Ричард Паркс Бонингтон:
английский пейзажист читать ~5 мин.
В английской школе пейзажной живописи Ричард Паркс Бонингтон (Richard Parkes Bonington) занимает одно из ведущих мест, уступая в известности лишь Джозефу Мэллорду Уильяму Тёрнеру (1775–1851) и Джону Констеблу (1776–1837). Его творчество заметно отличается от работ современников, поскольку он получил образование и провёл большую часть своей недолгой жизни во Франции.
Основными темами его пейзажей стали виды французского побережья и рек. Эти работы отличает свежий натурализм, яркие тона, чистота атмосферы и изысканная манера письма. Бонингтон ушёл из жизни в 26 лет, тогда как Констебл дожил до 61 года, а Тёрнер — до 76. Несмотря на короткую карьеру, длившуюся менее десятилетия, он создал произведения, которые достойно стоят в одном ряду с работами этих мастеров.
Для сравнения, к 26 годам Тёрнер только начинал осваивать масляную живопись, а Джон Констебл лишь завершал своё обучение в школах Королевской академии в Лондоне. Этот факт подчёркивает скороспелость и исключительность таланта Бонингтона.
Биография
Ричард Паркс Бонингтон, один из талантливейших художников XIX века, родился в Арнолде, близ Ноттингема, в семье учителя рисования. В 1817 году его семья переехала в Кале, Франция. Там он начал обучаться акварельной живописи у художника Луи Франсиа, заложив основы своего будущего мастерства.
В 1818 году Бонингтон переехал в Париж, где познакомился с Эженом Делакруа (1798–1863), лидером французского романтизма. Их знакомство переросло в крепкую дружбу. Бонингтон усердно изучал старых мастеров в Лувре, создавая акварельные копии пейзажей голландской и фламандской школ. В 1821–1822 годах он совершенствовал навыки в мастерской Антуана-Жана Гро (1771–1835) в парижской École des Beaux-Arts.
Дружба с Эженом Делакруа оказала значительное влияние на обоих художников. Некоторое время они делили студию, что способствовало активному творческому обмену. Делакруа восхищался блестящей акварельной техникой Бонингтона и перенял некоторые её приёмы в своей масляной живописи. В свою очередь, под влиянием друга Бонингтон создал несколько ярких исторических картин, таких как «Генрих IV и испанский посол».
Переломным моментом в карьере Бонингтона стал Парижский салон 1824 года, где он завоевал золотую медаль. Его работы, наряду с полотнами Констебла, произвели фурор. Свежесть и натурализм английской пейзажной живописи разительно отличались от неоклассицизма, доминировавшего во Франции. Это событие познакомило французскую публику с новым подходом к пейзажу и способствовало его популяризации.
После успеха на Салоне Бонингтон много путешествовал. В 1824 году он создал серию литографий для издания барона Тейлора «Живописные и романтические путешествия по старой Франции». В 1825 году он вместе с Делакруа посетил Англию и Шотландию. Художник также много работал на побережье Нормандии, создавая морские и прибрежные пейзажи. Именно в этот период появились такие известные работы, как «У побережья Пикардии» (1825) и «Вид на побережье Нормандии» (1826).
В своих работах Бонингтон уделял особое внимание свету и атмосферным эффектам. Небо часто занимает значительную часть композиции, становясь её главным эмоциональным элементом. Его палитра всегда яркая и светлая, с искусным использованием светотени. Плавные и деликатные мазки очевидно унаследованы от акварельной техники, как, например, в картине «Водный партер в Версале», написанной с натуры.
В 1826 году Бонингтон отправился в Италию. В Венеции он был покорён работами венецианских мастеров, в частности Паоло Веронезе (1528–1588). Особое впечатление на него произвели городские пейзажи-ведуты Каналетто (1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793). Под их влиянием он создал серию венецианских видов, включая «Колонна Святого Марка в Венеции» (1826–1828), в которых переосмыслил традиционную схему ведуты, выбирая более фрагментарные и камерные ракурсы.
Наследие и художественное значение
Жизнь Бонингтона оборвалась очень рано — он умер от туберкулёза в возрасте 26 лет. Несмотря на создание нескольких исторических картин под влиянием Делакруа, таких как «Генрих IV и испанский посол» (1827), его основной вклад в историю искусства заключается в пейзажной живописи. Натуралистический подход и новаторская техника Бонингтона оказали решающее влияние на художников барбизонской школы и будущих импрессионистов, в том числе на Клода Моне (1840–1926).
Техническое мастерство Бонингтона заключалось в уникальном переносе приёмов акварели в масляную живопись. Его работы маслом сохраняют лёгкость, прозрачность и свежесть, свойственные акварели. Он использовал жидкие, полупрозрачные слои краски, что позволяло добиваться исключительной яркости и свечения цвета. Эта техника, вкупе с точной передачей атмосферных эффектов, придавала его пейзажам особую живость и непосредственность.
Интересно, что, несмотря на образование во Франции и тесные связи с французской живописью, его стиль остаётся глубоко индивидуальным и по своей сути английским. На момент смерти Бонингтон был уже зрелым мастером, стоявшим у истоков пленэрной живописи. Его безвременная кончина прервала карьеру, которая обещала быть столь же блестящей, как и карьера другого рано ушедшего гения, Томаса Гёртина (1775–1802), умершего в том же возрасте.
Светящиеся масляные картины Бонингтона не уступают его акварелям. Вместе с Джоном Констеблом он по праву считается одним из художников, которые дали толчок развитию французской традиции пейзажа на пленэре, вдохновив целое поколение мастеров.
Избранные произведения
Пейзажи Ричарда Паркса Бонингтона хранятся во многих ведущих художественных музеях мира. Особенно значительная коллекция его работ находится в Собрании Уоллеса в Лондоне. В число его известных картин, помимо упомянутых ранее, входят:
«Побережье Нормандии» (ок. 1825, Галерея Тейт, Лондон).
«Лодки у берега. Нормандия» (ок. 1825, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Корсо Сант-Анастазия, Верона» (1826, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
«Вид Венеции» (ок. 1826, Лувр, Париж).
«Водный партер в Версале» (ок. 1826, Лувр, Париж).
«Венецианские кампанилы» (ок. 1826, Музей и художественная галерея Мейдстона).
«Мыс близ Сен-Валери-сюр-Сомм» (ок. 1826, Художественная галерея Ференса, Халл).
«Венеция: площадь Сан-Марко» (ок. 1827, Собрание Уоллеса, Лондон).
«Андерклифф» (1828, Городские музеи и галереи Ноттингема).
- «Безопасное убежище» Николаса Спаркса, краткое содержание
- «Американская пьеса» Сюзан-Лори Паркс, краткое содержание
- «Дальняя поездка» Николаса Спаркса, краткое содержание
- «Дневник памяти» Николаса Спаркса, краткое содержание
- «Венера» Сюзан-Лори Паркс, краткое содержание
- Британская Национальная галерея ограничит число билетов на выставку Леонардо да Винчи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?