Уильям Моррис:
английский художник, дизайнер читать ~10 мин.
Уильям Моррис (William Morris) — одна из центральных фигур в искусстве викторианской Англии, художник, дизайнер, литератор и выдающийся представитель Движения искусств и ремёсел. Его дизайнерская фирма Morris, Marshall, Faulkner and Company продвигала идеи возвращения к природе и средневековым ремесленным традициям в дизайне текстиля и мебели. Моррис внёс значительный вклад в возрождение средневековых техник производства, особенно в текстиле и книгопечатании.
Его идеи оказали влияние на ар-нуво, немецкий югендстиль и такие объединения, как Мюнхенский (1892), Венский (1897) и Берлинский сецессионы (1898). В конце жизни он основал издательство «Келмскотт-пресс» (1891), чьё издание «Сочинений Джеффри Чосера» (The Works of Geoffrey Chaucer) признано шедевром книжного дизайна.
Моррис был тесно связан с братством прерафаэлитов, в частности с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Сегодня он признан одной из значимых фигур в истории искусства Англии. Однако разнообразие его талантов, порой сочетавшееся с идеализмом, усложняет целостную оценку его наследия.
Ранние годы
Уильям Моррис родился в Уолтемстоу в состоятельной семье и с совершеннолетия обладал частным доходом. В детстве, катаясь верхом по лесу Эппинг, он на всю жизнь полюбил английскую сельскую местность и привык представлять себе жизнь Средневековья. В 1853 году он поступил в Оксфордский университет, намереваясь принять духовный сан, но его всё больше увлекали архитектура, литература и средневековая история.
В Оксфорде он познакомился с художником Эдвардом Бёрн-Джонсом. Вместе они изучали иллюминированные рукописи, гравюры мастеров Северного Возрождения, таких как Альбрехт Дюрер, а также мемориальные латунные доски. Друзья читали античных и современных авторов: Чосера, Мэлори, Скотта, Ламотт-Фуке, Карлейля, Кингсли и Рёскина.
Живопись
В 1855 году, во время второго путешествия по соборам северной Франции, Моррис решил стать архитектором и недолгое время работал в бюро Джорджа Эдмунда Стрита. Но в начале 1856 года он встретил Данте Габриэля Россетти, лидера братства прерафаэлитов, который убедил его заняться живописью. Россетти, в свою очередь, был впечатлён поэзией и рассказами Морриса, которые публиковались в «Оксфордском и кембриджском журнале» в 1856 году.
В этих работах, как и в его первом поэтическом сборнике «Защита Гвиневры» (The Defence of Guenevere, 1858), посвящённом Россетти, проявилось глубокое понимание Моррисом динамики, колорита и орнаменталистики Средневековья, а также осознание жестокости той эпохи.
Дизайн и архитектура в средневековом духе
Россетти привлёк Морриса к росписи стен зала Оксфордского союза в 1857 году. Именно эта работа помогла Моррису осознать, что его истинное призвание — создание орнаментов. Любовь к Средневековью и неприятие индустриализации побудили его воссоздавать дух ушедшей эпохи. Ещё в 1856 году он заказал для своей лондонской квартиры массивную мебель в средневековом стиле.
Четыре года спустя, после женитьбы на Джейн Бёрден, он переехал в «Красный дом» в Бекслихите, который для него построил друг, архитектор Филипп Уэбб, по их совместному проекту. Это было простое здание из красного кирпича в неоготическом стиле. Моррис наполнил его мебелью, расписанной им и его друзьями, вышитыми драпировками, витражами и фресками, превратив дом в подобие ярко украшенного средневекового жилища.
«Искусства и ремёсла»
Опыт обустройства «Красного дома» вдохновил Морриса и его друзей на создание в 1861 году фирмы Morris, Marshall, Faulkner and Company. В работе фирмы участвовали Россетти, Форд Мэдокс Браун, Бёрн-Джонс, Артур Хьюз и другие художники. Их целью было преодоление разрыва между «высоким» и «прикладным» искусством. В проспекте фирмы указывалось, что она будет выполнять работы по резьбе по дереву, металлу, а также создавать витражи, обои, набивные ткани (ситцы) и ковры.
