Портреты эпохи барокко читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Искусство эпохи барокко (ок. 1600-1700), включая портретное искусство, определялось несколькими факторами. Во-первых, растущей коммерческой мощью Голландии, Франции, Испании и Британии; во-вторых, покровительством изобразительным искусствам со стороны Католической церкви с целью усиления её влияния в период Контрреформации; в-третьих, расширением использования портативных художественных материалов, таких как холсты.
Второй по значимости жанр
Кроме того, портретная живопись барокко испытывала влияние Ренессанса. Например, в 1669 году Андре Фелибьен, секретарь Французской Академии изящных искусств, провозгласил фиксированную иерархию жанров, которая была принята большинством официальных академий изящных искусств в Европе.
Фелибьен распределил живопись по рангам в соответствии с её сюжетом следующим образом: (1) История; (2) Портрет; (3) Жанровая живопись; (4) Пейзаж; (5) Натюрморт. Эта система ранжирования значительно стимулировала конкуренцию среди портретистов из Голландии, Фландрии, Франции, Испании и Италии.
Художники-портретисты эпохи барокко
Среди выдающихся старых мастеров эпохи барокко в жанре портрета были: голландский художник-реалист Рембрандт Харменс ван Рейн, чьи шедевры включали: Ночной дозор или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (1642) и Синдики цеха суконщиков (1662); жанровый живописец и портретист Ян Вермеер, чьи работы включали: Девушка с жемчужной серёжкой (1660) и Девушка в красной шляпе (ок. 1665); экспрессивный католический фламандский художник Питер Пауль Рубенс, чьи портреты включали: Елена Фоурмент в меховой накидке (1635-40), Музей истории искусств, Вена; ученик Рубенса, антверпенский художник Антонис ван Дейк, чьи работы включали Портрет Карла V на коне (1620) и Король Карл I Английский на охоте (1635); плодовитый голландский художник индивидуальных и групповых портретов Франс Халс, чья самая известная картина — это, вероятно, Смеющийся кавалер (1624, Коллекция Уоллеса, Лондон).
Другие знаменитые художники того периода включают: испанского мастера Диего Веласкеса, чьи шедевры включают: Портрет Папы Иннокентия X (1650) и его групповой портрет Менины (1656); бывший преступник и мастер кьяроскуро (тенебризма) Караваджо, чьи работы включают: Мальчик с корзиной фруктов (1593), Больной Вакх (1593), Святой Иероним (1606); неаполитанский художник Хосе Рибера, написавший Портрет Архимеда (1630), Прадо, Мадрид; и Джованни Бернини, чья великолепная скульптура включает портретный бюст Сципион Боргезе (1632), считающийся шедевром портретного искусства барокко. Никола Пуссен, основатель французской классической живописи и один из великих художников академического стиля эпохи барокко, который возвёл станковые произведения в статус крупномасштабной истории, выполнил мало портретов, за исключением небольшого числа автопортретов.
Для получения дополнительной информации о художниках эпохи барокко XVII века в разных странах Европы см.: Итальянские художники эпохи барокко и Французские художники эпохи барокко. Для Испании: Испанские художники эпохи барокко; для Германии: Немецкие художники эпохи барокко.
Становление профессиональных портретистов
С утверждением портретного искусства на втором месте после исторической живописи в иерархии жанров, многие художники всё чаще обращались к портретам как к более надёжному способу заработка. Даже в России, где серьёзная портретная живопись появилась только в эпоху петровского искусства при Петре Великом (1686-1725), она была важным источником дохода.
Среди методов, используемых этими профессионалами для улучшения своих произведений и повышения статуса портрета и его предмета, были два элемента — оба отражены в работах Рембрандта. Во-первых, накопление этюдов по рисунку фигуры и живописи фигуры, изображающих мимику лица. Это ускоряло процесс живописи и облегчало изображение более широкого спектра человеческих эмоций. Несколько автопортретов Рембрандта были выполнены как законченные этюды таких выражений. Во-вторых, помещение портрета в исторический или драматический контекст, как показано в Ночном дозоре Рембрандта.
Знаменитые портреты эпохи барокко
Следующая статья посвящена портретному искусству рококо и неоклассицизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?