Оскар Кокошка:
австрийский экспрессионист читать ~5 мин.
Один из ключевых представителей экспрессионизма, австрийский художник, гравёр и писатель Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka) родился в городе Пёхларн, Австро-Венгрия. Он получил образование в Вене. Его ранние работы, в частности литографии к сборнику «Мечтающие юноши», привлекли внимание Густава Климта. В 1908 году Кокошка принял участие в Художественной выставке (Kunstschau), организованной кругом Климта.
Его деятельность в качестве поэта и драматурга сблизила его с венским авангардом, в том числе с композитором Арнольдом Шёнбергом. Стиль Кокошки, изначально сформированный под влиянием венского модерна, эволюционировал в сторону экспрессионизма. Сегодня он признан одним из крупнейших австрийских художников и портретистов XX века.
Психологические портреты
В период с 1908 по 1912 год Кокошка создал серию экспрессионистских «психологических портретов». На этих полотнах он изображал известных деятелей Вены, стремясь передать их внутреннее состояние и экзистенциальные тревоги эпохи. Ярким примером служит портрет архитектора Адольфа Лооса (1909, Государственные музеи Берлина).
В своих портретах Кокошка отказывался от традиционного изображения внешнего сходства. Он использовал резкие мазки, искажённые формы и напряжённые цветовые контрасты, чтобы выявить скрытые черты характера и эмоциональное состояние модели. Художник словно «вскрывал» душу человека, обнажая его страхи, страсти и внутренние конфликты, что шокировало публику, привыкшую к парадным портретам.
В 1910 году состоялась его первая персональная выставка в музее Фолькванг. Работы Кокошки были представлены в 1912 году в берлинской галерее «Штурм» (Der Sturm) и на выставке «Зондербунд» в Кёльне. В этот период начался его бурный роман с Альмой Малер, вдовой композитора Густава Малера. Эти отношения вдохновили художника на создание одного из самых знаменитых его произведений — картины «Невеста ветра» (1914).
Первая мировая война и Дрезденский период
С началом Первой мировой войны в 1914 году Кокошка добровольцем вступил в австрийскую армию. Он получил тяжёлые ранения, в том числе в голову, и долгое время провёл в госпиталях. После лечения он переехал в Дрезден. С 1919 по 1924 год Кокошка занимал должность профессора в Дрезденской академии изящных искусств.
В послевоенный период, когда движение экспрессионизма пошло на спад, в творчестве Кокошки усилилось внимание к цвету. Его пейзажи этого времени пользуются большой популярностью. В 1922 году работы художника экспонировались в немецком павильоне на Венецианской биеннале.
Пейзажи и путешествия
Оставив в 1924 году пост профессора, Кокошка много путешествовал. Он создавал пейзажи и городские виды, часто используя характерный для него приём — вид с высокой точки. Примерами могут служить работы «Лондон, вид на Темзу» (1926) и «Иерусалим» (1929, Детройтский институт искусств). В 1931 и 1932 годах он жил в Париже, однако город не произвёл на него сильного впечатления, и художник вернулся в Вену.
«Дегенеративное искусство»
В 1934 году, не принимая нацистскую идеологию и тяготясь атмосферой в Вене, Кокошка переехал в Прагу. Там он написал портрет президента Чехословакии Томаша Масарика (1935, Музей искусств Карнеги, Питтсбург). Когда нацистские власти объявили его творчество, наряду с работами других экспрессионистов, «дегенеративным искусством», художник ответил созданием ироничного «Автопортрета в образе дегенеративного художника».
Эмиграция и послевоенные годы
Перед угрозой нацистской оккупации Чехословакии в 1938 году Кокошка бежал в Великобританию. Там он был практически неизвестен, и его аллегорические антивоенные полотна не нашли отклика у публики. Ситуация изменилась после окончания Второй мировой войны. В 1947 году художник получил британское гражданство.
Он много путешествовал по Европе и США, где его встречали как одного из последних великих мастеров европейского модернизма. Серия его крупных ретроспективных выставок началась в 1947 году в Художественном музее Базеля.
В 1953 году Кокошка окончательно обосновался в Швейцарии, в городке Вильнёв на берегу Женевского озера. Здесь он основал летнюю художественную академию «Школа видения» (Schule des Sehens). В этот поздний период художник продолжал активно работать, создавая не только живописные полотна, но и театральные декорации, а также графические серии.
Международное признание
Художник продолжал работать в жанрах пейзажа и портрета. Однако центральное место в его позднем творчестве заняли масштабные аллегорические и мифологические композиции. Среди них выделяются плафон «Сага о Прометее» (1950), созданный по заказу графа Антуана фон Зейлерна в Лондоне, и «Триптих о Фермопилах» (1954) для Гамбургского университета.
Репутация и наследие
Оскар Кокошка является ярким представителем немецкого экспрессионизма начала XX века. Для его живописи характерны драматизм сюжетов, порой с апокалиптическими мотивами, и напряжённая цветовая палитра. Экспрессия формы и цвета подчинена задаче создания определённого эмоционального настроя.
Вместе с тем, в отличие от многих современников, он глубоко изучал наследие старых мастеров. Кокошка работал, опираясь на традиции живописи Ренессанса и последующих эпох, что проявлялось в монументальности его композиций.
Творчество Кокошки часто сопоставляют с работами другого выдающегося экспрессиониста — Макса Бекмана (1884–1950). Оба художника сохраняли верность своему стилю, глубоко изучали технику старых мастеров и виртуозно владели масляной живописью. Судьбы обоих мастеров схожи: они стали изгнанниками, покинув родину из-за политических потрясений, но оставили значительный след в истории искусства XX века.
Произведения Оскара Кокошки хранятся в крупнейших музеях Европы и Америки.
В контексте австрийского искусства интересно сопоставить творческий путь Кокошки с карьерой Фердинанда Георга Вальдмюллера (1793–1865). Несмотря на принадлежность к разным эпохам и стилям, обоих художников объединяет статус профессора Венской академии и значительный вклад в жанр пейзажа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?