Марк Шагал:
еврейско-русский художник читать ~9 мин.
Марк Шагал — один из ключевых представителей художественного авангарда XX века. Художник еврейского происхождения, он прославился как мастер, работавший в различных техниках: живопись, книжная иллюстрация, керамика, витражи, гобелены и печатная графика.
В своём творчестве Шагал сочетал мотивы традиционного еврейского искусства с достижениями западной и восточной культур, библейскими сюжетами и отражением событий русской истории. За долгую карьеру он освоил и переосмыслил множество стилей: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, символизм и сюрреализм, создав на их основе свой уникальный художественный язык. Значение его наследия подтверждается регулярными выставками по всему миру. Работы Шагала относят к величайшим достижениям искусства XX века, а их репродукции широко доступны в виде постеров.
Анализ работ еврейских народных художников, подобных Марку Шагалу: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние годы
Марк Захарович (изначально Моисей Хацкелевич) Шагал (идиш: מאַרק שאַגאַל) родился в хасидской еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска, входившего в состав Российской империи. Именно благодаря усилиям матери, Фейги-Иты, он смог избежать предопределённой бедности и развить свой художественный талант. Она добилась зачисления сына в городское училище, куда доступ евреям был ограничен, и нашла средства на уроки рисования и музыки.
Во время учёбы Шагал познакомился с известным витебским художником Иегудой Пэном, который в 1906 году взял его в свою Школу живописи и рисунка. Пэн разглядел в юноше большой потенциал и убедил его продолжить образование в столице. В 1907 году Шагал вместе с другом Виктором Меклером переехал в Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург
В столице он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где совершенствовал мастерство под руководством Николая Рериха. В 1908 году Шагал перешёл в частную школу Елизаветы Званцевой. Там его наставником стал Лев Бакст, будущий художественный руководитель Сергея Дягилева и его знаменитого «Русского балета». (Подробнее смотрите: Русская живопись, XIX век).
Одно из ранних произведений этого периода — «Портрет сестры Маряськи» (1907). В последующие годы он создал такие работы, как «Сидящая красная обнажённая» (1908), «Автопортрет с кистями» (1909), «Свадьба» (1909) и «Рождение» (1910). В 1909 году, во время поездки в родной город, 22-летний Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью ювелира. Несмотря на её юный возраст (ей было 14 лет), между ними возникла глубокая привязанность, но обстоятельства разлучили их, и Шагал вернулся в Петербург.
Первый парижский период
В 1910 году при финансовой поддержке мецената Максима Винавера Шагал отправился в Париж — центр мирового искусства. Поначалу город произвёл на него неоднозначное впечатление, но вскоре он познакомился с другими художниками-эмигрантами, такими как Василий Кандинский, Хаим Сутин и скульптор Осип Цадкин. Он также вошёл в круг французской богемы, где общался с поэтом Гийомом Аполлинером, а также с художниками Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Робертом Делоне.
Шагал активно изучал новейшие течения: импрессионизм, пуантилизм и фовизм. Он стал свидетелем становления кубизма, что отразилось в его картинах «Я и деревня» (1911), «Поэт, или Полчетвёртого» (1911) и «Адам и Ева» (1912). Однако ни одно из направлений не увлекло его полностью. Художник начал вырабатывать собственный уникальный стиль, сочетая экспрессию, символы и образы из воспоминаний о жизни в еврейском местечке.
В парижский период окончательно сформировался узнаваемый мир образов Шагала. Летающие влюблённые, скрипач на крыше, животные с человеческими глазами, парящие над Витебском, стали сквозными мотивами его творчества. Эти символы, навеянные еврейским фольклором и личными воспоминаниями, позволили художнику передавать сложные философские и нравственные идеи через призму поэтической фантазии.
Примеры ранних парижских полотен Шагала: «Посвящение моей невесте» (1911), «Интерьер II» (1911), «Пьющий солдат» (1911–12), «Торговец скотом» (1912) и «Скрипач» (1912–1913). Подробнее о связях Шагала с ранним экспрессионизмом можно узнать в статье «История экспрессионистской живописи» (ок. 1880–1930).
