Уильям Пауэлл Фрит:
викторианский жанровый живописец читать ~5 мин.
Уильям Пауэлл Фрит (англ. William Powell Frith; 1819–1909) — один из выдающихся английских художников середины XIX века и значимая фигура в британской фигуративной живописи. Он был одним из первых викторианских художников, который специализировался на крупноформатных жанровых картинах. Фрит создавал панорамные полотна, наполненные архетипическими персонажами своего времени.
К его величайшим жанровым работам относятся «Жизнь на побережье (Пески Рамсгита)» (1854, Королевская коллекция Великобритании), «День дерби» (1858, галерея Тейт) и «Железнодорожный вокзал» (1862, Колледж Ройал Холлоуэй). Фрит, пользовавшийся расположением королевы Виктории, был избран действительным членом Королевской академии в 1853 году. Хотя после смерти его репутация пошла на спад, она была восстановлена после Второй мировой войны. Сегодня многие искусствоведы считают его лучшим изобразителем английской общественной жизни со времён Уильяма Хогарта (1697–1764).
Ранние годы и карьера
Уильям Пауэлл Фрит родился в Харрогейте в семье трактирщика. Он обучался в вечерней школе Сасса в Блумсбери (1835–1837), а два года спустя поступил в Школы Королевской академии. Начав карьеру как портретист, он впервые представил свои работы в Британском институте в 1838 году. В 1840 году Фрит выставил тематические картины, а пять лет спустя стал ассоциированным членом Королевской академии. В 1850 году он посетил Бельгию, Нидерланды и Германию, а в 1853 году, после смерти Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851), получил звание действительного академика.
Жизнь на побережье
30 сентября 1851 года Фрит начал работать над одним из эскизов на побережье в Рамсгите и с предвидением записал в дневнике: “Если будет успешно, это заметно поменяет мою практику”. Завершённое полотно, «Жизнь на побережье (Пески Рамсгита)» (1854, Королевская коллекция), стало чрезвычайно популярным после выставки в Королевской академии. Королева Виктория приобрела картину и позднее поручила Фриту написать полотна, изображающие бракосочетание её дочери, кронпринцессы Виктории, а также свадьбу Эдуарда VII, тогдашнего принца Уэльского. Первое предложение художник отклонил, но второе принял.
День дерби
Картина «День дерби» (1858, галерея Тейт, Лондон) продолжила традицию «Песков Рамсгита» и имела не меньший успех. Влиятельный викторианский искусствовед Джон Рёскин (1819–1900) описал её как «нечто среднее между Джоном Личем и Дэвидом Уилки, с примесью дагерротипа здесь и там и щепоткой сентиментальности Диккенса». Изобилие детализированных анекдотических сцен в его картинах, по-видимому, объясняет их необычайную популярность у современников. «День дерби» вызвал такой ажиотаж, что на выставке в Королевской академии пришлось установить барьер для защиты полотна от восторженной толпы — мера, ранее применявшаяся лишь для картины «Пенсионеры Челси» (1822) Дэвида Уилки (1785–1841).
The Railway Station
В 1862 году Фрит создал ещё одно масштабное полотно — «The Railway Station» (Колледж Ройал Холлоуэй), изображающее сцену на лондонском вокзале Паддингтон. Картину заказал арт-дилер Луи Флэтоу, который заплатил за неё рекордную сумму, но получил значительную прибыль, организовав платные показы, а также продав права на создание гравюр. Работа над полотном заняла два года; Фрит использовал фотографии и помощь ассистентов. Архитектор Уильям Скотт Мортон помогал с фоном вокзала, а изображение паровоза «Султан» было скопировано с фотографии.
На полотне представлено всё многообразие викторианского общества: от аристократов до бедняков, что делает картину своеобразным социальным срезом эпохи. Сам художник поместил в центр композиции портреты себя и своей семьи, однако ключевым элементом стала сцена справа, где детективы арестовывают беглого преступника.
Современником Фрита, работавшим во Франции в схожем жанре, был художник Эрнест Мессонье (1815–1891).
Частный просмотр в Королевской академии
После поездок в Италию в 1875 году, а также в Бельгию и Голландию в 1880 году, Фрит завершил картину «Частный просмотр в Королевской академии» (1883, частная коллекция, Великобритания). На ней изображены многие известные личности того времени. В этой работе отразилась резкая неприязнь Фрита к прерафаэлитам и эстетическому движению. Оскар Уайльд изображён произносящим речь об искусстве, в то время как друзья художника, включая Фредерика Лейтона и Джона Эверетта Милле, наблюдают за ним с неодобрением.
Ещё одним членом Королевской академии, воплощавшим викторианские ценности, был сэр Эдвин Ландсир (1802–1873), известный своими сентиментальными изображениями животных.
Личная жизнь
Личная жизнь Фрита была не менее насыщенной, чем его творчество, и соответствовала нравам викторианской эпохи с её двойными стандартами. Он был женат на Изабелле Бейкер, с которой у него было двенадцать детей. Одновременно на протяжении многих лет он содержал вторую семью со своей бывшей натурщицей Мэри Алфорд, родившей ему ещё семерых детей. Этот факт он скрывал от общества до самой смерти жены.
Поздние годы
В поздний период карьеры Фрит создал две серии по пять картин в каждой, иллюстрирующие нравоучительные истории в духе Уильяма Хогарта. Среди них — «Дорога к гибели» (1878) об опасностях азартных игр и «Погоня за богатством» (1880) о проблемах финансовых спекуляций. Он вышел в отставку из Королевской академии в 1890 году, но продолжал выставляться до 1902 года.
Кроме членства в группе художников «The Clique», куда входили Ричард Дадд, Джон Филипп и Х. Н. О’Нил, Фрит дружил со многими известными деятелями искусства, включая писателя Чарльза Диккенса. Его умение отвечать запросам публики и явно буржуазный характер стиля не вызывали симпатий у авангардной публики. Тем не менее, величайшие полотна Фрита — это великолепные изображения жизни викторианской эпохи, а его мемуары — «Моя автобиография и воспоминания» (1887) и «Дальнейшие воспоминания» (1888) — содержат ценные наблюдения о художественных кругах того времени.
Ретроспективы и коллекции
Крупная ретроспектива работ Фрита прошла в лондонской Guildhall Art Gallery в ноябре 2006 года. Весной следующего года выставка переместилась в Mercer Art Gallery в Харрогейте. Картины художника можно увидеть во многих ведущих художественных музеях Великобритании, включая Королевскую коллекцию, Галерею Тейт, Музей Виктории и Альберта, Художественную галерею Дерби и Художественный музей Харрогейта.
Другие знаменитые викторианские художники
Викторианская эпоха была богата на художественные таланты. Кроме Фрита, известность получили члены Братства прерафаэлитов, такие как Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле, стремившиеся реформировать искусство. Также значимыми фигурами были символист Джордж Фредерик Уоттс и классицист Фредерик Лейтон, чьё творчество отражало иные грани искусства того времени.
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Стиль нуар в американском кинематографе
- «Кто-то знает моё имя» Лоуренса Хилла, краткое содержание
- «Изгнанники Свободы» Майи Ясанофф, краткое содержание
- Пегги Гуггенхайм, коллекционер современного искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?