась к Казимиру Малевичу и его движению супрематизм, чтобы исследовать более чистую форму непредметного искусства. В результате она создала серию абстрактных картин под названием Живописная архитектоника (1916–1918), в которых использовала конструктивистские элементы. Около 1921 года она полностью отказалась от живописи в пользу более практического «производственного искусства». Три года спустя она умерла от скарлатины.
Образование и ранние работы
Любовь Сергеевна Попова родилась в селе Ивановское, недалеко от Москвы, в состоятельной семье Сергея Максимовича Попова, богатого торговца текстилем и мецената, и его жены Любови Васильевны Зубовой, происходившей из культурной семьи. В юности она проявила интерес к эскизам, рисунку и искусству итальянского Возрождения. В 11 лет начала получать домашнее художественное образование, а в 1907 году, в 18 лет, поступила в частную студию Станислава Жуковского в Москве. В 1908 году она продолжила обучение в Школе живописи и рисунка Константина Юона и Ивана Дудина. Влияние этого периода заметно в её ранних работах, таких как «Натюрморт с корзиной фруктов» (1907–1908).
В начале своей карьеры Попова много путешествовала, изучая разные стили живописи. Её особенно привлекала древнерусская иконопись (в частности, Новгородская школа), фрески Джотто и другие картины эпохи Возрождения. В 1909 году она посетила Киев, где восхищалась работами Михаила Врубеля по восстановлению фресок и мозаик в Кирилловской церкви XII века. Позже она побывала в Пскове, Новгороде и других древних русских городах. В 1912 году работала в московской студии «Башня» вместе с Владимиром Татлиным, а также посещала особняк Сергея Щукина, чтобы ознакомиться с его коллекцией постимпрессионистской живописи.
Кубофутуризм
Вдохновлённая русской архитектурой, иконами и фресками, Попова начала развивать менее натуралистический подход к искусству. Однако решающим для неё стал опыт знакомства с аналитическим кубизмом во время визита в Париж зимой 1912–1913 годов. Там она училась в Академии де ла Палетт у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже и познакомилась со скульпторами Александром Архипенко и Осипом Задкиным. Влияние этих мастеров заметно в таких работах, как «Две фигуры» (1913) и «Сидящая фигура» (1914). В этих полотнах Попова демонстрирует новую уверенность и более тонкую интеграцию формы и пространства.
Вернувшись в Россию в 1914 году, Попова продолжила работать в стиле кубофутуризма. В то же время она попала под влияние Владимира Татлина и его конструктивистских идей. Впечатлённая его «живописными рельефами», она начала экспериментировать с коллажем и создавать объёмные композиции из картона, сочетая их с густой импасто-живописью, как в работе «Кувшин на столе» (1915). В 1914–1916 годах Попова находилась в центре авангардного искусства Москвы и участвовала в ключевых футуристических выставках: «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1916).
Живописная архитектоника
В 1916 году Попова присоединилась к группе «Супремус», основанной Казимиром Малевичем. В этот круг входили такие художники, как Александра Экстер, Иван Клюн, Надежда Удальцова и Ольга Розанова. В ноябре 1916 года на выставке «Бубновый валет» она представила серию из шести картин под общим названием Живописная архитектоника. Эти работы стали её собственным вариантом конкретного искусства.
В этой серии Попова, в отличие от Малевича, не стремилась передать ощущение парящих в космическом пространстве форм. Она «сбивала» геометрические плоскости в массивные, плотные конструкции, создавая динамичные композиции. Большие, ярко окрашенные угловатые плоскости пересекаются и накладываются друг на друга, создавая ощущение постоянного движения и энергии. В 1919 году она писала, что живопись — это «конструкция», основными элементами которой являются цвет и линия. Её архитектонические картины точно иллюстрируют этот принцип.
Революция и производственное искусство
С 1917 года Попова полностью разделяла цели большевистской революции. Она создавала агитационные плакаты, занималась книжным оформлением, а также дизайном тканей и театральных декораций. В 1918 году она вышла замуж за искусствоведа Бориса фон Эдинга, в браке с которым родился сын. Однако семейное счастье было недолгим: в 1919 году муж умер от тифа.
В 1921 году на выставке «5х5=25» Попова вместе с другими конструктивистами — Александром Родченко, Варварой Степановой и Александром Весниным — провозгласила отказ от станковой живописи. Художники заявили, что отныне их цель — прикладное искусство и дизайн для нового рабочего общества. Этот переход ознаменовал рождение конструктивизма как производственного метода.
В 1921–1924 годах Попова полностью посвятила себя «искусству в производстве». Она стала одним из пионеров советского дизайна, разрабатывая эскизы тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве, типографику и новаторские сценические декорации для театра Всеволода Мейерхольда. Её механическая установка для спектакля «Великодушный рогоносец» стала шедевром авангардной сценографии. Трагически, в мае 1924 года её пятилетний сын умер от скарлатины. Заразившись от него, Любовь Попова скончалась через несколько дней, 25 мая 1924 года, в возрасте 35 лет.
Работы Любови Поповой можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев России и мира.
- Как нарисовать абстрактную картину: первые шаги
- Игорь Дрёмин: Выставка «Золотая коллекция Абстрактного искусства»
- Игорь Дрёмин: Творческий вечер художника Михаила Молочникова
- Абстрактное искусство
- Художники-абстракционисты, Ирландия
- Праздник середины Пятидесятницы
- «Канун Святой Агнессы». Праздничная итоговая выставка творческой фотомастерской Марианны Корниловой в МУ ЦДиС «Наш Арбат»
- Персональная выставка Ольги Крышковец «Состояние души через мир природы»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?