Ричард Уилсон:
английский пейзажист 18 века читать ~7 мин.
Ричарда Уилсона (Richard Wilson) часто называют отцом английской пейзажной живописи. Именно он первым столкнулся с неприятием устоявшихся художественных канонов. Будучи на семнадцать лет моложе Уильяма Хогарта, он по праву делит с ним место одного из основателей современной английской школы живописи.
О его юности известно немного. Сын священника, он родился в Пенегоэсе, Монтгомеришир (Уэльс). В 1729 году сэр Джордж Винн, родственник со стороны матери, привёз его в Лондон. Юношу отдали в ученики к портретисту Томасу Райту, о котором сегодня почти не сохранилось сведений. Точно не известно, как долго Уилсон обучался у него и работал ли с другими мастерами.
В то время искусство портрета только начинало возрождаться. Работы Уилсона не уступали лучшим образцам того периода, за исключением произведений Хогарта, а многие и превосходили.
Признанием его таланта стал заказ 1748 года на групповой портрет принца Уэльского, герцога Йоркского и их наставника, доктора Эйскоу, поскольку столь важную работу не доверили бы малоизвестному художнику. Существует две версии этой картины. Они показывают Уилсона как компетентного живописца, работающего в традиционной манере того времени. Произведение отличается гладкой фактурой и «фарфоровым» тоном кожи. Ему недостаёт смелости в обращении с материалом и оригинальности замысла, свойственных поздним работам мастера.
Вскоре после этого, при поддержке родственников, Уилсон отправился на учёбу в Италию. Эта поездка полностью изменила его творческий путь.
Венеция и знакомство с Дзуккарелли
Ранее считалось, что до поездки в Италию Уилсон не пробовал себя в пейзажной живописи и что его талант в этом жанре первым заметил венецианский художник Франческо Дзуккарелли. Существует анекдот, согласно которому Уилсон, придя к Дзуккарелли и не застав его, начал делать набросок пейзажа из окна. Вернувшись, итальянский мастер был так впечатлён эскизом, что посоветовал ему полностью посвятить себя пейзажу.
Однако достоверность этой истории сомнительна. Более вероятно, что Уилсон отправился в Италию с твёрдым намерением изучать именно пейзаж. Сегодня известно, что он создавал пейзажные работы ещё до отъезда из Англии.
Проведя год в Венеции, Уилсон перебрался в Рим, где прожил пять лет. Здесь он сблизился с французским художником Клодом-Жозефом Верне, который также оказал на него влияние и даже приобрёл одну из его работ. В Риме Уилсон стал заметной фигурой среди британских художников и ценителей искусства, получая заказы от путешествующих аристократов и оттачивая своё мастерство в изображении классических пейзажей.
Всего Уилсон провёл в Италии шесть лет и за это время стал одним из ведущих британских художников в Риме. Он внимательно изучал старых мастеров и создал множество оригинальных произведений, в которых ощущается влияние Клода Лоррена и Николя Пуссена.
Возвращение в Англию
Он вернулся в Лондон в 1755 году. Его репутация была достаточно высока, чтобы в 1768 году его избрали одним из членов-основателей Королевской академии искусств.
Однако при жизни его талант не был в полной мере оценён в Англии. После возвращения из Италии его ждали годы борьбы и лишений. Независимый характер и отсутствие угодливости отталкивали потенциальных заказчиков. В то же время свежесть и оригинальность его произведений были не поняты и отвергнуты современниками. Дзуккарелли, который, по легенде, и направил его на путь пейзажиста, также переехал в Англию и стал его успешным конкурентом.
Сентиментальная условность работ Дзуккарелли соответствовала искусственным вкусам публики, которую раздражала строгая и прямолинейная манера Уилсона. Группа художников во главе с Эдвардом Пенни представила Уилсону записку с советом: “Стиль мистера Уилсона не отвечает английским вкусам, и если он надеется на покровительство, ему следует перенять более лёгкую манеру Дзуккарелли”.
Уилсон с презрением отнёсся к этому совету. Однако полностью игнорировать вкусы покупателей он не мог. Ему приходилось создавать множество полотен в консервативном стиле, которые, по сути, были вариациями его ранних работ, основанных на композициях Клода и Пуссена. Несмотря на это, постоянное пренебрежение привело его к нищете. Рассказывают, что однажды у него не хватило денег на материалы для выполнения заказа.
В 1776 году он получил должность библиотекаря Королевской академии с годовым жалованьем в пятьдесят фунтов, что спасло его от голода. Лишь в конце жизни небольшое наследство позволило ему вернуться в родной Уэльс. Он умер в деревне Лланберис в 1782 году.
