Художники-портретисты ХХ века читать ~6 мин.
Искусство XX века отошло от классических и формальных традиций портретного искусства, сосредоточившись на новых способах отображения реальности. Портрет стал одним из жанров, который художники использовали для продвижения определённого художественного стиля.
Наиболее известные портретисты Европы периода до Первой мировой войны принадлежали в основном либо к Парижской школе (Ecole de Paris), либо к движению немецкого экспрессионизма. Ключевыми течениями во французской живописи стали ярко-колористический фовизм, интеллектуальный аналитический кубизм и различные формы экспрессионизма. Немецкие художники, также испытавшие сильное влияние парижских событий, разработали собственный стиль портретной гравюры, включая ксилографию — как, например, в работе Эмиля Нольде «Пророк» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Подробнее о портретах XX века см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Парижская школа
Среди самых известных художников Парижа, создавших шедевры портретной живописи, были представители фовизма Анри Матисс (1869–1954) с работами «Женщина в шляпе» и «Портрет мадам Матисс: Зелёная линия», а также Кес ван Донген (1877–1968), автор картин «Женщина в чёрной шляпе» и «Мак». Экспрессионизм представляли Амедео Модильяни (1884–1920) — «Портрет Хуана Гриса», «Портрет Жака Липшица и его жены», «Портрет Жанны Эбютерн»; Жорж Руо (1871–1958) — «Старый король»; и Хаим Сутин (1893–1943) — «Портрет Мадлен Кастен». Кубисты Пабло Пикассо (1881–1973) создал такие портреты, как «Мальчик с трубкой» (1905), «Портрет Гертруды Стайн» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина в белом» (1923), а Хуан Грис (1887–1927) написал «Портрет Пабло Пикассо».
Немецкая школа
В Германии ведущими портретистами были участники дрезденской группы Die Brücke (1905–1913), такие как Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938) — «Франци перед резным стулом», и Эмиль Нольде (1867–1956). К мюнхенской группе Der Blaue Reiter (1911–1914) принадлежали Алексей фон Явленский (1864–1941) — «Голова женщины», и Габриэле Мюнтер (1877–1962) — «Медитация». Представители направления Die Neue Sachlichkeit 1920-х годов, например Отто Дикс (1891–1969), создали такие работы, как «Портрет журналистки Сильвии фон Харден». Также значительный вклад внесли австрийские экспрессионисты Эгон Шиле (1890–1918) и Оскар Кокошка (1886–1980).
Абстрактный портрет после Первой мировой войны (1925–1960)
Социальные и моральные потрясения, вызванные Первой мировой войной, оказали глубокое влияние на изобразительное искусство. Они подорвали традиционные подходы к рисунку и изображению фигуры, в результате чего абстракция стала доминировать во всех жанрах, включая портрет. Ярким примером служит работа Пикассо «Плачущая женщина» (1937). Эта тенденция усилилась после Второй мировой войны с утверждением абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке — новой столице мирового искусства. Однако стоит отметить серию Виллема де Кунинга «Женщина», начавшуюся с картины «Сидящая женщина» (1944). Лишь после расцвета поп-арта традиционное изобразительное искусство вновь стало массовым явлением.
Портреты в стиле поп-арт
Ведущим представителем поп-портрета был Энди Уорхол (1928–1987). Он успешно использовал новые методы коммерческого искусства, такие как шелкография. Например, согласно отчёту журнала The Economist, принт Уорхола «Восемь Элвисов» (1963) был продан его владельцем Аннибале Берлингьери за 100 миллионов долларов. Среди других известных портретов Уорхола — «Мэрилин» (1967) и «Элизабет Тейлор» (1967). Другим талантливым поп-портретистом был Дэвид Хокни (род. 1937), создавший ряд выразительных современных портретов, включая «Портрет Ника Уайлдера» (1966), «Портрет мистера и миссис Кларк и Перси» (1970) и множество автопортретов. О творчестве Уорхола подробнее рассказано в статье «Поп-арт Энди Уорхола 1960-х и 1970-х».
Фотореалистичные портреты
Другой важной тенденцией, возникшей в 1960-е годы в Америке, стал фотореализм (также известный как гиперреализм или суперреализм). Одним из его ключевых представителей был новаторский портретист Чак Клоуз (1940–2021), прославившийся своими монументальными автопортретами.
