Амедео Модильяни:
художник-экспрессионист читать ~10 мин.
Возможно, величайший из всех художников-экспрессионистов, трагически погибший в молодом возрасте итальянский художник Модильяни родился в Италии, в 21 год приехал в Париж и умер в нищете от туберкулёза, усугублённого алкоголизмом и наркоманией, в январе 1920 года в возрасте 35 лет. Несомненно, один из лучших портретистов современности, чьи легко узнаваемые портреты и женские обнажённые натуры к сожалению, не были оценены при его жизни, а сейчас его работы продаются за десятки миллионов долларов.
Большую часть своей короткой творческой жизни он провёл в Париже, где дружил с несколькими членами Парижской школы, в том числе Пабло Пикассо (1881-1973), Жоржем Руо (1871-1958), Хуаном Гри (1887-1927), Хаимом Сутином (1893–1943) и Константином Бранкузи (1876-1957). В его творчестве также прослеживается сильное влияние Сезанна (1839-1906). Хотя его замечательный стиль экспрессионизма теперь гарантирует ему уникальное место в истории искусства, он провёл большую часть своей карьеры, борясь со стрессом неудач как художник (поддерживаемый только дилерами Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским), связанной с этим бедностью, а также проблемами со здоровьем, связанными с алкоголизмом, наркоманией и туберкулезом.
Легенда о Модильяни, трагическом богемном художнике, обогатилась вскоре после его смерти самоубийством его беременной подруги. Незамеченный при жизни, по слухам, уже на его похоронах арт-дилеры обсуждали совершенно новый уровень цен на его картины.
Молодость
Амедео Клементе Модильяни родился в Ливорно, Тоскана, в еврейской семье. Его семья впала в нищету после краха отцовского бизнеса и была спасена от полного разорения только благодаря местному закону, запрещающему кредиторам изымать кровать беременной женщины. Мать Модильяни была беременна им в то время, и семья сложила на кровати все, что смогла. Модильяни был особенно близок к матери, которая обучала его дома до 10 лет.
Он был болезненным ребёнком, перенёс плеврит и туберкулёз (который в конечном итоге унёс его жизнь). Когда ему было 11 лет, она написала в своём дневнике: “Характер ребёнка ещё настолько не сформировался, что я не могу сказать, что я о нём думаю. Он ведёт себя как избалованный ребёнок, но ему не недостаёт ума. Придётся подождать и посмотреть, что скрывается внутри этого кокона. Возможно, художник?”
Анализ работ таких экспрессионистов, как Модильяни, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Обучение
В 1898–1900 годах Модильяни учился у итальянского художника Гульельмо Микели, который специализировался на пейзажной живописи на пленэре, как и импрессионисты. Модильяни так и не приобщился к работе на пленэре. Вместо этого он предпочитал рисовать в кафе. Даже когда учитель заставлял его писать пейзажи, он склонялся скорее к протокубизму, чем к традиционному стилю.
На самом деле, известно только о трёх пейзажах, написанных Модильяни. Среди них «Деревья и дома» (1918-19, частная коллекция) и «Пейзаж» (1919, Galerie Karsten Greve, Кёльн), обе написанные на юге Франции после того, как Модильяни посетил уважаемого Ренуара (1841-1919), который жил по соседству.
В 1902 году он продолжил обучение в Scuola Libera di Nudo (Свободной школе обнажённого рисунка) во Флоренции, где у него проявилась страсть к женскому обнажённому телу и рисованию фигур. Кроме того, он посещал многие музеи и церкви города, чтобы изучать искусство Возрождения у его истоков.
В 1903 году, во время очередного приступа туберкулёза, Модильяни переехал в Венецию, где поступил в Институте изящных искусств Венеции ( Istituto di Belle Arti di Venezia ). Он также посвятил много времени тщательному изучению венецианской живописи эпохи Возрождения, в том числе произведений Тициана и Тинторетто.
На биеннале 1903 и 1905 годов он познакомился с творчеством французских импрессионистов, а также с скульптурами Родена (1840-1917). Именно в Венеции его образ жизни стал более разгульным, он начал курить гашиш, много пить и стал типичным богемным художником. Любопытно, что сохранилось очень мало работ Модильяни, созданных им в Венеции или Флоренции.