С самого начала важной частью деятельности компании стало создание предметов декоративно-прикладного искусства для церквей. Фирма располагалась в Лондоне на Ред-Лайон-сквер, 8. Ассортимент её светской продукции постепенно расширялся и включал, помимо расписных окон и настенного декора, дизайн мебели, изделий из металла и стекла, тканые и бумажные обои, вышивку, ювелирные изделия, тканые и узелковые ковры, шёлковые дамасты и гобелены.
В 1885–1886 годах Моррис в сотрудничестве с производителем тканей Томасом Уордлом, его женой Элизабет и тридцатью вышивальщицами создал полноразмерную копию знаменитого гобелена из Байё. Работа велась по факсимильному рисунку, предоставленному Музеем Южного Кенсингтона. Сегодня эта вышивка хранится в Музее Рединга в Беркшире.
Традиционные дизайны
Моррис лично создавал эскизы для витражей, разрабатывал растительные орнаменты и отвечал за колористические решения. Он также создавал рисунки для обоев. Ранние образцы, такие как «Маргаритка» (Daisy), отличались простотой и натурализмом. Позднее, с начала 1870-х годов, появились более сложные узоры, например «Жасмин» (Jasmine), создающие ощущение глубины и таинственного изобилия.
В противовес теориям Школы дизайна Южного Кенсингтона, Моррис стремился не имитировать природу, а создавать на её основе новые формы, используя узнаваемые растения и правдоподобные паттерны их роста. Он также разрабатывал рисунки для ситцев (с 1873), ковров (с 1878), гобеленов (с 1879) и вышивок. При этом он тщательно изучал природные процессы и возрождал забытые технологии, например, окрашивание растительными красителями.
Из-за трудоёмкости и мастерства, требовавшихся для их изготовления, изделия фирмы всегда были дорогими. Однако в 1870-е и начале 1880-х годов они были востребованы в рамках эстетического движения и пользовались хорошим спросом.
Фирма с большим успехом выступила на Международной выставке 1862 года и несколько лет процветала. В конце 1864 года тяжёлая болезнь вынудила Морриса сделать выбор: оставить «Красный дом» в Кенте или прекратить работу в Лондоне. С большим сожалением он покинул «Красный дом» и в 1865 году переехал в лондонский район Блумсбери, на Квин-сквер, куда переместились и мастерские фирмы.
В 1867 году компания получила престижный заказ на оформление «Зелёной столовой» в Музее Южного Кенсингтона (ныне это помещение известно как Комната Морриса в Музее Виктории и Альберта). Проект включал витражи и панели с фигурами работы Бёрн-Джонса, панели с растительными мотивами авторства Морриса, а также фриз с оливковыми ветвями, созданный Филипом Уэббом.
В 1874 году Моррис провёл реорганизацию фирмы. В результате Форд Мэдокс Браун и Россетти покинули компанию, что потребовало выкупа их долей и оказалось дорогостоящим процессом. На протяжении всей жизни Уильям Моррис оставался главным владельцем и дизайнером, хотя фирма меняла названия. Её самое известное позднее имя — Morris & Co. Продукция по эскизам Морриса выпускается и сегодня компаниями Sanderson and Sons и Liberty of London.
Литературное творчество и личная жизнь
Параллельно Моррис продолжал литературную деятельность. Он опубликовал поэмы «Жизнь и смерть Ясона» (The Life and Death of Jason, 1867), «Земной рай» (The Earthly Paradise, 1868–1870) и «Сигурд Вёльсунг» (Sigurd the Volsung, 1876), которую многие считают его величайшим поэтическим произведением. С 1868 года при содействии исландского учёного Эйрика Магнуссона он переводил на английский язык исландские саги.
Литературное творчество Морриса тесно переплеталось с его дизайнерской и социальной деятельностью. В своих романтических поэмах и прозаических произведениях, таких как «Вести ниоткуда» (News from Nowhere, 1890), он создавал утопические миры, основанные на идеализированном средневековом обществе. В этих мирах труд был творческим актом, а общество жило в гармонии с природой — те же принципы он пытался воплотить в своих ремёслах.
