Ювелирное дело читать ~15 мин.
Ювелирное дело – это прикладное искусство обработки драгоценных металлов. По сути, ювелир – это мастер, специализирующийся на работе с драгоценными металлами, такими как золото, серебро, электрум (золотой самородок), платина, сплавы бронзы и меди, а также драгоценные камни. (См. также Ремесла: История и виды)
Со времён самой ранней цивилизации, ювелиры отливали и вручную изготавливали золотые артефакты, личные украшения, тарелки, кубки, оружие, конные изделия, а также драгоценные предметы для церемониальных и религиозных целей.
Золотое дело оказалось особенно полезным в средневековые времена, когда ювелирам поручали украшать иллюминированные рукописи сусальным золотом, создавать золотые ковчеги для святых реликвий и изготавливать из драгоценных металлов многочисленные церковные предметы. Кроме того, большинство стран пережили свой собственный «золотой век» изделий из драгоценных металлов, примером чему служат замечательные пасхальные яйца Фаберже, изготовленные русскими мастерами-ювелирами Густавом Фаберже (1814-1893) и Петром Карлом Фаберже (1846-1920) в XIX веке. Другие виды обработки металла включают в себя работу серебряных мастеров или брайтсмитов (которые специализируются на работе с серебром), медных мастеров (медь), кузнецов (железо) и белых мастеров (так называемые белые металлы, такие как олово и жесть).
Каковы уникальные свойства золота?
Золото – чрезвычайно редкий, ценный и блестящий металл. По сравнению с другими металлами оно не ржавеет и не тускнеет, легко плавится и формуется, а также обладает высокой пластичностью: из одной унции (31 грамм) золота можно выбить тонкий лист размером около 30 м² (1 грамм золота можно превратить в лист фольги площадью 1 квадратный метр). Оно также легко поддаётся сварке под давлением. Благодаря своей ценности и ковкости золото стало одним из первых материалов, привлёкших к себе внимание.
Египетское искусство, в частности, а также Эгейское искусство были отмечены своими золотыми артефактами. Со времён античности золотые изделия использовались и как декоративное искусство, и как источник богатства. В Индии, например, золото используется повсеместно как для украшения тела, так и для выражения своего статуса. О мастерстве золотых дел мастеров ходят легенды, примером чему служит сообщество золотых дел мастеров Худабади Синди Сваранкар, чьи выдающиеся произведения искусства были представлены в Лондоне на Великой выставке 1851 года.
Какие основные техники использовали ювелиры?
Мастер-ювелир обучается многочисленным видам обработки металла, включая распиловку, резку, ковку, плавку, литье, битье, пайку, обработку напильником, гравировку, тиснение, эмалирование и полировку драгоценных металлов и драгоценных камней. Традиционно большинство ювелиров либо обучались этому ремеслу в мастерской своего отца, либо приобретали навыки в качестве подмастерья у мастера. Многие также изготавливали ювелирные изделия, а некоторые занимались гравировкой, будучи печатниками. Например, многие из лучших гравёров XV века были либо ювелирами, либо сыновьями ювелиров, как Альбрехт Дюрер и Мартин Шонгауэр.
В конце XIX века, благодаря движению «Искусство и ремесла» в Англии, модерну во всем мире и Немецкому Веркбунду в Германии, ювелирное искусство пережило значительное возрождение. Сегодня многие лучшие художественные школы предлагают курсы по ювелирному делу, серебру и работе с металлом как часть своей программы по изобразительному искусству.
В дополнение к основным приёмам ювелирного дела – плавке и ковке – золотых дел мастера изучали ряд продвинутых техник, включая чернение, тиснение, рельефную работу, эмалирование (в том числе перегородчатое, камерное, базисный хвост, плик-а-жур), гравировку и филигранное украшение.
Чернь
Впервые использованная египтянами, эта декоративная техника предполагает нанесение черни – порошка чёрного цвета, изготовленного путём сплавления меди, серебра, свинца и серы – на рисунки, выгравированные на небольших металлических предметах, обычно изготовленных из серебра. После того как поверхность гравированного металла покрыта чернью, к ней прикладывается тепло, в результате чего чернь плавится и стекает в выгравированные каналы.