Переезд в Париж
В 1906 году он уехал в Париж, где снял скромную мастерскую на Монмартре и начал заниматься фигуральной живописью в Академии Колоросси, где он подружился с французским художником-алкоголиком Морисом Утрилло (1883-1955). В течение первого года пребывания в столице Франции он сдержал свою страсть к алкоголю, но вскоре, смущённый постоянной бедностью и отсутствием покровителей, вернулся к прежнему образу жизни. Он стал алкоголиком и наркоманом и в гневе уничтожил большинство своих ранних академических работ, назвав их “детскими безделушками, написанными, когда я был грязным буржуа”. Он возненавидел образование, которое принесло ему так мало успеха.
В 1907 году он начал выставляться в Осеннем салоне и посетил огромную ретроспективу Сезанна. Его живопись в это время во многом была обязана Сезанну, а также жанровому художнику кабаре Тулуз-Лотреку (1864-1901) и норвежскому экспрессионисту Эдварду Мунку (1863-1944).
В 1908 году шесть портретов Модильяни были выставлены в Салоне Независимых, в том числе «Еврейка» (1908). В эти первые годы в Париже он был очень плодовитым, иногда создавая до 100 рисунков в день. К сожалению, большинство из них были уничтожены им самим или подарены подругам, которые впоследствии их потеряли.
Скульптура
В 1909 году, благодаря новой дружбе с Константином Бранкузи (1876-1957), он переключил своё внимание с масляной живописи на скульптуру. В то же время он начал интересоваться племенным искусством, а также африканской скульптурой (в основном масками), что явно проявилось в плоских широких лицах его почти примитивных скульптур. Примерами его пластического искусства этого периода являются известняковые статуэтки, такие как «Голова» (1911, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Каменная голова» (1911, Музей искусств Филадельфии) и «Голова» (1911-13, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). (См. также: Примитивизм/Примитивное искусство.)
В 1910 году Модильяни подружился с писателем Максом Жакобом, который познакомил его с начинающим арт-дилером Полем Гийомом (1891-1934). В период с 1914 по 1916 год Гийом был его единственным значительным покупателем.
В течение следующих трёх лет (1911-13) Модильяни сосредоточил большую часть (хотя и не всю) своего внимания на скульптуре. Он также познакомился с талантливым кубистским скульптором Жаком Липшицем (1891-1973) и англо-американским скульптором-примитивистом Джейкобом Эпштейном (1880-1959).
В 1914 году, в начале Первой мировой войны, Модильяни был освобождён от военной службы по состоянию здоровья. Именно в этот момент он вернулся к живописи, которая, как и его скульптура, также находилась под влиянием африканского искусства. Многие из его лиц теперь имели плоский, маскообразный вид с миндалевидными глазами.
Портреты и ню (1915-19)
Именно в период с 1915 по 1919 год Модильяни создал все свои величайшие портретные картины — работы, которые подтверждают его право на звание одного из лучших портретистов XX века. Он разработал свой уникальный стиль: шеи его моделей были удлинёнными, рты сжатыми, глаза миндалевидными. Фон был нейтральным и лаконичным, но портреты передавали индивидуальность каждого модели.
Портреты, написанные в 1915-16 годах, включают: Моисей Кислинг (1915, Пинакотека Брера, Милан); Хаим Сутин (1915, Штатсгалерия, Штутгарт); Поль Гийом (1916, Galleria Civica d’Arte Moderna, Милан); и Макс Жакоб (1916, K.N.W. Westfalen, Дюссельдорф).
Он также написал портреты многих художников, в том числе Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу); Пабло Пикассо (1915, частная коллекция); Портрет Хуана Гриса (1915, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); Хаим Сутин за столом (1916-17, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Скульптор Липшиц и его жена (1916, Институт искусств Чикаго).
Он также создал несколько глубоко чувственных обнажённых натур, в том числе «Сидящая обнажённая» (1916, Галереи Института Курто, Лондон). Некоторые знакомые художника утверждали, что он мог писать свои шедевры только в состоянии алкогольного опьянения от абсента.
Упадок
В апреле 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней студенткой Академии Колоросси Жанной Эбютерн, которая вскоре стала его любовницей и музой. В декабре он провёл свою первую персональную выставку в галерее Берте Вейл, но начальник парижской полиции закрыл её через несколько часов, возмущённый его обнажёнными портретами.
