Величайшие жанровые картины (1500-1960) читать ~16 мин.
В изобразительном искусстве жанровая живопись (также бытовой жанр) — это изображение сцен из повседневной жизни, в которых одна или несколько человеческих фигур играют значительную роль. Как правило, такие сцены написаны в реалистичной или, по крайней мере, неидеализированной манере. Это определение достаточно широкое, поскольку не существует чёткой границы между бытовым жанром и, например, пейзажем с фигурами или групповым портретом.
Расцвет жанровой живописи в XVII веке, особенно в Голландии, был тесно связан с глубокими социальными и культурными изменениями. После обретения независимости от Испании в Голландской республике сформировался новый правящий класс — состоятельные бюргеры, купцы и ремесленники. В отличие от аристократии и католической церкви других стран, эти заказчики предпочитали искусство, отражавшее их собственную жизнь, ценности и быт. Они хотели видеть в своих домах не грандиозные мифологические или религиозные полотна, а небольшие картины, изображающие уютные интерьеры, сцены в тавернах, на рынках и семейные праздники. Это создало огромный рынок для художников, специализировавшихся на сценах из повседневности.
Однако голландские жанровые картины редко были простым отображением реальности. Многие из них содержали скрытый символизм и несли нравоучительный посыл, что искусствоведы называют «скрытым реализмом». Почти каждый предмет на полотне мог иметь второе значение, служа аллегорией или моральным предупреждением. Например, потухшая свеча или песочные часы напоминали о быстротечности жизни (мотив vanitas), музыкальные инструменты могли символизировать как гармонию, так и мимолётность удовольствий, а экзотические предметы, вроде лимонов или дорогих тканей, указывали на богатство, но одновременно предостерегали от излишеств и гордыни.
После золотого века голландской живописи интерес к бытовому жанру не угас, но его статус изменился. В академической иерархии жанров, особенно во Франции, он считался «низким» по сравнению с «высокой» исторической живописью. Ситуация изменилась в XIX веке с приходом реализма. Художники, такие как Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле, вновь обратились к жизни простых людей, изображая тяжёлый труд крестьян и рабочих. Позже импрессионисты и постимпрессионисты, такие как Эдуар Дега, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек, сделали сценами своих картин городскую жизнь — кафе, театры, улицы и парки, запечатлевая мимолётные моменты современного им общества.
Когда была создана первая жанровая живопись?
Элементы бытового жанра можно заметить в итальянской живописи XV века, например, в работах венецианского художника Витторе Карпаччо, но обычно такие сцены служили лишь фоном для картин на религиозные сюжеты. Кроме того, реализм жанровой живописи не соответствовал стремлению к идеализации, характерному для итальянского Ренессанса. Неудивительно поэтому, что основоположниками жанра стали более «приземлённые» художники Северного Возрождения (1430–1580), а своего расцвета он достиг в творчестве голландских художников-реалистов XVII века.
Объяснение картин
Для анализа важных
жанровых работ см.:
Анализ знаменитых картин.
Вот избранный список работ по художникам, охватывающий большинство основных школ и направлений.
Квентин Массейс (1465–1530)
Основатель Антверпенской школы фламандской живописи.
«Меняла с женой» (1514) Лувр, Париж.
Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude; ок. 1525–1569)
Нидерландский жанровый художник XVI века.
«Нидерландские пословицы» (1559) Государственные музеи, Берлин.
«Безумная Грета (Дулле Грит)» (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
«Избиение младенцев» (ок. 1565–1567) Музей истории искусств, Вена.
«Охотники на снегу» (1565) Музей истории искусств, Вена.
«Крестьянский танец» (1566) Институт искусств Детройта.
«Притча о слепых» (1568) Национальный музей Каподимонте.
«Крестьянская свадьба» (1568) Музей истории искусств, Вена.
Хендрик Аверкамп (1585–1634)
Голландский художник, известный своими зимними жанровыми картинами.
«Сцена на льду около города» (1615) Национальная галерея, Лондон.
Адриан Браувер (1605–1638)
Харлемская школа голландского реализма.
«Операция» (1631) Старая пинакотека, Мюнхен.
Геррит Доу (1613–1675)
Голландский жанровый художник из Лейденской школы.