Стиль, влияние и посмертное признание
После смерти Уилсон постепенно получил признание как один из величайших британских пейзажистов. На континенте его ценили выше, чем на родине. Он стал непосредственным предшественником великой школы английского пейзажа начала XIX века. Джон Кром, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл учились на его работах. В некоторых аспектах он был не меньшим новатором, чем сам Тёрнер.
Его часто считали лишь умелым последователем традиций Клода Лоррена, но его творчество было гораздо шире. Композиция и свет в его итальянских картинах действительно многим обязаны Клоду, а также Альберту Кёйпу. Однако Уилсон заимствовал немногое. Техника и работа с материалом были полностью его собственными. Густое, пастозное письмо (импасто) придаёт его работам сдержанную силу, по сравнению с которой живопись Клода может показаться более лёгкой.
Уникальность техники Уилсона заключалась в его способности объединить классическую композиционную структуру с реалистичным наблюдением за природой. Он мастерски передавал эффекты света и атмосферы, используя тонкие тональные переходы. Его палитра, основанная на тёплых земляных тонах, серебристо-серых и глубоких синих оттенках, позволяла создавать ощущение воздушной перспективы и глубины пространства.
Художественные особенности
Произведениям Уилсона не свойственна внешняя эффектность, из-за чего их можно не заметить на фоне более ярких работ. Однако искренность и глубина чувства наделяют их непреходящим очарованием. Главные его таланты — глубокое понимание настроения природы и точная передача атмосферных и композиционных связей. Его картины обладают объёмом и глубиной, но эти качества не являются самоцелью. Структурная основа его работ наполнена живым чувством и вызывает у зрителя эмоциональный, а не интеллектуальный отклик.
Его итальянские картины, такие как «Вилла Мецената» и «Ниоба», демонстрируют явное влияние классической школы. Эти произведения, будучи одними из самых известных, считаются менее значимыми в его творчестве. В них оригинальность художника проявлена слабее, чем в более поздних английских пейзажах. Например, в «Вилле Мецената» композиция разделена на несколько простых планов. Передний и средний планы намеренно затемнены для усиления светлоты неба. В результате небо кажется наполненным светом, но общая атмосфера не пронизывает всё пространство картины.
В поздних работах он больше полагался на натурные наблюдения. Небо в них — это не просто фон, а воздушная среда, пронизывающая всё изображение. Со временем композиция усложняется, а тональные переходы становятся тоньше, создавая ощущение глубины и воздушности. Уилсон одним из первых в британской живописи показал, как свет и атмосфера влияют на локальный цвет предметов.
Достаточно сравнить «Виллу Мецената» (Национальная галерея, Лондон) с такими работами, как «Пейзажи с фигурами» (Национальная галерея), «Итальянский прибрежный пейзаж» (Национальная галерея) или «Скалистый пейзаж с рекой» (Галерея Тейт), чтобы увидеть новаторство Уилсона по сравнению с Клодом и Кёйпом. В его поздних картинах, таких как «Вид Оксфорда», «Темза в Туикенеме» или «На реке Уай», которые оказали влияние на художников Норвичской школы, его независимость становится ещё более очевидной. Классическая манера была лишь временным этапом, обусловленным как вкусами эпохи, так и желанием учиться у Клода и Пуссена. Уже в двух видах Лондона, созданных для Воспитательного дома (Foundling Hospital) до поездки в Италию, заметны черты его зрелого стиля.
Наследие
Вклад Ричарда Уилсона в историю британского искусства огромен. Он превратил пейзаж из топографического изображения местности в средство для выражения идей и эмоций, часто с ностальгическим оттенком. Среди его учеников выделяется Томас Джонс. Его последователями были Джон Селл Котмен (1782–1842) и Джон Кром (1768–1821) из Норвичской школы, а также Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851) и Джон Констебл (1776–1837).
Несмотря на финансовые трудности и недостаток признания при жизни, Ричард Уилсон заложил основы, на которых выросла британская пейзажная живопись XIX века. Его умение сочетать величие классической традиции с непосредственностью живого наблюдения природы открыло новые пути для последующих поколений художников и навсегда изменило статус пейзажного жанра в искусстве Великобритании. Работы Ричарда Уилсона можно увидеть во многих лучших художественных музеях Англии.
- «Скажи да» Тобиаса Вулфа, краткое содержание
- «Цветной музей» Джорджа Вулфа, краткое содержание
- «Волчий зал» Хилари Мантел, краткое содержание
- Глава хэдж-фонда купил картину Пикассо за рекордные 155 миллионов долларов
- «Охотница» Кейт Куинн, краткое содержание
- «Герцог и я» Джулии Куинн, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?