Амедео Модильяни:
художник-экспрессионист читать ~10 мин.
Возможно, величайший из всех художников-экспрессионистов, итальянский художник Амедео Модильяни, трагически погибший в молодом возрасте, родился в Ливорно. В 21 год он приехал в Париж и в январе 1920 года, в возрасте 35 лет, умер в нищете от туберкулёза, усугублённого алкоголизмом и наркоманией. Он, несомненно, является одним из величайших портретистов XX века. Его легко узнаваемые портреты и женские ню, не оценённые по достоинству при жизни художника, сейчас продаются за десятки и даже сотни миллионов долларов.
Большую часть своей короткой творческой жизни Модильяни провёл в Париже, где дружил со многими представителями Парижской школы, включая Пабло Пикассо (1881-1973), Жоржа Руо (1871-1958), Хуана Гриса (1887-1927), Хаима Сутина (1893–1943) и Константина Бранкузи (1876-1957). В его творчестве также прослеживается сильное влияние Поля Сезанна (1839-1906). Хотя уникальный экспрессионистский стиль обеспечил Модильяни особое место в истории искусства, он почти всю свою карьеру боролся с творческими неудачами, бедностью и проблемами со здоровьем. Его поддерживали лишь арт-дилеры Поль Гийом и Леопольд Зборовский.
Легенда о Модильяни как о трагическом богемном художнике дополнилась после его смерти, когда его беременная возлюбленная Жанна Эбютерн покончила с собой. По слухам, уже на похоронах художника, не получившего признания при жизни, арт-дилеры начали договариваться о повышении цен на его картины.
Молодость
Амедео Клементе Модильяни родился в Ливорно, Тоскана, в еврейской семье. Его семья оказалась на грани нищеты после краха отцовского бизнеса и была спасена от полного разорения только благодаря местному закону, запрещавшему кредиторам изымать кровать беременной женщины. Мать Модильяни в то время была беременна им, и семья сложила на её кровати все самые ценные вещи. Амедео был особенно близок с матерью, которая обучала его на дому до десяти лет.
Он был болезненным ребёнком, перенёс плеврит и туберкулёз, который в конечном итоге и стал причиной его смерти. Когда ему было 11 лет, его мать написала в дневнике: “Характер ребёнка ещё настолько не сформировался, что я не могу сказать, что я о нём думаю. Он ведёт себя как избалованный ребёнок, но ему не недостаёт ума. Придётся подождать и посмотреть, что скрывается внутри этого кокона. Возможно, художник?”
Анализ работ таких экспрессионистов, как Модильяни, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Обучение
В 1898–1900 годах Модильяни учился у итальянского художника Гульельмо Микели, который специализировался на пейзажной живописи в технике пленэр, характерной для импрессионистов. Однако Модильяни не привлекала работа на открытом воздухе, он предпочитал рисовать в кафе. Даже когда учитель заставлял его писать пейзажи, он склонялся скорее к протокубизму, чем к традиционному стилю.
На самом деле, известно только три пейзажа, написанных Модильяни. Среди них «Деревья и дома» (1918-19, частная коллекция) и «Пейзаж» (1919, Galerie Karsten Greve, Кёльн). Обе картины были написаны на юге Франции после того, как Модильяни посетил жившего по соседству Огюста Ренуара (1841-1919).
В 1902 году он продолжил обучение в Scuola Libera di Nudo (Свободной школе обнажённого рисунка) во Флоренции, где увлёкся женским ню и рисунком с натуры. Кроме того, он посещал многочисленные музеи и церкви города, чтобы изучать искусство Возрождения у его истоков.
В 1903 году, во время очередного приступа туберкулёза, Модильяни переехал в Венецию, где поступил в Институт изящных искусств (Istituto di Belle Arti di Venezia). Он также посвятил много времени тщательному изучению венецианской живописи эпохи Возрождения, в том числе произведений Тициана и Тинторетто.
На биеннале 1903 и 1905 годов он познакомился с работами французских импрессионистов, а также со скульптурами Огюста Родена (1840-1917). Именно в Венеции его образ жизни стал более разгульным: он пристрастился к гашишу и алкоголю, ведя жизнь, характерную для богемы того времени. Любопытно, что сохранилось очень мало работ Модильяни, созданных им во Флоренции или Венеции.
