Портретная живопись XIX века читать ~5 мин.
Изобразительное искусство в течение XIX века находилось под влиянием нескольких факторов. Во-первых, промышленная революция способствовала появлению класса богатых предпринимателей, некоторые из которых стали коллекционерами произведений искусства или делали пожертвования в художественные музеи и галереи. Это, в свою очередь, позволило большему числу художников заниматься живописью профессионально и привело к созданию многочисленных художественных групп и колоний, таких как школа Понт-Авен. Также появились новые направления в искусстве, самым известным из которых стал импрессионизм — стиль, отличающийся свободной манерой письма и яркими, чистыми цветами. Во-вторых, появление фотографии в 1830-х годах, хотя первоначально и полезное для художников, бросило вызов традиционному портретному искусству, популярность которого к 1900 году заметно снизилась.
Распространение в XIX веке по всему миру газет с большими тиражами и недорогих книг стимулировало спрос на иллюстрацию и другие формы графического искусства. Однако даже это не смогло остановить упадок профессии портретиста. Эпоха великих мастеров портрета, таких как Джон Сингер Сарджент, подходила к концу. К окончанию Первой мировой войны в 1918 году она окончательно завершилась. Тем не менее в XIX веке портретная живопись всё ещё оставалась одним из немногих надёжных способов заработка для профессионального художника. Подробнее об анализе портретов этого периода можно прочитать в статье «Анализ современной живописи (1800–2000)».
Портретное искусство XIX века развивалось в рамках нескольких стилей, каждый из которых отражал культурное многообразие той эпохи. Романтизм привлекал художников, стремившихся освободить искусство от устаревших канонов. Академический стиль, напротив, поддерживали те, кто выступал за сохранение культурного статус-кво — в Англии к ним относились последователи Джошуа Рейнольдса (1723–1792). На континенте романтизм со временем уступил место реализму — стилю, отразившему новую индустриальную эпоху и её влияние на общество. Позднее на смену этим течениям пришёл французский импрессионизм, который вобрал в себя черты как романтизма, так и реализма.
Хотя эстетика импрессионизма наиболее полно выразилась в пейзажной живописи, ряд художников-импрессионистов создал выдающиеся портреты. Примерно с 1885 года романтический импульс нашёл новое выражение в символизме, который просуществовал до начала Первой мировой войны. Он стал одной из форм постимпрессионизма, процветавших в последние два десятилетия века.
Романтизм
Романтическое искусство ставило во главу угла самовыражение, отдавая предпочтение драматическому, эмоциональному и героическому стилю. Характерными чертами романтической портретной живописи были также выразительная лёгкость мазка и вдохновляющее содержание.
Испанский художник Гойя начинал как неоклассицист, но затем обратился к романтизму, создав такие работы, как «Обнажённая Маха» (около 1800) и «Сатурн, пожирающий своего сына» (1821). Во Франции Теодор Жерико прославился серией портретов душевнобольных, среди которых «Портрет клептомана» (1819) и «Портрет женщины, одержимой игрой» (1822). Лидер французского романтизма Эжен Делакруа использовал смелые цвета и энергичную манеру письма, перекликавшуюся с творчеством старых мастеров, таких как венецианский колорист Тициан и великий портретист эпохи барокко Рубенс. В Англии к художникам-романтикам можно отнести членов Братства прерафаэлитов. Среди их работ выделяются портреты Данте Габриэля Россетти, например «Леди Лилит» (1868) и «Прозерпина» (1882), а также произведения Эдварда Бёрн-Джонса. Тремя другими известными английскими портретистами викторианской эпохи были символист Джордж Фредерик Уоттс, более классический Альфред Стивенс и придворный художник-романтик Эдвин Ландсир (1802–1873).
Реализм
Художники-реалисты изображали обычных людей в повседневной обстановке, часто используя сдержанную палитру приглушённых тонов. Американский экспатриант Джеймс Макнил Уистлер написал множество таких работ, в том числе знаменитую картину «Аранжировка в сером и чёрном № 1: мать художника» (1871).
Во Франции лидером школы реализма был Гюстав Курбе, один из первых художников, применивших технику густого наложения краски (импасто) с помощью мастихина. Среди его жанровых портретов выделяется «Мастерская художника: реальная аллегория» (1855). В то же время сын фермера Жан-Франсуа Милле сосредоточился на деревенской жизни, создав серию таких работ, как «Сеятель» (1850) и «Человек с мотыгой» (1862).
Оноре Домье, один из величайших мастеров карикатуры, создал многочисленные портреты французов в виде рисунков, акварелей и гравюр, запечатлев жизнь общества своего времени. Его рисунки и фигурная живопись демонстрируют виртуозное владение мимикой. К числу лучших немецких портретистов этого периода относятся салонные живописцы Франц фон Ленбах (1836–1904) и Макс Либерман (1847–1935), а также Вильгельм Лейбль (1844–1900), известный своими беспристрастными портретами и жанровыми сценами из крестьянской жизни. В России великие реалисты Илья Репин и Иван Крамской писали портреты как аристократов и деятелей культуры, так и простых крестьян. Шедевром Крамского считается «Неизвестная» (1883, Третьяковская галерея, Москва).
Академическая портретная живопись
Академическая живопись, восходящая к традициям неоклассицизма и эпохи Возрождения, на протяжении XIX века постепенно приходила в упадок. К числу её лучших представителей относятся Жан Огюст Доминик Энгр, чьими величайшими произведениями стали «Портрет месье Бертена» (1832) и «Портрет мадам Муатесье» (1856); Эдгар Дега, чьё творчество сложно отнести к одному направлению, но в основе которого лежала академическая техника рисунка, что видно в картине «Семья Беллелли» (1858–1867); Джон Сингер Сарджент, к шедеврам которого принадлежат «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Портрет мадам Икс»; и Томас Икинс.
Постимпрессионизм и символизм
Постимпрессионизм — это обобщающий термин для ряда стилей, возникших после импрессионизма в 1880-х годах, включая неоимпрессионизм, группу «Наби» и ранние формы экспрессионизма. Одним из ключевых течений стал символизм. Художники-символисты отвергали прямое, буквальное изображение в пользу иносказания и намёка. Будучи предшественником экспрессионизма, символизм представлял собой субъективный, эмоциональный стиль, противостоявший натурализму импрессионистов. К важным портретистам-символистам относятся Одилон Редон («Дама с полевыми цветами», 1895–1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Женщина в вуали», 1899, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло) и Фернан Кнопф («Я запираю свою дверь», 1891, Новая пинакотека, Мюнхен).
Следующая статья посвящена портретам импрессионистов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?