«Служанка у окна» (1640) Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам.
«Мышеловка» (1645–1650) Музей Фабра, Монпелье.
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
Последователь караваджизма, Утрехтская школа.
«Весёлый скрипач» (1623) Рейксмузеум, Амстердам.
«Концерт на балконе» (1624) Лувр, Париж.
Питер де Хох (1629–1683)
Голландский художник-реалист, работавший в Делфте.
«Двор дома в Делфте» (1658) Национальная галерея, Лондон.
«Бельевой шкаф» (1663) Рейксмузеум, Амстердам.
Самуэл ван Хогстратен (1627–1678)
Голландский реалист, известный своей глубокой линейной перспективой.
«Туфли» (1654–1660) Лувр, Париж.
«Вид по коридору» (1662) Дирем-парк, Великобритания.
Юдит Лейстер (1609–1660)
Голландская жанровая художница.
«Гуляющая пара» (1630) Лувр, Париж.
«Отвергнутое предложение» (1631) Маурицхёйс, Гаага.
Николас Мас (1634–1693)
Голландский жанровый художник, работавший в Дордрехте.
«Подслушивающая» (1657) Музей Дордрехта, Дордрехт.
Габриель Метсю (1629–1667)
Голландский реалист из Лейдена, известный отполированными жанровыми картинами небольшого формата.
«Блудный сын» (1640-е) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Урок музыки» (1658) Национальная галерея, Лондон.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
Голландский художник-реалист из Харлема.
«Деревенский концерт» (1638) Прадо, Мадрид.
«Интерьер с крестьянами» (1663) Коллекция Уоллес, Лондон.
Ян Стен (1626–1679)
Голландский реалист из Харлема.
«Берегитесь роскоши» (1663) Музей истории искусств, Вена.
«Праздник крещения» (1664) Коллекция Уоллес, Лондон.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
Знаменит своими сценами в караульнях и тавернах.
«Сцена азартной игры в гостинице» (1649) Коллекция Уоллес, Лондон.
Герард Терборх (1617–1681)
Голландский художник-реалист, известный нравоучительными картинами.
«Отеческое наставление» (1654–1655) Государственные музеи Берлина.
«Женщина, пишущая письмо» (1655) Маурицхёйс, Гаага.
Хендрик Тербрюгген (1588–1629)
Утрехтская школа голландского реализма.
«Флейтисты» (1621) Государственные художественные собрания, Кассель.
Ян Вермеер (нидерл. Johannes Vermeer; 1632–1675)
Глава Делфтской школы голландского реализма, известный своими интерьерами.
«Солдат и смеющаяся девушка» (ок. 1658) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
«Молочница» (1658–1660) Рейксмузеум, Амстердам.
«Маленькая улочка» (Улица в Делфте) (1657–1658) Рейксмузеум, Амстердам.
«Молодая женщина с кувшином воды» (ок. 1662) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Женщина, держащая весы» (1662–1663) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Женщина с жемчужным ожерельем» (ок. 1662) Государственные музеи, Картинная галерея, Берлин.
«Кружевница» (1669–1670) Лувр, Париж.
Подробнее см.: Жанровая живопись голландской реалистической школы (XVII век).
Жорж де Латур (фр. Georges de La Tour; 1593–1652)
Французский художник эпохи барокко, портретист и жанровый живописец.
«Шулер с бубновым тузом» (1647) Лувр, Париж.
Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599–1660)
Наиболее известен как портретист, но в молодости специализировался на жанровой живописи (называемой бодегонес), шедевром которой является эта работа.
«Водонос из Севильи» (1618–1622) Эпсли-хаус, Лондон.
Братья Ленен (Антуан, Луи, Матьё; ок. 1600–1648)
Французские жанровые художники и портретисты эпохи барокко.
«Семья сельских жителей» (1640) Лувр, Париж.
«Кузнец в кузнице» (1640) Лувр, Париж.
См. также Живопись барокко.
Франсуа Буше (1703–1770)
Французская живопись рококо.
«Послеполуденная трапеза» (1739) Лувр, Париж.
Жан Шарден (1699–1779)
Французский художник эпохи рококо, мастер натюрморта и жанровой живописи.
