Поль Деларош:
французский художник исторического жанра, гравёр читать ~5 мин.
Поль Деларош (фр. Hippolyte Delaroche; 1797–1856) — французский художник, один из наиболее значимых представителей академического искусства первой половины XIX века. Он получил образование в парижской Школе изящных искусств и стал ведущим учеником барона Антуана-Жана Гро (1771–1835).
Деларош специализировался на исторической живописи, часто обращаясь к сюжетам из английской истории. Его драматичные композиции, широко растиражированные в виде гравюр, принесли ему европейскую славу. Он стал влиятельным членом Французской академии, придерживаясь её консервативной эстетики и принципов классического реализма.
К числу его самых известных произведений относятся «Дети Эдуарда IV в Тауэре» (The Princes in the Tower, 1830, Лувр, Париж; реплика в Коллекции Уоллеса, Лондон), «Кромвель у гроба Карла I» (Cromwell and Charles I, 1831, Музей изящных искусств, Ним) и «Казнь леди Джейн Грей» (The Execution of Lady Jane Grey, 1833, Национальная галерея, Лондон).
Ранняя жизнь и карьера
Ипполит Деларош родился в состоятельной парижской семье. По совету отца он начал изучать пейзажную живопись под руководством Луи Этьена Ватле. Однако этот жанр не соответствовал его таланту, и в 1818 году Деларош перешёл в мастерскую исторической живописи к барону Антуану-Жану Гро, известному хроникёру наполеоновской эпохи.
В 1822 году художник дебютировал на Парижском салоне с картиной «Иосавеф, спасающая Иоаса» (Josabeth saving Joas). На Салоне он познакомился с Теодором Жерико (1791–1824), автором знаменитого «Плота ‘Медузы’» (The Raft of the Medusa, 1819, Лувр), и Эженом Делакруа (1798–1863), будущим лидером романтизма. Вместе они составили ядро нового поколения французских художников-истористов.
Стиль «золотой середины»
В 1820-х годах Деларош открыл мастерскую на улице Мазарин. Здесь он выработал свой узнаваемый стиль, который критики позже назовут «золотой серединой» (juste milieu). Этот подход сочетал драматизм и эмоциональность романтизма с точностью рисунка и гладкой манерой письма, характерными для неоклассицизма. Его работы стали компромиссом между новаторством Делакруа и строгим академизмом Энгра.
Сцены Делароша были скорее театральными постановками исторических событий, чем их точными реконструкциями, что обеспечивало им огромную популярность. Он обращался к переломным моментам в жизни таких фигур, как кардинал Ришельё, Мария-Антуанетта, Пётр I и Наполеон. Особый интерес художник проявлял к истории Англии, что отвечало духу англомании того времени.
В 1830-е годы популярность Делароша достигла пика, на время затмив славу Делакруа и Энгра. В его мастерской обучались многие художники, включая англичан Эдварда Армитиджа и Генри Марка Энтони, а также американца Альфреда Буассо.
Для сравнения с другим французским художником академического стиля, работавшим в историческом жанре, см. статью о Эрнесте Мейссонье (1815–1891).
Признание и личная жизнь
На Салоне 1834 года художник представил одну из своих главных работ — «Казнь леди Джейн Грей», встреченную публикой с восторгом. Однако уже в 1837 году, столкнувшись с резкой критикой, Деларош принял решение больше не выставляться на Салоне. Он совершил поездки в Италию в 1838 и 1843 годах, когда его тесть, художник-баталист Орас Верне (1789–1863), был директором Французской академии в Риме.
В 1835 году Деларош женился на дочери Ораса Верне, Луизе. Её преждевременная смерть в 1845 году стала для художника тяжёлым ударом, от которого, по свидетельствам современников, он так и не оправился.
Гравюры и поздние работы
В 1840-е годы широкое распространение получили гравюры, выполненные с картин Делароша. Благодаря им эмоциональные и детально проработанные сцены, отличавшиеся почти фотографическим реализмом, стали доступны широкой публике и украсили множество домов во Франции и Англии. В этот период художник также создал значительное количество произведений на религиозные сюжеты, включая цикл работ, посвящённых Страстям Христовым, который он написал в память о жене.
«Полукружие» и преподавательская деятельность
Деларош был влиятельным педагогом в Школе изящных искусств. Среди его учеников были такие известные мастера, как Тома Кутюр (1815–1879), Жан-Франсуа Милле (1814–1875) и Жан-Леон Жером (1824–1904). Придерживаясь консервативных взглядов, он оставался преданным академическим принципам на протяжении всей своей жизни.
В 1837 году Деларош получил заказ на создание монументальной росписи «Полукружие» (Hémicycle, 1837–1841) для лекционного зала Школы изящных искусств. Эта масштабная композиция длиной 27 метров изображает 75 величайших художников, скульпторов и архитекторов всех времён, ведущих беседу в античном ионическом портике. В центре композиции восседают создатели Парфенона — архитектор Иктин, художник Апеллес и скульптор Фидий.
Работа была завершена в 1841 году, но сильно пострадала от пожара в 1855 году. Деларош начал реставрацию, однако не успел её закончить. Восстановление росписи завершил художник Жозеф-Николя Робер-Флери.
Наследие
Академический стиль Делароша повлиял на его современников, в том числе на английского художника Форда Мэдокса Брауна (1821–1893) и некоторых участников Братства прерафаэлитов. После смерти художника его творчество было раскритиковано за излишнюю «литературность», в частности, Теофилем Готье. Однако в конце XX века интерес к академической живописи возродился, что привело к переоценке наследия Делароша.
Известные картины
Произведения Поля Делароша хранятся в крупнейших художественных музеях мира.
«Допрос Жанны д’Арк» (The Interrogation of Joan of Arc, 1824), Музей изящных искусств, Руан.
«Смерть Елизаветы I, королевы Англии» (The Death of Elizabeth I, Queen of England, 1828), Лувр, Париж.
«Дети Эдуарда IV в Тауэре» (The Children of Edward IV in the Tower, 1830), Лувр, Париж.
«Кромвель у гроба Карла I» (Cromwell and Charles I, 1831), Музей изящных искусств, Ним.
«Казнь леди Джейн Грей» (The Execution of Lady Jane Grey, 1833), Национальная галерея, Лондон.
«Карл I, оскорбляемый солдатами Кромвеля» (Charles I Insulted by Cromwell’s Soldiers, 1836), частная коллекция.
«Страффорд на пути к эшафоту» (Strafford on his Way to the Scaffold, 1836), Коллекция Уоллеса, Лондон.
«Иродиада» (Hérodiade, 1843), Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
«Наполеон в Фонтенбло» (Napoleon at Fontainebleau, 1845), Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
«Бонапарт переходит через Альпы» (Bonaparte Crossing the Alps, 1848), Лувр, Париж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?