Владимир Татлин:
русский художник, советский конструктивист-дизайнер читать ~7 мин.
Владимир Евграфович Татлин (Владимир Евграфович Татлин) стал ключевой фигурой русского искусства начала XX века. Он был одним из основателей советского конструктивизма — формы авангардного искусства, которая представляла собой абстрактную скульптуру из индустриальных материалов.
К движению также принадлежали другие русские художники: Наум Габо (1890-1977), Антуан Певзнер (1886-1962), Эль Лисицкий (1890-1941), Любовь Попова (1889-1924) и Александр Родченко (1891-1956). К ним присоединился венгр Ласло Мохоли-Наги (1895-1946).
Татлин особенно известен своей моделью «Памятник III Интернационалу» (1920), ставшей символом конструктивистского искусства. Несмотря на преданность новой советской культуре, его поздний вклад в современное искусство оказался ограниченным. Он работал в прикладном искусстве, театральном дизайне, занимался преподаванием и административной деятельностью, но умер в забвении.
Сохранилось мало его трёхмерных конструкций, хотя некоторые мировые музеи искусств экспонируют реплики, выполненные по оригинальным чертёжам. Сегодня он сопоставим с Казимиром Малевичем (1878-1935), Наталией Гончаровой (1881-1962) и Михаилом Ларионовым (1881-1964) как один из наиболее новаторских современных художников своего времени.
Ранний период жизни и художественное образование
Владимир Евграфович Татлин родился в 1885 году в Харькове. Его отец работал железнодорожным инженером, мать была поэтессой. В начале 1902 года он провёл почти год в морских путешествиях, побывав в странах Восточного Средиземноморья.
По возвращении он начал формальное художественное образование как иконописец в Московской школе живописи, ваяния и зодчества (1902-1904). Затем продолжил изучение рисунка и масляной живописи под руководством Алексея Афанасьева (1850-1920) в Пензенской художественной школе (1904-1909). Там он подружился с Михаилом Ларионовым (1881-1964) и его партнёршей Наталией Гончаровой (1881-1962).
Он вернулся в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (1909-1910) для занятий у известных импрессионистов Константина Коровина (1861-1932) и Валентина Серова (1865-1911). Здесь он познакомился с другими представителями русского авангарда: братьями Давидом Бурлюком (1882-1967) и Владимиром Бурлюком (1886-1917), Казимиром Малевичем (1878-1935), Василием Кандинским (1866-1944), Робертом Фальком (1886-1958), Ильёй Машковым (1884-1944), Любовью Поповой и другими.
Первые картины
Под влиянием народного искусства и русских тем он начал экспонировать свои примитивистские картины на различных авангардных выставках. Среди них: «Второй салон Избединского» в Одессе (1910), групповая выставка «Союза молодёжи» в Санкт-Петербурге (1911), выставка группы «Ослиный хвост» в Москве (1912).
Также он участвовал в выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге (1912-1913) и экспозиции группы «Бубновый валет» в Москве (1913). Кроме работы над иллюстрациями — он создал серию рисунков к книге Владимира Маяковского (1893-1930) — он также освоил принципы ларионовского лучизма (1912-14).
Лучизм представлял тип абстрактного искусства, сочетавший цвет орфизма, фрагментированную структуру кубизма и движение футуризма. Татлин также изучал геометрический стиль супрематизма Малевича.
Советский конструктивизм
Истоки конструктивизма восходят к работам Сезанна, который описывал их как «конструкции с натуры». Более непосредственным предшественником советского конструктивизма стал Пикассо. В 1912 году он начал создавать смешанные конструкции из проволоки, листового металла и других индустриальных материалов — например, «Гитару» (1912-13, МоМА, Нью-Йорк).
Аналогичные конструктивистские работы создавали Владимир Баранов-Россине (1888-1944) — «Симфония № 1» (1913, МоМА, Нью-Йорк) — и футуристы вроде Умберто Боччони (1882-1916). Пикассо по-прежнему работал в иллюзионистской традиции западного изобразительного искусства, но именно его кубистские работы в смешанной технике вдохновили Татлина.
В 1913 году Татлин посетил французского мастера в его парижской мастерской. Кроме встречи с Пикассо, он также познакомился с кубистскими скульпторами Жаком Липшицем (1891-1973) и Александром Архипенко (1887-1964).
