Карл Шмидт-Роттлуфф:
немецкий экспрессионист и мастер гравюр по дереву читать ~6 мин.
Карл Шмидт-Роттлуфф (нем. Karl Schmidt-Rottluff; 1884–1976) — выдающийся представитель немецкого экспрессионизма. Он был основателем художественной группы Die Brücke («Мост»), действовавшей с 1905 по 1913 год, в которую также входили Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель.
Художник известен смелой работой с цветом в пейзажах и портретах. Однако его самым значительным вкладом в искусство считаются гравюры на дереве. Эти работы являются одними из наиболее выразительных примеров экспрессионистской графики. В рамках группы Die Brücke он также признан одним из лучших пейзажистов.
После 1933 года Шмидт-Роттлуфф подвергся преследованиям со стороны нацистских властей, которые запретили ему заниматься живописью. Сегодня он считается важной фигурой экспрессионизма и одним из выдающихся художников XX века. Подробнее о вкладе Шмидта-Роттлуффа в это направление можно узнать на странице: История экспрессионистской живописи.
Ранние годы и образование
Карл Шмидт родился в Роттлуфе, Саксония. Неизвестно, где и когда он изучил рисунок и основы гравюры. После окончания средней школы в Хемнице он некоторое время изучал теологию, но вскоре последовал примеру своего друга Эриха Хеккеля (1883–1970) и поступил на архитектурный факультет в Дрездене.
Именно в Дрездене Шмидт добавил к своей фамилии название родного города. Там же он и Хеккель, разделяя любовь к живописи и поэзии, начали творить вместе. К ним присоединились два других студента-архитектора — Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938) и Фриц Бляйл (1880–1966).
Группа Die Brücke
В 1905 году четыре студента основали художественную группу Die Brücke (полное название — Künstlergruppe Brücke), что в переводе означает «Мост». Хотя лидером считался Кирхнер, название предложил Шмидт-Роттлуфф, вдохновлённый трудами Ницше. Для него мост символизировал переход от традиционного академического искусства к новым формам модернизма.
Художники Die Brücke работали в тесном сотрудничестве. Подобно их современникам, французским фовистам, они использовали яркие и порой резкие цвета. Однако, в отличие от французов, их творчество отличалось большей экспрессией и угловатостью форм. Участники группы также уделяли особое внимание печатной графике, в первую очередь ксилографии.
Шмидт-Роттлуфф убедил Эмиля Нольде (1867–1956) присоединиться к группе и вёл переписку с Эдвардом Мунком (1863–1944). Именно он познакомил участников объединения с литографией. Позже к Die Brücke примкнули Макс Пехштейн (1881–1955), Отто Мюллер (1874–1930) и Кис ван Донген (1877–1968).
Особенности стиля и пейзажная живопись
Несмотря на активную деятельность группы, Шмидт-Роттлуфф держался обособленно. Он реже посещал общие студии и не участвовал в совместных поездках, предпочитая проводить лето в Дангасте на побережье Северного моря. В отличие от других членов Die Brücke, его меньше интересовала городская жизнь; он сосредоточился на пейзажах.
Его ранние работы, вдохновлённые Балтийским побережьем, отличаются яркими цветами и энергичными мазками. Картины, такие как «Прорыв дамбы» (1910) и «Дома ночью» (1912), демонстрируют его характерный стиль: блоки контрастных цветов, упрощённые формы и динамичная композиция. В 1912 году он создал одну из самых известных своих религиозных картин — «Фарисеи», которая хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В хронике Die Brücke за 1913 год Кирхнер так описывал манеру своего коллеги: “Суровый воздух Северного моря дал, особенно Шмидт-Роттлуффу, монументальный импрессионизм”. Этим он подчеркнул мощную работу кистью, с помощью которой художник достигал целостности в своих полотнах. В целом стиль Шмидта-Роттлуффа был более резким и жёстким, чем у других участников группы.