Мастера Киевской Руси были известны своими черневыми изделиями в период с 10 по 13 век, некоторые из них хранятся в московских художественных музеях, а также в Особой кладовой Эрмитажа. См. также: Христианское искусство (Византийская эпоха) (ок. 400-1200) и Русская средневековая живопись (ок. 950-1100). Другим выдающимся представителем черни был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра (1426-1464). Среди других примечательных черневых изделий – англосаксонские золотые пряжки и другие предметы из кладов Саттон-Ху, а также Минденское распятие (1070-1120 гг., собор Миндена, Германия).
Тиснение
Эта традиционная техника обработки металла используется для создания рельефного или утопленного рисунка на листе золота или другого металла. Популярная форма тиснения известна как Repoussé – она включает в себя удары молотком по обратной стороне металлического листа для создания рельефного рисунка. Другой метод тиснения известен как чеканка. Он работает противоположно репуссе: вместо того чтобы бить молотком по обратной стороне металлического листа для создания рельефного узора на лицевой стороне, чеканка предполагает работу на лицевой поверхности листа для создания утопленного в металле узора. Два изысканных примера работы репуссе – корона Петри железного века (Национальный музей Ирландии) и серебряный шедевр, известный как котёл Гундеструпа (I или II век до н.э., Национальный музей Дании, Копенгаген).
Эмаль
В процессе эмалирования на металлическую поверхность (или предмет) наносится стеклоподобная глазурь, которая затем подвергается сильному нагреву, в результате которого глазурь сплавляется, превращаясь в красиво окрашенное декоративное покрытие. Стекловидное покрытие (известное как стекловидная эмаль) можно сделать частично или полностью прозрачным, или полностью непрозрачным; кроме того, его цвет можно регулировать, смешивая плавленое стекло с различными оксидами металлов, такими как кобальт, железо, празеодим и другие. (См. также: Витражное искусство: Материалы и методы)
Эмалировка имеет сходство с мозаикой и живописью и достигла своего первого расцвета в ранней византийской культуре. Она также процветала во времена средневековья, особенно в Лиможе (ок. 1200 г.) в эпоху готического искусства, и в эпоху итальянского Возрождения.
Перегородчатая эмаль и плик-а-жур
Техника перегородчатой эмали включает в себя припаивание сплющенных полосок металла (или золотой или серебряной проволоки) к металлическому предмету, чтобы создать ряд рельефных отсеков (перемычек), которые затем заполняются эмалью и обжигаются в печи. Более продвинутая (и сложная) форма перегородчатой росписи известна как Plique-à-jour, в которой «отсеки» имеют стенки, не прикреплённые прочно к металлической основе. Последние затем удаляются несколькими касаниями, оставляя сеть заполненных эмалью отсеков, которые пропускают гораздо больше света.
Перегородчатая гравюра была освоена в раннюю эпоху византийского искусства и в романский/готический период. Это также распространилось в Китае – китайская перегородчатая эмаль сегодня считается одним из самых выдающихся образцов этого ремесла – см., например, коллекцию из 150 китайских изделий в Художественном музее Винсента Смита, Спрингфилд, штат Массачусетс.
Японские ювелиры XIX века также производили большое количество изделий с перегородчатой эмалью, которая достигла своего пика в России на рубеже веков благодаря Дому Хлебникова и, конечно же, Фаберже. Другие известные примеры перегородчатой эмали в христианском искусстве включают ирландскую Ардагскую чашу (8-9 век, Национальный музей Ирландии); Святую корону Венгрии (Корона Святого Стефана, 11 век, здание венгерского парламента, Будапешт); Хахульский триптих (8-12 век, Художественный музей Грузии в Тбилиси), золотой алтарный образ, по сообщениям, самое большое эмалированное произведение искусства в мире.
