Отто Мюллер:
немецкий экспрессионист читать ~6 мин.
Отто Мюллер (Otto Mueller) — значимый представитель немецкого экспрессионизма, художник и график. Он стал одним из последних участников экспрессионистской группы «Мост» (Die Brücke), присоединившись к ней в Берлине в 1910 году. В группу входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Бляйль, Карл Шмидт-Роттлуфф и Эрих Хеккель, а позже к ним присоединились Куно Амьет, Эмиль Нольде и Макс Пехштейн.
На творчество Мюллера повлияли криволинейные формы модерна, а также экспрессионистская скульптура Вильгельма Лембрука. Его экспрессионизм был более лиричным и менее тревожным, чем у других художников «Моста». Композиции Мюллера отличались гармонией, достигнутой за счёт упрощённых форм и сдержанных цветовых схем. Мастер живописи и графики, он известен прежде всего пейзажами с женскими обнажёнными фигурами удлинённых пропорций.
После Первой мировой войны Мюллер преподавал в Бреславльской академии искусств, где и работал до своей смерти в 1930 году. Как и у многих его современников, работы Мюллера были причислены нацистами к «дегенеративному искусству» (нем. entartete Kunst).
Художественное образование
Отто Мюллер родился в Любаве (ныне Любавка), в немецкой Силезии. Ранние годы он провёл в имении бабушки и дедушки с матерью, братьями и сёстрами. В восемь лет переехал к отцу в Гёрлиц, где окончил начальную и среднюю школы. Затем четыре года был учеником литографа в Гёрлице и Бреслау. В 1894 году он поступил в Академию изящных искусств в Дрездене, где учился у Георга Германна Фрейе и Карла Людвига Ноя Бантцера.
В 1896–1897 годах Мюллер путешествовал по Италии и Швейцарии со своим родственником, писателем Герхартом Гауптманном. В 1898–1899 годах он вместе с другом Паулем Котхером продолжил обучение в Мюнхенской академии у Франца фон Штука. Не приняв академический стиль своего наставника, Мюллер переехал в Вольфратсхаузен близ Мюнхена. Осенью 1899 года он вернулся в Дрезден, где Гауптманы предоставили ему мастерскую.
Ранние картины
До переезда в Берлин в 1908 году Мюллер часто уезжал в небольшие деревни в Исполиновых горах Богемии и в окрестности Дрездена. Его ранние работы находились под сильным влиянием импрессионизма и особенно югендстиля (немецкого ар-нуво), однако эти картины не сохранились — художник их уничтожил. Его также вдохновляло немецкое искусство XIX века, в частности работы символиста Арнольда Бёклина, который дал ему идеи о мифическом элементе в природе.
Главным, что повлияло на его живопись и сблизило его с современниками, стало стремление к простому и естественному образу жизни. Сам художник говорил: “Моя главная цель — выражать мои чувства к природе и к людям с максимально возможной простотой”.
Группа «Мост»
В 1908 году Мюллер переехал из Дрездена в Берлин. В первые два года он познакомился со скульптором Вильгельмом Лембруком, писателем Райнером Марией Рильке и художником Эрихом Хеккелем, который стал его близким другом. В этот период Мюллер безуспешно пытался выставить свои работы на экспозиции Берлинского сецессиона — прогрессивной альтернативы выставкам Берлинской академии.
В итоге в 1910 году он присоединился к другим художникам на «Выставке отвергнутых Берлинским сецессионом» и в организации «Новый сецессион». Среди его новых товарищей были Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, участники группы «Мост». Картины Мюллера с обнажёнными фигурами в пейзаже привлекли их внимание, и его пригласили в группу, куда также входили Кирхнер, Бляйль и Шмидт-Роттлуфф. Мюллер оставался в её составе до роспуска в 1913 году.
Благодаря членству в «Мосте» Мюллер познакомился с творчеством участников мюнхенского объединения «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), ответвления «Нового мюнхенского художественного объединения». В их число входили русские художники Василий Кандинский (1866–1944) и Алексей Явленский (1864–1941), швейцарец Пауль Клее (1879–1940), а также немцы Франц Марк (1880–1916) и Август Макке (1887–1914).