Переезд в Париж
В 1906 году он уехал в Париж, где снял скромную мастерскую на Монмартре и начал заниматься фигуративной живописью в Академии Коларосси. Там он подружился с французским художником Морисом Утрилло (1883-1955), также страдавшим от алкоголизма. В течение первого года пребывания в столице Франции Модильяни сдерживал свою тягу к алкоголю, но вскоре, подавленный постоянной бедностью и отсутствием признания, вернулся к прежнему образу жизни. Он стал зависим от алкоголя и наркотиков и в порыве гнева уничтожил большинство своих ранних академических работ, назвав их “детскими безделушками, написанными, когда я был грязным буржуа”. Он разочаровался в академическом образовании, которое не принесло ему успеха.
В 1907 году он начал выставляться в Осеннем салоне и посетил большую ретроспективу Сезанна. Его живопись в этот период находилась под сильным влиянием Сезанна, а также художника-хроникёра жизни кабаре Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) и норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863-1944).
В 1908 году шесть портретов Модильяни были выставлены в Салоне Независимых, в том числе «Еврейка» (1908). В эти первые годы в Париже он был очень плодовит, иногда создавая до 100 рисунков в день. К сожалению, большинство из них были уничтожены им самим или подарены подругам, которые впоследствии их потеряли.
Скульптура
В 1909 году, благодаря знакомству с румынским скульптором Константином Бранкузи (1876-1957), Модильяни переключил своё внимание с масляной живописи на скульптуру. В то же время он увлёкся архаичным искусством, в частности африканской скульптурой (в основном масками), что проявилось в уплощённых, вытянутых лицах его скульптур, напоминающих примитивные маски. Примерами его пластического искусства этого периода являются известняковые статуи, такие как «Голова» (1911, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Каменная голова» (1911, Музей искусств Филадельфии) и «Голова» (1911-13, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). (См. также: Примитивизм/Примитивное искусство.)
В 1910 году Модильяни подружился с писателем Максом Жакобом, который познакомил его с начинающим арт-дилером Полем Гийомом (1891-1934). В период с 1914 по 1916 год Гийом был его единственным значительным покупателем.
В течение следующих трёх лет (1911-13) Модильяни сосредоточил большую часть своего внимания на скульптуре. Он также познакомился с талантливым скульптором-кубистом Жаком Липшицем (1891-1973) и англо-американским скульптором-примитивистом Джейкобом Эпштейном (1880-1959).
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Модильяни был освобождён от военной службы по состоянию здоровья. Именно в этот момент он вернулся к живописи, которая, как и его скульптура, находилась под влиянием африканского искусства. Многие из его лиц на полотнах теперь имели плоский, маскообразный вид с миндалевидными глазами.
Портреты и ню (1915-19)
Именно в период с 1915 по 1919 год Модильяни создал все свои величайшие портреты — работы, которые подтверждают его право считаться одним из лучших портретистов XX века. Он разработал свой уникальный стиль: вытянутые шеи, сжатые маленькие рты, миндалевидные, часто пустые глаза. Фон был нейтральным и лаконичным, но портреты тонко передавали индивидуальность каждой модели.
К портретам, написанным в 1915-16 годах, относятся: Моисей Кислинг (1915, Пинакотека Брера, Милан); Хаим Сутин (1915, Государственная галерея, Штутгарт); Поль Гийом (1916, Городская галерея современного искусства, Милан) и Макс Жакоб (1916, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф).
Он также написал портреты многих художников, в том числе Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу); Пабло Пикассо (1915, частная коллекция); Портрет Хуана Гриса (1915, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); Хаим Сутин за столом (1916-17, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Скульптор Липшиц и его жена (1916, Институт искусств Чикаго).
Он также создал несколько глубоко чувственных работ в жанре ню, в том числе «Сидящая обнажённая» (1916, Галереи Института Курто, Лондон). Некоторые знакомые художника утверждали, что он мог писать свои шедевры только под воздействием абсента.
Упадок
В апреле 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней студенткой Академии Коларосси Жанной Эбютерн, которая вскоре стала его возлюбленной и главной моделью. В декабре он провёл свою первую и единственную персональную выставку в галерее Берты Вейль, однако начальник парижской полиции, возмущённый откровенностью его работ в жанре ню, закрыл её уже через несколько часов.
