Ювелирное дело читать ~14 мин.
Ювелирное дело — это прикладное искусство обработки драгоценных металлов и камней. Ювелир — это мастер, работающий с такими материалами, как золото, серебро, электрум (сплав золота и серебра), платина, различные сплавы, например бронза, а также драгоценные камни. (См. также Ремесла: История и виды)
Со времён первых цивилизаций ювелиры отливали и вручную изготавливали золотые артефакты, личные украшения, посуду, кубки, оружие, конское снаряжение, а также ценные предметы для церемониальных и религиозных целей.
Золотое дело было особенно востребовано в Средние века. Ювелирам поручали украшать иллюминированные рукописи сусальным золотом, создавать золотые ковчеги для святых реликвий и изготавливать многочисленные церковные предметы из драгоценных металлов. Кроме того, у большинства стран был свой «золотой век» ювелирного искусства. Ярким примером служат замечательные пасхальные яйца Фаберже, созданные в XIX веке русскими мастерами-ювелирами Густавом Фаберже (1814–1893) и его сыном Петром Карлом Фаберже (1846–1920). Другие виды обработки металла включают работу мастеров по серебру, медников (медь), кузнецов (железо) и мастеров, работающих с «белыми металлами», такими как олово и жесть.
Каковы уникальные свойства золота?
Золото — чрезвычайно редкий, ценный и блестящий металл. В отличие от других металлов, оно не ржавеет и не тускнеет. Его легко плавить и формовать, оно обладает высокой пластичностью: из одной унции (около 31 грамма) золота можно выковать тончайший лист площадью до 30 м² (а из одного грамма — лист фольги площадью в 1 м²). Золото также легко поддаётся сварке давлением. Благодаря своей ценности и ковкости оно стало одним из первых материалов, привлёкших внимание человека.
Золотыми артефактами особенно славились египетское искусство и искусство эгейской цивилизации. Со времён античности изделия из золота служили и как декоративное искусство, и как показатель богатства. В Индии, например, золото повсеместно используется для украшения тела и для демонстрации статуса. Легендарное мастерство ювелиров подтверждается, например, работами сообщества Худабади Синди Сваранкар, чьи выдающиеся произведения искусства были представлены в Лондоне на Великой выставке 1851 года.
Какие основные техники использовали ювелиры?
Мастер-ювелир владеет многочисленными техниками обработки металла, включая распиловку, резку, ковку, плавку, литьё, пайку, опиловку, гравировку, тиснение, эмалирование и полировку драгоценных металлов и камней. Традиционно большинство ювелиров либо перенимали ремесло в мастерской своего отца, либо становились подмастерьями у признанного мастера. Многие из них также создавали украшения, а некоторые занимались гравировкой, будучи гравёрами. Например, многие из лучших гравёров XV века, такие как Альбрехт Дюрер и Мартин Шонгауэр, были ювелирами или их сыновьями.
В конце XIX века ювелирное искусство пережило значительное возрождение благодаря движению «Искусство и ремёсла» в Англии, стилю модерн во всём мире и Немецкому Веркбунду в Германии. Сегодня многие лучшие художественные школы предлагают курсы по ювелирному делу, работе с серебром и металлом в рамках своих программ по изобразительному искусству.
В дополнение к основным приёмам — плавке и ковке — ювелиры осваивали и более сложные техники, такие как чернь, тиснение (репуссе и чеканка), различные виды эмалирования (перегородчатая, выемчатая, басс-тайль, плик-а-жур), гравировку и филигрань.
Чернь
Эта декоративная техника, впервые применённая египтянами, заключается в заполнении гравированных на металле углублений чернью — порошком чёрного цвета, который изготавливается путём сплавления меди, серебра, свинца и серы. После нанесения порошка на гравированную поверхность предмет нагревают, в результате чего чернь плавится и заполняет вырезанные канавки. Обычно эта техника применяется к изделиям из серебра.
Своими черневыми изделиями с X по XIII век славились мастера Киевской Руси. Некоторые из их работ хранятся в художественных музеях Москвы, а также в Особой кладовой Эрмитажа. См. также: Христианское искусство (Византийская эпоха) (ок. 400–1200) и Русская средневековая живопись (ок. 950–1100). Другим выдающимся мастером, работавшим в этой технике, был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра (1426–1464). Среди других примечательных изделий с чернью — англосаксонские золотые пряжки и другие предметы из клада в Саттон-Ху, а также Минденское распятие (1070–1120 гг., собор Миндена, Германия).
Тиснение
Эта традиционная техника обработки металла используется для создания рельефного или углублённого рисунка на листе золота или другого металла. Популярная её форма известна как репуссе (repoussé) — она заключается в выбивании рельефного рисунка с обратной стороны металлического листа. Другой метод тиснения — чеканка. Он противоположен репуссе: мастер работает на лицевой поверхности листа, чтобы создать углублённый в металле узор. Два изысканных примера техники репуссе — корона Петри железного века (Национальный музей Ирландии) и серебряный котёл из Гундеструпа (I или II век до н.э., Национальный музей Дании, Копенгаген).
Эмаль
В процессе эмалирования на металлическую поверхность наносится стеклоподобная глазурь, которая затем подвергается сильному нагреву. В результате глазурь сплавляется с основой, образуя красивое цветное декоративное покрытие. Стекловидное покрытие (известное как стекловидная эмаль) может быть частично или полностью прозрачным либо непрозрачным. Его цвет можно регулировать, смешивая расплавленное стекло с различными оксидами металлов, такими как кобальт, железо, празеодим и другие. (См. также: Витражное искусство: Материалы и методы)
Эмалирование имеет сходство с мозаикой и живописью. Своего первого расцвета оно достигло в ранневизантийской культуре. Техника также процветала в Средние века, особенно в Лиможе (ок. 1200 г.) в эпоху готического искусства, и во времена итальянского Возрождения.
