Патрик Херон:
художник абстрактного экспрессионизма, школа Сент-Айвс читать ~8 мин.
Патрик Херон (Patrick Heron) — один из ведущих британских экспертов по использованию цвета в живописи, наиболее известный своим фирменным стилем ярко окрашенных абстрактных картин и графических работ. В начале своего творческого пути он вдохновлялся французскими художниками Анри Матиссом (1869–1954) и Жоржем Браком (1882–1963). В середине 1950-х годов Херон обратился к абстракции под влиянием абстрактного экспрессионизма, в особенности стиля живописи цветового поля, который развивали Марк Ротко и Барнетт Ньюман. См., например, картины Марка Ротко.
В отличие от американских экспрессионистов, Херон не придерживался одного типа композиции, а создавал разнообразные варианты, включая работы с горизонтальными и вертикальными полосами, а также с мягкими, размытыми формами. Вся его живопись абстрактного экспрессионизма отличается насыщенностью цвета и — несмотря на очевидную абстрактность — присущим формам натурализмом. Значительная часть работ Херона посвящена анализу природных форм и цветов. Иногда его творчество также связывают со стилем лирической абстракции. Кроме масляных красок, он работал и в технике гуаши, а его интерес к дизайну простирался до гобеленового искусства и витражей. Херон был не только одним из величайших английских художников, но и выдающимся искусствоведом. Он вёл колонку в журналах New English Weekly, New Statesman и Nation с 1945 по 1950 год, а также был лондонским корреспондентом журнала Arts (New York) с 1955 по 1958 год.
Художественное образование и ранние влияния
Херон родился в Лидсе в семье Томаса Милнера Херона — производителя одежды, пацифиста и активного члена Лидсского арт-клуба. Семья переехала в Западный Корнуолл (1925–1930), а затем осела в Уэлин-Гарден-Сити. Там его отец основал фирму «Cresta Silks» и во время Второй мировой войны разработал линию одежды «Utility Clothing». Патрик Херон с детства проявлял талант к рисунку и уже в три года заявил, что хочет стать художником. В 1933 году он посетил Национальную галерею в Лондоне, где его особенно впечатлили картины Поля Сезанна (1839–1906). Год спустя, в возрасте 14 лет, он создал дизайн ткани, ставший бестселлером для семейной фирмы.
В 1937 году Херон оставил школу и начал обучение на неполный рабочий день в Слейдской школе изящных искусств. В 1939 году, будучи отказником от военной службы по соображениям совести, он три года проработал сельскохозяйственным рабочим. Затем он устроился в гончарную мастерскую Лича в Сент-Айвсе, Корнуолл (1944–1945). Там он познакомился со скульпторами Беном Николсоном (1894–1982) и Барбарой Хепуорт (1903–1975), а также с другими представителями школы Сент-Айвса, включая Айвона Хитченса и Наума Габо (1890–1977). Незадолго до переезда в Сент-Айвс он увидел в лондонской галерее Редферн картину Анри Матисса «Красная студия» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Это полотно, которым также восхищался Ротко, вдохновило Херона на создание его первой зрелой работы «Пианино» (1943).
Ранние картины
После окончания войны Херон вернулся в Лондон, где продолжил заниматься живописью и стал искусствоведом в журнале New English Weekly. В 1946 году его глубоко впечатлила выставка Жоржа Брака в галерее Тейт, и он посвятил художнику подробную статью. В 1947 году в галерее Редферн прошла его первая персональная выставка, на которой были представлены как фигуративные работы, например «Газовая плита» (1946), так и более абстрактные, такие как «Лодки и железная лестница» (1947). В течение последующих пяти лет Херон много путешествовал по Европе, посетив Париж, юг Франции и Италию. В парижской мастерской он встретился с Браком и показал ему свою статью. Его критические заметки высоко ценил влиятельный американский критик Клемент Гринберг (1909–1994), с которым Херон познакомился в середине 1950-х годов. В 1952 году в художественной галерее Уэйкфилда состоялась ретроспектива работ Херона.
Вернувшись в Лондон в 1953 году, он принял участие в групповой выставке в галерее Хановер, а затем представил двенадцать своих работ на биеннале в Сан-Паулу. В том же году он начал преподавать в Центральной школе искусств и ремёсел, где проработал три года. Стиль Херона продолжал эволюционировать в сторону большей абстракции под влиянием современных художников, таких как Сезанн, Матисс, Брак, а также Пьер Боннар (1867–1947) и Пабло Пикассо (1881–1973). Его работа «Окно с видом на гавань и двумя фигурами, Сент-Айвс» (1950, собрание Тейт, Лондон) демонстрирует интеллектуальный поиск в области абстракции и интерес к кубизму. Его кубистский портрет «Т. С. Элиот» (1949) был приобретён Национальной портретной галереей в Лондоне в 1966 году. Вскоре художник полностью посвятил себя абстрактному искусству, создавая визуально выразительные картины, которые принесли ему известность.