«Молитва перед обедом» (Ле Бенедисите) (1744) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806)
Французский художник эпохи рококо, ученик Франсуа Буше.
«Качели» (1767) Коллекция Уоллес, Лондон.
«Молодая девушка, читающая» (1776) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Жан-Батист Грёз (1725–1805)
Французское искусство рококо.
«Гитарист» (1757) Национальный музей в Варшаве.
«Деревенская невеста» (1761) Лувр, Париж.
Уильям Хогарт (1697–1764)
Английский художник эпохи рококо, известный своими сатирическими нравоучительными жанровыми сценами.
«Карьера мота» (8 сцен) (ок. 1735) Музей сэра Джона Соуна, Лондон.
«Модный брак» (6 сцен) (ок. 1743) Национальная галерея, Лондон.
Пьетро Лонги (1702–1785)
Венецианский художник эпохи рококо.
«Знакомство» (1740) Лувр, Париж.
Генри Реберн (1756–1823)
Ведущий шотландский художник, наиболее известный своими портретами.
«Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках по озеру Даддингстон» (1784) Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Жан Рау (1677–1734)
Французский художник эпохи рококо.
«Вкус» (Из серии «Пять чувств») (1715–1734) Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.
Гаспаре Траверси (1722–1770)
Итальянский художник эпохи рококо.
«Урок рисования» (1750) Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити.
Жан-Франсуа де Труа (1679–1752)
Художник-портретист и жанровый живописец эпохи рококо.
«Завтрак с устрицами» (1735) Музей Конде, Шантийи.
Жан-Антуан Ватто (1684–1721)
Французский художник эпохи рококо.
«Неловкое предложение» (1716) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Паломничество на остров Киферу» (1717) Лувр, Париж.
Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
Английский художник-караваджист.
«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768) Национальная галерея, Лондон.
Уильям Джерард Барри (1865–1941)
Ирландский жанровый художник.
«Время летит» (1887) Муниципальная художественная галерея Кроуфорда, Корк.
Фредерик Базиль (1841–1870)
Художник-реалист/импрессионист и финансовый покровитель Моне и других.
«Мастерская Базиля» (1870, Музей Орсе).
Гуннар Берндтсон (1854–1895)
Финский художник-реалист.
«Лето» (1893) Художественный музей Турку, Финляндия.
Роза Бонёр (1822–1899)
Французский реализм.
«Вспашка в Ниверне» (1848) Музей Орсе, Париж.
Пьер Боннар (1867–1947)
Художник-колорист, соучредитель группы «Наби».
«Зелёная блуза» (1919) Метрополитен-музей.
«Терраса в Верноне» (1939) Метрополитен-музей.
Эжен Буден (1824–1898)
Пленэрный живописец пляжных сцен.
«Пляж в Трувиле» (1864) Музей Орсе, Париж.
Фрэнк Брэмли (1857–1915)
Английский жанровый художник и пейзажист Ньюлинской школы.
«Домино!» (1886) Муниципальная художественная галерея Кроуфорда, Корк.
Гюстав Кайботт (1848–1894)
Недооценённый французский импрессионист.
«Паркетчики» (1875) Музей Орсе, Париж.
«Парижская улица в дождливый день» (1877) Художественный институт Чикаго.
Мэри Кассат (1845–1926)
Ведущая американская художница-импрессионистка.
«Молодая женщина, шьющая в саду» (1886) Музей Орсе.
Поль Сезанн (1839–1906)
Французский художник-импрессионист и постимпрессионист.
«Курящий трубку» (1890–1892) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Женщина с кофейником» (1890–1895) Музей Орсе.
«Игроки в карты» (1892–1896) Различные художественные музеи.
«Большие купальщицы» (1894–1906) Лондон и Филадельфия.
Чарльз Кондёр (1868–1909)
Английский художник, член австралийской Гейдельбергской школы близ Мельбурна.
«Возвращение домой» (1889) Национальная галерея Австралии, Канберра.
Гюстав Курбе (1819–1877)
Лидер французского движения реализма.
«Дробильщики камня» (1849) Картинная галерея, Дрезден (уничтожена во Второй мировой войне).
«Похороны в Орнане» (1850) Музей Орсе, Париж.
