Художники-портретисты ХХ века читать ~6 мин.
Искусство 20-го века отвернулось от классического или формального портретного искусства и вместо этого сосредоточилось на новых способах представления реальности. Портреты стали просто ещё одним жанром, который художники использовали для продвижения определённого стиля искусства.
Самые известные портретисты довоенной Европы принадлежали в основном либо к Парижской школе (Ecole de Paris), либо к движению немецкого экспрессионизма. Основные стили французской живописи включали ярко окрашенный фовизм, более интеллектуальный аналитический кубизм и общие формы экспрессионизма. На немецких художников также сильно повлияли события в Париже, хотя они разработали отдельный стиль портретных гравюр, в том числе гравюры на дереве – см., например, «Пророк» Эмиля Нольде (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Подробнее о портретах ХХ века см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Парижская школа
Среди самых известных парижских художников – все они создавали шедевры портретной живописи – были: фовисты Анри Матисс (1869-1954) – Женщина в шляпе, Портрет мадам Матисс: Зелёная линия; Кес ван Донген (1877-1968) – Женщина в чёрной шляпе, Le Coquelicot; экспрессионисты Модильяни (1884-1920) – Портрет Хуана Гриса, Портрет Жака Липшица и его жены, Портрет Жанны Эбютерн, Девушки с косами; Жорж Руо (1871-1958) – Старый король; Хаим Сутин (1893-1943) – Портрет Мадлен Кастен; и кубисты Пабло Пикассо (1881-1973) – Мальчик с трубкой (1905), Портрет Гертруды Стайн (1906), Портрет Амбруаза Воллара (1910), Женщина в белом (1923); и Хуан Грис (1887-1927) – Портрет Пабло Пикассо.
Немецкая школа
В Германии величайшими портретистами в Дрездене и Берлине были члены группы Die Brucke (1905-13), такие как Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) – Франци перед резным стулом; и Эмиль Нольде (1867-1956); члены мюнхенской группы Der Blaue Reiter (1911-14), в том числе: Алексей фон Явленский (1864-1941) – Голова женщины; и Габриэле Мюнтер (1877-1962) – Медитация; члены группы Die Neue Sachlichkeit 1920-х годов, такие как Отто Дикс (1891-1969) – Портрет журналистки Сильвии фон Харден; австрийские экспрессионисты Эгон Шиле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980).
Абстрактная портретная живопись после Первой мировой войны (1925-1960)
Социальные и моральные потрясения, вызванные катастрофой Первой мировой войны, оказали большое влияние на изобразительное искусство. В частности, это подорвало традицию рисования и нанесения фигур, и абстрактное искусство стало доминировать во всех жанрах, включая портретную живопись. См., например, «Плачущая женщина» (1937) Пикассо. Эта тенденция усилилась после Второй мировой войны, когда абстрактный экспрессионизм утвердился в Нью-Йорке – новой столице мирового искусства. Но посмотрите серию «Женщина» де Кунинга, которая открылась «Сидящей женщиной» (1944). Только после движения поп-арт традиционное изобразительное искусство начало снова проявляться как массовое явление.
Портреты в стиле поп-арт
Ведущим представителем поп-портретной живописи был Энди Уорхол (1928-87). Уорхол с огромным успехом и в полной мере использовал новые методы коммерческого искусства, такие как трафаретная печать. Например, согласно отчёту лондонского журнала Economist, принт Уорхола «Восемь Элвисов» 1963 года был продан в частном порядке его владельцем Аннибале Берлингьери за колоссальные 100 миллионов долларов. Среди других известных портретов Уорхола – Мэрилин (1967) и Элизабет Тейлор (1967). Другим талантливым поп-портретистом был Дэвид Хокни (род. 1937), который создал ряд выразительных современных портретов, в том числе: Портрет Ника Уайлдера (1966), Портрет мистера и миссис Кларк и Перси (1970), а также ряд автопортретов. (Примечание: краткое исследование см.: Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых).
Фотореалистичные портреты
Другой важной тенденцией, возникшей в 1960-х годах в Америке, был фотореализм (также известный как гиперреализм или суперреализм). Среди его участников был очень новаторский портретист Чак Клоуз (род. 1940), прославившийся своими огромными автопортретами.