Basse-Taille (Басс-тайе́)
Эта техника ювелиров похожа на перегородчатую, за исключением того, что низкорельефный рисунок создаётся (гравировкой или чеканкой) на дне «отсеков», которые затем заполняются полупрозрачной или полностью прозрачной эмалью, позволяя рисунку просвечивать сквозь неё. Выдающимся примером basse-taille является французский Королевский золотой кубок (он же Кубок Святой Агнессы) (XIV век, Британский музей), созданный ювелирами в эпоху интернациональной готики. Кубок из чистого золота, богато украшенный эмалью и жемчугом, считается лучшим образцом французской пластины позднего средневековья.
Шамплеве
Особый вид работ с эмалью – это слово по-французски означает «приподнятое поле» – эмалирование шамплеве предполагает создание углублений в поверхности металлического предмета, которые затем заполняются стекловидной эмалью и обжигаются в печи или духовом шкафу. Эта техника не была полностью развита до эпохи романского искусства (1000-1150 гг.).
Известные примеры шамплеве: триптих Ставелота (ок. 1158 г.), шедевр мосанского искусства – стиля романского ювелирного искусства, созданного в окрестностях Льежа, Бельгия – сейчас находится в Библиотеке и музее Моргана, Нью-Йорк; и ларец Бекета (1180-1190 гг.), сделанный из позолоченной меди в Лиможе, Франция (сейчас находится в Музее Виктории и Альберта, Лондон).
Филигрань (грануляция)
Эта тонкая техника предполагает создание металлических изделий из золота и серебра с использованием узоров из крошечных золотых бусинок или шариков золота (грануляция), припаянных к поверхности предмета в узорах, напоминающих кружево. Она широко использовалась итальянскими и французскими ювелирами с середины 17-го до конца 19-го века. Апогея филиграни достигла в этрусском и греческом искусстве (ок. 550-250 гг. до н.э.), а также – судя по коллекции скифских украшений в Эрмитаже, Санкт-Петербург – в искусстве степей вокруг Чёрного моря.
В Ирландии примеры филигранного золотого дела включают брошь Тары (ок. 700 г. н.э., Национальный музей Ирландии), шедевр кельтского ювелирного искусства, и потир Дерринафлана (НМИ) – оба украшены в стиле культуры Ла-Тен. (См. также: Кельтское искусство обработки металлов) Другие важные примеры филигранной золотой работы находятся в коллекциях Британского музея и музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также в Лувре в Париже.
Хризелефантин
Термин «хризелефантиновое искусство», образованный от греческих слов хризос (золото) и элефантино (слоновая кость), относится к скульптурам, выполненным из сочетания резьбы по слоновой кости и золота. Как правило, скульптура хризелефантина строилась вокруг деревянного каркаса, с использованием тонко вырезанной слоновой кости для плоти и сусального золота для доспехов, одежды, волос и других деталей. Драгоценные и полудрагоценные камни использовались для таких деталей, как глаза, украшения и оружие.
Дизайн часто был модульным, чтобы золото можно было снять и переплавить на монеты во времена финансовой необходимости. Фигура Ники, зажатой в правой руке знаменитой статуи Фидия «Афина Парфенос» (ок. 430 г. до н.э., Парфенон), была сделана из чистого золота именно по этой причине. Два самых известных примера хризелефантиновой греческой скульптуры – оба сделаны из плакированной слоновой кости и золотых панелей в эпоху классической греческой скульптуры – были изваяны Фидием (488-431 гг. до н.э.).
Первой была 13-метровая статуя Афины Парфенос (ок. 430 г. до н.э.) в Парфеноне в Афинах; другой была 11-метровая статуя Зевса (430-422 гг. до н.э.) в храме в Олимпии, которая считалась одним из семи чудес древнего мира.
Золотых дел мастера
Как было сказано выше, золотые работы практиковались в самых ранних культурах Ближнего Востока и Средиземноморья, которые дали начало месопотамскому искусству и месопотамской скульптуре, а также египетскому и более позднему минойскому искусству. Даже менее сложные стили хеттского искусства и ассирийского искусства имели традицию обработки золота.