Дополнительные примеры портретов в стиле поп-арт и фотореализм можно найти в статье «Современные портреты».
Ведущие художники-портретисты второй половины XX века
Кроме художников из упомянутых школ, в XX веке работало несколько выдающихся мастеров портрета, таких как Грэм Сазерленд, экспрессивный сюрреалист Фрэнсис Бэкон, классик Люсьен Фрейд и Франк Ауэрбах, известный своей пастозной манерой письма.
Грэм Сазерленд (1903–1980)
Неоромантический пейзажист, Грэм Сазерленд после войны обратился к портретной живописи. Среди его самых известных картин — «Портрет Сомерсета Моэма» (1949) и вызвавший споры портрет сэра Уинстона Черчилля, заказанный в 1954 году и впоследствии уничтоженный.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
Испытав сильное влияние сюрреализма и апокалиптических образов Эдварда Мунка, Уильяма Блейка и Иеронима Босха, Фрэнсис Бэкон создал серию кошмарных портретов. Его работы включают серию «Кричащий Папа» (1953), основанную на «Портрете Папы Иннокентия X» Веласкеса, «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) и «Портрет Джорджа Дайера в зеркале» (1968). Дополнительную информацию можно найти в статье «Ирландские портретисты».
Люсьен Фрейд (1922–2011)
Внук Зигмунда Фрейда, художник Люсьен Фрейд, был одним из самых значимых художников Великобритании. Его основным сюжетом была человеческая фигура. Натуралистичный стиль его фигуративной живописи изображает человеческое тело и лицо во всех их уникальных контурах и деталях. Он говорил, что рисовал людей “не потому, кем они являются… а потому, какими они получились”. Среди его работ — «Обнажённый мужчина с крысой» (1977), «Мать художника» (1984) и «Спящая наблюдательница пособий» (1995).
Фрэнк Ауэрбах (род. 1931)
Британский экспрессионист немецкого происхождения, Ауэрбах получил образование в Королевском колледже искусств. Он прославился своими портретами, выполненными в густой, пастозной технике импасто, когда краска наносится на холст очень толстым слоем.
Выставка «Живопись века: 101 портретный шедевр» (1900–2000)
Эта выставка, состоявшаяся в Национальной портретной галерее в Лондоне в 2000 году, ознаменовала столетие портретной живописи, представив по одному портрету за каждый год XX века.
Среди представленных работ были портреты советского лидера Ленина (Исаак Бродский), автопортрет Эдварда Мунка, поэтессы Анны Ахматовой (Кузьма Петров-Водкин), эстрадного артиста Энди Уорхола (Жан-Мишель Баския), актёра Чарли Чаплина (Фернан Леже), писателя Сомерсета Моэма (Грэм Сазерленд), писательницы Эдит Ситуэлл (Павел Челищев), а также рок-звезды Дэвида Боуи и его жены Иман (Стивен Файнер). В число экспонируемых художников вошли Сальвадор Дали, Отто Дикс, Амедео Модильяни, Оскар Кокошка, Джон Сингер Сарджент, Пабло Пикассо, Эгон Шиле и Уолтер Сикерт.
Далее: Следующая статья посвящена Автопортретам.
Ресурсы
Список 50 лучших портретов см. в разделе «Лучшие портретные картины».
О величайших портретистах см: Лучшие художники-портретисты.
О портретах импрессионистов см.: Портреты импрессионистов.
Об экспрессионистской портретной живописи: экспрессионистские портреты и Портреты Пикассо.
Известные художники-портретисты по эпохам
Работы эпохи Возрождения см.: Портреты эпохи Возрождения.
О картинах в стиле барокко: Барочные портреты.
О портретной живописи неоклассицизма: Неоклассические портреты.
О работах XIX века: Портреты девятнадцатого века.
- Портретное искусство
- Портретная живопись XIX века
- Венецианская портретная живопись
- Лучшие художники-портретисты: с 1400 г. по настоящее время
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- «У гор безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта, краткое содержание
- «Маленький дом в большом лесу» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- «Маленький домик в прериях» Лоры Ингаллс Уайлдер, краткое содержание
- «Наш городок» Торнтона Уайлдера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?