Макс Эрнст:
сюрреалист, муж Пегги Гуггенхайм читать ~6 мин.
Авангардный немецкий живописец, скульптор, график и поэт Макс Эрнст (Max Ernst), наряду со своим другом Жаном Арпом (1886–1966), был сооснователем кёльнского отделения дадаизма, а позже стал одним из ключевых участников движения сюрреализма. Не имея формального образования в области живописи или скульптуры, он обратился к искусству с целью изобразить на холсте фантастических существ из своих детских воспоминаний. Будучи плодовитым и экспериментальным художником, Эрнст разработал несколько новаторских техник, включая фроттаж, граттаж и декалькоманию, что привело к созданию уникальных произведений.
Среди его самых известных картин XX века — «Слон Целебес» (1921, Галерея Тейт), «Ubu Imperator» (1923, Центр Помпиду), «Одеяние невесты» (1940, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция) и «Европа после дождя II» (1940–1942, Уодсворт Атенеум, Хартфорд). Являясь одной из центральных фигур современного искусства начала XX века, Эрнст оказал влияние на поколение сюрреалистов, включая Сальвадора Дали (1904–1989), Ива Танги (1900–1955), а также на представителей Нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма.
Ранние годы
Начало карьеры
Эрнст родился недалеко от Кёльна в 1891 году. Его отец был учителем и известным художником-любителем. В 1909 году Эрнст поступил в Боннский университет для изучения философии и истории искусства, но параллельно занимался живописью. Через год он решил полностью посвятить себя искусству и оставил учёбу, так и не получив формального художественного образования. В 1911 году он вступил в объединение либерально настроенных художников Das Junge Rheinland, где познакомился с Августом Маке, одним из пионеров немецкого экспрессионизма.
Благодаря Маке Эрнст познакомился с участниками группы «Синий всадник» и в 1913 году выставлялся вместе с Кандинским, Клее, Шагалом и Делоне в знаменитой берлинской галерее «Штурм», основанной Гервартом Вальденом (1879–1941). В этот период на его творчество влияли символист Макс Клингер (1857–1920), группа «Синий всадник» и футуризм. Его сюжеты были фантастическими, сновидческими и причудливыми.
Ещё в студенческие годы Эрнст увлёкся психологией и психиатрией, проявляя особый интерес к творчеству душевнобольных. Это увлечение, наряду с интересом к искусству примитивных культур, заложило основу для его будущих сюрреалистических поисков, в которых он стремился проникнуть в глубины подсознания.
Дада
В начале Первой мировой войны Эрнст познакомился с Жаном Арпом; их дружба продолжалась всю жизнь. Эрнст был призван в армию, но продолжал рисовать. Через Арпа он познакомился с идеями дадаизма — антивоенного и антихудожественного течения, основанного в Цюрихе в 1916 году Тристаном Тцара (1896–1963) и другими. Дадаисты стремились высмеять бессмысленность современного мира.
В 1920 году Эрнст, Арп и художник Альфред Грюнвальд, следуя примеру берлинских дадаистов, таких как Рауль Хаусман (1886–1971) и Джон Хартфилд (1891–1968), создали кёльнское отделение дадаизма. В 1919 году Эрнст выпустил серию литографий «Fiat Modes», в которых ощущалось влияние Джорджо де Кирико. Работая в разных техниках — масляная живопись, гуашь, перо и тушь, коллаж — он создавал сатирические композиции, например, «Маленькая машина, сконструированная самим Минимаксом Дадамаксом» (1920, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Сюрреализм
Переход к сюрреализму был для Эрнста естественным. Его привлекали темы снов и гипноза, а также вдохновляли метафизические картины де Кирико. В 1925 году Эрнст участвовал в первой выставке сюрреалистов в парижской Galerie Pierre. Андре Бретон, главный теоретик группы, утверждал, что сюрреализм — это революционное движение. Оно распространилось по всему миру, затронув не только изобразительное искусство, но и литературу, кино и философию. Среди его участников были Сальвадор Дали, Рене Магритт, Альберто Джакометти и Ман Рэй.
