Портреты Пабло Пикассо читать ~4 мин.
Испанский гений Пабло Пикассо (Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso) является бесспорным лидером в искусстве XX века. Хотя его истинным призванием, возможно, была скульптура, именно его живопись (и особенно портретное искусство) была новаторской, драматичной и оказала огромное влияние на других художников.
Портреты «голубого» периода (1901–1904)
Ранние картины Пикассо принято относить к «голубому» периоду. Это время совпало с его попытками добиться признания в Париже, поэтому работы того периода неизменно сдержанны и проникнуты меланхолией. Главной причиной столь мрачного настроения стала личная трагедия: в феврале 1901 года его близкий друг, художник Карлос Касагемас, покончил с собой из-за неразделённой любви. Это событие глубоко потрясло Пикассо, и он позже говорил: “Именно мысли о Касагемасе заставили меня писать в синих тонах”.
Работы этого периода выполнены в минорных оттенках синего и серого, которые контрастируют с бледными, почти белыми лицами в стиле Эль Греко. Героями его картин становились друзья, а также различные обитатели парижских улиц: нищие, слепые и обездоленные. Среди шедевров «голубого» периода — такие портреты, как «Женщина со сложенными руками» (1902), «Портрет Селестины» (1903), «Старый гитарист» (1903) и «Портрет Сюзанны Блох» (1904). Кроме того, начиная с 1901 года, он создал несколько посмертных портретов своего друга Касагемаса, включая мрачную аллегорическую картину «Жизнь» (1903, Художественный музей Кливленда). Пикассо также написал многочисленные автопортреты, в том числе знаменитый «Автопортрет» (1901), где он изобразил себя измождённым и голодным художником с землистым лицом.
Примечание: Для анализа портретов Пикассо XX века см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Портреты «розового» периода (1904–1906)
В течение «розового» периода, когда его изобразительное искусство начало получать признание, Пикассо осветлил свою палитру, добавив тёплые оранжевые и розовые тона. Это позволило создавать более оптимистичные работы, такие как «Женщина в сорочке» (1905) и «Мальчик с трубкой» (1905). Героями его картин в это время часто становились артисты цирка, акробаты и арлекины, символизирующие богемный и в то же время несколько отстранённый образ жизни.
Первенство формы и структуры
«Голубой» и «розовый» периоды были своеобразным ответом Пикассо на импрессионизм и постимпрессионизм, включая творчество ярких фовистов. Его палитра была более сдержанной, но цвет всё равно оставался неотъемлемым элементом его искусства. Вскоре после этого он отошёл от традиционного репрезентативного искусства XIX века и фигурной живописи, всё больше увлекаясь проблемами формы и структуры. Его главный вопрос был в том, как изобразить реальность более современным способом. Так, в 1907 году вместе с Жоржем Браком Пикассо изобрёл кубизм и навсегда изменил историю искусства. Сам он, однако, периодически возвращался к классической манере — см.: Неоклассические фигуративные картины Пикассо (1906–1930). Его самые известные неоклассические работы включают: «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922), «Две обнажённые» (1906), «Сидящая женщина» (1920) и «Большая купальщица» (1921).
Кубистские портреты Пикассо, Жоржа Брака и Хуана Гриса
Говоря простыми словами, кубизм изображал реальность, «разрезая» её на геометрические фрагменты, а затем собирая их заново, словно головоломку, чтобы представить объект с нескольких точек зрения одновременно. Кубистская портретная живопись Пикассо ярко иллюстрируется такими работами, как «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Гитарист» (1910). Среди кубистских портретов других знаменитых художников выделяются «Женщина с гитарой» (1913) Брака и «Портрет Пикассо» (1912) Хуана Гриса. На изображение фигур у Пикассо также сильно повлияло африканское и иберийское искусство. В своей эпохальной жанровой картине, известной как «Авиньонские девицы» (1907), он изобразил поразительную группу женских фигур, чьи лица демонстрировали шокирующее разнообразие стилей: от африканских племенных масок до грубых, анархических форм, вдохновлённых древней скульптурой.
Поздние портреты Пикассо
Человеческая фигура всегда оставалась в центре внимания Пикассо, и его портретная живопись была неизменно новаторской. Он экспериментировал с ошеломляющим разнообразием стилей: взгляните, например, на его экспрессионистский «Портрет Гертруды Стайн» (1906), лаконичный «Портрет Игоря Стравинского» (1920), его «купальщицу» в стиле Фернандо Ботеро на картине «Источник» (1921), его неоклассическую работу «Женщина в белом» (1923) и аллегорическую абстрактную работу «Девушка перед зеркалом» (1932).
Особое место в его позднем творчестве занимают многочисленные портреты его муз, в первую очередь фотографа и художницы Доры Маар. Их бурные отношения совпали с периодом гражданской войны в Испании и Второй мировой войны, что нашло отражение в деформированных и полных страдания образах. Среди них — знаменитая «Плачущая женщина» (1937) и «Дора Маар с кошкой» (1941). В этот же период он создал знаковую бронзовую скульптуру «Человек с ягнёнком» (1943), ставшую символом надежды и гуманизма в тёмные времена.
ДАЛЕЕ: Современные портреты: сюрреализм, поп-арт и фотореализм.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?