Пит Мондриан:
нидерландский абстрактный художник, основатель нео-пластицизма читать ~5 мин.
Важная фигура в истории искусства XX века, уроженец Нидерландов Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan), был одним из ведущих пионеров чистого абстрактного искусства. Он является изобретателем неопластицизма и был ключевым участником движения De Stijl, возглавляемого Тео ван Дусбургом (1883–1931).
При жизни Мондриан оказал значительное интеллектуальное влияние, однако коммерческого успеха почти не имел. Сегодня он признан одним из великих художников-абстракционистов и знаковых фигур современного искусства начала XX века. Наибольшую известность ему принесли работы в стиле конкретного искусства 1920–1930-х годов — композиции из синих, красных и жёлтых прямоугольников, разделённых толстыми чёрными линиями. Эти геометрические полотна лучше всего воспринимаются в оригинале, поскольку репродукции делают их упрощёнными и блёклыми.
Его самые известные абстрактные картины включают: «Композиция в цвете A», 1917 (Музей Крёллер-Мюллер); «Композиция в ромбе с красным, синим, жёлтым и чёрным», 1924 (Национальная галерея искусства, Вашингтон); «Композиция с красным, жёлтым и синим», 1929 (Музей Стеделик); «Композиция в красном и синем», 1939 (частное собрание) и «Бродвей Буги-Вуги», 1942 (Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Для анализа работ художников-неопластицистов, таких как Пит Мондриан,
см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Учёба и ранние работы
Мондриан родился в Амерсфорте, Нидерланды. Его отец был квалифицированным учителем рисования. Мондриан рано научился рисовать, а в 1892 году поступил в Академию художеств в Амстердаме для изучения живописи. Большинство его ранних работ — это пейзажи с мельницами, полями и реками, выполненные в манере, сочетающей импрессионизм и голландский реализм.
В поисках собственного стиля он экспериментировал с разными направлениями, включая яркий фовизм и неоимпрессионистский пуантилизм. (См. также: Постимпрессионизм в Голландии). Картины этого периода, такие как «Сельская церковь» (1898) и «Лес с буками» (1899), ещё прочно связаны с природой, и в них почти нет признаков будущей абстракции.
В 1912 году он переехал в Париж, где изучал работы современных художников, в частности Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржа Брака (1882–1963). Он быстро воспринял идеи кубизма, но рассматривал его лишь как этап на пути к конечной цели. Во время визита на родину в 1914 году началась Первая мировая война, и он был вынужден остаться в Голландии. Там он познакомился с художником Бартом ван дер Леком, который использовал в своих работах только основные цвета.
Движение De Stijl («Стиль»)
В 1917 году художник и критик Тео ван Дусбург основал журнал «De Stijl». Мондриан опубликовал в нём несколько статей и стал ключевым сторонником художественной философии группы, получившей название неопластицизм. Участники движения выступали за чистую абстракцию, или «непредметное искусство», утверждая, что Вселенную можно свести к основным элементам формы и цвета. Их композиции были упрощены до горизонтальных и вертикальных линий и основных цветов с добавлением чёрного и белого.
Неопластицизм
Неопластицизм был не просто художественным стилем, а целой утопической философией. Мондриан верил, что, сводя живопись к её фундаментальным элементам — прямым линиям и основным цветам, — он открывает универсальную гармонию. Он считал, что это искусство способно духовно преобразить человека и общество, создав основу для нового, сбалансированного и гармоничного мира. Его строгий геометризм был ответом на хаос и неопределённость первых десятилетий XX века.
После окончания Первой мировой войны Мондриан вернулся в Париж, где оставался до начала Второй мировой. В межвоенный период город переживал художественный подъём, и его стиль был лишь одним из нескольких абстрактных направлений. Среди значимых работ этого периода — «Композиция A» и «Композиция B» (обе 1920 года). Он продолжал оттачивать свою технику, постепенно сокращая использование основных цветов в пользу белого фона.
Это видно в его картинах маслом: «Ромбовидная композиция с жёлтым, чёрным, синим, красным и серым», 1921 (Институт искусств Чикаго) и «Композиция с большой синей плоскостью, красным, чёрным, жёлтым и серым», 1921 (Музей искусств Далласа). Линии на этих картинах часто доходят до края холста, создавая впечатление фрагмента большего произведения. Хотя его работы кажутся идеально ровными, при близком рассмотрении на них видны мазки кисти.
В 1924 году Мондриан покинул движение De Stijl. Причиной стал его теоретический спор с Тео ван Дусбургом, который начал вводить в свои композиции диагональные линии в рамках нового направления — элементаризма. Для Мондриана, чья философия строилась на строгой ортогональности горизонталей и вертикалей как символов стабильности, такой шаг был неприемлемым компромиссом, разрушающим чистоту и гармонию неопластицизма.
Эмиграция в Америку
В 1938 году Мондриан переехал в Лондон, а после падения Парижа — в Нью-Йорк, где прожил до конца жизни. Его поздние работы наполнены пересекающимися линиями, создающими динамичный и «шумный» ритм. Ярким примером этого стиля является картина «Бродвей Буги-Вуги». В ней чёрные линии уступили место цветным полосам и маленьким блокам, которые мерцают, словно неоновые огни, передавая энергию и ритм большого города и его джазовой музыки.
К другим важным произведениям этого периода относятся: «Композиция с жёлтым, синим и красным», 1937–1942 (Тейт, Лондон); «Вертикальная композиция с синим и белым», 1936 (Художественное собрание Северного Рейна — Вестфалии, Дюссельдорф) и «Нью-Йорк Сити», 1941 (Центр Помпиду, Париж). Мондриан умер от пневмонии в 1944 году и был похоронен на кладбище Сайпресс-Хиллс в Нью-Йорке.
Примечание: одним из самых известных коллекционеров работ Мондриана был американский филантроп Соломон Р. Гуггенхайм (1861–1949).
Репутация
Внешняя простота произведений Мондриана заставила многих ошибочно полагать, что подобное мог бы нарисовать и ребёнок. Однако его последние работы — результат более чем тридцатилетних исследований. Неопластические композиции были чрезвычайно сложными и абсолютно оригинальными. Его редукционистский стиль дизайна продолжает оказывать влияние на художников, модельеров и рекламу. Мондриан считается не только одним из самых изобретательных живописцев XX века, но и отцом графического дизайна, основанного на его сеточной структуре.
Картины Пита Мондриана находятся в ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?