Ман Рэй:
художник и фотограф, сюрреалист читать ~8 мин.
Ман Рэй (англ. Man Ray, настоящее имя — Эммануэль Радницкий, Emmanuel Radnitzky; 1890–1976) — центральная фигура авангарда начала XX века. Он известен своим вкладом в художественную фотографию, включая его знаменитые рейограммы, а также в живопись, скульптуру и объектное искусство. Вместе с Франсисом Пикабиа и Марселем Дюшаном он стоял у истоков дадаизма в Нью-Йорке, способствуя модернизации американского искусства.
Изначально Рэй освоил фотографию для репродуцирования собственных картин, но вскоре превратился в одного из величайших фотографов своего времени. В 1921 году он переехал в Париж, где играл заметную роль в движениях дадаизма и сюрреализма. В этот период он создавал как фотографии, так и художественные объекты. «Подарок» (1921, реконструкция в Музее современного искусства, Нью-Йорк) является одним из самых известных его объектов. (См. также «реди-мейды» Дюшана).
На протяжении многих лет Рэй зарабатывал на жизнь как востребованный модный и портретный фотограф. Параллельно он создавал фетишистские портреты, в том числе образы художницы Мерет Оппенгейм, своей музы и возлюбленной Кики де Монпарнас (Алисы Эрнестины Прен) и жены, танцовщицы Джульетты Браунер. С середины 1930-х годов он вновь обратился к живописи, хотя его картины обычно оценивались ниже фотографических работ.
В 1940 году, спасаясь от немецкой оккупации, он вернулся в Америку и поселился в Голливуде. Разочарованный тем, что в США его признавали только как фотографа, он в 1951 году вернулся во Францию, где и остался до конца жизни. Ман Рэй продолжал работать в живописи, скульптуре, кино и фотографии. Он умер в 1976 году. (Подробнее об эволюции фотоискусства см.: История фотографии. Биографии ранних пионеров см.: Фотографы XIX века).
Ранние годы и художественное образование
Ман Рэй родился в Филадельфии в семье еврейского портного, эмигрировавшего из Российской империи. Из-за антисемитских настроений в обществе семья сменила фамилию на Рэй, а юный Эммануэль взял себе имя Ман. Так в возрасте около 15 лет он стал известен как Ман Рэй. Ремесло отца сильно повлияло на художника: во многих его работах встречаются отсылки к швейным принадлежностям — машинкам, булавкам, лоскутам ткани и иглам.
В семь лет он вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк. С детства Рэй проявлял интерес к искусству, рисовал и посещал местные музеи. После окончания школы он отказался от стипендии на изучение архитектуры, решив посвятить себя изобразительному искусству. Он учился по вечерам, а днём работал коммерческим художником и техническим иллюстратором. Его первые занятия живописью состояли в копировании мастеров XIX века.
В 1911 году в Нью-Йорке открылся анархистский «Центр Феррера». Рэй стал одним из первых его студентов и учился у художников «школы мусорных вёдер» Роберта Генри и Джорджа Беллоуза. Здесь он добился быстрых успехов. Он также вошёл в круг модернистов галереи «291» Альфреда Стиглица и Эдварда Стайхена.
Армори-шоу
В 1913 году Рэй посетил Армори-шоу, известное как Международная выставка современного искусства. Это событие впервые познакомило широкую американскую публику с европейским современным искусством. На выставке были представлены импрессионизм, фовизм и кубизм. Абстрактная картина Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств Филадельфии) вызвала бурю негодования у консервативной публики.
Работы, представленные на Армори-шоу, оказали на Рэя глубокое влияние. Он начал экспериментировать с абстрактным искусством, в частности с кубизмом. Кроме кубистских картин, он создавал цветовые абстракции, «аэрографии» (картины, выполненные с помощью аэрографа) и ассамбляжи из найденных объектов. В 1915 году Рэй завязал дружбу с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа и провёл свою первую персональную выставку, где показал новые рисунки и масляные картины.
В 1916 году он создал свою первую значимую картину «Танцовщица на верёвке сопровождает себя своими тенями» (1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта красочная абстрактная работа, вдохновлённая «Обнажённой» Дюшана, символизирует художника, рискующего потерять творческий баланс. По словам Рэя, «тени» на картине возникли случайно, когда он заметил, как обрезки цветной бумаги сложились в абстрактные узоры, которые он и перенёс на холст.
Нью-Йоркский дада
Жажда экспериментов привела Рэя к тому, что в 1920–1921 годах он вместе с Дюшаном и Пикабиа стал соучредителем нью-йоркского отделения дадаизма. Серьёзные творческие инновации этого движения скрывались за ироничным юмором. Он также основал журнал «New York Dada». Кроме того, Рэй сотрудничал с Кэтрин Драйер и Дюшаном в создании «Société Anonyme» — ассоциации, продвигавшей современное искусство в Америке и подготовившей почву для создания Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В 1920 году Рэй помог Дюшану создать первую работу в жанре кинетического искусства — вращающуюся конструкцию из стеклянных пластин. Однако, разочарованный медленным признанием модернизма в Нью-Йорке, Рэй заявил: “Дада не может жить в Нью-Йорке. Весь Нью-Йорк — дада, и он не потерпит конкурента”.
