Томас Коул:
американский пейзажист, Школа реки Гудзон читать ~6 мин.
Томас Коул (Thomas Cole; 1801–1848) — американский художник-пейзажист английского происхождения, основатель Школы реки Гудзон. Он прославился своим романтическим стилем в изображении величественной и суровой природы американского континента. Консервативные взгляды и опасения по поводу ущерба, наносимого дикой природе, побудили его наполнять поздние пейзажи литературными и нравоучительными сюжетами.
Одним из его учеников был Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900), ставший самым известным американским пейзажистом своего времени. Вместе с Чёрчем, а также другими знаменитыми художниками, запечатлевшими американские просторы, такими как Джордж Калеб Бингем (1811–1879), Альберт Бирштадт (1830–1902) и Фредерик Ремингтон (1861–1909), Коул остаётся одним из пионеров американского искусства XIX века.
Ранний интерес к пейзажной живописи
Коул родился в Англии и работал учеником гравёра, а в 1818 году эмигрировал с семьёй в США. Предположительно, он освоил основы рисунка и масляной живописи у странствующего портретиста по фамилии Стейн (Stein), после чего некоторое время сам работал бродячим художником-портретистом. Однако это занятие не принесло ему успеха, и его интерес сместился в сторону пейзажа. В 1823 году он переехал в Питтсбург, а в 1824 году — в Филадельфию, где завершил обучение в Пенсильванской академии изящных искусств. В следующем году он вернулся к своей семье в Нью-Йорк.
Джон Трамбулл, Уильям Данлап и Ашер Б. Дюранд
В Нью-Йорке продажа трёх картин позволила Коулу совершить летнюю поездку по долине реки Гудзон. Во время этого путешествия он написал знаменитые водопады Каттерскилл и руины форта Патнам. Вернувшись в Нью-Йорк, художник выставил три пейзажа в витрине книжного магазина. Там их заметили художники и коллекционеры Джон Трамбулл (1756–1843), Уильям Данлап (1766–1839) и Ашер Б. Дюранд (1796–1886). Трамбулл был впечатлён мастерством Коула, купил одну из его работ и познакомил с несколькими своими друзьями, которые стали покровителями художника. В 1826 году Коул был избран одним из основателей Национальной академии дизайна.
Пленэрная живопись в долине Гудзона
Быстрое признание способствовало новым пленэрным поездкам в долину Гудзона. В 1827 году Коул окончательно поселился в деревне Катскилл, где открыл мастерскую на ферме «Кедро́вая роща» (Cedar Grove). Именно здесь он создал большинство своих произведений. В 1836 году он женился на Марии Бартоу, в браке с которой у него родилось пятеро детей. Вдохновлённый красотой окружающего мира, Коул наполнял свои ранние пейзажи глубокими чувствами и романтическим величием.
Остаётся неясным, был ли Коул в 1830-е годы знаком с Барбизонской школой и творчеством её ведущих художников, таких как Камиль Коро (1796–1875), или с работами англичанина Ричарда Паркса Бонингтона (1802–1828).
Переход от чистого пейзажа к историческим темам
В конце 1830-х годов Коул начал обращаться к исторической живописи. Он стремился глубже изучить творчество классического французского мастера Клода Лоррена (1600–1682), а также представителей английской пейзажной школы — Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851) и Джона Констебла (1776–1837), которыми он восхищался. С этой целью художник предпринял поездки в Англию и Италию в 1829–1832 и 1841–1842 годах. По возвращении, во многом под влиянием Тёрнера и английского художника Джона Мартина (1789–1854), он стал уделять меньше внимания природным ландшафтам и больше — аллегорическим и историческим сюжетам.
Наиболее ярко это проявилось в двух крупных сериях картин: «Ход Империи» (1836, Нью-Йоркское историческое общество) и «Путешествие жизни» (1839–1840, Институт искусств Мансона-Уильямса-Проктора, Ютика). Первая серия в пяти частях изображает цикл развития цивилизации — от первобытного состояния через расцвет до разрушения и запустения. Вторая серия представляет собой христианскую аллегорию четырёх этапов человеческой жизни: детства, юности, зрелости и старости.
