Портреты эпохи барокко читать ~5 мин.
Искусство эпохи барокко (примерно 1600–1750 гг.), включая портретный жанр, формировалось под влиянием нескольких ключевых факторов. Во-первых, это был период роста экономического могущества Голландии, Франции, Испании и Британии, что создавало новый рынок для искусства. Во-вторых, Католическая церковь активно покровительствовала художникам с целью усиления своего влияния в эпоху Контрреформации. В-третьих, широкое распространение получили более удобные и портативные художественные материалы, такие как масляные краски и холсты.
Место портрета в иерархии жанров
На портретную живопись барокко также оказали значительное влияние традиции, унаследованные от эпохи Возрождения. В 1669 году Андре Фелибьен (André Félibien), секретарь французской Королевской академии живописи и скульптуры, сформулировал строгую иерархию жанров. Эта система была принята большинством официальных академий изящных искусств в Европе и надолго определила статус различных направлений в живописи.
Фелибьен распределил жанры по значимости в следующем порядке:
исторический (сцены из Библии, мифологии и истории);
портрет;
жанровая живопись (бытовые сцены);
пейзаж;
натюрморт. Присвоение портрету почётного второго места стимулировало здоровую конкуренцию среди художников из Голландии, Фландрии, Франции, Испании и Италии, способствуя расцвету этого жанра.
Выдающиеся портретисты эпохи барокко
Среди величайших старых мастеров эпохи барокко, работавших в жанре портрета, были:
голландский художник-реалист Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), чьи шедевры включают групповые портреты «Ночной дозор» (полное название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642) и «Синдики» (1662);
жанровый живописец и портретист Ян Вермеер (Johannes Vermeer), автор знаменитых работ «Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665) и «Девушка в красной шляпе» (ок. 1665–1666);
экспрессивный фламандский художник Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), чьи портреты, такие как «Елена Фоурмент в меховой накидке» (ок. 1636–1638, Музей истории искусств, Вена), полны жизни и чувственности;
ученик Рубенса, антверпенский мастер Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), прославившийся своими аристократическими портретами, среди которых «Конный портрет Карла I» (ок. 1637–1638) и «Король Карл I на охоте» (ок. 1635);
плодовитый голландский художник Франс Халс (Frans Hals), мастер индивидуальных и групповых портретов, чьей самой известной картиной, вероятно, является «Смеющийся кавалер» (1624, Собрание Уоллеса, Лондон).
К другим знаменитым художникам того периода относятся:
испанский гений Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez), чьи шедевры включают пронзительный «Портрет Папы Иннокентия X» (1650) и загадочный групповой портрет «Менины» (1656);
художник с бурной биографией и мастер светотени (кьяроскуро и тенебризма) Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), автор таких ранних работ, как «Мальчик с корзиной фруктов» (ок. 1593) и «Больной Вакх» (ок. 1593), а также более поздних, как «Святой Иероним» (ок. 1605–1606);
работавший в Неаполе испанец Хосе де Рибера (José de Ribera), написавший полный достоинства «Портрет Архимеда» (1630, Прадо, Мадрид);
великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini), чья великолепная скульптура включает бюст «Сципион Боргезе» (1632), считающийся эталоном скульптурного портрета барокко.
Интересно, что Никола Пуссен (Nicolas Poussin), основатель французского классицизма и один из величайших художников академического стиля, почти не писал заказных портретов, за исключением нескольких автопортретов, так как считал этот жанр ниже исторической живописи.
Для получения дополнительной информации о художниках эпохи барокко XVII века в разных странах Европы см.: Итальянские художники эпохи барокко и Французские художники эпохи барокко. Для Испании: Испанские художники эпохи барокко; для Германии: Немецкие художники эпохи барокко.
Разновидности и стилистические особенности портрета
Портрет эпохи барокко был невероятно разнообразен. Наряду с традиционными парадными портретами монархов и аристократов, призванными подчеркнуть их статус и власть, широкое распространение получили камерные, более интимные изображения. В протестантских странах, особенно в Голландской республике, где главным заказчиком стала богатая буржуазия, расцвёл групповой портрет. Гильдии, стрелковые роты и попечительские советы заказывали картины, которые увековечивали их членов, как, например, в «Ночном дозоре» Рембрандта. Этот новый рынок способствовал демократизации жанра и появлению произведений, отражавших ценности и быт нового класса.
Стилистически портрет барокко сделал огромный шаг вперёд по сравнению с более статичными и идеализированными образами Ренессанса. Художники стремились не просто к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию характера, внутреннего мира модели. Ключевыми чертами стиля стали: драматическое освещение с резкими контрастами света и тени (кьяроскуро), подчёркивающее объём и усиливающее эмоциональное напряжение; ощущение движения и сиюминутности, будто модель запечатлена в момент действия или разговора; а также глубокий психологизм, особенно заметный в работах Рембрандта и Веласкеса. Художники с виртуозной точностью передавали фактуру тканей, блеск драгоценностей и теплоту человеческой кожи, делая изображения невероятно живыми и убедительными.
Профессионализация жанра и новые методы
Поскольку портретный жанр занимал высокое положение в академической иерархии и гарантировал стабильный доход, многие художники сделали его своей основной специализацией. Даже в России, где светская живопись начала активно развиваться лишь в эпоху петровского искусства при Петре I (правил в 1682–1725 гг.), портрет быстро стал важным источником заказов для живописцев.
Профессиональные портретисты искали способы улучшить качество своих работ и повысить престиж жанра. Два приёма, которые активно использовал Рембрандт, стали особенно популярны. Во-первых, художники создавали многочисленные этюды, изучая рисунок и живопись фигуры и запечатлевая разнообразные выражения человеческого лица. Это позволяло не только ускорить процесс написания картины, но и передать более широкий спектр эмоций. Некоторые автопортреты Рембрандта, по сути, являются такими этюдами. Во-вторых, мастера начали помещать своих моделей в исторический, аллегорический или драматический контекст, превращая портрет в сложное повествовательное полотно, как это brilliantly реализовано в «Ночном дозоре».
Следующая статья посвящена портретному искусству рококо и неоклассицизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?