Париж
В 1921 году Ман Рэй переехал в Париж, где прожил следующие 20 лет. Он быстро познакомился со многими художниками и фотографами, включая Эжена Атже. Рэй стал влиятельным членом международного круга сюрреалистов и дадаистов, в который входили Рауль Хаусман, Джон Хартфилд, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Андре Бретон и Пабло Пикассо.
В том же году на его первой персональной выставке в Париже был показан один из самых известных образцов джанк-арта — «Подарок». Рэй создал объект за несколько часов до открытия, приклеив ряд мебельных гвоздей к подошве утюга. «Подарок» привлёк большое внимание и к концу вечера «исчез». Другие известные работы этого периода — «Загадка Исидора Дюкасса» (1920) и «Неуничтожимый объект» (1923).
Наиболее известная картина Рэя за время его пребывания в Париже — «Время-Обсерватория» (1934, частная коллекция), изображающая огромные парящие в небе губы. Его значимые скульптурные работы этого периода включают «Эмак Бакия» (1927, частная коллекция) и «Метроном (Объект для уничтожения)» (1932, Кунстхалле, Гамбург).
Фотография
Ман Рэй случайно открыл новую форму пикториализма — то, что он назвал рейограммой, а другие — фотограммой. Это изображение, созданное без камеры путём размещения предметов непосредственно на светочувствительной бумаге с последующим её экспонированием. Открытие произошло, когда в фотолаборатории один лист фотобумаги случайно оказался засвечен. Рэй из досады положил на него стеклянную воронку и несколько других предметов, а затем включил свет. Результатом стали загадочные силуэты и искажённые формы, которые идеально соответствовали эстетике дадаизма.
Вместе со своей ассистенткой и возлюбленной Ли Миллер он усовершенствовал технику соляризации (эффект Сабаттье). Этот метод заключается в кратковременном засвечивании фотобумаги или плёнки во время проявки, что приводит к частичной инверсии изображения. В результате вокруг тёмных участков появляются характерные светлые контуры, а вокруг светлых — тёмные. Это придавало работам Рэя и Миллер уникальный, почти мистический вид.
Фотографии Рэя были минималистичными, часто ироничными или абсурдными. Он фотографировал большинство своих современников, включая Константина Бранкузи, Жоана Миро и Пабло Пикассо. Он также создавал эротические ню, например, знаменитую работу «Скрипка Энгра» (1924). В 1922 году Рэй опубликовал первую серию рейограмм в книге «Восхитительные поля» (фр. Les Champs délicieux).
В итоге Рэй стал известен как портретный фотограф, к которому выстраивались в очередь представители высшего общества. Он также был одним из первых модных фотографов, сотрудничая с журналами Harper’s Bazaar и Vogue. [Сравните с более поздней модной фотографией Ирвинга Пенна и Ричарда Аведона в 1950–60-х, а также с работами Энни Лейбовиц в 1990–2000-х].
Кинематограф
Ман Рэй также внёс значительный вклад в авангардный кинематограф, создав несколько фильмов, ставших классикой сюрреализма. Его первая лента, «Возвращение к разуму» (1923), была дадаистским коллажем из движущихся рейограмм, текстур и фрагмента обнажённого тела Кики де Монпарнас. Другие известные фильмы, такие как «Эмак Бакия» (1926), «Морская звезда» (1928) и «Тайны замка Костей» (1929), продолжали его эксперименты с иррациональными образами, двойной экспозицией и искажённой оптикой.
Возвращение в США и последние годы
В 1940 году Рэй вернулся в Америку, спасаясь от нацистской оккупации. Он поселился в Голливуде, где жил до 1951 года. Разочарованный прохладной реакцией американской публики на его искусство и скучая по творческой атмосфере Парижа, он вернулся во Францию, где и остался до конца своих дней. В Париже он продолжал заниматься фотографией, живописью, скульптурой и кино.
Ман Рэй умер в 1976 году в возрасте 86 лет. Его помнят за экспериментальный характер работ и важную роль в художественной революции XX века. Он похоронен на кладбище Монпарнас. На его надгробии высечена эпитафия: «Не озабочен, но не безразличен» (фр. Unconcerned, but not indifferent).
В обзоре визуальных искусств XX века журнал ARTnews включил Ман Рэя в число 25 наиболее влиятельных художников. Издание отметило его новаторство в работе с камерой и фотолабораторией, а также инновации в кино, скульптуре, коллаже, ассамбляже, живописи и концептуальном искусстве.
Работы Ман Рэя можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Другие фотографы ХХ века
Эдвард Уэстон (1886-1958)
Пол Стрэнд (1890-1976)
Уокер Эванс (1903-1975)
Анри Картье-Брессон (1908-2004)
Роберт Мэпплторп (1946-1989)
Джефф Уолл (р. 1946)
Синди Шерман (род. 1954)
Андреас Гурски (р. 1955).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?