После повторного визита в Италию в 1841–1842 годах он создал ряд произведений на религиозные темы, а также выполнил несколько архитектурных проектов. К сожалению, вскоре после этого, в феврале 1848 года, художник скончался в Катскилле в возрасте 47 лет.
Стиль живописи
Ранние пейзажи Коула, созданные в 1820-х годах, изображали американскую природу с использованием европейских канонов живописности и возвышенного, сочетая в себе черты стиля Клода Лоррена и Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Его поздние работы становятся более масштабными, в них появляются литературные и этические мотивы. Он также включал в свои полотна библейские и исторические темы, иногда придавая им излишнюю драматичность.
Ранний стиль отражал искреннее восхищение красотой американской природы, не тронутой коммерческим освоением. Поздняя, более грандиозная манера, передавала его опасения по поводу столкновения этой первозданной чистоты с агрессивным материализмом, который, как он боялся, поглотит её. Его аллегорические циклы «Ход Империи» и «Путешествие жизни» стали своеобразным предсказанием взлёта и падения американской цивилизации.
Картины Томаса Коула
Работы Коула хранятся во многих ведущих художественных музеях Америки. Среди его ключевых произведений:
«Изгнание. Лунный свет и свет огня» (1828), Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
«Схождение вод Потопа» (1829), Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
«Дальний вид на Ниагарский водопад» (1830), Институт искусств Чикаго.
«Ход Империи: Дикое состояние» (1836), Нью-Йоркское историческое общество.
«Вид с горы Холиок после грозы (Оксбоу)» (1836), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Вид на Катскилл — Ранняя осень» (1837), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Гора Шрун, Адирондак» (1838), Художественный музей Кливленда.
«Ущелье в Белых горах (Кроуфорд-Нотч)» (1839), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Путешествие жизни» (1839–1840), Институт искусств Мансона-Уильямса-Проктора, Ютика.
«Сцена на американском озере» (1844), Детройтский институт искусств.
Школа реки Гудзон
Это художественное течение середины XIX века в США объединяло неформальную группу художников-романтиков. Они создавали впечатляющие пейзажи, в основном с видами долины реки Гудзон и прилегающих территорий, включая горы Адирондак, Катскилл и Белые горы. Вдохновлённые европейскими мастерами, такими как Клод Лоррен, Джон Констебл и Дж. М. У. Тёрнер, художники школы придерживались реалистичного, но идеализированного взгляда на природу.
В их работах красота американского ландшафта часто выступала как проявление божественного начала. Большинство картин создавались на основе этюдов, сделанных на природе, и дорабатывались в мастерской. Хотя они включали детали конкретных мест, нередко полотна представляли собой составные сцены из реальных и вымышленных локаций. Философия школы отражала идеи национальной идентичности и «Предопределения Судьбы», популярные в период экспансии США.
Участники Школы реки Гудзон
К этому направлению, помимо Коула, относят Ашера Брауна Дюранда и более поздних художников, таких как Фредерик Эдвин Чёрч, Джон Фредерик Кенсетт, Альберт Бирштадт, Сэнфорд Робинсон Гиффорд, Джон Уильям Касильер, Сэмюэл Колман, Джаспер Фрэнсис Кропси, Томас Даути, Роберт Скотт Данкансон, Джеймс Макдугал Харт, Уильям Харт, Уильям Стэнли Хезелтайн, Мартин Джонсон Хид, Герман Оттомар Херцог, Томас Хилл, Дэвид Джонсон, Джервис Макэнти, Томас Моран, Роберт Уолтер Уэйр и Уортингтон Уиттредж. Творчество этой поздней группы иногда относят к люминизму из-за их особого внимания к передаче света.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?