Сальвадор Дали:
художник-сюрреалист читать ~8 мин.
Сальвадор Дали, самая эксцентричная и изобретательная фигура в испанской живописи, исследовал кубизм, а также футуризм и метафизическую живопись, прежде чем окончательно обратиться к сюрреализму.
Художник, получивший академическое образование, обладавший необычайным талантом к саморекламе и огромными восковыми усами, он быстро стал одним из самых известных художников-сюрреалистов, прославившись ярким и причудливым содержанием своих картин. Для них характерны скрупулёзное внимание к деталям, виртуозная техника, творческое содержание, а также символическая фрейдистская образность сновидений. Сам он называл их «раскрашенными вручную фотографиями снов».
Кроме живописи, на которую оказали сильное влияние старые мастера итальянского Возрождения, его творческие таланты распространялись на киносъёмку и фотографию, а также ювелирное искусство и театральный дизайн. Большинство искусствоведов считают его одним из лучших художников XX века межвоенного периода, а многие его картины доступны в виде гравюр плакатного искусства. Слово «дали-эск» стало синонимом абсурда.
К величайшим картинам Дали относятся: «Сидящая девушка сзади» (1925 г., Музей Рейна София, Мадрид); «Постоянство памяти» (1931 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Жираф в огне» (1935 г., Кунстмузеум, Базель); «Мягкая конструкция с вареной фасолью» (1936 г., Музей искусств Филадельфии); Искушение святого Антония (1946, Музей изящных искусств, Брюссель); Христос Святого Иоанна Креста (1951, Художественная галерея Глазго, Шотландия); Дезинтеграция стойкости памяти (1952-4, Музей Сальвадора Дали, St. Petersburg, Florida).
Дали также является автором некоторых новаторских сюрреалистических скульптур. К наиболее известным произведениям его пластического искусства относятся: Диван с губами Мэй Уэст (1937 г., частная коллекция), а также найденные объекты, такие как Телефон-лобстер (1936 г., коллекция Тейт, Лондон).
Ранняя жизнь
Сальвадор Дали был разносторонним гением, вышедшим из того же каталонского общества, что и Пикассо (1881-1973) и Хуан Миро (1893-1983). Свои навыки рисования он приобрёл в Мадридской академии изящных искусств, где учился с 1921 по 1924), а затем ещё раз с 1925 по 1926. К моменту отъезда в ноябре 1925 г. у него уже была успешная персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне, которой восхищался сам Пикассо. В это время он писал работы, в которых уже проявилась его одержимость морскими пейзажами детства, от которой он так и не смог отказаться (Женщина перед скалами, 1926 г., Милан, частная коллекция). В этот ранний период он стремился освоить несколько различных стилей современного искусства , включая аналитический кубизм,метафизическую живопись (pittura metafisica) и футуризм, а также классические стили испанского и голландского барокко.
На него также оказал влияние Макс Клингер (1857-1920), уроженец Лейпцига, художник-символист-фантаст. В этот ранний период Дали также создавал эскизы для «Русского балета», которым руководил Сергей Дягилев (1872-1929).
Сюрреалистическая живопись: «Критическая паранойя» Дали
Однако чтение Фрейда склонило его к искусству бессознательного (см. Автоматизм в искусстве), и он стал тяготеть к сюрреализму. Во время второго визита в Париж в 1927 г. (в первый раз он познакомился с Пикассо в 1926 г.) и в 1928 г. он встретился с Пикассо, а также с ведущим теоретиком движения сюрреализма Андре Бретоном (1896-1966), ранее активистом Дада. Именно через них он познакомился с Галой Элюар, которая стала его спутницей и постоянным источником вдохновения.
К сюрреалистическому движению он присоединился в 1929 г., и в том же году в парижской галерее Камиля Гоманса состоялась его персональная выставка, к которой Андре Бретон написал предисловие в каталоге. Среди представленных работ – «Энигма желания» (1929 г., Цюрих, частное собрание), иллюстрирующая его теорию «критической паранойи», изложенную в книге «Видимая женщина» (1930). Сюрреализм Дали заключался в том, что он вызывал у себя галлюцинаторное состояние, чтобы создать образы из своего подсознания в форме автоматического рисования. Этот процесс он называл «критической паранойей».
Дали также сотрудничал с авангардистом Луисом Бунюэлем при создании фильма «Андалузский мальчик» (1929), нашумевшие сенсационные образы которого превратили обоих в иконы сюрреалистического абсурда. Этот фильм, а также его картины, эксцентричность и яркий эксгибиционизм превратили Дали в публичное лицо сюрреализма и одного из самых известных современных художников XX века. Второй фильм, «Золотой век», был снят в 1930 году.