Золотые рудники в Египте, Нубии и Саудовской Аравии были основными поставщиками драгоценного металла. Возникнув в Древней Греции и вокруг Чёрного моря, золотое дело распространилось на запад, в центральную и западную Европу, благодаря мигрирующим племенам кельтов, чьи кузнецы славились своими мобильными кузницами и навыками обработки металла. См. также: Кельтская культура Гальштатта (ок. 800-450 гг. до н.э.) и Кельтское искусство (с 1 000 лет до н.э.).
В то же время этрусское искусство в Италии становилось известным благодаря золотым артефактам из его гробниц. Римляне также активно занимались золотым делом, не в последнюю очередь благодаря своим инновациям в металлургии: были разработаны новые методы добычи золота в больших масштабах благодаря внедрению гидравлических инструментов для добычи, особенно в Испании и на Балканах.
Возникновение христианства значительно увеличило спрос на золотые изделия – для набожных и церковных нужд – и во время Тёмных веков монастыри в Ирландии, Ионе и Северной Англии неоднократно подвергались набегам викингов-мародёров в поисках золота и драгоценных предметов, использовавшихся в изготовлении иллюминированных рукописей монахами-художниками.
В Константинополе, центре Восточной Римской империи и её собственного стиля раннехристианского искусства, ювелиры и мозаисты прославились своими сверкающими шедеврами из золота и разноцветной мозаики. Посмотрите, например, на декоративную работу по золоту и меди на знаменитых Евангелиях Гарима (390-660) из Эфиопии – древнейших в мире иллюминированных евангельских текстах.
По мере того как западноевропейская культура восстанавливала свою силу в эпоху Каролингского искусства (ок. 750-900) и его преемника Оттоновского искусства (ок. 900-1050), нанималось все больше ювелиров, чтобы удовлетворить спрос. Другой влиятельной школой была школа Мосан, выросшая в окрестностях Льежа и бенедиктинского монастыря Ставелот. Ведущими представителями этой школы были Годфройд де Клер (1100-1173) и Николай Верденский (ок. 1156-1232).
Использование золота для изготовления религиозных и светских предметов постепенно стало всемирным явлением, и ювелиры были постоянно востребованы как во времена изобилия (когда им заказывали изготовление все более широкого ассортимента драгоценных изделий), так и во времена крайней нужды (когда золотые изделия переплавлялись в монеты).
Ренессанс: Рост благосостояния и торговли
Культурная революция, известная как искусство Ренессанса, была подкреплена не менее важной революцией в коммерции и финансах, стимулированной значительно возросшей торговлей шёлком, пряностями и керамикой, которая вскоре преобразит многие дворцы, церкви и дома христианской Европы. Это влияние также отразилось на искусстве и культуре кватроченто. Например, заказывая новые картины маслом, покровители стали указывать точное количество золота, серебра, лазурита и других дорогих восточных материалов, которые должны были быть использованы в работе, чтобы увеличить её пышность и величие. И золотых дел мастер был центральным и влиятельным ремеслом во всем этом процессе. (См. также: Цветные пигменты.)
Перспектива получить больше золота для разжигания аппетита к показному величию оказала непосредственное влияние на европейские исследования. В начале XV века португальские колонизаторы направились на юг, в Марокко, в попытке контролировать поставки золота из богатых золотых рудников Мали. За столетие до этого, в 1324 году, правитель Мали Манса Муса (1312-1337) совершил своё знаменитое паломничество в Мекку, во время которого он раздал так много золота, что его рыночная цена в Северной Африке рухнула на несколько лет. Европейская колонизация Южной Америки также была вызвана сообщениями о широком распространении золотых украшений, особенно в Центральной Америке, Перу, Эквадоре и Колумбии.
После эпохи Возрождения ювелирное дело во Франции дважды стимулировалось в рамках подъёма французского декоративного искусства, который стал результатом строительства дворцов в Фонтенбло и Версале. Первое возрождение, связанное со школой Фонтенбло, началось в XVI веке (ок. 1528-1610) под покровительством Франциска I (1494-1547). Второе возрождение началось в XVII веке под покровительством короля Людовика XIII (годы правления 1610-43). Подробнее см: Версальский дворец (построен ок. 1624-98 гг.).