«Веяльщицы зерна» (1854) Музей изящных искусств, Нант.
Оноре Домье (1808–1879)
Французский художник-реалист, карикатурист, литограф.
«Вагон третьего класса» (1864) Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Эдгар Дега (1834–1917)
Жанровый художник-импрессионист.
«Скаковые лошади перед трибунами» (1866–1868) Музей Орсе.
«Урок балета» (1871–1874) Музей Орсе.
«Абсент» (1876) Музей Орсе.
«Гладильщицы» (1884) Музей Орсе.
«Женщина, причёсывающая волосы» (1887–1890) Музей Орсе.
Томас Икинс (1844–1916)
Американский реализм.
«Клиника Гросса» (1875) Университет Джефферсона, Пенсильвания.
«Клиника Агню» (1889) Пенсильванский университет.
Павел Федотов (1815–1852)
Русский жанровый художник.
«Сватовство майора» (1848) Третьяковская галерея, Москва.
Уильям Пауэлл Фрит (1819–1909)
Английский жанровый художник больших публичных сцен.
«День дерби» (1856–1858) Галерея Тейт, Лондон.
Поль Гоген (1848–1903)
Художник-символист с яркими красками, известный своими таитянскими картинами.
«Кафе в Арле» (1888) Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.
«Руперупе (Сбор фруктов)» (1899) Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Винсент ван Гог (1853–1890)
Голландский художник, один из основоположников экспрессионизма.
«Едоки картофеля» (1885) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Женщина за столиком в ‘Кафе Тамбурин’» (1887) Музей Ван Гога, Амстердам.
«Ночное кафе в Арле» (1888) Художественная галерея Йельского университета.
«Спальня Ван Гога в Арле» (1888) Музей Орсе.
«Ночная терраса кафе в Арле» (1888) Художественная галерея Йельского университета.
«Больница в Арле» (1889) Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.
«Сборщицы оливок, Сен-Реми» (1889) Частная коллекция.
«Полуденный отдых (По Милле)» (1890) Музей Орсе.
Джеймс Гатри (1859–1930)
Шотландский художник-натуралист.
«Дочь батрака» (1883) Национальная галерея Шотландии.
См. также: Школа Глазго (ок. 1880–1915).
Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916)
Датский постимпрессионист, известный своими тихими интерьерами.
«Интерьер с девушкой у клавесина» (1901) Частная коллекция.
Чайлд Хассам (1859–1935)
Ведущий художник-импрессионист в Америке.
«Церковная процессия, Испанская лестница» (1883) Частная коллекция.
«Бостон-Коммон в сумерках» (1886) Музей изящных искусств, Бостон.
«Парижская уличная сцена» (1887) Частная коллекция.
Уинслоу Хомер (1836–1910)
Американский художник-реалист.
«Щелчок хлыстом» (1872) Институт американского искусства Батлера, Огайо.
Натаниэл Хилл (1861–1934)
Ирландский пейзажист, наиболее известный своими бретонскими картинами.
«Солнечный свет, Бретань» (1884) Частная коллекция.
Петер Вильгельм Ильстед (1861–1933)
Датский художник, известный своими спокойными интерьерами; испытал влияние голландских реалистов.
«Интерьер» (1896) Музей Орсе.
П.С. Крёйер (1851–1909)
Датский постимпрессионист, пленэрный пейзажист и жанровый живописец.
«Обеденное время» (1883) Музей Скагена, Дания.
«Летний вечер на южном пляже» (1893) Музей Скагена, Скаген.
Джон Лавери (1856–1941)
Один из величайших ирландских художников.
«Мост в Грёз» (1883) Частная коллекция.
«Отель Шевийон» (1883) Частная коллекция.
«Под вишнёвым деревом» (1884) Ольстерский музей изящных искусств, Белфаст.
«По дороге в Фонтенбло» (1884) Частная коллекция.
«На Луэне» (1884) Частная коллекция.
«Возвращение с рынка» (1884–1887) Частная коллекция.
«Теннисная вечеринка» (1885) Художественная галерея Абердина.
Фернан Леже (1881–1955)
Четвёртый кубист после Пикассо, Брака и Хуана Гриса.
