Макс Либерманн:
немецкий импрессионист читать ~4 мин.
Макс Либерман (нем. Max Liebermann) — выдающаяся фигура в немецком искусстве XIX века. Художник и график, он начал свой путь с решительного реализма, изображая представителей рабочего класса за трудом и на досуге, но наибольшую известность получил как один из главных представителей немецкого импрессионизма.
В ранних работах Либермана заметно влияние французского художника Жана-Франсуа Милле и немецкого реалиста Адольфа фон Менцеля. Его творчество не было свободно от противоречий и порой вызывало скандалы. Поселившись в Берлине в 1884 году, Либерман стал профессором в Академии художеств. Его имя оказалось связано с эстетикой fin-de-siècle как лидера радикальной группы Берлинского сецессиона, поддерживавшей новые течения в искусстве. В 1920 году он был избран президентом Прусской академии искусств, но в 1933 году под давлением нацистов был вынужден уйти в отставку.
Ранний период жизни и творчество
Макс Либерман родился в Берлине в семье еврейского промышленника. Он изучал право и философию в Берлинском университете, но затем посвятил себя искусству. После обучения у художника Карла Штеффека он поступил в Саксонско-Веймарскую художественную школу, где изучал живопись и рисунок. Учёба прервалась на время Франко-прусской войны (1870–1871), во время которой Либерман служил санитаром в ордене иоаннитов под Мецем.
Его первая выставленная картина, «Ощипывательницы гусей» (1872), своим простым реализмом разительно отличалась от модного тогда стиля бидермайер и романтизма. За это произведение критики прозвали его «апостолом уродства». Летом 1873 года Либерман отправился в Барбизон, деревню к югу от Парижа, ставшую центром пейзажной живописи натурализма. Там он познакомился с Жаном-Франсуа Милле, а также изучал работы Камиля Коро и Шарля Добиньи. Наибольшее влияние на него оказал Милле с его искренними сельскими сюжетами, что отразилось в таких работах Либермана, как «Рабочие на свекольном поле» (1876) и «Мастерская сапожника» (1881).
Реализм
В 1878 году, после поездок в Нидерланды, Либерман вернулся в Германию. Сначала он поселился в Мюнхене, а в 1884 году переехал в Берлин, где женился на Марте Марквальд (1857–1943) и прожил до конца своих дней. В этот период, под влиянием реализма Адольфа фон Менцеля, он сосредоточился на изображении сцен из жизни бедняков и рабочих. Его полотно «Прядильщицы льна» (1887) — это печальное, но не сентиментальное изображение монотонного крестьянского труда.
Реалистичный подход художника часто вызывал споры. Его картина «Двенадцатилетний Иисус в храме» (1879) была осуждена в Рейхстаге как «кощунственная» и «антихристианская», поскольку Иисус был изображён как обычный семитский мальчик, что шло вразрез с канонами. Несмотря на это, в 1884 году Либерман принял предложение стать профессором Берлинской академии художеств.
Импрессионизм и вилла на Ванзе
С 1890‑х годов Либерман всё больше увлекался импрессионизмом, особенно творчеством Эдуара Мане и Эдгара Дега. Он переключил внимание со сложных сюжетов на проблемы света и цвета, сосредоточившись на жанровой живописи. Вместе с Ловисом Коринтом и Максом Слефогтом он стал одним из трёх главных мастеров немецкого импрессионизма. При этом Либерман сохранял чёткую структуру композиции, не растворяя форму в оптических эффектах. В Берлине он также прославился как востребованный мастер светского портрета, восхищаясь работами Франца фон Ленбаха и Вильгельма Лейбля.
В 1909 году художник приобрёл участок на берегу озера Ванзе, где построил виллу, ставшую его летней резиденцией. Сад, спроектированный им самим, превратился в главный источник вдохновения для его поздних работ. Здесь было создано более 200 картин, на которых запечатлены цветущие террасы, аллеи и виды на озеро. Эти произведения, такие как «Аллея попугаев» (1902) и «Дом художника в Ванзе» (1926), являются яркими образцами его импрессионистического стиля, наполненного светом и атмосферой безмятежности.
Берлинский сецессион и поздние годы
В 1898 году в ответ на консерватизм официальных академий был основан Берлинский сецессион по примеру венского и мюнхенского объединений. Макс Либерман стал его первым президентом и возглавлял его до 1911 года. Среди его значимых работ этого периода — «Пивная в Бранненбурге» (1894), «Игроки в поло» (1902) и «Голландский пейзаж» (1912).
После прихода к власти нацистов в 1933 году Либерман ушёл со всех постов в знак протеста против антисемитской политики в искусстве. Он был подвергнут остракизму и умер в изоляции в своём берлинском доме в 1835 году. Его жена, Марта, в 1943 году, получив извещение о депортации в концлагерь Терезиенштадт, покончила с собой. Картины Макса Либермана сегодня хранятся в крупнейших музеях Европы, включая Старую национальную галерею в Берлине и Гамбургский кунстхалле.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?