Стиль экспрессионизма
К тому времени Мюллер уже разработал свой стиль с крупными двухмерными изображениями обнажённых натур, однако их контуры оставались плавными и округлыми. Под влиянием коллег — в 1911 году он ездил с Кирхнером в Богемию — его стиль стал более экспрессионистским. Линии стали угловатыми и напряжёнными, формы — шире, а контуры — более подчёркнутыми. Композиция стала яснее и проще. Мотив обнажённой натуры на фоне пейзажа стал доминирующей темой в его творчестве.
Стремление Мюллера к гармонии человека и природы было не просто художественной темой, но и отражением философии Lebensreform (реформа жизни) — популярного в то время социального движения. Оно пропагандировало возвращение к природе, здоровый образ жизни и отказ от жёстких условностей индустриального общества. В этом контексте его обнажённые фигуры в естественной среде предстают не как объект созерцания, а как символ первозданной чистоты и свободы.
В 1920-е годы к этому мотиву добавились пейзажи, портреты и сцены из жизни цыган. Художник продолжал работать с этими темами без значительных стилистических изменений. Однако Мюллер никогда не переходил к тревожному, напряжённому стилю, свойственному его коллегам. Подробнее о вкладе Мюллера в ранний экспрессионизм смотрите в статье «История экспрессионистской живописи» (ок. 1880–1930).
Первая мировая война
Во время Первой мировой войны Мюллер два года (1916–1918) служил в армии во Франции и России. В 1917 году он был госпитализирован на короткий период. Примечательно, что, в отличие от других немецких экспрессионистов, его художественный стиль почти не изменился под влиянием опыта, полученного в окопах.
Двадцатые годы: Бреславльская академия и цыганское искусство
После войны Мюллер получил должность профессора в Академии изящных искусств в Бреслау, где преподавал до своей смерти в сентябре 1930 года. В двадцатые годы он много путешествовал по Восточной Европе. Эти поездки позволили ему глубже изучить культуру ромов (цыган), которую он запечатлел в портретах и жанровых сценах, а также в своих характерных пейзажах с обнажёнными фигурами.
Предпочитаемым материалом для его картин была темпера (краска на клеевой основе) на грубом холсте, что придавало поверхности матовость. Кроме живописи, Мюллер достиг значительных успехов в печатной графике. Его наследие включает около 170 работ, преимущественно литографий, а также гравюр на дереве и офортов. Наиболее известным циклом является «Цыганская папка» (Zigeunermappe) 1927 года, состоящая из девяти цветных литографий.
В 1937 году, спустя семь лет после смерти художника, его работы были объявлены «дегенеративным искусством». Нацистские цензоры конфисковали более 300 его произведений из немецких музеев.
Репутация и наследие
Творчество Мюллера берёт начало в движении ар-нуво, что объясняет линейность его искусства. Выразительность силуэтов и классическая, грациозная эстетика его фигур обусловлены влиянием Вильгельма Лембрука — например, удлинённые формы его статуй «Коленопреклонённая» (1911, MoMA, Нью-Йорк) и «Сидящий юноша» (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон). С переходом к экспрессионизму формы Мюллера стали шире и угловатее.
Так появились его выдающиеся композиции с обнажёнными фигурами, которые сегодня считаются одними из лучших для той эпохи. От типичных немецких экспрессионистов Мюллера отличают гармония и спокойствие его картин. Цвет у него никогда не становится самостоятельным элементом (в отличие от работ Шмидта-Роттлуффа или Нольде), а остаётся частью общей композиции. Основная тема живописи Мюллера, сформировавшаяся ещё до встречи с художниками «Моста», — это изображение гармонии человека и природы.
Работы Отто Мюллера хранятся во многих ведущих музеях мира, включая Музей Брюке в Берлине, Музей Шпренгеля в Ганновере, Музей Людвига в Кёльне и Музей современного искусства в Нью-Йорке.
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- В Москве покажут первый в России спектакль по пьесе немецкого классика Хайнера Мюллера «Цемент»
- Ассоциация театральных критиков (АТК) подвела итоги 2016 года. Человек года – Константин Райкин, спектакль года – «Князь» Константина Богомолова
- Портретная живопись XIX века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?