«Солдаты, играющие в карты» (1917) Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Три женщины (Большой завтрак)» (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Лорд Фредерик Лейтон (1830–1896)
Викторианский скульптор и художник.
«Урок музыки» (1877) Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.
Макс Либерман (1847–1935)
Немецкий художник-импрессионист, жанровый живописец.
«Попугайная аллея» (1902) Частная коллекция.
«Терраса ресторана Якоба в Нинштедтене» (1902) Кунстхалле, Гамбург.
«Человек с попугаем» (1902) Музей Фолькванг, Эссен.
Владимир Маковский (1846–1920)
Русский жанровый художник.
«Крах банка» (1881) Третьяковская галерея.
Эдуард Мане (1832–1883)
Классический художник, портретист, оказавший сильное влияние на импрессионистов.
«Музыка в Тюильри» (1862) Национальная галерея, Лондон.
«Завтрак на траве» (1863) Музей Орсе.
«Олимпия» (1863) Музей Орсе.
«Балкон» (1868) Музей Орсе.
«Дорожные рабочие на улице Берн» (1878) Частная коллекция.
«Бар в Фоли-Бержер» (1882) Институт искусства Курто, Лондон.
Фред Маккаббин (1855–1917)
Ведущий член Гейдельбергской школы австралийского импрессионизма.
«Потерянная» (1886) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
«Пионер» (1904) Национальная галерея Виктории.
Эрнест Мейссонье (1815–1891)
Французский художник-миниатюрист.
«Вино приходского священника» (1869) Музей Реймса.
Адольф Менцель (1815–1905)
Ранний немецкий художник импрессионистического стиля.
«Гостиная с сестрой Менцеля» (1847) Баварская государственная картинная галерея.
Григорий Мясоедов (1834–1911)
Русский жанровый художник.
«Земство обедает» (1872) Третьяковская галерея.
Жан-Франсуа Милле (1814–1875)
Благочестивый французский сельский художник.
«Пильщики дров» (1850) Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Сеятель» (1850) Музей изящных искусств, Бостон.
«Сборщицы колосьев» (1857) Музей Орсе.
«Анжелюс» (1859) Музей Орсе.
«Человек с мотыгой» (1862) Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Клод Моне (1840–1926)
Лидер французского импрессионизма.
«Женщины в саду» (1866–1867) Музей Орсе.
«Лягушатник» (1869) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пляж в Трувиле» (1870) Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.
«Маковое поле (Аржантёй)» (1873) Музей Орсе.
Берта Моризо (1841–1895)
Ведущая художница-импрессионистка.
«Колыбель» (1872–1873) Музей Орсе, Париж.
«Женщина за туалетом» (1875) Художественный институт Чикаго.
Ричард Томас Мойнан (1856–1906)
Ирландский жанровый художник.
«Столичная школа искусств, Дублин — урок» (1895) Частная коллекция.
Джузеппе де Ниттис (1846–1884)
Ведущий итальянский художник-реалист.
«Завтрак в саду» (1884) Пинакотека Джузеппе де Ниттиса, Апулия.
Фрэнк О’Мира (1853–1888)
Ирландский пленэрный пейзажист и жанровый живописец.
«Мечтание» (1882) Частная коллекция.
Уолтер Осборн (1859–1903)
Один из великих ирландских жанровых художников.
«Сбор яблок, Кемперле, Бретань» (1884) Национальная галерея Ирландии.
«Сцена в Феникс-парке» (1895) Национальная галерея Ирландии.
«Рыбный рынок» (1895) Галерея Хью Лейна, Дублин.
Василий Перов (1834–1882)
Русский жанровый и пейзажный живописец.
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) Третьяковская галерея.
«Утопленница» (1867) Третьяковская галерея.
Камиль Писсарро (1830–1903)
Один из важнейших художников-импрессионистов.
«Бульвар Монмартр» (серия картин) (1897–1898) Различные художественные музеи.
Василий Пукирев (1832–1890)
Русский жанровый художник.
«Неравный брак» (1862) Третьяковская галерея.
Сара Пёрсер (1848–1943)
Ирландская портретистка и художница по витражам в импрессионистском стиле.
«Малый завтрак» (1881) Национальная галерея Ирландии.
Фредерик Ремингтон (1861–1909)
Художник Дикого Запада.
