Мужская обнаженная натура в истории искусства читать ~10 мин.
Первой крупной культурой, отметившей важность мужской обнажённой статуи, была Древняя Греция, чьи религиозные праздники часто включали атлетические соревнования, в которых молодые обнажённые мужчины демонстрировали своё физическое мастерство и боролись за значительные почести.
Мужская обнажённая натура в греческом искусстве
Греческое искусство отражало греческую жизнь, и поэтому с ранней архаики (600-500 гг. до н.э.) стоящий обнажённый юноша (kouros) стал постоянным образом в скульптурной иконографии классической античности.
Некоторые из самых известных статуй обнажённых мужчин были изваяны неизвестными художниками. К ним относятся: Фарнезский Геракл (V в. до н.э.), сказочно уравновешенный Зевс Артемийский (ок. 470 г.), Бельведерский Аполлон (330 г.), Умирающий галл (240 г.) и полурельеф Фавн Барберини (220 г.). К числу наиболее известных греческих скульпторов, создававших стоящие мужские обнажённые статуи, относятся: Поликлет (V век), Фидий (ок. 488-431 гг. до н.э.), Мирон (активен 480-444 гг. до н.э.), Пракситель (активен 375-335 гг. до н.э.), а также Хагесандр, Афинодор и Полидор (I-II века до н.э., создатели Лаокоона и его сыновей).
Греческая скульптура создала огромное количество мужских обнажённых статуй (kouroi), изображающих либо обычных людей – созданных в качестве вотивных подношений богам в религиозных святилищах, – либо самих богов.
Важно понимать, что, создавая обнажённых мужчин и женщин, греческие скульпторы обычно прославляли идеал – идеальное состояние здоровья, молодости и геометрических пропорций, – а не физическую форму обнажённого человека. Таким образом, греческая мужская обнажённая натура была создана для того, чтобы апеллировать к разуму, а не к чувствам.
В то время как греки восхищались и прославляли мужскую наготу как в скульптуре, так и в живописи, другие части древнего мира придерживались совершенно иного мнения и считали наготу знаком позора и военного поражения.
Мужская нагота в римском искусстве
Хотя художники Древнего Рима были рабскими подражателями греков, которых они считали гораздо более совершенными во всех изобразительных искусствах, особенно в скульптуре, они также следовали римской доктрине, согласно которой искусство должно служить интересам Рима и способствовать его могуществу. Обнажённые императоры вряд ли произвели бы впечатление на варварских племён, а вот высокие, импозантные солдаты могли бы. Поэтому в римском искусстве, за некоторыми исключениями, идеализированная нагота была заменена политическими и военными образами, источающими реализм и серьёзность.
Мужская нагота в византийском искусстве
К сожалению, для поклонников куроса и коре, и обнажённого искусства в целом, христианство в значительной степени положило этому конец. Полуобнажённый Христос на кресте был в порядке вещей, но в целом Иисус, Бог, апостолы и другие мужские христианские образы изображались в одежде. Это соответствовало евангельскому писанию и истории об Адаме и Еве в Эдемском саду, чья нагота ассоциировалась со стыдом и наказанием. Это также соответствовало общему представлению о том, что нагота рассматривалась как угроза духовному благополучию человека.
Тот факт, что почти все византийское искусство было религиозным, означал, что нагота была ещё менее приемлемой. Изредка нерелигиозные классические сюжеты, например, изображённые на ряде византийских шкатулок из слоновой кости, могли включать изображения мужской наготы – иногда довольно подробные, – но это было исключением. Подробнее см: Христианское искусство византийской эпохи (ок. 400-1200 гг.).
Заметим также, что византийская религиозная традиция запрещала любые трёхмерные изображения людей. Поэтому в византийском искусстве не было скульптуры и, как следствие, гораздо меньше обращений к мужской (или женской) обнажённой натуре. Кроме того, византийские власти рассматривали свою культуру как маяк христианского добра в окружении языческой тьмы. А поскольку нагота ассоциировалась у них с язычниками-греками, они воспринимали её как нечто примитивное и отсталое.
Мужская нагота в средневековом европейском искусстве
В романском и готическом искусстве преобладала скульптура, особенно церковная каменная, в частности статуи на колоннах – ни в одной из них нет наготы. До эпохи Возрождения христианская церковь была практически единственным крупным меценатом, финансируя почти всю монументальную архитектуру, скульптуру, живопись и иллюминированные манускрипты в Европе. Она не нуждалась в изображениях обнажённых богов и поэтому не поощряла использование наготы в изобразительном искусстве, не в последнюю очередь из-за своего акцента на ценности безбрачия и целомудрия. Такая позиция фактически исключала любое изучение обнажённой фигуры, а также рисование с натуры. Рим, как и Константинополь, считал, что нагота подрывает духовное и физическое благополучие человека.
