Макс Слефогт:
немецкий импрессионист читать ~4 мин.
Макс Слефогт (нем. Max Slevogt; 1868–1932) — значимая фигура немецкого искусства рубежа XIX – XX веков. Наряду с Ловисом Коринтом (1858–1925) и Максом Либерманном (1847–1935) он входит в «триумвират» ведущих представителей немецкого импрессионизма. Хотя Слефогт мастерски владел пленэрной живописью, он никогда полностью не принимал свободную манеру письма и фрагментированные цвета французских импрессионистов, сохранив связь с реализмом круга Вильгельма Лейбля (1844–1900).
В отличие от более сдержанного в колорите Либерманна и экспрессивного Коринта, стиль Слефогта отличался лёгкостью и радостной, спонтанной манерой нанесения красок. Тематика его работ включала пейзажи, портреты (в том числе автопортреты) и жанровые сцены. Будучи талантливым пианистом, он, подобно Эдгару Дега (1834–1917), питал особый интерес к театру, что отразилось в знаменитой серии портретов португальского оперного певца Франсишку д’Андраде.
Художественное образование
Слефогт родился в Ландсхуте, Бавария, и с 1884 по 1890 год обучался в Мюнхенской академии изящных искусств. На раннем этапе его живопись была тёмной по колориту и находилась под влиянием Арнольда Бёклина и Вильгельма Трюбнера. Однако поездки за границу значительно расширили его художественные горизонты. В 1889–1890 годах он провёл год в парижской Академии Жюлиана, где познакомился с работами импрессионистов. Посещение крупной выставки Рембрандта в Голландии в 1898 году также произвело на него сильное впечатление.
Становление художника
В 1896 году Слефогт начал создавать карикатуры для мюнхенских сатирических журналов Simplicissimus и Jugend, который также популяризировал стиль югендстиль. Годом позже в Вене состоялась его первая персональная выставка. В 1899 году его картина «Даная», представленная на выставке Мюнхенского сецессиона, была сочтена оскорбительной, что, вероятно, повлияло на его решение покинуть город. Тем не менее, это не помешало арт-дилеру Паулю Кассиреру (1871–1926) выставлять и приобретать его работы.
В 1900 году Слефогт вновь отправился в Париж, где его произведения экспонировались в немецком павильоне на Всемирной выставке. На следующий год он присоединился к Берлинскому сецессиону и, после недолгого пребывания во Франкфурте, окончательно обосновался в столице Германии. В 1914 году он был избран членом Прусской академии искусств в Берлине и получил звание профессора. Позднее он также преподавал в Дрезденской академии.
Импрессионизм в театре и опере
Несмотря на сохранявшиеся в его творчестве элементы немецкого символизма и стиля ар-нуво, Слефогт всё увереннее осваивал техники импрессионизма. Его палитра стала яркой и светящейся, а мазок — спонтанным и плавным. Художник часто выбирал визуально насыщенные темы: экзотических животных, растения, но прежде всего — сверкающий мир театра и оперы. Его привлекали яркие костюмы и волшебная атмосфера сцены, что отвечало его музыкальным и артистическим наклонностям. Именно в Берлине он создал знаменитые портреты баритона Франсишку д’Андраде: «Белый д’Андраде» (1902) и «Красный д’Андраде» (1912).
Пейзажи и графическое наследие
Пейзаж занимал центральное место в творчестве Слефогта, особенно после приобретения им поместья Нойкастель в регионе Пфальц. Он многократно писал залитые солнцем виноградники и холмы, мастерски передавая изменчивое освещение и состояние природы. Поездка в Египет в 1914 году вылилась в создание серии из 21 полотна, написанного всего за два месяца. В этих работах художник запечатлел резкий свет и интенсивные краски североафриканской природы.
Кроме живописи, Слефогт был выдающимся графиком и иллюстратором. Он создал серии литографий к опере Моцарта «Волшебная флейта», «Сказкам 1001 ночи» и произведениям Фенимора Купера. Его энергичные и образные иллюстрации считаются важной частью его творческого наследия.
Во время Первой мировой войны Слефогт был официальным военным художником на Западном фронте. Пережитые впечатления привели его к более экспрессионистской манере письма. Примером может служить картина «Тигр в джунглях» (1917, Кунстхалле, Гамбург). (См. также: History of Expressionist Painting).
Поздние годы
После войны Слефогт вернулся к преподаванию. В 1924 году он создал сценографию для постановки оперы Моцарта «Дон Жуан» в Дрезденской государственной опере. К его 60-летию в 1928 году Прусская академия искусств организовала большую ретроспективную выставку. В 1931–1932 годах художник работал над монументальной фреской «Голгофа» для церкви Фриденскирхе в Людвигсхафене. По иронии судьбы, это произведение было уничтожено во время бомбардировок во Второй мировой войне. Слефогт скончался в 1932 году в Лайнсвайлере и был похоронен в семейном поместье Нойкастель.
Репутация
Творчество Слефогта отражает сложное переплетение художественных течений, формировавших искусство Германии на рубеже веков. Начав с традиций немецкого реализма, он перешёл к импрессионизму, а позднее искал большей свободы выражения в экспрессионизме. Эта эволюция делает его одной из ключевых, хотя и непростых для классификации, фигур в немецком искусстве начала XX века. Работы Макса Слефогта хранятся в крупнейших музеях Европы, включая Новую пинакотеку в Мюнхене, Галерею новых мастеров в Дрездене и Старую национальную галерею в Берлине.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?