Отон Фриз:
художник-фовист читать ~5 мин.
Ашиль-Эмиль Отон Фриз (фр. Achille-Émile Othon Friesz) — французский художник, получивший академическое образование. В начале своей карьеры он экспериментировал с импрессионизмом, а в начале XX века примкнул к авангардному движению, известному как фовизм. Позднее он вернулся к более традиционному стилю живописи.
Хотя наиболее новаторские работы Фриза были созданы в ранний период с участием фовистов («диких»), впоследствии он стал уважаемым преподавателем академической живописи. Он следовал традициям Николя Пуссена, Жана-Батиста Симеона Шардена и Камиля Коро, а также придерживался идей Сезанна о композиции, тональности и объёме. Кроме живописи, включающей пейзажи, портреты, фигуративные работы и натюрморты, он известен своими книжными иллюстрациями и гобеленами. Сегодня его считают важной фигурой в истории французской живописи.
Ранние годы и обучение
Фриз родился в Гавре. Он учился в местном лицее и посещал вечерние занятия в муниципальной художественной школе, где познакомился со своим другом на всю жизнь Раулем Дюфи, также уроженцем этого города. Вместе с Дюфи он обучался в Школе изящных искусств Гавра (1895–1897) у Шарля Люилье — бывшего ученика Жака-Франсуа-Фернана Дюфрена. Получив стипендию, Фриз переехал в Париж для продолжения учёбы.
В 1899 году он поступил в Парижскую школу изящных искусств, где до 1904 года занимался под руководством известного профессора Леона Бонна. Именно в этот период он впервые встретил Анри Матисса, который в то время работал над своим шедевром «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Музей Орсе).
Импрессионизм
Несмотря на то, что Фриз входил в круг современных художников Матисса, его ранний стиль был импрессионистским. На него оказали влияние Камиль Писсарро и Арман Гийомен. В 1904 году он впервые представил свои работы на персональной выставке в Галерее коллекционеров в Париже. Одновременно он начал выставляться на Салоне: участвовал в Салоне независимых с 1903 года и в Осеннем салоне с 1904 года, включая знаменитую выставку 1905 года.
Фовизм: яркие цвета и широкие мазки
В 1905 году, после нескольких поездок на юг Франции, Фриз попал под влияние фовизма Матисса и начал исследовать чистый цвет. Он стал использовать более насыщенные оттенки и широкие, энергичные мазки. В 1905 году он писал в Ла-Сьота, между Марселем и Тулоном, а в 1906 году работал с Дюфи в Фалезе и с Жоржем Браком в Антверпене.
В Париже он познакомился с другими фовистами, включая Андре Дерена, его друга Мориса де Вламинка, голландца Кеса ван Донгена, набожного Жоржа Руо и пейзажиста Альбера Марке. Он выставлялся с группой в 1906 и 1907 годах. В этот короткий, но плодотворный период он делил студию в Монмартре с Дюфи и создал свои лучшие работы, наполненные яркими цветами и выразительными линиями. В 1906 году он подписал контракт с галереей Дрюэ, которая приобрела все его работы. Подробнее о влиянии фовизма на экспрессионизм см. в статье: История экспрессионизма (1880–1930).
Возвращение к форме и структуре
В 1907 году, когда азарт фовизма начал угасать, Фриз, как и многие его соратники, сменил стиль. Под влиянием Поля Сезанна, ретроспектива которого прошла в Осеннем салоне 1907 года, он стал уделять больше внимания композиции и форме. В 1908 году он покинул Париж и вернулся в Гавр, стремясь к более структурированному подходу Сезанна. В 1909 году вместе с Дюфи он посетил Мюнхен, где создал серию строго построенных городских пейзажей, демонстрирующих отход от чистых цветовых пигментов.
В отличие от Вламинка или ван Донгена, которые позже примкнули к экспрессионистскому движению, Фриз никогда не тяготел к резким контрастам. Его палитра оставалась сдержанной, а формы, очерченные контуром, не порывали с классической традицией. Как он сам говорил: “1908 год для меня — это конец эксперимента с так называемым чистым цветом, начавшимся в 1904 году. Цвет перестал доминировать на холсте, форма вновь появилась в свете и объёме”.
Зрелый стиль и преподавание
После поездки в Португалию в 1911 году Фриз окончательно сформировал свой основной метод: традиционную, но более свободную масляную живопись. В 1912 году он открыл собственную студию, где преподавал до начала Первой мировой войны. Он служил во французской армии до самого перемирия, после чего вернулся в Париж. В 1920-х годах он много работал на юге Франции, в Тулоне и Провансе. С 1929 года занимал влиятельную должность профессора в Академии Скандинавии в Париже, а с 1944 года — в Академии де ла Гранд Шомьер.
Поздние годы и наследие
К началу Второй мировой войны работы Фриза широко выставлялись и приобретались коллекционерами, такими как русский меценат Иван Морозов, а также ведущими музеями мира. В 1937 году совместно с Дюфи он завершил большую фреску для дворца Шайо в Париже. После войны он часто писал в Онфлёре на побережье Нормандии. В последние десятилетия жизни он также создал множество книжных иллюстраций и эскизов для гобеленов, в том числе для изданий «Сатирикона» Петрония и «Книги Иова».
Художник умер в Париже 10 января 1949 года, за месяц до своего 70-летия, и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Избранные произведения
Работы Отона Фриза представлены в некоторых из лучших художественных музеев мира. Ниже — краткая подборка его произведений.
Сена в Париже, мост Гренель (1901) Музеи Глазго.
Замок Фалез, вечер (1904) Галерея Тейт, Лондон.
Осенние работы (1907) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Воскресенье в Онфлёре (1907) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Портрет Фернана Флёре (1907) Национальный музей современного искусства, Париж.
Крыши и собор в Руане (1908) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Холм (1908) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Натюрморт со статуэткой Будды (1909) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пейзаж с фигурами (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Цветочный натюрморт (1910) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Искушение (Адам и Ева) (ок. 1910) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Затопленная дорога в Винтере (1913) Национальный музей Дании (SMK).
Женщина на зелёном диване (1927) Частная коллекция, Париж.
Портрет Карин (1939) Музей Орсе, Париж.
- Пьер Пюже: французский скульптор эпохи барокко
- Гастроли Национального театра Чехии на сцене МХТа им. Чехова
- Выставочный проект «Обыкновенная война»
- Впервые в Третьяковской галерее парижское наследие Зинаиды Серебряковой
- Выставка одной картины — Леблан, Зима
- Из-за забастовки в Музее Орсе сорвано открытие выставки о проституции
- «Поэт обязан быть глубоко несчастным и даже в меру увечным»
- Выставка «Музы Монпарнаса» о легендарных женщинах Парижа
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?