Экспрессионистские портреты читать ~4 мин.
В XX веке художники в целом проявляли меньший интерес к классической иерархии жанров. Их гораздо больше волновал вопрос, как изображать реальность в эпоху мировых войн и моральной неопределённости. Кроме того, достижения в области фотографии и кинематографа сделали традиционное портретное искусство отчасти анахронизмом. Тем не менее живописцы, принадлежавшие к разным направлениям современного искусства, по-прежнему включали портреты в своё творчество.
После импрессионизма и постимпрессионизма двумя наиболее важными художественными движениями начала века стали фовизм и экспрессионизм. Эти два стиля живописи во многом были схожи: оба направления отодвигали на второй план традиционный академический рисунок, особенно изображение фигуры, отдавая предпочтение выразительности цвета и общей композиции. В отличие от импрессионистов, художники-экспрессионисты не стремились имитировать или воспроизводить натуру. Их целью было выразить свою эмоциональную реакцию на увиденное, используя для этого кричащие краски, искажённые формы и образы, порой напоминающие карикатуру. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Экспрессионистская портретная живопись
«Экспрессионизм» — довольно широкий термин, который описывает любой художественный стиль, искажающий реальность для передачи обострённого восприятия или особого отношения к объекту. Чаще всего его применяют к группам немецких и других европейских художников начала XX века, которые в своём смелом, а порой драматичном и даже пугающем искусстве пошли дальше фовистов. Это направление охватывает три основные немецкие экспрессионистские группы: дрезденскую «Мост» (Die Brücke), мюнхенскую «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) и послевоенную «Новую вещественность» (Die Neue Sachlichkeit). К нему также относят некоторых художников Парижской школы (École de Paris), таких как Хаим Сутин, Жорж Руо и Амедео Модильяни.
Экспрессионисты стремились запечатлеть не столько физическое сходство, сколько «психологический портрет» — внутренний мир, характер и душевное состояние модели. Зачастую портрет становился отражением не только личности изображаемого, но и собственных переживаний художника. Искажённые черты лица, напряжённые позы и резкие цветовые контрасты служили инструментами для передачи тревоги, отчуждения и других сложных эмоций, которые витали в воздухе Европы в преддверии и после Первой мировой войны. Этот интерес к подсознательному был созвучен идеям Зигмунда Фрейда и общей атмосфере переоценки ценностей.
Экспрессионистский портрет, который фактически начался с автопортретов Винсента Ван Гога и таитянских работ Поля Гогена (например, «Девушка с веером», 1902), ярко представлен в следующих работах:
чувственная «Мадонна» (1894) норвежца Эдварда Мунка;
фовистские портреты кисти Анри Матисса (Henri Matisse) и Андре Дерена (André Derain);
пронзительные работы австрийского художника Эгона Шиле (Egon Schiele), такие как «Автопортрет обнажённым» (1910) и «Портрет Альберта Париса фон Гютерсло» (1918);
знаменитая «Голова женщины» (1910) Алексея фон Явленского;
экспрессивные портреты еврейско-русского художника Хаима Сутина (Chaïm Soutine), включая «Портрет Оскара Миестчанинова» (1923) и «Портрет Мадлен Кастэн» (1929);
декадентский «Портрет журналистки Сильвии фон Харден» (1926) работы Отто Дикса (Otto Dix);
яркие образы, созданные Кесом ван Донгеном (Kees van Dongen), например, «Женщина в чёрной шляпе» (1908) и «Кокелико» (Мак) (1919);
психологические портреты Оскара Кокошки (Oskar Kokoschka), среди которых «Портрет Герварта Вальдена» (1910);
напоминающие витражи образы Жоржа Руо (Georges Rouault);
и, конечно, утончённые и меланхоличные портреты Амедео Модильяни.
Художник-экспрессионист Амедео Модильяни
Итальянец Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani, 1884-1920) не принадлежал ни к одному художественному движению, кроме Парижской школы (École de Paris). Страдавший от туберкулёза, нищеты и пагубных пристрастий, он выработал свой уникальный живописный стиль. В его работах можно проследить влияние экспрессионизма, кубизма и творчества Матисса. Однако ключевым источником вдохновения для него послужило архаичное искусство — в частности, африканские маски и античная цикладская скульптура, что и породило его фирменный стиль.
Портреты и обнажённые фигуры Модильяни мгновенно узнаваемы благодаря оливковому цвету кожи, вытянутым, словно у лебедей, шеям, удлинённым носам, плоским, маскоподобным лицам и пустым миндалевидным глазам. Его ранняя смерть в возрасте 36 лет лишила мировое искусство одного из величайших талантов.
Среди лучших портретных работ Модильяни:
«Портрет мадам Помпадур» (1915), Художественный институт Чикаго;
«Портрет Моиса Кислинга» (1915), частная коллекция;
«Портрет Хуана Гриса» (1915), Метрополитен-музей;
«Жених и невеста» (1916), МОМА, Нью-Йорк;
«Портрет Леопольда Зборовского» (1916), частная коллекция;
многочисленные портреты его возлюбленной и музы, Жанны Эбютерн, например, работа 1918 года из Метрополитен-музея;
«Девушка с косами» (1918), Художественный музей города Нагоя.
Он также написал несколько портретов своего арт-дилера Поля Гийома (1891-1934).
Более подробный анализ портретной живописи XIX-XX веков представлен в статье: Анализ современной живописи (1800-2000).
Портретная живопись абстрактного экспрессионизма
Термин абстрактный экспрессионизм обозначает ведущее направление в американском искусстве, возникшее после Второй мировой войны. Портреты, созданные в рамках этого абстрактного и глубоко личного течения, были немногочисленны. Одним из главных художников-абстракционистов, работавших с фигурой, был Виллем де Кунинг (Willem de Kooning, 1904-1997). Его знаменитая серия «Женщина», начатая такими работами, как «Сидящая женщина» (1944, Метрополитен-музей), включала и такой знаковый образ, как «Мэрилин Монро» (1954).
Следующая статья посвящена портретам Пикассо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?