С тех пор золото и производство золотых изделий стали тесно связаны с международной торговлей, а также с ликвидностью и перемещением личных активов, особенно в Индии и на Дальнем Востоке.
Знаменитые ювелиры
Ювелирное дело стало трамплином для многих различных видов искусства: история живописи и скульптуры, например, полна примеров знаменитых художников, которые сначала обучались на ювелиров или серебряных дел мастеров. Среди них такие светила Возрождения, как Лоренцо Гиберти (1380-1455), скульптор эпохи Возрождения; Лука Делла Роббиа (1399-1482), известный своими терракотовыми скульптурами; Веккьетта (1410-1480), сиенский художник и архитектор; Антонио дель Поллайоло (1429-1498), скульптор кватроченто; Андреа дель Верроккьо (1435-1488), скульптор Медичи, учивший Леонардо; набожный флорентиец Сандро Боттичелли (1445-1510); фрескист Доменико Гирландайо (1449-1494); гравёр Кристофано Робетта (1462-1535); падуанский скульптор Андреа Риччо (1470-1532); художник Высокого Возрождения Андреа дель Сарто (1486-1530), художник-маньерист Аньоло Бронзино (1503-1572), флорентийский скульптор Бенвенуто Челлини (1500-1571); немецкий гравёр и типограф Иоганн Гутенберг (1395-1468), художник Альбрехт Дюрер Старший (1427-1502), отец художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера; французский гравёр эпохи Возрождения Жан Дюве (1485-1562), швейцарский художник и типограф эпохи Возрождения Урс Граф (1485-1528), ведущий английский миниатюрист Николас Хиллиард (1547-1619) и другие.
Особо следует упомянуть великих русских мастеров-ювелиров XIX века, таких как Андрей Григорьев, Иван Губкин, Сакердон Скрипицын и Иван Зуёв. Кроме того, обратите внимание на художников-ювелиров Густава Фаберже (1814-1893) и Петра Карла Фаберже (1846-1920), создателей изысканных «пасхальных яиц Фаберже» для царей Романовых. Среди многочисленных мастеров Фаберже, участвовавших в различных ювелирных процессах – помимо ювелиров Михаэля Перчина (1860-1903) и Хенрика Вигстрема (1862-1923) – были Эрик Август Коллин (1836-1901), Федор Рюккерт (1840-1917), Август Фредерик Холлминг (1854-1915), Иоганн Зеенграф (1857-1908), Йохан Виктор Аарне (1863-1934), Федор Алексеевич Афанасьев (1870-1937), Карл Густав Хьялмар Армфельдт (1873-1959), Оскар Вольдемар Пиль (1860-1897), Василий Зуёв (1878-1941). См. также: Русское искусство (30 000 до н.э. – 1920).
Коллекции золотых предметов
В дополнение к тем предметам, которые были приведены выше, вот краткийсписок знаменитых предметов, сделанных из золота и других драгоценныхметаллов.
Во многих лучших художественных музеях мира собраны коллекции предметов старины, изготовленных ювелирами со всего мира: например, залы золотых украшений Лувра в Париже, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Третьяковской галереи в Москве, а также Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Отметим также, что британская королевская семья имеет более 250 изделий Фаберже в Королевской художественной коллекции. В США наиболее обширные коллекции золотых изделий хранятся в Музее искусств Метрополитен, Нью-Йорк, Музее изящных искусств в Бостоне, Институте искусств Чикаго, Детройтском институте искусств и Художественном музее Винсента Смита, Спрингфилд, Массачусетс.
Другие коллекции предметов искусства представлены в специализированных музеях, включая Исторический музей в Самокове, Болгария; Художественный музей Грузии в Тбилиси; Украинский музей исторических ценностей в Киеве; Национальный археологический музей, Афины; Египетский музей, Каир; Национальный музей эпохи Средневековья, Париж и др.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?