Сальвадор Дали:
художник-сюрреалист читать ~7 мин.
Сальвадор Дали (1904–1989), самая эксцентричная и яркая фигура в испанской живописи, исследовал кубизм, футуризм и метафизическую живопись, прежде чем окончательно посвятить себя сюрреализму.
Художник с академическим образованием, необычайным талантом к саморекламе и знаменитыми навощёнными усами, он быстро стал одним из самых известных художников-сюрреалистов. Его картины прославились благодаря яркому и причудливому содержанию. Для них характерны скрупулёзное внимание к деталям, виртуозная техника и символизм, вдохновлённый фрейдистской теорией сновидений. Сам Дали называл свои произведения «раскрашенными вручную фотографиями снов».
Творческие таланты Дали не ограничивались живописью, испытавшей сильное влияние старых мастеров итальянского Возрождения. Он также занимался кинематографом, фотографией, ювелирным искусством и театральным дизайном. Большинство искусствоведов считают его одним из величайших художников XX века, а его имя стало синонимом всего иррационального и абсурдного.
К величайшим картинам Дали относятся: «Сидящая девушка со спины» (1925, Музей королевы Софии, Мадрид); «Постоянство памяти» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Жираф в огне» (1937, Художественный музей, Базель); «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936, Художественный музей Филадельфии); «Искушение святого Антония» (1946, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель); «Христос Святого Иоанна Креста» (1951, Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго); «Распад постоянства памяти» (1952–1954, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида).
Дали также является автором нескольких новаторских сюрреалистических скульптур. К наиболее известным произведениям его пластического искусства относятся «Диван-губы Мэй Уэст» (1937, частная коллекция), а также найденные объекты, такие как «Телефон-омар» (1936, галерея Тейт, Лондон).
Ранняя жизнь
Сальвадор Дали был разносторонним гением, вышедшим из той же каталонской среды, что и Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоан Миро (1893–1983). Свои навыки рисования он оттачивал в Мадридской академии изящных искусств, где учился в 1921–1924 и 1925–1926 годах. Уже в ноябре 1925 года в барселонской галерее Далмау прошла его успешная персональная выставка, которой восхищался сам Пикассо. В тот период он создавал работы, в которых уже проявилась его одержимость морскими пейзажами детства, например, «Женщина у скал» (1926, частная коллекция, Милан). Тогда же он осваивал различные стили современного искусства, включая аналитический кубизм, метафизическую живопись (pittura metafisica) и футуризм, а также классические традиции испанского и голландского барокко.
На него также оказал влияние немецкий художник-символист Макс Клингер (1857–1920). В этот ранний период Дали создавал эскизы для «Русских балетов» под руководством Сергея Дягилева (1872–1929).
Параноидально-критический метод
Чтение работ Фрейда пробудило в Дали интерес к искусству бессознательного (см. Автоматизм в искусстве), что привело его к сюрреализму. Во время визитов в Париж в 1926–1928 годах он познакомился с Пикассо и ведущим теоретиком движения Андре Бретоном (1896–1966), бывшим активистом дадаизма. В этом кругу он встретил Галу, жену поэта Поля Элюара, которая стала его музой, спутницей жизни и источником вдохновения.
Дали присоединился к сюрреалистическому движению в 1929 году. В том же году в парижской галерее Камиля Гоманса состоялась его персональная выставка с предисловием Андре Бретона в каталоге. Среди представленных работ была «Загадка желания» (1929, частное собрание, Цюрих), иллюстрирующая его теорию, изложенную в книге «Видимая женщина» (1930). Суть метода Дали заключалась в вызове галлюцинаторных состояний для создания образов из подсознания. Этот процесс он называл «параноидально-критическим методом».
В сотрудничестве с авангардистом Луисом Бунюэлем Дали создал фильм «Андалузский пёс» (Un Chien Andalou, 1929). Его провокационные образы сделали обоих авторов иконами сюрреалистического абсурда. Этот фильм, наряду с картинами и эксцентричным поведением, превратил Дали в публичное лицо сюрреализма и одного из самых известных современных художников. Второй совместный фильм, «Золотой век», вышел в 1930 году.
Несмотря на ажиотаж, метод Дали не был абсолютно новаторским. Он следовал идеям, которые ранее исследовали Леонардо да Винчи (в «Трактате о живописи») и Макс Эрнст (1891–1976), изобретатель техник фроттажа и декалькомании. На Дали также повлияли работы Джорджо де Кирико (1888–1978) — например, его «Песнь любви» (1914) — и Ива Танги (1900–1955).