В 1918 году из-за угрозы вторжения немецких войск Модильяни и Жанна покинули Париж и уехали в Ниццу на Лазурный берег. Там он пытался продавать свои работы богатым туристам, но за каждую картину получал всего несколько франков. Все деньги, заработанные на живописи, он быстро тратил на выпивку и наркотики. В ноябре Жанна Эбютерн родила дочь Модильяни. В конце года несколько работ Модильяни были включены в выставку в Фаубург-Сен-Оноре в Париже, организованную арт-дилером Полем Гийомом.
В 1919 году ещё несколько работ художника были показаны на нескольких выставках в Лондоне, и некоторые из них были скуплены английскими коллекционерами. В мае 1918 года он и Жанна Эбютерн вернулись в Париж, где он продолжал писать, но его алкогольные запои усилились. Тем временем Жанна снова забеременела. См.: Портрет Жанны Эбютерн (1918, Музей искусств Метрополитен). Модильяни снова выставлялся в Осеннем салоне, но заболел новым приступом туберкулеза.
24 января 1920 года Модильяни умер в парижской больнице Шарите. Он сжимал в руках свою беременную подругу, когда испустил последний вздох. На следующий день Жанна Эбютерн выбросилась из окна пятого этажа, убив себя и своего нерожденного ребёнка. На их похороны на кладбище Пер-Лашез собралась огромная толпа. Позже в том же году в галерее Монтень в Париже прошла первая ретроспективная выставка работ Модильяни.
Репутация
Несмотря на то, что Модильяни был одним из самых выдающихся художников Эколь де Пари, он умер в нищете, за всю жизнь проведя всего одну персональную выставку. Чтобы прокормиться, он раздавал свои работы. Потребовалось несколько лет, чтобы была признана истинная ценность его картин, и с тех пор он стал героем 9 романов, одной пьесы и трёх фильмов.
Несмотря на отсутствие материального успеха при жизни, его значение сегодня не подвергается сомнению благодаря примитивистскому, но выразительному экспрессионистскому стилю живописи, который оказал влияние на множество художников различных течений. Он остаётся величайшим из всех итальянских экспрессионистов и одним из величайших и наиболее знаковых художников XX века. Рекордная цена за картину Модильяни в настоящее время составляет 28 миллионов долларов. (См. также: Самые дорогие картины: топ-10.)
Величайшие картины Модильяни
Портреты и обнажённые натуры итальянского гения Амедео Модильяни можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру. Вот небольшая подборка его величайших экспрессионистских картин, выбранных нашим редактором.
Величайшие ранние картины
Еврейка (1908) Частная коллекция.
Поль Александр на зелёном фоне (1909) Частная коллекция.
Нищий из Ливорно (1909) Частная коллекция.
Величайшие портреты
Пьеро (1915) Государственный художественный музей, Копенгаген.
Голова (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Жан Кокто (1916) Фонд Генри и Роуз Перлман, Нью-Йорк.
Поль Гийом (1916) Галерея современного искусства, Милан.
Поль Гийом (1916) Национальный музей современного искусства, Париж.
Макс Жакоб (1916) Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф.
Девочка в синем (1918) Частная коллекция.
Девочка с косичками (1918) Музей искусств города Нагоя.
Цыганка с ребёнком (1919) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Жанна Эбютерн в жёлтом свитере (1918-19) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Портрет Жанны Эбютерн (1919) Частная коллекция.
Величайшие обнажённые натуры
Сидящая обнажённая натурщица (1916) Галереи Института Курто, Лондон.
Обнажённая на синей подушке (1917) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Лежащая обнажённая (1917) Государственная картинная галерея, Штутгарт.
Стоящая обнажённая — Эльвира (1918) Художественный музей, Берн.
- Выставки по всему свету, фотолента 19.09
- Обзор выставок по всему миру, фотолента 28.10
- Жители Нью-Йорка смогут посещать выставки MoMA PS1 бесплатно целый год
- Виллем Клас Хеда: художник-натюрморт
- «Гарлемский переполох» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Хедда Габлер» Генрика Ибсена, краткое содержание
- «Моя сторона горы» Джин Крейгхед Джордж, краткое содержание
- «Интуиционист» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- Новый взгляд на борьбу с наркоманией и инновационные методы профилактики
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?