Мужская обнаженная натура в истории искусства читать ~9 мин.
Первой крупной культурой, отметившей важность мужской обнажённой статуи, была Древняя Греция. Её религиозные праздники часто включали атлетические соревнования, в которых молодые обнажённые мужчины демонстрировали своё физическое мастерство и боролись за значительные почести.
Мужская обнажённая натура в греческом искусстве
Греческое искусство отражало греческую жизнь. Поэтому с ранней архаики (600–500 гг. до н.э.) стоящий обнажённый юноша (kouros) стал постоянным образом в скульптурной иконографии классической античности.
Некоторые из самых известных статуй обнажённых мужчин были изваяны неизвестными художниками. К ним относятся: «Фарнезский Геракл» (римская копия IV в. до н.э.), гармоничный «Бог с мыса Артемисион» (ок. 460 г. до н.э.), «Аполлон Бельведерский» (римская копия IV в. до н.э.), «Умирающий галл» (римская копия ок. 230–220 гг. до н.э.) и «Фавн Барберини» (ок. 220 г. до н.э.). Среди знаменитых греческих скульпторов, создававших мужские обнажённые статуи, выделяются Поликлет (V в. до н.э.), Фидий (ок. 488–431 гг. до н.э.), Мирон (активен в 480–444 гг. до н.э.) и Пракситель (активен в 375–335 гг. до н.э.). Позднее, в I в. до н.э. — I в. н.э., Хагесандр, Афинодор и Полидор создали знаменитую группу «Лаокоон и его сыновья».
Греческая скульптура породила огромное количество мужских обнажённых статуй (kouroi). Они изображали либо обычных людей — как вотивные подношения богам в святилищах, — либо самих богов.
Важно понимать, что, создавая обнажённых мужчин и женщин, греческие скульпторы обычно прославляли идеал — совершенное состояние здоровья, молодости и геометрических пропорций, — а не реальную физическую форму человека. Таким образом, греческая мужская обнажённая натура была создана, чтобы апеллировать к разуму, а не к чувствам.
В то время как греки восхищались и прославляли мужскую наготу в скульптуре и живописи, другие народы древнего мира считали наготу знаком позора и военного поражения.
Мужская нагота в римском искусстве
Художники Древнего Рима во многом следовали греческим образцам, считая их более совершенными в изобразительных искусствах, особенно в скульптуре. При этом они придерживались римской доктрины, согласно которой искусство должно было служить интересам Рима и способствовать его могуществу. Обнажённые императоры вряд ли произвели бы впечатление на варварские племена, а вот высокие, импозантные воины — могли. Поэтому в римском искусстве, за некоторыми исключениями, идеализированная нагота была заменена политическими и военными образами, исполненными реализма и серьёзности.
Мужская нагота в византийском искусстве
С распространением христианства традиция изображения обнажённого тела, в том числе куросов и кор, в значительной степени прервалась. Полуобнажённый Христос на кресте был допустим, но в целом Иисус, Бог, апостолы и другие христианские персонажи изображались в одежде. Это соответствовало евангельскому писанию и истории об Адаме и Еве, чья нагота ассоциировалась со стыдом и наказанием. Также это отвечало общему представлению о наготе как угрозе духовному благополучию.
Почти всё византийское искусство было религиозным, что делало наготу ещё менее приемлемой. Изредка нерелигиозные классические сюжеты, например, на византийских шкатулках из слоновой кости, могли включать изображения мужской наготы, но это было исключением. Подробнее см: Христианское искусство византийской эпохи (ок. 400–1200 гг.).
Византийская религиозная традиция запрещала любые трёхмерные изображения людей. Поэтому в византийском искусстве не было скульптуры и, как следствие, гораздо меньше обращений к мужской или женской обнажённой натуре. Кроме того, византийские власти рассматривали свою культуру как оплот христианства в окружении языческой тьмы. Поскольку нагота ассоциировалась у них с язычниками-греками, они воспринимали её как нечто примитивное.
Мужская нагота в средневековом европейском искусстве
В романском и готическом искусстве преобладала скульптура, особенно церковная каменная, в частности статуи на колоннах, где нагота отсутствовала. До эпохи Возрождения христианская церковь была практически единственным крупным меценатом, финансируя почти всю монументальную архитектуру, скульптуру, живопись и иллюминированные манускрипты в Европе. Церковь не нуждалась в изображениях обнажённых богов и не поощряла наготу в изобразительном искусстве, подчёркивая ценности безбрачия и целомудрия. Такая позиция исключала изучение обнажённой фигуры и рисование с натуры. Рим, как и Константинополь, считал, что нагота подрывает духовное благополучие человека.