В тот же период Моррис и Россетти совместно арендовали загородный дом, поместье Келмскотт в Оксфордшире. Оно задумывалось как место для летнего отдыха, но вскоре стало сценой для сложных и длительных отношений между Россетти и женой Морриса, Джейн Бёрден. Джейн проводила там лето с детьми и Россетти, в то время как сам Моррис предпринял исследовательские поездки в Исландию в 1871 и 1873 годах. Поместье Келмскотт на долгие годы осталось для Морриса важным пристанищем и символом идиллической сельской жизни.
Защита памятников архитектуры
С этого времени Морриса стали интересовать не только знаменитые памятники, но и народная архитектура — постройки, возведённые местными мастерами из местных материалов. Хотя он так и не стал практикующим архитектором, в 1877 году он стал одним из основателей «Общества защиты старинных зданий» (Society for the Protection of Ancient Buildings). Целью общества была борьба с «чрезмерной реставрацией», которая, по мнению Морриса, уничтожала подлинный облик исторических построек и труд первоначальных мастеров.
Деятельность Морриса в области сохранения наследия косвенно способствовала созданию Национального фонда объектов исторического интереса либо природной красоты (Национального траста). См. также: Викторианская архитектура (1840–1900).
Политические взгляды и философия искусства
В 1881 году Моррис расширил свою компанию, основав в графстве Суррей текстильные мастерские в Мертон-Эбби. Они специализировались на средневековых техниках, в частности, на искусстве гобелена. В то же время, с растущим убеждением в неразделимости искусства и общества, Моррис начал активно участвовать в политической жизни. Идеи Джона Рёскина, изложенные в главе «Природа готики» его книги «Камни Венеции» (The Stones of Venice), стали основой мировоззрения Морриса.
Рёскин утверждал, что промышленное разделение труда лишает рабочего творческой радости. По мнению Морриса, капиталистическая система с её погоней за прибылью уничтожила ценность и практику подлинного искусства, сделав его достоянием лишь немногих. Подобно Рёскину, Моррис ценил традиционные ремёсла, такие как народное искусство, и верил, что “искусство — это выражение радости человека в его труде”.
В январе 1883 года Моррис вступил в Социал-демократическую федерацию, а в следующем году основал собственную Социалистическую лигу. Он активно участвовал в этом движении до 1890 года, редактируя и финансируя его газету «Общее благо» (The Commonweal). Он читал лекции по всей стране, стремясь пробудить в рабочих классовое сознание и подготовить почву для осознанной революции.
Издательство «Келмскотт-пресс»
Один из последних крупных проектов Морриса, вновь связанный с его увлечением Средневековьем, был посвящён книгопечатанию. В начале 1870-х годов он уделял много времени каллиграфии и иллюминированию, создав несколько рукописных книг с собственными иллюстрациями и орнаментами. Теперь он решил реформировать современное печатное дело. Кульминацией этих усилий стало основание в 1891 году издательства «Келмскотт-пресс» (Kelmscott Press) в Хаммерсмите, Лондон.
Задачей издательства было возрождение печатных техник и типографского стиля XV века. Этот проект полностью соответствовал идеологии Движения искусств и ремёсел, противопоставляя ручной труд массовым технологиям печати и дешёвым литографическим имитациям ксилографии. Моррис разработал три шрифта, взяв за основу образцы XV века: «Золотой» (Golden Type), созданный по подобию антиквы венецианского печатника Николаса Йенсона, а также готические «Троя» (Troy Type) и его более мелкую версию «Чосер» (Chaucer Type).
Он также создавал для книг орнаментальные рамки и инициалы с растительными мотивами, вдохновляясь ксилографиями XV века. Тщательный подбор бумаги и чернил в сочетании с высоким качеством дизайна сделали «Келмскотт-пресс» самым знаменитым частным издательством Движения искусств и ремёсел. Оно просуществовало до 1898 года, выпустив 53 книги общим тиражом более 18 000 экземпляров. Его шедевром стало издание «Сочинений Джеффри Чосера» (The Works of Geoffrey Chaucer). «Келмскотт-пресс» вдохновило на создание других частных типографий, таких как Ashendene Press, Caradoc Press, Doves Press и Vale Press.
Работы Уильяма Морриса представлены во многих ведущих музеях мира, однако наиболее значительные коллекции хранятся в Великобритании, прежде всего в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?