Эдуард Мане:
художник-импрессионист читать ~11 мин.
Один из пионеров современного искусства, импрессионист Эдуар Мане (Édouard Manet) запечатлел парижскую жизнь в своих мерцающих картинах. Будучи связанным с движением реализма, он использовал модернистский подход, который был отвергнут французским художественным истеблишментом. Особое возмущение вызвали его женские обнажённые фигуры на картинах «Завтрак на траве» (1863, Музей Орсе) и «Олимпия» (1863, Музей Орсе).
В результате Мане стал знаменосцем для молодого поколения современных художников и одним из первых лидеров движения импрессионизма. Хотя он отказывался причислять своё творчество к этому направлению и не участвовал в парижских выставках импрессионистов, его уникальный стиль во французской живописи оказал влияние на многих современников и сыграл важную роль в развитии современного искусства. Его помнят прежде всего за жанровую живопись — сцены из парижских баров, кафе, скачек и кабаре, — а также за портретное искусство. В его работах отразились как радости городской жизни, так и чувство одиночества.
Среди его шедевров — «Музыка в Тюильри» (1862, Национальная галерея, Лондон), «Расстрел императора Максимилиана» (1867, Кунстхалле, Мангейм), «Завтрак в мастерской» (1868, Новая пинакотека, Мюнхен), «Балкон» (1868, Музей Орсе), «Портрет Берты Моризо» (1872, Музей Орсе), «Дорожные рабочие на улице Берн» (1878, Музей Орсе) и «Бар в ‘Фоли-Бержер’» (1882, Институт искусства Курто, Лондон).
Для анализа работ импрессионистов, таких как Эдуар Мане, см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Обучение
Мане родился в Париже в семье Огюста Мане, высокопоставленного чиновника Министерства юстиции. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, была дочерью дипломата и крестницей маршала Бернадота. Предполагалось, что Эдуар пойдёт по стопам отца и станет юристом, но он выбрал карьеру на флоте, однако с первой попытки провалил вступительные экзамены. В 1845 году по совету дяди Мане поступил на курсы рисования, где познакомился с Антоненом Прустом, который впоследствии стал министром изящных искусств и оставался его верным другом на всю жизнь.
С 1850 по 1856 год Мане изучал изящную живопись у академического художника Тома Кутюра, специалиста по традиционной крупноформатной исторической живописи. В этот период он также копировал в Лувре полотна старых мастеров, таких как Тициан, Франс Халс, Франсиско де Гойя и Диего Веласкес. В 1857 году он посетил Делакруа, чтобы получить разрешение на копирование его картины «Ладья Данте» в Люксембургском музее. Он также путешествовал в Гаагу и Флоренцию, где делал копии работ Тициана и Рембрандта. Его копии, по сути, были переложениями, в которых он стремился выявить структуру, отбрасывая детали. По словам его друга Антонена Пруста, Мане “постоянно искал мгновенный переход от тени к свету. Его воодушевляли светлые тени Тициана. Он был без ума от старых мастеров”.
Художник-модернист
В 1850-х годах, когда Мане только начинал свой творческий путь, сцены из повседневной городской жизни не считались в Париже достойными темами для живописи. Художники могли добиться успеха, лишь участвуя в официальной выставке Французской академии — ежегодном Салоне. Члены жюри придерживались строгой иерархии жанров, в которой историческая живопись и отточенная техника ценились превыше всего. Однако за последующие двадцать пять лет импрессионисты разрушили эти устаревшие представления академического искусства.
Мане, как и Эдгар Дега (1834–1917) и Анри Фантен-Латур (1836–1904), находился под сильным влиянием старых мастеров и стремился стать их истинным наследником в вопросах структуры и композиции. Однако его модернистская интерпретация классики оттолкнула от него многих представителей Французской академии изящных искусств. Тем не менее новое поколение французских художников высоко ценило его за свежий подход, стиль и выбор сюжетов. Он часто располагал цвета рядом, позволяя глазу зрителя смешивать их оптически, вместо того чтобы смешивать краски на палитре традиционным способом. Его мазки были свободными, из-за чего части холста иногда оставались не до конца покрытыми краской. Это давало критикам повод утверждать, что его работы выглядят «незавершёнными».
Мане стремился изображать повседневность: нищих, уличных певцов, строителей и модных дам, пьющих в кафе. Его вдохновляло новое искусство — фотография. Это влияние заметно в его композициях, где случайный прохожий может быть частично срезан краем холста, словно на спонтанном снимке. Например, в картине «Бар в ‘Фоли-Бержер’» в левом верхнем углу зеркала отражаются ноги акробата на трапеции. Такое было бы невозможно в тщательно выстроенной академической работе. После раннего периода творчества он редко обращался к религиозным или мифологическим сюжетам.