Мужская нагота в искусстве Ренессанса
Возвращение к классическим ценностям и греко-римской культуре в эпоху итальянского Возрождения восстановило обнажённую фигуру как идеальный стандарт изобразительного искусства. Мужская нагота, в частности, была использована в нескольких знаковых скульптурах этого периода. Среди них — бронзовый «Давид» (ок. 1440-х) Донателло, а также мраморные работы Микеланджело: «Вакх» (1496–1497), «Умирающий раб» (1513–1516) и «Давид» (1501–1504). Позже художник-маньерист Джамболонья создал своё знаменитое «Похищение сабинянок» (1581–1583). Другие примеры: «Геракл и Какус» (1525–1534) Баччо Бандинелли и «Персей» (1545–1554) Бенвенуто Челлини.
В живописи нагота также стала обычным явлением. Томмазо ди Мазаччо изобразил Адама и Еву обнажёнными в своей фреске «Изгнание из райского сада» (1426) для капеллы Бранкаччи. Антонио Поллайоло сделал то же самое в гравюре «Битва десяти обнажённых мужчин» (1470-е). Живопись Высокого Возрождения (ок. 1490–1530 гг.) стала свидетелем расцвета мужской фигуры. Микеланджело в фресках Сикстинской капеллы создал множество образов обнажённых мужчин, включая знаменитое «Сотворение Адама». Лука Синьорелли изобразил множество нагих мужских тел на фреске «Страшный суд» (1504) для собора в Орвието. Леонардо да Винчи использовал обнажённую натуру в своём «Витрувианском человеке» (ок. 1492). Некоторые художники Северного Возрождения также обращались к мужской наготе, в частности Ян ван Эйк в изображении Адама на Гентском алтаре (1432) и Иероним Босх в таких работах, как «Сад земных наслаждений» (ок. 1510).
Однако в искусстве Ренессанса обнажённые натуры не были идеализированными фигурами классической античности. Они были реальными, индивидуальными, созданными из плоти и крови. Например, «Давид» работы Микеланджело (1475–1564) далёк от математического совершенства и заметно отличается от более изящной версии «Давида» работы Донателло (1386–1466).
Христианская церковь, несмотря на признание гения Микеланджело, по-прежнему неоднозначно относилась к мужской и женской обнажённой натуре. Тридентский собор (1545–1563 гг.) предпринял попытку остановить распространение «развратных» и «языческих» элементов, которые, по мнению церкви, проникли в религиозное искусство XV – XVI веков под влиянием классических канонов.
Мужская обнажённая натура в искусстве барокко
К 1600 году маньеризм, заключительная фаза Ренессанса, завершился, но его влияние сохранялось ещё как минимум три столетия. Этому способствовали академии изящных искусств, возникшие по всей Европе. В их «академическом искусстве» большое внимание уделялось рисованию с обнажённой натуры, что поддерживало фигуративные традиции Микеланджело и других мастеров.
В искусстве барокко обнажённая натура в основном ограничивалась аллегорическими или мифологическими произведениями. Например, Рубенс использовал мужскую наготу в мифологической картине «Пьяный Геркулес» (1614), Караваджо — в картине «Амур-победитель» (1603), а Гверчино (1591–1666) в своей работе о захвате Самсона изобразил героя одиноким и обнажённым.
В скульптуре Бернини установил стандарт мужской наготы такими работами, как «Плутон и Прозерпина» (1621–1622) и «Давид» (1623–1624). Позже Пьер Пюже создал «Милона Кротонского» (1671–1682), Франсуа Жирардон — «Похищение Прозерпины» (1693–1710), а Бальтазар Пермозер — «Аполлона» (1715). Жан-Батист Пигаль вызвал скандал своей обнажённой статуей стареющего «Вольтера» (1776).
Мужская нагота в искусстве рококо и неоклассицизма
Мужская нагота была обычной чертой искусства XVIII века, хотя, возможно, менее очевидной, чем женская, — по крайней мере, в период рококо. Она использовалась в основном в исторических картинах, декоративных схемах и особенно в скульптуре.