Изобретение новых техник
В поисках способов обойти сознательный контроль и обратиться к подсознанию, следуя идеям автоматизма в искусстве, Эрнст разработал несколько новаторских техник. В 1925 году он изобрёл фроттаж (от французского «frotter» — «тереть»). Эта техника заключается в натирании карандашом листа бумаги, положенного на текстурированную поверхность. Полученные отпечатки служили отправной точкой для создания фантастических образов.
Вскоре он перенёс этот принцип в живопись, создав технику граттаж (от французского «gratter» — «скрести»). Художник наносил на холст слои краски, затем прикладывал его к рельефной поверхности и соскребал верхние слои, создавая неожиданные текстуры. Примеры этой техники можно увидеть в его сериях «Леса» и «Города», таких как картина «Лес и голубь» (ок. 1927, Галерея Тейт).
Эрнст также экспериментировал с декалькоманией — техникой, при которой жидкая краска переносится с одной поверхности на другую. Этот метод позволяет создавать причудливые, ветвящиеся узоры, напоминающие природные формы. В 1926 году Эрнст сотрудничал с Жоаном Миро над созданием декораций для Сергея Дягилева и его Русского балета. (См. также автоматизм Андре Масона, одного из влиятельных представителей Парижской школы).
1930-е годы
В 1930-е годы образы в произведениях Эрнста стали более мрачными, отражая его тревогу из-за политической ситуации в Европе. На его полотнах появились монстры и скелетоподобные города. Он вернулся к масляной живописи, создав такие работы, как «Сад-ловушка для самолётов» (1935, Центр Помпиду) и «Ангел очага и дома» (1937, частная коллекция). В 1938 году коллекционер Пегги Гуггенхайм приобрела несколько его картин для своего нового музея в Лондоне.
Романы-коллажи
В 1929 году Эрнст издал свой первый роман-коллаж «La Femme 100 Têtes». Название содержит игру слов: «Женщина со 100 головами» или «Безголовая женщина». В этом и других романах-коллажах, включая «Неделя доброты» (1934), Эрнст преобразовывал старинные гравюры XIX века, создавая одни из самых оригинальных своих произведений.
Вторая мировая война и переезд в США
С началом Второй мировой войны Эрнста как подданного враждебного государства интернировали во Франции. Его возлюбленная, английская художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон, бежала в Испанию, где перенесла нервный срыв. В 1941 году при помощи Пегги Гуггенхайм Эрнст смог бежать в Нью-Йорк, и в следующем году они поженились. В Нью-Йорке он вместе с Марселем Дюшаном и Андре Бретоном редактировал сюрреалистический журнал VVV.
Америка: 1941–1953
В военные годы картины Эрнста становились всё более яркими и детализированными. Он усовершенствовал технику декалькомании, создавая причудливые формы, напоминающие морское дно или гниющую растительность. Он также экспериментировал с так называемой осцилляцией — примитивной формой живописи действия, раскачивая продырявленную банку с краской над холстом. Его жена, Пегги Гуггенхайм, стала одной из главных покровительниц Джексона Поллока.
В Америке Эрнст активно занялся скульптурой. Его самая известная скульптурная группа «Козерог» (1948) изображает монументальные, похожие на тотемы фигуры короля и королевы. В этих работах он сочетал элементы мифологии и природы, черпая вдохновение в искусстве коренных народов Америки. Брак с Гуггенхайм быстро распался, и в 1946 году он женился на американской художнице Доротее Таннинг на двойной свадьбе с Маном Рэем и Джульет Браунер.
Последние годы
К этому времени Эрнст был уже признанным художником. В 1948 году он опубликовал трактат «По ту сторону живописи». В 1953 году вместе с Доротеей Таннинг он переехал во Францию. В 1954 году его удостоили главного приза в области живописи на Венецианской биеннале, что стало официальным признанием его международного статуса. В 1958 году он получил французское гражданство. Его послевоенные работы отличались разнообразием техник и яркой палитрой. Эрнст скончался в Париже в 1976 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?