В 1918 году из-за угрозы немецкого вторжения Модильяни и Жанна покинули Париж и уехали в Ниццу на Лазурный берег. Там он пытался продавать свои работы богатым туристам, но получал за каждую картину лишь несколько франков. Все заработанные деньги он быстро тратил на алкоголь и наркотики. В ноябре в Ницце Жанна родила дочь, которую также назвали Жанной. В конце года несколько работ Модильяни были включены в выставку в Париже, организованную арт-дилером Полем Гийомом.
В 1919 году ещё несколько работ художника были показаны на выставках в Лондоне, и некоторые из них были куплены английскими коллекционерами. В мае 1919 года он и Жанна Эбютерн вернулись в Париж, где он продолжал писать, но его алкогольные запои усилились. Тем временем Жанна снова забеременела. См.: Портрет Жанны Эбютерн (1918, Музей искусств Метрополитен). Модильяни снова выставлялся в Осеннем салоне, но его здоровье ухудшилось из-за очередного приступа туберкулёза.
24 января 1920 года Модильяни умер в парижской больнице Шарите. На следующий день Жанна Эбютерн, будучи на девятом месяце беременности, выбросилась из окна пятого этажа, покончив с собой. На их совместных похоронах на кладбище Пер-Лашез собралась огромная толпа. Позже в том же году в галерее Монтень в Париже прошла первая ретроспективная выставка работ Модильяни.
Репутация
Несмотря на то, что Модильяни был одним из самых выдающихся художников Парижской школы, он умер в нищете, проведя за всю жизнь лишь одну персональную выставку. Чтобы прокормиться, он часто расплачивался своими рисунками в кафе и ресторанах. Потребовалось несколько лет, чтобы истинная ценность его картин была признана, и с тех пор он стал героем девяти романов, одной пьесы и трёх фильмов.
Хотя при жизни он не добился коммерческого успеха, его значение сегодня не подвергается сомнению. Его примитивистский, но выразительный экспрессионистский стиль живописи оказал влияние на множество художников. Он остаётся величайшим итальянским экспрессионистом и одним из самых значимых и узнаваемых художников XX века. Сегодня его картины продаются за сотни миллионов долларов. Так, в 2015 году полотно «Лежащая обнажённая» было продано за 170,4 млн долларов, а в 2018 году другая работа из этой же серии ушла с молотка за 157,2 млн долларов. (См. также: Самые дорогие картины: топ-10.)
Величайшие картины Модильяни
Портреты и обнажённые натуры кисти итальянского гения Амедео Модильяни можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру. Вот небольшая подборка его величайших экспрессионистских картин, выбранных нашим редактором.
Величайшие ранние картины
Еврейка (1908) Частная коллекция.
Поль Александр на зелёном фоне (1909) Частная коллекция.
Нищий из Ливорно (1909) Частная коллекция.
Величайшие портреты
Пьеро (1915) Государственный художественный музей, Копенгаген.
Голова (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Жан Кокто (1916) Фонд Генри и Роуз Перлман, Нью-Йорк.
Поль Гийом (1916) Галерея современного искусства, Милан.
Поль Гийом (1916) Национальный музей современного искусства, Париж.
Макс Жакоб (1916) Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф.
Девочка в синем (1918) Частная коллекция.
Девочка с косичками (1918) Музей искусств города Нагоя.
Цыганка с ребёнком (1919) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Жанна Эбютерн в жёлтом свитере (1918-19) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Портрет Жанны Эбютерн (1919) Частная коллекция.
Величайшие обнажённые натуры
Сидящая обнажённая натурщица (1916) Галереи Института Курто, Лондон.
Обнажённая на синей подушке (1917) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Лежащая обнажённая (1917) Государственная картинная галерея, Штутгарт.
Стоящая обнажённая — Эльвира (1918) Художественный музей, Берн.
- Выставки по всему свету, фотолента 19.09
- Обзор выставок по всему миру, фотолента 28.10
- Жители Нью-Йорка смогут посещать выставки MoMA PS1 бесплатно целый год
- Виллем Клас Хеда: художник-натюрморт
- «Гарлемский переполох» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Моя сторона горы» Джин Крейгхед Джордж, краткое содержание
- «Интуиционист» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- Новый взгляд на борьбу с наркоманией и инновационные методы профилактики
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?