Контррельефы и новые материалы
Вернувшись в Москву, Татлин принял революционное решение. Он отказался от классической живописи в пользу скульптуры и сосредоточился на возможностях новых материалов. Художник начал строить серию трёхмерных рельефов смешанной техники или ассамбляжей.
Материалами служили дерево, стекло, проволока, железо и обломки металла — цинк и алюминий. Он развивал эти работы в соответствии с фактурой компонентов и их особенностями. Первый показ состоялся на «Первой выставке живописных рельефов» (1914) в его московской мастерской, затем на художественной выставке «Трамвай В» в Санкт-Петербурге (1915).
После этого он перешёл к контррельефам, которые демонстрировались на выставке «0,10» (1915) в Санкт-Петербурге и «Магазине» (1916) в Москве. Затем последовала серия угловых рельефов — скульптур, висевших в углах комнат. Во всех этих абстрактных конструктивистских работах пространство вокруг предмета выступало как дополнительный конструктивный материал, создавая динамическое напряжение.
Влияние войны и революции
Первая мировая война и особенно события 1917 года в России породили общее стремление к социальным преобразованиям. Это движение опиралось на освобождающую силу науки — её новые идеи и индустриальное оборудование. Исследование и использование Татлиным новых материалов в его научно выглядящих конструкциях точно соответствовало настроению Советской России.
Его акцент на дизайне, а не на традиционном искусстве, также отражал дух времени. Художник стремился создавать произведения, которые служили бы практическим целям нового общества, а не только эстетическому наслаждению.
Памятник Третьему Интернационалу
Татлин был одним из первых современных художников в России, кто принял дух Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году он стал директором ИЗО Наркомпроса — отдела искусств в Народном комиссариате просвещения. Он получил задание создавать статуи в Москве и других городах, прославляющие рабочих и коммунистические достижения.
Не удовлетворившись разнообразием поданных проектов, Татлин решил построить огромный памятник Революции для Петрограда. Планировалось массивное сооружение из стали и стекла, переходящее через обе набережные Невы. Оно должно было соперничать с Эйфелевой башней в Париже и размещать штаб-квартиру Коминтерна — международной коммунистической организации.
Готовая модель здания, известная как «Памятник III Интернационалу» (1920), полностью отражала утопическое видение будущего. Она представляла перекрёсток архитектурного макета, научного устройства и дада-ассамбляжа. Модель была показана на VIII съезде Советов зимой 1920-1921 годов и позже стала центральной частью Советского павильона на «Выставке декоративных искусств» в Париже в 1925 году.
Конструктивистские художники-инженеры
Когда изобразительное искусство стали считать устаревшим, индустриальная дизайнерская работа в духе конструктивизма стала новым видом искусства. В конце 1920 года группа художников внутри Московского института художественной культуры (ИНХУК) образовала Первую рабочую группу конструктивистов.
В группу входили Родченко, его жена Варвара Степанова (1894-1958), Любовь Попова, Эль Лисицкий и Алексей Ган (1889-1942). Их называли «художниками-инженерами». В 1922 году Алексей Ган, теоретик движения, написал и опубликовал «Конструктивизм».
В том же году ИНХУК провозгласил «Теорию производственного искусства», которая запрещала все виды традиционного станкового искусства. Живописцы и скульпторы должны были перейти к индустриальному дизайну. Родченко даже основал в мастерских Московского института специальное отделение для преподавания нового типа дизайна. Однако потребность Сталина в пропаганде привела к тому, что социалистический реализм стал единственной допустимой формой официального искусства.
Прикладное искусство и дизайн
Тем временем Татлин, создавший знаменитую модель «Памятника III Интернационалу», отошёл от Родченко и его Первой рабочей группы конструктивистов. Он искал новую карьеру в прикладном искусстве и дизайне: сначала в керамике, затем в мебели и одежде.
Он также преподавал в нескольких новых советских художественных институтах в Москве, Петрограде и Киеве, включая Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в Москве. В начале 1930-х он спроектировал планер, напоминающий летающую машину Леонардо да Винчи. Аппарат назывался «Летатлин».
Затем он занялся театральным сценическим оформлением. Позже в 1930-х он вернулся к масляной живописи, но в основном ограничился натюрмортами с цветами. Несмотря на участие в разнообразных проектах и присвоение звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», он так и не был полностью принят сталинской администрацией.
Хотя он пережил довоенные репрессии, в 1948 году его осудили как «формалиста». Татлин умер в забвении в 1953 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?