Споры на Парижском салоне
В 1859 году Мане представил на Салон свою картину «Любитель абсента» (Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген), но, несмотря на заступничество Делакруа, работа была отклонена. Однако на следующем Салоне в 1861 году его ждал успех: «Портрет родителей художника» (1860, Музей Орсе) и «Испанский гитарист» (1860, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) были тепло приняты и даже удостоились «почётного упоминания».
В это время он сблизился с поэтом Шарлем Бодлером, с которым познакомился двумя годами ранее. Творчество Мане стало живописным отражением эстетики Бодлера. Когда писатель провозгласил необходимость заменить условности художественной прозы реальностью настоящего, Мане сразу же откликнулся на этот призыв. Примером тому служит «Музыка в Тюильри» (1862, Национальная галерея, Лондон). Несмотря на свободу исполнения, зрителя поражает плотность вертикальных форм и то, как цилиндры мужчин группируются рядом с пышными платьями женщин. Картина написана крупными, чёткими цветовыми пятнами, усиленными несколькими яркими акцентами. Описание здесь подчинено зрительному ощущению, и Мане сознательно прибегает к некоторой степени искажения. Это произведение можно с большим основанием считать первой современной картиной, чем другие, более знаменитые его работы.
«Салон отверженных» и скандальная слава
К 1863 году жюри официального Салона стало настолько консервативным, что отвергло более половины представленных работ — около 3000 картин. Возмущение в артистических кругах было так велико, что в дело вмешался сам император Наполеон III. Он распорядился организовать альтернативную выставку для отвергнутых полотен, которая вошла в историю как «Салон отверженных». Именно здесь Мане представил публике свой «Завтрак на траве». Картина вызвала грандиозный скандал не только из-за смелой техники, но и из-за сюжета: нагая женщина в компании двух полностью одетых мужчин дерзко смотрела прямо на зрителя, нарушая все каноны приличия.
Когда два года спустя в официальном Салоне была выставлена его «Олимпия» (1863, Музей Орсе) — работа, вдохновлённая «Обнажённой махой» Гойи и «Венерой Урбинской» Тициана, — критики советовали беременным женщинам воздержаться от её просмотра, чтобы не испытать шок. Эта богиня не была окутана мифологической аурой — она была обычной женщиной, которая неумолимо смотрела на зрителя, пока её служанка приносила цветы от поклонников. Мане играл на социальных и расовых коннотациях того времени: темнокожая служанка, полностью одетая, символизировала необузданную сексуальность, в то время как белая куртизанка была вызывающе обнажена. Публика сочла сцену крайне неудобной.
Лидер группы импрессионистов
Шок и новаторство искусства Мане вызывали скандал с появлением каждой новой работы. Но молодые художники, включая Клода Моне (1840–1926), Огюста Ренуара (1841–1919), Камиля Писсарро (1830–1903), Альфреда Сислея (1839–1899) и Поля Сезанна (1839–1906), устали от официального искусства. Они увидели в творчестве Мане долгожданный импульс к обновлению и признали его своим знаменосцем, хотя сам художник неохотно принял эту роль. Все они испытали на себе влияние его внимания к цвету и световым эффектам.
Мане также подружился с импрессионисткой Бертой Моризо, которая убедила его попробовать пленэрную живопись, с которой её познакомил Камиль Коро (позже она стала женой брата Мане). (Примечание: для большего знакомства с импрессионистским идиомом смотрите: Характеристики импрессионистской живописи 1870–1910.) Клод Моне высоко ценил в Мане именно те качества, за которые его порицали критики: спонтанную работу кистью, отказ от полутонов и пренебрежение гладкой моделировкой.
Несмотря на то что Мане считали лидером формирующейся группы, он не хотел активно участвовать в их выставках. Отчасти потому, что не желал быть связанным с одним направлением, а отчасти потому, что его консервативная сторона всё ещё стремилась к признанию на официальном Салоне.
После «Завтрака на траве» и «Олимпии» он создал ряд совершенно иных по духу композиций. Темы включали испанские сюжеты, морские сцены, уличные виды, а также мифологические, современные исторические и религиозные сюжеты. Среди них «Лола из Валенсии» (1862), «Морской бой ‘Кирсаржа’ и ‘Алабамы’» (1864), «Скачки в Лоншане» (1864) и даже натюрморты, например «Пионы в вазе» (ок. 1864, Музей Орсе).