«Падение ковбоя» (1895–1896) Музей американского искусства Амона Картера, Форт-Уэрт.
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)
Художник-импрессионист, жанровый живописец, портретист.
«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) Музей Орсе, Париж.
«Качели» (Ла Балансуар) (1876) Музей Орсе.
«Тропинка, ведущая сквозь высокую траву» (1877) Музей Орсе.
«Завтрак гребцов» (1880–1881) Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Илья Репин (1844–1930)
Русский жанровый художник.
«Бурлаки на Волге» (1870–1873) Русский музей, Санкт-Петербург.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) Третьяковская галерея.
«Не ждали» (1888) Третьяковская галерея.
Том Робертс (1856–1931)
Австралийский художник-импрессионист.
«Стрижка баранов» (1890) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
«Отбившаяся!» (1891) Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида.
Теодор Робинсон (1852–1896)
Друг Моне, которого посещал в Живерни.
«Пастушка» (ок. 1888) Смитсоновский музей американского искусства.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Американский портретист и жанровый живописец.
«Эль Халео» (1882) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Константин Савицкий (1844–1905)
Русский жанровый художник.
«Ремонтные работы на железной дороге» (1874) Третьяковская галерея.
Жорж Сёра (1859–1891)
Французский постимпрессионист.
«Купальщики в Аньере» (1884) Национальная галерея, Лондон.
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886) Художественный институт Чикаго.
Артур Стритон (1867–1943)
Возможно, величайший австралийский импрессионист.
«Железнодорожная станция Редферн» (1893) Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.
Джеймс Тиссо (1836–1902)
Французский художник-реалист.
«Приём» (1884) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Французский художник-постимпрессионист, литограф.
«В кафе ‘Ла Ми’» (1891) Музей изящных искусств, Бостон.
«В Мулен Руж» (1892) Художественный институт Чикаго.
«В салоне на улице де Мулен» (1894) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Эдуард Вюйар (1868–1940)
Основатель интимизма, направления жанровой живописи.
«В комнате» (1899) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«В саду» (1894–1895) Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.
«Женщина, шьющая перед садом» (1895) Музей изящных искусств Бостона.
Дэвид Уилки (1785–1841)
Шотландский жанровый художник.
«Слепой скрипач» (1806) Галерея Тейт, Лондон.
«Рекомендательное письмо» (1813) Национальная галерея Шотландии.
«Наложение ареста за неуплату» (1815) Национальная галерея Шотландии.
«Чтение завещания» (1820) Новая пинакотека, Мюнхен.
Для объяснения жанровых картин XIX или XX века см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Абрам Архипов (1862–1930)
Русский жанровый художник, критический реалист.
«В гостях» (1915) Русский музей, Санкт-Петербург.
Джордж Уэсли Беллоуз (1882–1925)
Школа «мусорного ведра», Нью-Йорк.
«Бой в Шарки» (1909) Художественный музей Кливленда.
Томас Харт Бентон (1889–1975)
Американский художник-регионалист.
«Господь — мой пастырь» (1926) Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
«Укладка пшеницы» (1938) Художественный музей Сент-Луиса, Сент-Луис.
Эмилиано ди Кавальканти (1897–1976)
Бразильский художник-фигуративист.
«Пять девушек из Гуаратингета» (1930) Художественный музей Сан-Паулу.
Марк Шагал (1887–1985)
Еврейско-русский народный художник, иллюстратор, художник по витражам.
«Скрипач» (1911) Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия.
«Вид из окна, Витебск» (1914) Третьяковская галерея, Москва.
Алекс Колвилл (1920–2013)
Канадский художник; представитель магического реализма.
«Заплыв» (1959) Национальная галерея Канады, Оттава.
Джон Стюарт Карри (1897–1946)
Американский художник-регионалист.
«Крещение в Канзасе» (1928) Музей американского искусства Уитни.
Рассел Драйсдейл (1912–1981)
Австралийский художник глубинки.
«Залив Снейк ночью» (1959) Тасманийский музей и художественная галерея.
Наталья Гончарова (1881–1962)
Прогрессивная русская художница, также известная своим неопримитивизмом.
«Московская улица» (1909) Частная коллекция.
