Поль Дельво:
бельгийский сюрреалист читать ~6 мин.
Поль Делво (фр. Paul Delvaux; 1897–1994) — бельгийский художник, чьё творчество тесно связано с сюрреализмом, хотя формально он никогда не был членом этого движения. Начальное художественное образование Делво получил в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Его ранние произведения созданы в стилях постимпрессионизма и экспрессионизма.
В 1934 году знакомство с работами Джорджо де Кирико (1888–1978), Рене Магритта (1898–1967) и Сальвадора Дали полностью изменило его творческий путь. К 1937 году Делво выработал собственный сюрреалистический стиль, которому оставался верен до конца своей жизни. Его полотна чаще всего изображают ностальгические, сновидческие сцены с обнажёнными женскими фигурами.
Тщательная детализация и фотографическая точность в его работах сочетаются с ощущением ирреальности, создавая мир, существующий лишь в воображении. Это соединение реализма с необычными сопоставлениями и атмосферой тайны относят творчество Делво к направлению, которое немецкий критик Франц Ро в 1925 году назвал «магическим реализмом». К этому же течению причисляют Рене Магритта и Джорджо де Кирико.
Среди знаменитых картин Делво — «Руки (Сон)» (1941, коллекция Клода Спаака, Париж), «Спящая Венера» (1944, галерея Тейт, Лондон) и «Великие сирены» (1947). Художник считается одним из значительных представителей модернизма середины XX века.
Художественное образование
Поль Делво родился в Антейте, Бельгия. С 1916 по 1919 год он изучал архитектуру и декоративную живопись в брюссельской Королевской академии изящных искусств. Его наставниками были Констан Монталь (1862–1944) и Жан Дельвиль (1867–1953) — видные представители бельгийского символизма. Ранние работы художника представляли собой преимущественно натуралистические пейзажи; в период с 1920 по 1925 год он создал около 80 таких картин.
В 1925 году прошла первая персональная выставка Делво. В конце 1920-х годов его творчество, в основном пейзажи и изображения обнажённой натуры, испытало влияние фламандских экспрессионистов, таких как Констант Пермеке (1886–1952) и Гюстав де Смет (1877–1943).
Переход к сюрреализму
Поворотным моментом для Делво стала выставка «Минотавр» (Minotaure), прошедшая в Брюсселе в 1934 году. Там он открыл для себя творчество Джорджо де Кирико и его метафизическую живопись. Тревожные полотна де Кирико с пустынными городскими площадями и манекеноподобными фигурами произвели на Делво глубокое впечатление. Он признавал это влияние: “Благодаря ему я осознал, что именно возможно, какую атмосферу нужно развивать — атмосферу тихих улиц с тенями людей, которых не видно. Я никогда не задавался вопросом, сюрреализм это или нет”.
Хотя Делво выставлялся вместе с сюрреалистами, в том числе на знаменитой Международной выставке сюрреализма 1938 года в Париже, он избегал причисления себя к этой группе. Художник давал собственное определение: “Сюрреализм? Что это такое? По моему мнению, это прежде всего возрождение поэтической идеи в искусстве, возвращение сюжета, но в очень специфическом, странном и нелогичном смысле”.
В 1939 году поездка в Италию и знакомство с архитектурой Рима окончательно сформировали его визуальный язык. С тех пор классические здания стали неотъемлемым элементом его композиций, на фоне которых он размещал своих загадочных персонажей.
Ключевые мотивы и техника
Значительное влияние на Делво оказал и его соотечественник Рене Магритт. У Магритта Делво заимствовал приём сопоставления обыденных предметов и персонажей для создания иррациональной, призрачной атмосферы. От де Кирико он перенял использование глубокой перспективы, длинных теней и классической архитектуры для построения драматического пространства.
В картинах Делво доминируют несколько повторяющихся мотивов. Обнажённые или строго одетые женщины, похожие на сомнамбул, застыли в молчаливом ожидании. Рядом с ними часто появляются скелеты, мужчины в котелках, а также трамваи и поезда — образы, навеянные детскими воспоминаниями художника о ночных поездках. Эти элементы создают мир, похожий на застывший сон, наполненный тишиной и меланхолией.
В отличие от многих сюрреалистов, практиковавших автоматическое письмо и спонтанные техники, Делво работал медленно и методично. Он считал себя продолжателем традиций старых фламандских мастеров, таких как Ян ван Эйк (ок. 1390–1441) и Ханс Мемлинг (ок. 1430/1440–1494), восхищаясь их тщательной техникой и реализмом.
В картине «Великие сирены» (1947) архитектурные формы напоминают греческие храмы, но не копируют известные постройки. Под их сводами ночью расположились несколько обнажённых женщин. Вдалеке виднеется мужчина в котелке, зачарованный русалками. Смысл полотна остаётся неясным, отсылая к темам любви и эротических фантазий. Это одно из крупнейших произведений художника, его размеры составляют 2,03 на 3,05 метра.
Для ознакомления с другими направлениями в сюрреализме можно обратиться к творчеству Пауля Клее (1879–1940), Макса Эрнста (1891–1976) и Жоана Миро (1893–1983).
Признание и поздние годы
Первая крупная ретроспектива работ Делво состоялась во Дворце изящных искусств в Брюсселе в 1944 году. В 1949 году он стал профессором в Высшей национальной школе архитектуры и декоративных искусств (La Cambre) и преподавал там до 1962 года. В 1940-е годы он создал одну из самых известных своих работ — «Спящая Венера» (1944, галерея Тейт, Лондон).
На этой картине обнажённая женщина спит в античном дворике, а её окружают скелет и две женские фигуры. По словам художника, полотно было написано в Брюсселе во время бомбардировок: “Психологическая обстановка того времени была исключительной, полной драматизма и тревоги. Я хотел выразить эту тревогу в картине, противопоставив её спокойствию Венеры”.
В конце 1950-х Делво написал серию ночных сцен с маленькой девочкой, наблюдающей за поездами. Эти картины, выполненные с иллюзорной точностью, создают ощущение беспокойства. Художник так описывал свой подход: “Каждое изображение требовало долгой, детальной работы… Сначала через архитектуру, которая входит в полотно, затем через выбор цветов, связанных с поэтическим выражением, которое хочется ему придать”. См. также работы канадского магического реалиста Алекса Колвилла (1920–2013).
В 1950–1960-е годы Делво выполнил несколько монументальных росписей и начал работать в технике литографии. Его международное признание росло: ретроспективы прошли во Дворце изящных искусств в Лилле (1965), Музее декоративного искусства в Париже (1969), Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме (1973), а также в Токио и Киото (1975).
В 1977 году художник стал ассоциированным членом Академии изящных искусств в Париже. Из-за проблем со зрением Делво перестал писать картины в 1986 году. Он скончался восемь лет спустя, в 1994 году. Его произведения хранятся во многих ведущих музеях мира.
Работы Поля Делво высоко ценятся на арт-рынке. Например, в 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне его картина «Свидание в Эфесе» (1967) была продана за 1 292 000 долларов США. В 2010 году на торгах Christie’s в Нью-Йорке работа «Женщина у лампы» (1973), выполненная акварелью, пером и тушью, ушла за 56 250 долларов США.
- Выставка «СО-ПРОНИКНОВЕНИЕ» (инсталляция, смешанные медиа)
- «Дека Клиника» — лазерная пластическая хирургия и косметология международного уровня
- Контрактное производство косметики: что это такое и в чем его преимущества?
- Самые популярные косметические процедуры
- Эстетическая эпиляция и инъекционная косметология
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?