«Папа Лев X с кардиналами», Рафаэль – анализ читать ~5 мин.
Групповой портрет эпохи Высокого Возрождения «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси» кисти Рафаэля считается одной из величайших картин в истории искусства.

Название: «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси»
Художник: Рафаэль Санти (1483–1520)
Материал: Масло на дереве
Жанр: Портретная живопись
Направление: Высокое Возрождение
Местонахождение: Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
Описание
Оценка искусства
Для анализа произведений художников Высокого Возрождения, таких как Рафаэль, обратитесь к статьям: «Оценка искусства» и «Как воспринимать живопись».
Этот шедевр искусства Ренессанса демонстрирует стиль «повествовательного» портрета Рафаэля, задавший новый стандарт для художников Высокого Возрождения в Риме, Венеции и Флоренции. Картина создана после успешного завершения монументальных росписей в Станцах Рафаэля в Ватикане. В тот период художник активно прибегал к помощи учеников своей мастерской, среди которых были Джулио Романо (1499–1546), Джованни Франческо Пенни (1496–1536) и Перино дель Вага (1501–1547). Тем не менее, этот портрет — одна из немногих поздних работ, выполненных им полностью самостоятельно. Как и большинство папских портретов, его следует рассматривать как политическое заявление, в данном случае — как утверждение могущества Медичи в период чинквеченто. Для сравнения можно привести работу Тициана «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Музей Каподимонте, Неаполь), которая также относится к числу величайших полотен эпохи Возрождения XVI века.
Влияние семьи Медичи в Ватикане
Рафаэль был приглашён в Рим папой Юлием II, однако особенным расположением он пользовался у его преемника, Льва X. Папа Лев X, в миру Джованни Медичи (1475–1521), был вторым сыном Лоренцо Великолепного (1449–1492) и самым известным представителем флорентийской семьи Медичи. Вступив на папский престол в 1513 году, он продолжил перестройку собора Святого Петра в Риме и руководил работами по фресковому оформлению ватиканских Станцев и Лоджий (см. также «Афинскую школу» Рафаэля). К сожалению, его огромные расходы на архитектурные проекты и произведения искусства, многие из которых заказывались Рафаэлю и его мастерской, привели финансы Ватикана в плачевное состояние. Кардинал Джулио Медичи, изображённый на портрете, был двоюродным братом понтифика. Позднее он стал папой Климентом VII (годы правления 1523–1534) и покровительствовал Микеланджело, заказав ему фреску «Страшный суд» для Сикстинской капеллы, а также скульптору Бенвенуто Челлини (1500–1571) и портретисту Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547).
Папский портрет
Этот групповой портрет — выдающийся образец живописи Высокого Возрождения, композиция которого построена вокруг доминирующей фигуры Льва X. Слева от него стоит кардинал Луиджи де Росси, справа — его двоюродный брат, кардинал Джулио Медичи. На столе перед понтификом — изящно отделанный серебряный колокольчик и иллюминированный манускрипт (ныне известный как Библия Гамильтона), который он рассматривает через увеличительное стекло. Оба предмета свидетельствуют о любви Льва X к изящным искусствам и его статусе одного из крупнейших коллекционеров произведений искусства в Риме.
В отличие от идеализированных образов своих мадонн и святых (см. его «Сикстинскую мадонну»), здесь Рафаэль почти не пытается приукрасить внешность близорукого и полного понтифика. Художник создаёт сложный и реалистичный образ, подчёркивая авторитет и власть Льва X как духовного и политического лидера. Его фигура доминирует на полотне, а величие тонко усиливается атмосферой благоговейной тишины и роскошным красным бархатом одеяний. Два кардинала занимают подчинённое положение на заднем плане, однако их присутствие лишь укрепляет общее послание о могуществе рода Медичи. Джулио Медичи, будущий папа, решительно держится за спинку папского кресла — деталь, которую часто трактуют как намёк на его амбиции.
Несколько тревожная, напряжённая атмосфера картины отражает неопределённость эпохи. Незадолго до её создания немецкий проповедник Мартин Лютер (1483–1546) опубликовал свои «95 тезисов», осуждающие коррупцию в Римской церкви. В то же время в Европе нарастало политическое соперничество между Карлом V Испанским и Франциском I Французским. (Подробнее см.: Католическое искусство Контрреформации, ок. 1560–1700). Если Рафаэль и намекает на общую нестабильность, то он компенсирует это, изображая Льва X сосредоточенным и серьёзным правителем. Взгляд папы отстранён и устремлён за пределы картины. Этот портрет считается одним из величайших портретных произведений XVI века.
Рафаэлло Санцио (1483–1520)
Рафаэль достиг вершин мастерства во многих областях искусства, включая алтарную живопись (см., например, «Преображение»), повествовательные фрески, архитектуру и даже искусство создания гобеленов. Вдохновляясь пластической выразительностью фигур Микеланджело и техникой сфумато Леонардо да Винчи, он синтезировал эти и другие заимствования у современников в собственный уникальный стиль, исполненный изящества и гармонии. Однако в некоторых работах, как, например, в «Портрете папы Льва X», эта гармония уступала место глубокому психологическому реализму.
Другие портреты Рафаэля
Среди других известных портретных работ Рафаэля:
«Портрет мужчины» (ок. 1502), Галерея Боргезе, Рим
«Портрет Элизабетты Гонзага» (ок. 1503), Галерея Уффици, Флоренция
«Портрет Пьетро Бембо» (ок. 1504), Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Портрет беременной женщины» (La Donna Gravida) (1505–1506), Палаццо Питти, Флоренция
«Дама с единорогом» (ок. 1505), Галерея Боргезе, Рим
«Портрет Аньоло Дони» (1506), Палаццо Питти, Флоренция
«Портрет Маддалены Дони» (1506), Палаццо Питти, Флоренция
«Портрет женщины» (La Muta) (1507), Национальная галерея Марке, Урбино
«Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро» (ок. 1507), Галерея Уффици, Флоренция
«Портрет кардинала» (1510–1511), Музей Прадо, Мадрид
«Портрет юноши» (ок. 1509–1511), Музей Чарторыйских, Краков
«Портрет папы Юлия II» (1511–1512), Национальная галерея, Лондон
«Портрет Биндо Альтовити» (1512–1515), Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515), Лувр, Париж
«Портрет молодого человека» (ок. 1515), Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
«Портрет Томмазо Ингирами» (1510–1514), Палаццо Питти
«Дама под покрывалом» (La Donna Velata) (1516), Палаццо Питти
«Портрет кардинала Биббиены» (ок. 1516), Палаццо Питти, Флоренция
Для анализа других важных картин см.: Анализ известных картин.
- Кто послужил прообразом Сикстинской Мадонны Рафаэля?
- Комнаты Рафаэля, Ватикан
- Дрезден отмечает 500-летие «Сикстинской Мадонны» выставкой
- Давно утерянный Рафаэль вернётся в Польшу
- «Голова молодого Апостола» за 47 миллионов долларов
- ИИ не подтверждает авторство Рафаэля в отношении части картины «Мадонна с Розой»
- Выставка Рафаэля открылась в Пушкинском музее
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?