Ренато Гуттузо (1912–1987)
Итальянский художник-реалист.
«Воскресенье калабрийского рабочего в Риме» (1945) Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.
Роберт Генри (1865–1929)
Американский художник-урбанист-реалист; ведущая фигура Школы «мусорного ведра».
«Снег в Нью-Йорке» (1902) Национальная галерея, Вашингтон.
Эдвард Хоппер (1882–1967)
Американский жанровый художник городских сцен.
«Чоп-суэй» (1929) Музей изящных искусств, Бостон.
«Гостиничный номер» (1931) Музей Тиссена-Борнемисы, Лугано.
«Офис ночью» (1940) Художественный центр Уокера, Миннеаполис.
«Полуночники» (1942) Художественный институт Чикаго.
Джозеф Малахи Кавана (1856–1918)
Ирландский жанровый художник, член «Антверпенской школы».
«Ворота монастыря, Динан» (1883) Национальная галерея Ирландии.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938)
Основатель художественной группы «Мост» в Дрездене.
«Улица» (1908) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Берлинская уличная сцена» (1913) Музей «Мост», Берлин.
Рой Лихтенштейн (1923–1997)
Американский художник поп-арта.
«Спальня в Арле» (1992) Ферма Фитцхью, Коллекция Роберта и Джейн Мейерхофф.
Л.С. Лаури (1887–1973)
Манчестерский художник, известный своими индустриальными городскими пейзажами и «человечками-палочками».
«Выход с фабрики» (1930) Музей и художественная галерея Солфорда, Солфорд.
Август Макке (1887–1914)
Немецкий художник-экспрессионист.
«Ресторан в парке» (1912) Художественный музей, Базель.
«Зоологический сад I» (1912) Галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Анри Матисс (1869–1954)
Художник-постимпрессионист, лидер фовизма, также известный своими поздними «синими обнажёнными».
«Урок фортепиано» (1916) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Женщина с зелёным зонтиком на балконе» (1919) Частная коллекция.
Уильям Орпен (1878–1931)
Ирландский гений портрета и жанровый художник.
«Кафе ‘Руаяль’ в Лондоне» (1912) Музей Орсе, Париж.
Кандиду Портинари (1903–1962)
Левый художник-кубист; последователь Фернана Леже.
«Кофе» (1935) Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро.
Норман Роквелл (1894–1978)
Художник-плакатист, известный жанровыми картинами ностальгических американских сцен.
«Свобода от нужды» (1943) Траст художественной коллекции Нормана Роквелла.
«День благодарения. Мать и сын чистят картофель» (1945) Частная коллекция.
Уильям Патрик Робертс (1895–1980)
Художник-кубист.
«Взморье» (1966) Коллекция Совета по делам искусств, Галерея Хейворд, Лондон.
Уолтер Сикерт (1860–1942)
Английский жанровый художник-постимпрессионист.
«Морнингтон-Кресент» (1908) Частная коллекция.
«Скука» (1914) Галерея Тейт Британия, Лондон.
Джон Слоан (1871–1951)
Член Школы «мусорного ведра», Нью-Йорк.
«Бар Максорли» (1912) Институт искусств Детройта.
Феликс Валлоттон (1865–1925)
Французский художник, член группы «Наби».
«Интерьер» (1903–1904) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джек Б. Йейтс (1871–1957)
Один из величайших ирландских жанровых художников.
«У берегов Донегала» (1922) Муниципальная художественная галерея Кроуфорда, Корк.
«Заплыв по Лиффи» (1923) Национальная галерея Ирландии.
«Свист пиджака» (1946) Частная коллекция.
Андерс Цорн (1860–1920)
Шведский портретист и жанровый художник.
«Девушки из Даларны купаются» (1908) Национальный музей, Стокгольм.
- Лучшие жанровые художники: 1600-настоящее время
- Жанровая живопись
- Геррит ван Хонтхорст: Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- Тигуан
- «Молитвы за украденных» Дженнифер Клемент, краткое содержание
- «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона, краткое содержание
- 9 июля в Москве стартует международная экспедиция-автопробег «Зов предков»
- Выставка одной картины « Григорий Мясоедов (1834-1911) «Старик-итальянец» 1860-е гг.»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?