Берлинский период и новые поиски
В 1911 году Шмидт-Роттлуфф вместе с другими участниками группы переехал из Дрездена в Берлин. Столичная жизнь познакомила его с новыми художественными течениями, включая кубизм и абстракцию. Однако его опыты в этих направлениях остались немногочисленными и не получили развития в его творчестве.
В 1913 году на Куршской косе художник начал работать в символическом стиле, где фигуры и пейзаж имели равное значение на холсте. Год спустя, на побережье в Гольштейне, его работы приобрели более мрачный характер. Впервые в его картинах появилось ощущение духовного угнетения, нарушив прежнюю гармонию человека и природы.
Первая мировая война и влияние примитивизма
С началом Первой мировой войны Шмидт-Роттлуфф был призван в армию и осенью 1915 года отправлен на Восточный фронт. Военный опыт отразился на его творчестве: палитра стала темнее, а в работах появилась серия гравюр на религиозные темы. Хотя художник продолжал обращаться к универсальным сюжетам, он писал, что всё отчётливее ощущает “напряжение между этим миром и потусторонним”.
Влияние африканского и океанического искусства
Именно в этот период в его работах усиливается влияние так называемого «примитивного» искусства. Посещение Этнографического музея в Дрездене познакомило его с африканской и океанической скульптурой. Угловатые, резкие формы и деформация пропорций, характерные для этих культур, нашли отражение в его ксилографиях и скульптурах, таких как «Голова мужчины» (1917). Этот стилистический приём стал одной из основ его художественного языка.
Период гонений: «Дегенеративное искусство»
С приходом к власти нацистов в 1930-е годы творчество Шмидта-Роттлуффа, как и многих других авангардистов, было объявлено «дегенеративным искусством» (нем. Entartete Kunst). В этот список попали все бывшие участники Die Brücke, художники группы «Синий всадник» (Василий Кандинский, Франц Марк, Пауль Клее), представители «Новой вещественности» (Отто Дикс, Георг Гросц) и другие художники, включая Алексея Явленского, Оскара Кокошку и Эгона Шиле.
Преследования коснулись Шмидта-Роттлуффа особенно сильно. Сотни его работ были изъяты из музеев и уничтожены. В 1941 году его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств и официально запретили заниматься живописью, установив за ним надзор.
Послевоенные годы и наследие
После окончания Второй мировой войны карьера художника возобновилась. В 1947 году он получил должность профессора в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине. Его поздний стиль стал более мягким и лиричным, хотя он по-прежнему использовал насыщенные цвета. Художник продолжал активно работать почти до самой смерти в возрасте 91 года.
Шмидт-Роттлуфф способствовал сохранению наследия экспрессионизма. В 1967 году по его инициативе в Берлине был открыт Музей Brücke, основу коллекции которого составили работы участников группы. Сегодня Карл Шмидт-Роттлуфф признан одним из ведущих мастеров немецкого экспрессионизма, чьё творчество оказало влияние на развитие искусства XX века.
Избранные произведения
Работы Шмидта-Роттлуффа представлены во многих ведущих художественных музеях мира. Крупные коллекции его графики хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Художественной галерее Нью-Уолк в Лестере. Ниже перечислены некоторые из его наиболее значимых произведений.
«Цветущие деревья» (1909), частная коллекция
«Прорыв дамбы» (1910), Музей «Мост», Берлин
«Красная башня в парке» (1910), Музей Штеделя, Франкфурт
«Фарисеи» (1912), Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Дома ночью» (1912), Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Лето» (1913), Музей Шпренгеля, Ганновер
«Меланхолия» (1914), Музей изящных искусств, Бостон
«Портрет Лайонела Фейнингера» (1915), Германский национальный музей, Нюрнберг
«Женщина с сумкой» (1915), Галерея Тейт, Лондон
«Голова мужчины» (1917, скульптура), Галерея Тейт, Лондон
«Портрет Эми» (1919), Музей искусств Северной Каролины, Роли
«Доктор Роза Шапир» (1919), Галерея Тейт, Лондон
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?