Абстрактный экспрессионизм
Переломным моментом в творчестве Херона стал 1956 год. Он с семьёй окончательно поселился в Западном Корнуолле и увидел в галерее Тейт выставку «Современное искусство Америки». Это была первая в Англии демонстрация крупноформатных полотен так называемой нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. Работы таких художников, как Марк Ротко (1903–1970) и Барнетт Ньюман (1905–1970), произвели на него глубокое впечатление. Вдохновлённый увиденным, Херон создал серию работ, в которых впервые проявился его характерный баланс между наблюдением за природой в своём саду и живописной реальностью изображения. В течение следующих двух десятилетий он написал множество ярких, насыщенных цветом полотен, укрепивших его репутацию ведущего британского мастера теории цвета в живописи. В июне 1956 года он выставил свои новые работы (известные как «Садовые картины») в галерее Редферн, а в следующем году там же представил свои первые «Картины с горизонтальными полосами».
В 1958 году Херон унаследовал бывшую мастерскую Бена Николсона в Портмере, Сент-Айвс, где и работал до конца жизни. В 1959 году он получил Гран-при на второй выставке Джона Мура в галерее Уокера в Ливерпуле. В 1960 году прошла его первая персональная выставка в США в галерее Берты Шефер в Нью-Йорке, за которой последовала сольная выставка в новой галерее Уоддингтона в Лондоне.
Поздний стиль
К середине 1960-х годов стиль Херона снова изменился. Он отошёл от мягких, размытых форм и обратился к так называемому стилю «неровного жёсткого контура» (wobbly hard-edge). Художник начал создавать композиции из чётко очерченных цветовых полей, контуры которых намеренно рисовались от руки, сохраняя лёгкую вибрацию и асимметрию. Этот подход позволял сочетать строгую геометрию с органической живостью. Такие работы, как «Кадмиевый с алой каймой» (1969), являются яркими примерами этого периода, демонстрируя виртуозное владение цветом и формой.
Искусствовед и писатель
Херон начал писать об искусстве в 1945 году по предложению редактора журнала The New English Weekly. Его первая статья была посвящена Бену Николсону, за ней последовали работы о современном искусстве Сезанна, Пикассо, Клее и Брака. В 1947–1950 годах он был художественным критиком журнала New Statesman. В 1955 году стал лондонским корреспондентом Arts (NY). Сборник его рецензий был опубликован в 1955 году под названием «Меняющиеся формы искусства». Другая подборка его работ вышла в 1998 году к его ретроспективе в галерее Тейт.
В конце 1960-х годов Херон опубликовал в журнале Studio International серию статей, в которых оспаривал доминирующее положение американских художников на мировой арт-сцене. Он критиковал идею превосходства нью-йоркской школы, которую активно продвигали американские критики, и отстаивал самобытность и значимость европейского, в частности британского, искусства. Его финальный аргумент в этой дискуссии — статья объёмом 14 000 слов — был опубликован в трёх выпусках газеты The Guardian в октябре 1974 года. Ранее, в 1971 году, он опубликовал важную статью о независимости художественных школ Англии и Уэльса, вызвавшую широкий общественный резонанс.
В 1960–1970-е годы Херон читал лекции по всему миру. Среди них — лекция Power по современному искусству в Сиднее и лекции Уильяма Доти по изящным искусствам в университете Техаса, которые легли в основу книги «Форма цвета» (1978). Херон скончался у себя дома в Корнуолле 20 марта 1999 года в возрасте 79 лет.
Наследие
Исключительное чувство цвета и интуитивное понимание взаимоотношений между цветовыми пигментами сделали Херона одним из самых узнаваемых художников XX века в Британии. Подобно другим великим абстрактным художникам, таким как Ротко, он обладал способностью создавать мощное визуальное искусство, которое находит отклик у широкой аудитории благодаря своей выразительности и гармонии.
Ретроспективы
За свою карьеру Херону были посвящены ретроспективные выставки в ряде крупных музеев и галерей, включая Художественную галерею Уэйкфилда (1952), Музей современного искусства в Оксфорде (1968), галерею Уайтчепел (1972), Художественную галерею Барбикан (1985) и галерею Тейт Британия (1998).
Коллекции
Картины Патрика Херона представлены во многих ведущих художественных музеях мира, в том числе: Британский музей (Лондон), галерея Тейт (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Шотландская национальная галерея современного искусства (Эдинбург), Университет Голуэя (Ирландия), Музей Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам), Фонд Питера Стайвесанта (Амстердам), Художественная галерея Нового Южного Уэльса (Сидней), Художественная галерея Квинсленда (Брисбен), Художественная галерея Южной Австралии (Аделаида), Художественная галерея Онтарио (Торонто), Музей изящных искусств Монреаля, Художественный музей Сэтагая (Токио), Музей Ониси (префектура Кагава), Художественная галерея Олбрайт-Нокс (Буффало), Бруклинский музей (Нью-Йорк), Институт Карнеги (Питтсбург), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Музей искусств Мичиганского университета (Энн-Арбор), Йельский центр британского искусства (Нью-Хейвен) и многих других.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?