Портретная живопись XIX века читать ~5 мин.
Изобразительное искусство в течение девятнадцатого века находилось под влиянием нескольких факторов. Во-первых, промышленная революция начала создавать класс богатых бизнесменов, некоторые из которых стали коллекционерами произведений искусства или внесли свой вклад в пожертвования для художественных музеев и галерей. Это, в свою очередь, позволило большему количеству художников заняться живописью «на полную ставку» и привело к созданию многочисленных художественных групп и колоний художников (например, Понт-Авен). Это также привело к появлению модных стилей искусства, самым известным из которых был импрессионизм – стиль, отличающийся свободной манерой письма и неестественными цветами. Во-вторых, появление фотографии в 1830-х годах, хотя первоначально она была полезна для художников, ознаменовало похоронный звон по портретному искусству, которое стало гораздо менее популярным к 1900 году.
К счастью, распространение во всем мире в течение 19-го века широкотиражных газет и недорогих книг стимулировало спрос на иллюстрацию и другие формы графического искусства, хотя даже это не смогло остановить упадок профессионального портретиста. Эпоха великих портретистов – таких как Джон Сингер Сарджент - подходила к концу. К концу Первой мировой войны (1918 г.) всё было бы закончено. Тем не менее, по крайней мере, в 19 веке портретная живопись по-прежнему была одним из немногих способов заработать на жизнь для профессионального художника. Объяснение портретов 19-го века см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Портретное искусство в девятнадцатом веке охватывало несколько различных стилей, каждый из которых отражал часть культурной головоломки того периода.
Стиль романтизм привлекал художников, которые хотели освободить искусство от старомодных ценностей; Академический стиль искусства был принят теми, кто выступал за культурный статус-кво – в Англии это включало последователей Джошуа Рейнольдса (1723-1792). Между тем, на континенте романтизм быстро уступил место реализму, стилю, который отражал новую промышленную революцию и её влияние на сельские общины. Позже в этом веке романтизм и реализм (по сути) объединились, чтобы создать французский импрессионизм.
Хотя эстетика этого нового стиля живописи была лучше всего выражена в пейзажной живописи, ряд художников-импрессионистов создали некоторые выдающиеся портреты. Примерно с 1885 года романтический импульс нашёл выражение в движении «Символизм», которое просуществовало до начала войны в 1914 году. Романтизм был лишь одной из новых форм постимпрессионизма, которые процветали в последние два десятилетия века.
Романтизм
Романтическое искусство выступало за самовыражение и предпочитало драматический, эмоциональный и героический стиль. Запоминающаяся обработка лёгких, энергичных мазков кисти и вдохновляющего содержания были другими отличительными чертами романтической портретной живописи.
Испанский художник Гойя начинал как неоклассицист, но обратился к романтизму в таких портретах, как: , «Обнажённая Маха» (1800) и экстраординарный «Сатурн, пожирающий своего сына» (1821). Во Франции Теодор Жерико прославился своими картинами душевнобольных, такими как «Портрет клептомана» (1819) и «Портрет женщины, пристрастившейся к азартным играм» (1822), в то время как Эжен Делакруа, лидер французского романтизма, использовал смелые цвета и лихой стиль, который перекликался со старыми мастерами, такими как венецианский колорист Тициан и великий портретист эпохи барокко Рубенс. В Англии среди Художников-романтиков были члены Братства прерафаэлитов, упомянем, например, портреты Данте Габриэля Россетти, такие как леди Лилит (1868) и Прозерпина (1882), а также портреты Эдварда Бёрн-Джонса. Тремя другими известными английскими художниками-портретистами викторианской эпохи были художник-символист Г. Ф. Уоттс, более классический Альфред Стивенс и романтический королевский художник Эдвин Ландсир (1802-1873).
Портретная живопись в реалистическом стиле
Художники-реалисты изображали множество обычных людей в недраматических условиях, часто используя ограниченную тонкую палитру приглушённых цветов. Американский эмигрант Джеймс Макнил Уистлер написал множество таких работ, в том числе «Аранжировка в сером и чёрном: портрет матери» (1871).
Во Франции лидером школы реализма былГюстав Курбе, один из первых художников, создавших толстый импасто пигмента с помощью мастихина. Среди его жанровых портретов: «Мастерская живописца: реальная аллегория» (1855). Между тем, сын фермера Жан-Франсуа Милле сосредоточился на сельской жизни в своей серии жанровых портретов, таких как: «Сеятель» (1850) и «Человек с мотыгой» (1862).
Оноре Домье, кстати, один из величайших представителей карикатурного искусства, создал многочисленные портреты (в форме рисунков, акварелей и гравюр) французских мужчин и женщин, живущих при коррумпированном режиме. Его рисунок и фигурная живопись демонстрируют мастерство мимики. В Германии, вероятно, тремя лучшими портретистами были светские портретисты Франц фон Ленбах (1836-1904) и Макс Либерман (1847-1935), а также Вильгельм Лейбль (1844-1900), который был известен своей бесстрастной портретной живописью сельских жителей и крестьянских жанровых сцен. В России великий русский художник-реалист-портретист Илья Ефимович Репин писал князей, писателей и простых крестьян.
Академическая портретная живопись
Возвращаясь к неоклассицизму и эпохе Возрождения Академическая живопись пришла в упадок на протяжении девятнадцатого века. Пятью из её лучших представителей были
❶ Жан-Доминик Энгр – чьи величайшие произведения включали Портрет месье Бертена (1832) и Портрет мадам Муатесье (1856);
❷ Эдгар Дега, написавший Семью Беллелли (1858-67);
❸ Джон Сингер Сарджент, к шедеврам которого относятся «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Портрет мадам Икс»;
❹ Томас Икинс и
❺ великий русский гений Иван Крамской , написавший, например, «Портрет молодой женщины» (1882, Третьяковская галерея, Москва).
Постимпрессионизм — это общий термин для ряда различных стилей, которые следовали за импрессионизмом в 1880-х годах, включая неоимпрессионизм, Les Nabis и ранние формы экспрессионизма.
Художники-символисты отвергли прямое, буквальное представление в пользу внушения и умозаключения. Предшественник экспрессионизма Символизм был по существу субъективным, эмоциональным стилем, противостоящим натуралистическому импрессионизму. Важными портретистами-символистами являются: Одилон Редон (»Дама с полевыми цветами», 1895-1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Женщина с вуалью», 1899, Музей Кроллера-Мюллера, Оттёрло) и Фернан Кнопфф «Я запираю свою дверь», 1891, Новая пинакотека, Мюнхен).
Следующая статья посвящена портретам импрессионистов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?