В период с 1910 по 1914 год Шагал неоднократно выставлялся в весеннем и осеннем Салонах и в Салоне Независимых. В 1914 году Херварт Вальден, владелец известного журнала и галереи Der Sturm («Буря»), организовал первую персональную выставку Шагала в Берлине, которая имела большой успех. (Примеры немецкого экспрессионизма см. в статье «Экспрессионистские картины».)
Пребывание Шагала в Париже не позволило ему участвовать в двух крупных московских выставках, организованных группами «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). Однако по возвращении он выставлялся с объединением «Мир искусства».
Первая мировая война: возвращение в Россию
После успешной выставки в галерее Der Sturm Шагал поехал в Россию, но из-за начала Первой мировой войны в августе 1914 года оказался отрезан от Европы. Он поселился в Витебске, где в 1915 году женился на Бёлле. В 1916 году у них родилась дочь Ида, и вскоре семья переехала в Петроград. Художник продолжал работать, создав ряд реалистичных картин, таких как «Молящийся еврей» (1914), «Автопортрет» (1914), а также жанровые сцены: «Смоленская газета» (1914), «Окно на даче» (1915), «День рождения» (1915), «Белла в белом воротничке» (1917) и «Ворота кладбища» (1917).
В Петрограде он увлёкся примитивизмом, а также лучизмом Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, что проявилось в работе «Праздник кущей (Суккот)» (1916). Позже он экспериментировал с супрематизмом в картинах «Крестьянская жизнь» (1917) и «Композиция с кругами и козой» (1920). В то же время на него повлияло искусство Ренессанса, что отразилось в таких работах, как «Прогулка» (1917) и «Двойной портрет с бокалом вина» (1917–1918).
Комиссар по делам искусств
После Октябрьской революции 1917 года Шагала назначили комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Он организовывал выставки и открывал художественные музеи, пригласив в город таких авангардистов, как Казимир Малевич и Эль Лисицкий. Однако, не склонный к административной работе, он сложил с себя полномочия в 1920 году и переехал в Москву. Там он преподавал, создавал декорации для Еврейского камерного театра и выполнял настенные росписи. Вскоре советская культурная политика стала более жёсткой, и авангардное искусство уступило место соцреализму. В 1922 году Шагалу разрешили эмигрировать, и он навсегда покинул страну, которую не увидит вновь почти полвека.
Снова в Европе
Уладив дела с Хервартом Вальденом в Берлине, где он также завершил автобиографию «Моя жизнь», Шагал переехал в Париж. Там маршан Амбруаз Воллар заказал ему иллюстрации к «Мёртвым душам» Николая Гоголя. Для семьи Шагала наступил период стабильности и процветания. Мрачные тона его российских работ сменились яркой палитрой, что отражено в картинах «Водопой» (1925), «Крестьянская жизнь» (1925), «Белла в Мурийоне» (1926) и «Влюблённые в сирени» (1931).
Как признанный мастер «Парижской школы», он провёл несколько персональных выставок в Париже, включая крупную ретроспективу в 1924 году, а также первую выставку в Нью-Йорке. В 1930-е годы художник много путешествовал, посетив Палестину, Голландию, Испанию, Польшу и другие страны. Этот спокойный период был прерван усилением нацизма в Германии, где картины Шагала были отнесены к «дегенеративному искусству» (Entartete Kunst). Его художественным ответом стала картина «Одиночество» (1933).
Другими значимыми работами предвоенного периода стали «Революция» (1937) и шедевр «Белое распятие» (1938) — глубоко трогательное изображение общности христианства и иудаизма через сочетание образа распятого Христа с мотивами еврейских погромов. Тревожное настроение эпохи передаёт и полотно «Три свечи» (1938–1940).