Дальнейшие работы
1868 год ознаменовался завершением «Завтрака в мастерской» (1868, Новая пинакотека, Мюнхен) и «Балкона» (1868, Музей Орсе), на котором изображена Берта Моризо, ставшая его моделью для нескольких портретов. Однако в том же году Салон отклонил ряд его работ, включая «Флейтиста» (1866, Музей Орсе). Возмущённый предвзятостью жюри, писатель Эмиль Золя выступил в защиту Мане в серии статей для газеты L’Événement. В знак благодарности художник написал «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсе).
Как уже отмечалось, Мане, часто находясь в обществе импрессионистов, отказывался открыто их поддерживать. Однако после 1872 года он сблизился с Моне и Ренуаром. В результате его картина «За кружкой пива» (1873, Художественный музей Филадельфии), принятая на Салон 1873 года, была воспринята как уступка. В работе «Клод Моне в своей лодке-студии» (1874, Новая пинакотека, Мюнхен) он последовал импрессионистской практике письма на открытом воздухе, что дало превосходные результаты.
Для более детального ознакомления см. Ранняя история импрессионизма и нашу статью Импрессионизм, истоки и влияния. Для информации о техниках живописи смотрите: Развитие импрессионистской живописи.
Это общение помогло ему осветлить палитру, и наступил период его самых ярких шедевров, включая «Железная дорога» (1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Аржантёй» (1874, Музей изящных искусств, Турне) и «Семья Моне в саду» (1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Но в 1874 году, когда его друзья организовали первую официальную выставку импрессионистов, Мане не принял в ней участия, оставив Моне в качестве главной фигуры группы.
Финальные работы
Под влиянием натурализма Золя Мане создал ряд полотен, включая «Нана» (1877, Гамбургский кунстхалле), «Официантка» (1878, Национальная галерея, Лондон) и «Бар в ‘Фоли-Бержер’» (1882, Институт искусства Курто, Лондон). В этих работах выражение зрительных ощущений доведено до предела. В некоторых из них можно говорить об отмене сюжета — настолько блестяще и импровизационно передана атмосфера и мимика лиц. (См. также: Лучшие импрессионистские картины.)
«Бар в ‘Фоли-Бержер’», выставленный на Салоне 1882 года, позволил ему передать, не без лёгкой грусти, очарование быта Монмартра, к которому он давно был привязан. К этому времени он был вынужден жить в своём доме в Рюэе, болен, и писал в основном виды сада или натюрморты с цветами. Его навещали подруги, чьи изящные портреты он создавал пастелью. Он умер в Париже в возрасте 51 года от нелеченного сифилиса, которым заразился в молодости. Из-за гангрены ему ампутировали ногу, но он скончался через несколько дней после операции. Прах Мане покоится на кладбище Пасси в Париже.
Репутация художника
Хотя при жизни Мане не получил широкого признания, его репутация начала расти в последние годы. В 1881 году, благодаря усилиям его друга Антонена Пруста, ставшего министром изящных искусств, художник был награждён орденом Почётного легиона. Сегодня Мане считается одним из величайших художников современного искусства. Он был плодовитым мастером, оставившим после себя более 400 картин маслом и бесчисленное количество акварелей и пастелей. Как мастер иллюстрации он создал работы для перевода Малларме поэмы Эдгара Аллана По «Ворон» и его знаменитого стихотворения «Послеполуденный отдых фавна». Он также написал «Портрет Стефана Малларме» (1876, Музей Орсе), который, несмотря на небольшой размер, считается одним из его шедевров.
Избранные картины
Картины Эдуара Мане хранятся в лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Орсе в Париже. Ниже приведён краткий список его величайших работ.
Музыка в Тюильри (1862) Национальная галерея, Лондон.
Завтрак на траве (1863) Музей Орсе, Париж.
Олимпия (1863) Музей Орсе.
Флейтист (1866) Музей Орсе.
Расстрел императора Максимилиана (1867) Кунстхалле, Мангейм.
Завтрак в мастерской (1868) Новая пинакотека, Мюнхен.
Балкон (1868) Музей Орсе.
Чтение (Портрет Сюзанны Леенхофф) (1868) Музей Орсе.
Портрет Берты Моризо (1872) Музей Орсе.
Мадам Мане на голубом диване (1874) Музей Орсе.
Портрет Стефана Малларме (1876) Музей Орсе.
Дорожные рабочие на улице Берн (1878) Музей Орсе.
Бар в «Фоли-Бержер» (1882) Институт искусства Курто, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?