Мужская нагота в искусстве Ренессанса
Возвращение к классическим ценностям и греко-римской культуре в эпоху итальянского Возрождения восстановило обнажённую фигуру (мужскую и женскую) в качестве идеального стандарта изобразительного искусства. Мужская обнажённая натура, в частности, была использована в нескольких знаковых произведениях скульптуры этого периода, включая бронзовую статую Давида (ок. 1435-53) Донателло и мраморные скульптуры Вакха (1497), Умирающего раба (1513-16) и Давида Микеланджело. Позже художник-маньерист Джамболонья создал своё потрясающее «Похищение сабинянок» (1581-3). Другие примеры обнажённых мужских статуй эпохи Возрождения включают: Геракл и Какус (1525-34) работы Баччо Бандинелли; и Персей (1545-54) работы Бенвенуто Челлини.
В живописи нагота стала столь же обычным явлением. Томмазо ди Мазаччо оставил всех обнажёнными в своей известной фреске «Изгнание из райского сада» (1426) для капеллы Бранкаччи, а Антонио Поллайоло сделал то же самое в своей знаменитой гравюре «Битва десяти обнажённых мужчин» (1470-5). Живопись Высокого Возрождения (ок. 1490-1530 гг.) стала свидетелем зенита мужской фигуры – Микеланджело написал фрески Сикстинской капеллы – массу религиозных изображений с обнажёнными мужчинами всех размеров и форм, включая его знаменитое «Сотворение Адама», который получает «искру жизни» от Бога; Лука Синьорелли изобразил множество обнажённых мужчин на своей фреске 1504 года Страшный суд для купола собора Орвието в Умбрии; а Леонардо да Винчи использовал обнажённых мужчин в своём знаменитом Витрувианском человеке (ок. 1492). Некоторые художники Северного Возрождения также использовали мужскую наготу, в частности Ян ван Эйк в своём чудесном изображении Адама в Гентском алтаре (1432), и Иероним Босх в таких фантастических работах, как Сад земных наслаждений (1510).
Однако в искусстве Ренессанса обнажённые натуры не были идеализированными и геометрически пропорциональными фигурами классической античности. Они были реальными, индивидуальными, созданными из плоти и крови. Например, Давид работы Микеланджело (1475-1564) далёк от математического совершенства и, по сути, вряд ли мог бы больше отличаться от слегка женоподобной версии Давида работы Донателло (1386-1466).
Так что же случилось с христианской моралью? Что ж, если она уступила гению Микеланджело, то можно сказать, что христианская церковь по-прежнему неоднозначно, даже антипатично, относилась к мужской и женской обнажённой натуре. Действительно, Трентский собор (1545-63 гг.) попытался остановить «развратные» и «языческие» элементы, которые, по их мнению, стали так широко распространены в религиозном искусстве XV и XVI веков под влиянием классических канонов.
Мужская обнажённая натура в искусстве барокко
К 1600 году маньеризм, заключительная фаза Ренессанса, закончился, но его влияние сохранялось ещё как минимум три столетия. Это произошло благодаря академиям изящных искусств, которые возникли по всей Европе в XVI и XVII веках для развития живописи и скульптуры. В их «академическом искусстве» большое внимание уделялось рисованию с обнажённой натуры, и таким образом поддерживались фигуративные традиции Микеланджело и других.
В искусстве барокко обнажённая натура в основном, хотя и не полностью, ограничивалась аллегорическими или мифологическими произведениями. Например, Рубенс использовал мужскую наготу в своей мифологической картине «Пьяный Геркулес» (1614), Караваджо использовал её в своей картине «Амор Винцит Омниа» (1603), а Гверчино (1591-1666) («косоглазый») в своей картине, изображающей захват Самсона, написал Самсона одиноким обнажённым, не способным сопротивляться.
В скульптуре Бернини установил стандарт мужской наготы такими работами, как Плутон и Прозерпина (1621-2) и Давид (1623-4), а затем Пьер Пюже (Милон из Кротона, 1671-82), Франсуа Жирардон (Плутон, похищающий Прозерпину, 1693-1710), и Бальтасар Пермозер (Аполлон, 1715). Жан-Батист Пигаль вызвал скандал своей великолепной обнажённой статуей стареющего Вольтера (1776).