Причудливые образы сновидений
Обретя свой фирменный фигуративный стиль, Дали с 1929 по 1937 год создал свои величайшие картины, которые принесли ему мировую известность. На его полотнах изображён мир сновидений, где обычные предметы сопоставляются, деформируются и преображаются самым причудливым и иррациональным образом. Дали тщательно прорисовывал эти образы, часто помещая их в мрачные, залитые солнцем пейзажи, напоминающие его родную Каталонию.
Его мощное полотно «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936) изображает гримасничающую расчленённую фигуру, символизирующую истерзанное войной человечество. Чудовищное существо разрывает само себя. Этот образ перекликается с мифологической картиной Гойи, где Сатурн пожирает своего сына. Варёные бобы могут отсылать к древнему каталонскому обычаю подношения богам. Дали утверждал, что начал писать эту картину за полгода до начала Гражданской войны в Испании.
Разрыв с сюрреалистами
В конце 1930-х годов Дали перешёл к более академическому стилю, вдохновляясь мастером Возрождения Рафаэлем. Это, наряду с коммерциализацией творчества и предполагаемыми симпатиями к фашизму, вызвало резкую критику со стороны соратников. В 1934 году его подвергли символическому «суду», а в 1939 году Андре Бретон окончательно исключил его из движения сюрреалистов. С 1940 по 1948 год Дали жил в США. Вернувшись в Испанию, он поселился в Порт-Льигате, а в 1958 году обвенчался с Галой.
О другом великом каталонском модернисте читайте в статье: Антонио Гауди (1852–1926) — архитектор эпохи модерна, прославившийся созданием собора Святого Семейства (Sagrada Família).
Зрелые работы
С 1950 по 1970 год Сальвадор Дали создал множество работ на научные, религиозные и мифологические темы. Он продолжал экспериментировать, сочетая голландское и итальянское барокко с сюрреализмом и даже живописью действия, чтобы поддерживать свой имидж. Однако эти работы не получили такого же признания критиков, как его ранние шедевры.
Возможно, на негативную реакцию повлияли политические взгляды художника (Дали вернулся в Испанию, где правил Франко) и его всё более эксцентричное поведение. Тем не менее некоторые поздние картины сохраняют своё значение. Например, в работе «Распад постоянства памяти» (1952–1954) Дали осмыслил влияние новой науки — атомной физики.
Эта картина — переосмысление его знаменитой работы «Постоянство памяти» 1931 года. Раннее изображение здесь разделено на мелкие блоки, что символизирует материю, распадающуюся на атомы. Новое произведение отражает неопределённые последствия атомной эры для науки и человечества.
Репутация и наследие
Заигрывая с высшим обществом и идя на компромиссы с сильными мира сего, Дали сумел убедить публику в том, что именно он является главным представителем сюрреализма. Его жизнь и творчество слились в единый перформанс, который сам по себе можно считать произведением искусства, как, например, в работе «Ловля тунца» (1966–1967, Фонд Поля Рикара, Марсель).
Несмотря на критику, Сальвадор Дали оказал огромное влияние на авангардное искусство 1930-х годов. Позднее такие художники, как Энди Уорхол, называли Дали одним из важнейших предшественников поп-арта. Оставаясь причудливой и неуловимой личностью, Дали создал произведения, которые продолжают завораживать зрителей. Он был уникальным художником и остаётся значительной фигурой в истории искусства.
В 1974 году в Фигерасе по инициативе самого художника был открыт Театр-музей Дали. Работы Дали представлены во многих ведущих художественных музеях Америки и Европы, в частности в Центре искусств королевы Софии в Мадриде, а также в музеях Базеля, Лондона, Глазго, Парижа, Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорка (Метрополитен-музей и МоМА).
Другие художники-сюрреалисты
Биографии других художников, связанных со школой сюрреализма: Рене Магритт (1898–1967) и Поль Дельво (1897–1994).
- Сюрреализм
- Поль Дельво (1897-1994). Увлекательное и волнующее путешествие в лабиринты подсознания
- Игорь Дрёмин: Владимир Барков «Иллюстрации к жизни»
- Сюрреализм
- Ив Танги: художник-сюрреалист
- Смотреть «Бойтесь ходячих мертвецов»: чего ожидать от нового сериала
- История, рассказанная в «Старомодной комедии», волнует людей по-прежнему
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?