В неоклассическом искусстве скульпторы, такие как Антонио Канова («Аполлон, коронующий себя», 1781; «Персей с головой Медузы», 1797–1801; «Геркулес и Лихас», 1795–1815), создавали свои работы по образцу классических форм. Его «Персей» имитирует пропорции и позу знаменитого «Аполлона Бельведерского». Этому же следовал и Джон Флаксман («Ярость Атамаса»). Художник Жак-Луи Давид придерживался традиционной позы в своей картине «Обнажённый мужчина, известный как Патрокл» (1779), как и Жан-Огюст Доминик Энгр в своей картине «Эдип и сфинкс» (1808). Немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс также создал ряд выдающихся мужских обнажённых натур, включая рисунок «Сидящая обнажённая в образе циклопа» (1770).
Мужская обнажённая натура в искусстве XIX века
XIX век предоставил последнюю возможность для классической традиции мужской обнажённой натуры. Пьер-Шарль Симар в полной мере воспользовался этим, создав мраморный шедевр «Орест, преследуемый фуриями» (1839–1840). Жан-Батист Карпо использовал наготу в своей бронзовой группе «Уголино» (1862). Роден создал такие шедевры, как «Век бронзы» (1876), «Мыслитель» (1881) и «Поцелуй» (1889), ни один из которых не соответствовал классической теории пропорций.
Более интимный стиль мужской обнажённой натуры создал бельгийский скульптор Жорж Минне в таких работах, как «Отрок I» (1891) и «Коленопреклонённый юноша у фонтана» (1898). Французский художник Мариус-Жан-Антонин Мерсье создал примечательного «Давида» (1872–1873), в котором прослеживаются отголоски Донателло. Примером мужской наготы в живописи XIX века стали такие энергичные образы, как «Обнажённый мужчина» (1810–1811) Теодора Жерико.
Мужская обнажённая натура в искусстве XX века
Несмотря на появление кубизма, экспрессионизма и других современных школ и последующий упадок классической традиции, мужская обнажённая натура остаётся мощным символом в изобразительном искусстве XX века. В скульптуре примерами служат «Неистовая Бенга» (1935) Ричмона Барта, «Буря» (1947–1948) Жермены Ришье и гиперреалистическая «Пара» (1971) Джона Де Андреа. В живописи образцом мужской наготы являются многочисленные работы мастера фигуративного искусства Люсьена Фрейда, такие как «Голый мужчина с крысой» (1977).
Хотя фотография в последнее время стала восприниматься как изобразительное искусство, отсутствие барьеров между фотографическим отпечатком и зрителем относит этот вид искусства к иной категории, чем живопись и скульптура, поэтому здесь он не рассматривается. Тем не менее, стоит упомянуть таких художников, как Роберт Мэпплторп.
Топ-10 величайших обнажённых мужчин в истории искусства
Список составлен нашим редактором Нилом Коллинзом, который также составлял наши списки Величайших картин: 300 лучших и Величайшие скульптуры: 100 лучших.
10. Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898)
Бронзовая скульптура, Музей Орсе, Париж.
Автор Джордж Минне (1866–1941).
Умирающий галл (ок. 230–220 гг. до н.э.)
Мраморная копия с бронзового оригинала, Капитолийские музеи, Рим.
Работа неизвестного скульптора.
Орест, преследуемый фуриями (1839–1840)
Мраморная скульптура, Музей изящных искусств, Руан.
Автор Пьер-Шарль Симар (1806–1857).
Ясон с золотым руном (1803–1828)
Мрамор, Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Автор Бертель Торвальдсен (1770–1844).
Персей с головой Медузы (1545–1554)
Бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
Автор Бенвенуто Челлини (1500–1571).
Аполлон Сауроктонос (IV в. до н.э.)
Мрамор, Музей Пио-Клементино, Ватикан.
Копия с оригинала Праксителя (активен в середине IV века до н.э.).
Похищение сабинянок (1581–1583)
Мрамор, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
Автор Джамболонья (1529–1608).
Аполлон, коронующий себя (1781)
Мрамор, Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Автор Антонио Канова (1757–1822).
Давид работы Микеланджело (1501–1504)
Мрамор, Галерея Академии, Флоренция.
Автор Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
Давид работы Донателло (ок. 1440-х)
Бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Автор Донателло (1386–1466).
Список 50 лучших портретов см: Величайшие портретные картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?