«Папа Лев X с кардиналами», Рафаэль – анализ читать ~5 мин.
Групповой портрет эпохи высокого Возрождения «Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси» Рафаэля считается одной из величайших картин всех времён.
Название: Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси
Художник: Рафаэль Санти (1483-1520)
Материал: Картина маслом на деревянной панели
Жанр: Портретное искусство
Направление: Высокое Возрождение
Находится: Galleria Palatina, Дворец Питти, Флоренция.
Описание
Оценка искусства
Чтобы проанализировать картины художников высокого Возрождения, таких как Рафаэль, см. статьи: Оценка искусства и Как ценить картины.
Шедевр искусства эпохи Возрождения, эта картина иллюстрирует стиль «повествовательной» портретной живописи Рафаэля, который установил новый стандарт для других художников Высокого Возрождения в Риме, Венеции и Флоренции. Написанный после успеха его фресковой росписи в Залах Рафаэля в Ватикане, в то время, когда он сильно полагался на своих помощников, таких как Джулио Романо (1499-1546), Джованни Франческо Пенни (1496-1536) и Перино дель Вага (Пьеро Буонаккорси) (1501-1547), это одна из немногих поздних работ, которые он выполнил самостоятельно. Как и большинство папских портретов, это следует рассматривать как политическое заявление – в данном случае как празднование чинквеченто. Также для сравнения: Папа Римский с внуками Тициана – Павел III с его внуками (Алессандро и Оттавио Фарнезе) (1546, Национальный музей Каподимонте, Неаполь) – это одна из величайших картин эпохи Возрождения 16 века, которая также находится в Галерее Палатина, Палаццо Питти, Флоренция.
Влиятельная семья Медичи в Ватикане
Хотя он был вызван в Рим Папой Юлием II, Рафаэля особенно любил Папа Лев X. Папа римский Лев X, урождённый Джованни Медичи (1475-1521), был вторым сыном Лоренцо Великолепного (1449-1492), самым ярким из них и самым известным членом семьи Медичи из Флоренции. Он сменил Юлия в 1513 году и продолжил восстановление базилики Святого Петра в Риме, а также фресковое оформление Ватиканских Станцев и Лоджий. (См. Афинская школа Рафаэля.) К сожалению, его экстравагантные траты на архитектуру и другие заказы визуального искусства (многие из которых были присуждены Рафаэлю и его мастерской) привели к тому, что финансы Ватикана оказались в тяжёлом состоянии. Его племянник, кардинал Джулио Медичи, позже стал папой Климентом VII (родился в 1478 г., правил в 1523-34 гг.) и покровительствовал таким художникам, как Микеланджело, у которого он заказал фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а также Бенвенуто Челлини (1500-1571) и портретисту Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547).
Папский портрет
Этот групповой портрет представляет собой очень тонкий образец живописи Высокого Возрождения, созданный вокруг доминирующей центральной фигуры Льва X. Слева – кардинал Луиджи де Росси; справа – кардинал Джулио Медичи. На столе перед Львом стоит тонко вырезанный колокол и освещённый религиозный манускрипт (с тех пор идентифицированный как Библия Гамильтона), который он изучал с помощью увеличительного стекла. Оба объекта указывают на любовь Льва к визуальному искусству и его статус одного из великих коллекционеров произведений искусства в Риме.
В отличие от обычных идеализированных черт его Мадонн и святых (см. Его «Сикстинская Мадонна»), Рафаэль делает мало попыток идеализировать недальновидного и полноватого понтифика. Вместо этого он создаёт более сложный и реалистичный портрет, основанный на авторитете и силе Льва как политического, так и духовного лидера. Его лицо и тело доминируют на картине, в то время как его авторитет тонко усиливается благоговейной тишиной и роскошными королевскими красными бархатными одеждами. Два его товарища занимают второстепенные позиции, на заднем плане, хотя и не на таком отдалении, чтобы ослабить послание о власти и авторитете Медичи. Кардинал Джулио Медичи твёрдо держится за папское кресло.
Немного тревожный, необычный тон картины отражает неопределённость периода. Немецкий проповедник и библеист Мартин Лютер (1483-1546) только что опубликовал свой список жалоб на коррупционную деятельность Римской церкви, в то время как беспокойное население Европы наблюдало за растущим соперничеством Карла V из Испании и Франциска I из Франции. (Более подробно см.: Католическое искусство контрреформации ~1560-1700.) Если Рафаэль намекает на папские проступки или общую ответственность, он более чем компенсирует это, показывая Льва серьёзно настроенным лидером, которого ничто не отвлекает. Его глаза устремлены вперёд. Он считается одним из величайших портретных полотен 16 века.
Рафаэлло Санцио (1483-1520)
Рафаэль преуспел почти во всех отраслях искусства, включая искусство запрестольного изображения (см., например, «Преображение»), повествовательную фресковую живопись, архитектуру и даже гобеленовое искусство. Вдохновлённый скульптурным языком тела Микеланджело, а также сфумато Леонардо да Винчи, он сплёл эти и другие элементы, заимствованные у его современников, в уникальный стиль изящной гармонии, лишь изредка перемежающийся недостатками реализма, такими как его Портрет Лев X.
Список других портретов Рафаэля
Среди других известных портретных работ Рафаэлло Санцио:
Портрет мужчины (около 1502 г.) Галерея Боргезе, Рим
Элизабетта Гонзага (около 1503 г.) Галерея дельи Уффици, Флоренция
Пьетро Бембо (около 1504 г.) Szepmuveszeti Muzeum, Будапешт
Женский портрет (La Donna Gravida) (1505-6) Палаццо Питти, Флоренция
Дама с единорогом (около 1505) Галерея Боргезе, Рим
Аньоло Дони (1506) Палаццо Питти, Флоренция
Маддалена Дони (1506) Палаццо Питти, Флоренция
Женский портрет (La Muta) (1507) Национальная галерея Марке, Урбино
Гвидобальдо да Монтефельтро (c.1507) Галерея дельи Уффици, Флоренция
Портрет кардинала (1510-11), Музей Прадо, Мадрид
Портрет юноши (c.1509-11) Музей Чарторыйских, Краков
Папа Юлий II (1511-12) Национальная галерея, Лондон
Биндо Альтовити (1512-15 гг.) Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Портрет Бальдассара Кастильоне (1514-15 гг.) Лувр, Париж
Портрет молодого человека (около 1515 г.) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Томмазо Ингирами (1510-14) Палаццо Питти
Женщина с вуалью (Ла Донна Велата) (1516) Палаццо Питти
Кардинал Биббиена (около 1516 г.) Палаццо Питти, Флоренция.
Для анализа других важных картин см.: Анализ известных картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?