Вторая мировая война и эмиграция
После вторжения Германии во Францию Шагал с семьёй бежал на юг страны. Несмотря на арест властями режима Виши, благодаря вмешательству США ему удалось освободиться и в июне 1941 года переехать в Америку. Он провёл там пять лет, в основном в Нью-Йорке. Работы этого периода, такие как «Одержимость» (1943) и «Свадебные свечи» (1944), отражают его тревогу о судьбе европейского еврейства. Тогда же он написал ещё один шедевр — «Жонглёр» (1943).
Смерть Беллы
В 1944 году Шагал пережил личную трагедию: Белла умерла от вирусной инфекции. Потрясённый утратой любимой жены и музы, художник почти на год прекратил работать. В 1946 году он познакомился с Вирджинией Хаггард Макнил, отношения с которой помогли ему вернуться к творчеству.
Возвращение во Францию
Вернувшись в Париж в 1948 году, он наконец закончил картину «Падающий ангел» (1923–1947), над которой работал почти четверть века. В 1950 году в поисках уединения он переехал на Лазурный Берег. В 1952 году, после расставания с Вирджинией, Шагал женился на Валентине (Ваве) Бродской, которая создала для него уединённую жизнь в их новом доме в Провансе.
Витражное искусство
В поздний период творчества Шагал открыл для себя монументальное искусство, в особенности витражи. Восприняв идею своей жены Валентины, он начал создавать эскизы для католических и протестантских храмов. Среди его знаменитых работ — витражи для собора Святого Стефана в Меце (1958), церкви Фраумюнстер в Цюрихе (1972), Реймсского собора (1974) и церкви Всех Святых в Тюдли, Англия (1978).
Вершиной его работы со стеклом считается цикл «Двенадцать колен Израилевых» (1962) для синагоги при медицинском центре «Хадасса» в Иерусалиме. Для каждого из двенадцати окон, символизирующих сыновей Иакова, художник нашёл уникальное цветовое и композиционное решение. Шагал разработал особую технологию, при которой пигмент наносился непосредственно на стекло, что позволяло достичь невероятной глубины и сияния цвета.
Кроме религиозных зданий, Шагал выполнял заказы на оформление светских учреждений. Он создал мозаичные панно и гобелены для здания израильского парламента (Кнессета) и расписал плафон парижской Оперы Гарнье (1964).
Поздний период и признание
В 1950-е годы Шагал много путешествовал, посещая Святую Землю, Англию, Грецию, США и другие страны. К этому времени он был признан одним из величайших художников современности. В 1973 году, по приглашению советского правительства, Шагал впервые посетил СССР с момента эмиграции. Министерство культуры и Государственная Третьяковская галерея организовали крупную выставку его работ.
Последние работы Шагала просты, но чрезвычайно выразительны, что видно на полотнах «Падение Икара» (1975) и «Большой парад» (1979–80). В 1977 году правительство Франции удостоило его высшей награды — Большого креста ордена Почётного легиона. Марк Шагал умер в 1985 году в Сен-Поль-де-Вансе, Прованс. По настоянию его дочери Иды, на похоронах была прочитана еврейская поминальная молитва кадиш.
Коллекции
Работы Марка Шагала находятся в коллекциях ведущих музеев мира, включая Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Тейт Модерн в Лондоне. В Ницце (Франция) расположен созданный при жизни художника Национальный музей Марка Шагала. Картина «Синагога в Цфате» (1931) хранится в Музее Израиля в Иерусалиме.
- Спектакль «Элинор и её мужчины» завершает фестиваль «Vasara-2013»
- Топ-15 скинов на Glock-18 в CS2: лучшие скины, цены и гайд по выбору
- В спектакле «Контрабас» единственную роль играет Константин Хабенский
- Открывшийся в 24-й раз фестиваль «Балтийский дом» посвящён юбилею Шекспира
- «Пересмешник» Кэтрин Эрскин, краткое содержание
- Керамогранит и плитка: в чём разница и что выбрать?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?