Мужская нагота в искусстве рококо и неоклассицизма
Мужская нагота была обычной чертой искусства XVIII века, хотя, возможно, менее очевидной, чем женская, – по крайней мере, в период рококо. Она использовалась в основном в исторических картинах (то есть в произведениях, содержащих «историю» или повествование, таких как мифологические картины), в декоративных схемах и особенно в скульптуре.
В неоклассическом искусстве такие скульпторы, как Антонио Канова (Аполлон, коронующий себя, 1781; Персей с головой Медузы, 1797-1801; Дамоксенос, 1796; Геркулес и Лихас, 1795-1815) создавал свои скульптуры по образцу классических форм – его Персей имитирует пропорции и позу знаменитого Аполлона Бельведерского – как и Джон Флаксман (Ярость Атамаса). Французский художник Жак-Луи Давид также придерживался традиционной позы в своей картине «Обнажённый мужчина, известный как Патрокл» (1779), как и Жан-Огюст Доминик Энгр в своей картине «Эдип и сфинкс» (1808). Великий немецкий живописец и рисовальщик фигур Антон Рафаэль Менгс также создал ряд выдающихся мужских обнажённых натур, включая его рисунок мелком и углём «Сидящая обнажённая в образе циклопа» (1770).
Мужская обнажённая натура в искусстве XIX века
XIX век предоставил последнюю возможность для классической традиции мужской обнажённой натуры. Пьер-Шарль Симар в полной мере воспользовался этой возможностью, создав мраморный шедевр «Орест, укрытый в алтаре Палласа» (1839-40). Жан-Батист Карпо использовал наготу в своём мрачном бронзовом Уголино (1862), а Роден создал такие шедевры, как Век бронзы (1876), Мыслитель (1881) и Поцелуй (1889), ни один из которых не соответствовал классической теории пропорций.
Более интимный стиль мужской обнажённой натуры создал бельгийский скульптор Жорж Минне в таких работах, как Отрок I (1891) и Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898), а французский художник Мариус-Жан-Антонин Мерсье создал замечательного Давида (1872-3), в котором прослеживаются отголоски Донателло. Примером мужской наготы в живописи XIX века стали такие энергичные образы, как Обнажённый мужчина (1810-11) Теодора Жерико.
Мужская обнажённая натура в искусстве XX века
Несмотря на появление кубизма, экспрессионизма и других современных школ и последующий упадок классической традиции, мужская обнажённая натура остаётся мощным символом в изобразительном искусстве XX века. В скульптуре примером мужской наготы являются Неистовая Бенга (1935) Ричмона Барта; Буря (1947-8) Жермены Ришье; и гиперреалистическая Пара (1971) Джона Де Андреа. В живописи образцом мужской наготы служат многочисленные работы великого гения фигуративного искусства Люциана Фрейда, такие как «Голый мужчина с крысой» (1977).
Хотя фотография в последнее время стала восприниматься как изобразительное искусство, отсутствие барьеров между фотографическим отпечатком и зрителем относит этот вид искусства к категории, значительно отличающейся от живописи и скульптуры, поэтому он здесь не рассматривается. Но см. также таких художников-камертологов, как Роберт Мэпплторп и других.
Топ-10 величайших обнажённых мужчин в истории искусства
Список составлен нашим редактором Нилом Коллинзом LLB MA, который также составлял наши списки Величайших картин: 300 лучших, и Величайшие скульптуры: 100 лучших.
10. Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898)
Бронзовая скульптура, Музей д’Орсэ, Париж.
Автор Джордж Минне (1866-1941).
9. Умирающий галл (ок. 240 г.)
Мраморная копия с бронзового оригинала, Капитолийский музей, Рим.
Работа неизвестного скульптора.
8. Орест, укрытый в алтаре Палласа (1839-40)
Мраморная скульптура, Музей изящных искусств, Руан.
Автор Пьер-Шарль Симарт (1806-1857).
7. Ясон с золотым руном (1803-28)
Мрамор, Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Автор Бертель Торвальдсен (1770-1844).
6. Персей с головой Медузы (1545-54)
Бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
Автор Бенвенуто Челлини (1500-1571).
5. Аполлон Зауроктонос (IV в.)
Мрамор, Музей Пио Клементино, Ватикан.
Копия с оригинала Праксителя (активен в середине IV века до н.э.).
4. Похищение сабинянок (1581-3)
Мрамор, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
Автор Джамболонья (1529-1608).
3. Аполлон, коронующий себя (1781)
Мрамор, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Автор Антонио Канова (1757-1822).
2. Давид работы Микеланджело (1501-4)
Мрамор, Галерея Академии, Флоренция.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564).
1. Давид работы Донателло (ок. 1440)
Бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Работа Донателло (1386-1466).
Список 50 лучших портретов см: Величайшие портретные картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?