Дополнительные примеры портретов в стиле поп и фотореализм см. В разделе «Современные портреты».
Современные художники-портретисты
В дополнение к художникам из этих известных школ, в двадцатом веке появилось несколько отдельных художников-портретистов, таких как разносторонний Грэм Сазерленд, выразительный сюрреалист Фрэнсис Бэкон, классический Люсьен Фрейд и знаменитый «импастоист» Франк Ауэрбах.
Грэм Сазерленд (1903-1980)
Ранний неоромантический пейзажист, Грэм Сазерленд занялся портретной живописью после войны. Среди его самых известных картин: «Портрет Сомерсета Моэма» (1949) и неоднозначный портрет сэра Уинстона Черчилля, который был заказан в 1954 году и позже уничтожен.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
Под сильным влиянием сюрреализма, а также апокалиптических образов Эдварда Мунка, Уильяма Блейка и Иеронимуса Босха, Фрэнсис Бэкон создал ряд кошмарных портретов, колеблющихся между пониманием и страхом. Его работы включают: Кричащий Папа (1953) – на основе Веласкеса Портрет Папы Иннокентия X – Портрет говорящего Джорджа Дайера (1966) и Портрет Джорджа Дайера в зеркале (1968). Для получения дополнительной информации об ирландском портрете см. Ирландские портретисты.
Люсьен Фрейд (р. 1922)
Внук Зигмунда Фрейда, художник Люсьен Фрейд был одним из самых активных художников Великобритании. Его основным предметом была человеческая фигура, а его грубый, натуралистический стиль рисования фигур изображает человеческое тело и лицо во всех его уникальных контурах, линиях и отдельных деталях. Он рисовал людей «не из-за того, какие они… а из-за того, какими они оказались». Среди его огромных произведений портретной живописи фигурируют: «Обнажённый мужчина с крысой» (1977), «Мать художника» (1984) и «Спящая наблюдательница пособий» (Портрет Сью Тилли) (1995).
Фрэнк Ауэрбах (р. 1931)
Ауэрбах, очень уважаемый британский полуабстрактный экспрессионист немецкого происхождения, обучался в Королевском художественном колледже, прежде чем прославиться своими портретами с большим количеством импастатов.
«Живопись века: 101 портретный шедевр» (1900-2000)
Эта выставка, проходившая в Национальной портретной галерее в Лондоне в 2000 году, знаменовала столетие портретной живописи, показывая по одному портрету каждого года ХХ века.
Среди плеяды сюжетов были: советский лидер Ленин (Исаак Бродский), автопортрет Эдварда Мунка, поэт Анна Ахматова (Кузьма Петров-Водкин), эстрадный артист Энди Уорхол (Жан-Мишель Баския), актёр Чарли Чаплин (Фернан Леже), писатель Сомерсет Моэм (Грэм Сазерленд), писательница Эдит Ситуэлл (Павел Челищев), рок-звезда Дэвид Боуи и его жена Иман (Стивен Файнер). Среди других показанных портретистов были: Сальвадор Дали, Отто Дикс, Амедео Модильяни, Оскар Кокошка, импрессионист Джон Сингер Сарджент, Пабло Пикассо, рисовальщик-экспрессионист Эгон Шиле и английский художник Уолтер Сикерт.
Далее: Следующая статья посвящена Автопортретам.
Ресурсы
Список 50 лучших портретов см. в разделе «Лучшие портретные картины».
О величайших портретистах см: Лучшие художники-портретисты.
О портретах импрессионистов см.: Портреты импрессионистов.
О экспрессионистах портретной живописи: экспрессионистские портреты и Портреты Пикассо.
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОРТРЕТА
Работы эпохи Возрождения см.: Портреты эпохи Возрождения.
О картинах в стиле барокко: Барочные портреты.
О портретной живописи неоклассицизма: Неоклассические портреты.
О работах 19 века: Портреты девятнадцатого века.
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- «У гор безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта, краткое содержание
- «Наш городок» Торнтона Уайлдера, краткое содержание
- «Маленький домик в прериях» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- «Похищенная» Эйприл Генри, краткое содержание
- Вечер кино в «АРТМУЗЕ»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?