Несмотря на рекламную шумиху, автоматическая живопись Дали не была особенно новаторской: он пошёл по стопам многих художников, включая Леонардо да Винчи (который сформулировал эту идею в своём «Трактате о живописи») и Макса Эрнста (1891-1976) (который основал техники фроттажа и декалькомании). На Дали также оказали влияние работы Джорджо де Кирико (1888-1978) – см. например, его Песнь любви (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Тайна и меланхолия улицы (1914, частная коллекция) – и Ива Танги (1900-1955).
Причудливые образы, похожие на сны
Несмотря на это, после того как Дали пришёл к своему фирменному фигуративному стилю сюрреализма, его искусство развивалось с необычайной быстротой, и с 1929 по 1937 год он создал свои величайшие картины XX века – те, которые сделали его самым известным в мире сюрреалистом. На его картинах изображён мир сновидений, в котором обычные предметы сопоставляются, деформируются или претерпевают иные метаморфозы в причудливой и иррациональной манере.
Дали тщательно прорисовывал эти образы и обычно помещал их в мрачные, освещённые солнцем пейзажи, напоминающие о его родине – Каталонии. Его мощная картина маслом «Мягкая конструкция с варёными бобами: Предчувствие гражданской войны» (1936 г.) изображена гримасничающая расчленённая фигура (символ разорённого войной человечества), хватающая себя за руки и в то же время упирающаяся ногами. Чудовищное лицо напоминает мифологическую картину Сатурна, пожирающего одного из своих детей, изображённого ранее Гойей. Варёные бобы, возможно, представляют собой древнее каталонское подношение богам. Дали назвал эту картину «предчувствием гражданской войны» и начал писать её за полгода до начала гражданской войны в Испании.
Изгнание из движения сюрреализма
В конце 1930-х годов Дали перешёл к более академическому стилю живописи под влиянием мастера эпохи Возрождения Рафаэля, в результате чего подвергся резкой критике (1934) и в конце концов был исключён из движения сюрреализма Андре Бретоном в 1939 году. С 1940 по 1948 г. он жил в США, где посвятил себя эксгибиционизму и зарабатыванию денег. По возвращении в Испанию он поселился в Порт-Льигате в Каталонии, деля своё время между Парижем и Нью-Йорком, а в 1958 г. женился на Гале по церковной церемонии.
О другом великом каталонском модернисте см: Антонио Гауди (1852-1926) архитектор эпохи модерна, известный по Собору Святого Семейства (Sagrada Família).
Зрелые работы
В период с 1950 по 1970 год Сальвадор Дали написал множество работ на научные, религиозные и мифологические темы. В процессе работы он экспериментировал с множеством различных стилей живописи, включая голландское барокко, сюрреализм (Распад стойкости памяти, 1952-4), итальянское барокко, а также Action Painting – с целью поддержания своего имиджа «мистера сюрреализма». Однако эти работы не получили столь высокой оценки, как его ранние картины.
Возможно, на такую негативную реакцию художественной критики повлияли политические соображения (Дали вернулся в Испанию, чтобы жить при Франко), а также все более эксцентричное поведение самого Дали. Тем не менее, некоторые картины сохраняют своё значение, например, «Распад стойкости памяти» (1952-4), в которой Дали признал влияние новой науки – атомной физики.
«Распад стойкости памяти» – это воссоздание его знаменитой работы 1931 года «Стойкость памяти», размер которой составляет всего 23 на 33 см. На ней раннее изображение разделено на более мелкие элементы – в основном блоки – с промежутками между ними, что означает нечто, лежащее под поверхностью первой работы. Новое изображение представляет собой неопределённые последствия применения новой атомной бомбы для науки и человечества.
Репутация художника
Путём заигрываний с модным обществом, компромиссов с сильными мира сего в религии и политике и других форм привлечения внимания Дали, наконец, заставил широкую публику поверить в себя как в подлинного представителя сюрреализма (Ловля тунца, 1966-7, Марсель, Фонд Поля Рикара). Таким образом, жизнь и творчество Дали смешались в общей самозванке, которая сама по себе вполне может считаться произведением искусства.
Несмотря на критику, Сальвадор Дали оказал огромное влияние на авангардное искусство 1930-х годов. В более поздние годы молодые художники, такие как Энди Уорхол, провозгласили Дали важным влиянием на поп-арт. Оставаясь причудливой, неуловимой личностью, картины и скульптуры Сальвадора Дали продолжают завораживать. Он был уникальным художником и остаётся значительной фигурой в истории искусства.
В 1974 г. в Фигерасе был открыт музей Дали, созданный по инициативе самого Дали. Дали представлен во многих лучших художественных музеях Америки и Европы, в частности, в музее Рейна София в Мадриде, а также в Базеле, Лондоне, Глазго, Париже, Чикаго, Кливленде, Хартфорде, Нью-Йорке (Метрополитен-музей и МоМА), Филадельфии и Вашингтоне.
Другие художники-сюрреалисты
Биографии других художников, причастных к школе сюрреализма, см: Рене Магритт (1888-1978) и Поль Дельво (1897-1994).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?