Солдат и смеющаяся девушка, Ян Вермеер:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Солдат и смеющаяся девушка, Ян Вермеер: анализ, интерпретация Описание
Художник: Ян Вермеер (1632–75) Техника исполнения: Масляная живопись Тип: Жанровая картина Направление: Голландский реализм Музей: Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Для ознакомления с примерами голландской живописи XVII века, пожалуйста, посетите: Анализ известных картин.
Художественное образование Чтобы оценить художников-реалистов, таких как Ян Вермеер, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства: Как ценить искусство и также: Как оценить картины.
Этот жанровый пейзаж Яна (Яна) Вермеера, выполненный в уникальном стиле голландского барокко, основан на теме девушки, развлекающей своего военного жениха. Они сидят за столом возле открытого окна. В левом переднем плане картины офицер изображен спиной к зрителю, а в среднем плане справа девушка смотрит на него и улыбается. Она держит в руках бокал. На стене позади нее висит большая карта Голландии – декоративный элемент, который вместе со стульями часто встречается в последующих работах художника. Сама обстановка довольно распространена в голландской жанровой живописи, но Вермеер использует ее для демонстрации своего мастерства как в работе со светом и пространством, так и своего гения в создании интимной атмосферы. Например, темный, несколько подавляющий силуэт солдата не только придает картине дополнительную «глубину», но и помогает создать более личное пространство для пары, в которое зрителю позволено вторгнуться. Именно это ощущение близости отличает картины Вермеера от аналогичных работ других художников-голландских реалистов. Оцениваемая как одна из величайших жанровых картин его молодости, Солдат и смеющаяся девушка во многом оправдывает репутацию Вермеера как одного из лучших жанровых художников XVII века.
Пространственное устройство
В Солдате и смеющейся девушке Вермеер предоставил нам довольно мелкое изобразительное пространство, в котором задняя стена, ставшая более активной благодаря расположению карты Нидерландов, кажется, выталкивает фигуры к зрителю. Этот композиционный прием связан с тем, что был разработан Караваджо в Италии и позже популяризирован караваггизмом его последователей из Утрехта. Характерно для Вермеера, такие предметы, как карта, имеют как композиционную, так и символическую роль, что видно здесь и в таких картинах, как Женщина в синем, читающая письмо (ок. 1662–1664, Рейксмюсеум, Амстердам). Поэтому она выполнена с достаточной детализацией, чтобы ее можно было идентифицировать как работу известного голландского картографа Бальтасара Флориса ван Беркенроде. Иконографически висящие карты заменили глобусы, которые ранее художники использовали в качестве символа мирских забот. (Для контрастного фона с чистой стеной, используемого для привлечения внимания к предмету, см. Женщина с жемчужным ожерельем и крошечный шедевр в Лувре, Ткачиха кружев).
Работа со светом
Картина является ярким примером мастерства Вермеера как люминиста. Смеющаяся девушка освещена светом, который проникает через открытое окно и отражается в кремовом фоне, к которому художник добавил ряд ультратонких слоев водянистой розовой краски. Лицо девушки обрамлено и дополнительно освещено ее платком и воротником платья, что контрастирует с темными рукавами ее желтого пальто, покрытыми сверкающими бликами.
Влияние Жерара Терборха
Солдат и смеющаяся девушка содержит ряд элементов, которые совершенно новы для репертуара Вермеера, что заставило нескольких ученых задуматься о том, кто мог повлиять на молодого дефтского художника. Архивные исследования, связывающие Вермеера и рожденного в Зволле портретиста и жанрового живописца Жерара Терборха (1617–81) в середине 1650-х годов, показывают, что последний оказал значительное влияние на раннее развитие Вермеера. В конце 1640-х годов, например, Терборх выполнил ряд работ, которые должны были поразить молодого художника своей великолепной техникой и новыми сюжетами. Как и Вермеер, Терборх был поклонником фламандского портретиста Антони ван Дейка (1599–1641) и даже посетил Англию, где действовал Ван Дейк, в 1635 году. Следовательно, тонкое исследование световых эффектов на блестящих тканях и других поверхностях, очевидное в пуантилизме в Солдате и смеющейся девушке, а также в других картинах Вермеера, возможно, также связано с ранним знакомством Вермеера с Терборхом. Даже тема этой важной работы на раннем этапе тесно связана с собственными работами Терборха Солдат и девушка (ок. 1650, Музей изобразительных искусств Пушкина, Москва).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?