Перегородчатая эмаль и плик-а-жур
Техника перегородчатой эмали (клуазоне) заключается в напаивании на металлическую основу тонких полосок металла или проволоки, которые создают ячейки («перегородки»). Эти ячейки затем заполняются эмалью и обжигаются в печи. Более сложная разновидность этой техники — плик-а-жур (plique-à-jour). В ней перегородки изначально не имеют сплошной основы либо основа удаляется после обжига. В результате получается эффект миниатюрного витража, пропускающего свет.
Техника перегородчатой эмали была освоена в раннюю эпоху византийского искусства, а также в романский и готический периоды. Она распространилась и в Китае — сегодня китайская перегородчатая эмаль считается одним из самых выдающихся образцов этого ремесла. См., например, коллекцию из 150 китайских изделий в Художественном музее Винсента Смита, Спрингфилд, Массачусетс.
Японские ювелиры XIX века также производили большое количество изделий с перегородчатой эмалью. В России эта техника достигла своего пика на рубеже веков благодаря Дому Хлебникова и, конечно же, Фаберже. Другие известные примеры перегородчатой эмали в христианском искусстве включают ирландскую Ардагскую чашу (VIII – IX век, Национальный музей Ирландии); Святую корону Венгрии (Корона Святого Стефана, XI век, здание венгерского парламента, Будапешт); Хахульский триптих (VIII – XII век, Художественный музей Грузии в Тбилиси) — золотой алтарный образ, который считается самым большим эмалированным произведением искусства в мире.
Basse-Taille (Басс-тай)
Эта ювелирная техника похожа на перегородчатую, за исключением того, что на дне «ячеек» сначала создаётся низкорельефный рисунок (гравировкой или чеканкой). Затем ячейки заполняются полупрозрачной или прозрачной эмалью, что позволяет рисунку просвечивать сквозь неё. Выдающимся примером техники basse-taille является французский Королевский золотой кубок (также известный как Кубок Святой Агнессы) (XIV век, Британский музей), созданный ювелирами в эпоху интернациональной готики. Этот кубок из чистого золота, богато украшенный эмалью и жемчугом, считается лучшим образцом французского ювелирного искусства позднего Средневековья.
Выемчатая эмаль (Шамплеве)
Это особый вид работы с эмалью, французское название которого champlevé означает «приподнятое поле». Техника заключается в создании углублений на поверхности металлического предмета, которые затем заполняются стекловидной эмалью и обжигаются в печи. Своё полное развитие эта техника получила в эпоху романского искусства (1000–1150 гг.).
Известные примеры выемчатой эмали: триптих из Ставло (ок. 1158 г.), шедевр мосанского искусства — стиля романского ювелирного дела, зародившегося в окрестностях Льежа (Бельгия), — сейчас находится в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке; и ларец Бекета (1180–1190 гг.), сделанный из позолоченной меди в Лиможе, Франция (сейчас находится в Музее Виктории и Альберта, Лондон).
Филигрань и зернь (грануляция)
Эта тонкая техника заключается в создании ажурных узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки (филигрань) или из крошечных металлических шариков (зернь или грануляция), которые напаиваются на поверхность изделия, создавая узор, напоминающий кружево. Она широко использовалась итальянскими и французскими ювелирами с середины XVII до конца XIX века. Апогея эти техники достигли в этрусском и греческом искусстве (ок. 550–250 гг. до н.э.), а также — судя по коллекции скифских украшений в Эрмитаже — в искусстве степных народов Причерноморья.
В Ирландии примерами филигранной работы по золоту являются брошь из Тары (ок. 700 г. н.э., Национальный музей Ирландии), шедевр кельтского ювелирного искусства, и потир из Дерринафлана (НМИ). Оба предмета украшены в стиле латенской культуры. (См. также: Кельтское искусство обработки металлов). Другие важные образцы филиграни хранятся в коллекциях Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также в Лувре в Париже.
Хризелефантин
Термин «хризелефантиновое искусство», образованный от греческих слов хризос (золото) и элефантинос (из слоновой кости), относится к скульптурам, выполненным из сочетания резной слоновой кости и золота. Как правило, хризелефантиновая скульптура имела деревянный каркас, на котором крепились тонко вырезанные пластины слоновой кости для изображения тела и сусальное золото для доспехов, одежды, волос и других деталей. Для таких элементов, как глаза, украшения и оружие, использовались драгоценные и полудрагоценные камни.
Конструкция часто была модульной, чтобы золото можно было снять и переплавить в монеты в случае финансовой необходимости. Именно по этой причине фигура богини Ники, которую держала в правой руке знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенос» (ок. 430 г. до н.э., Парфенон), была сделана из чистого золота. Два самых известных примера хризелефантиновой греческой скульптуры были созданы Фидием (488–431 гг. до н.э.) в эпоху высокой классики.
Первой была 13-метровая статуя Афины Парфенос (ок. 430 г. до н.э.) в Парфеноне в Афинах; второй — 11-метровая статуя Зевса (430–422 гг. до н.э.) в храме в Олимпии, которая считалась одним из семи чудес древнего мира.
Золотых дел мастера
Как было сказано выше, работа с золотом практиковалась в древнейших культурах Ближнего Востока и Средиземноморья, давших начало месопотамскому искусству и скульптуре, а также египетскому и более позднему минойскому искусству. Даже в менее сложных стилях хеттского и ассирийского искусства существовала традиция обработки золота.
Золотые рудники в Египте, Нубии и Саудовской Аравии были основными поставщиками драгоценного металла. Зародившись в Древней Греции и Причерноморье, ювелирное дело распространилось на запад, в Центральную и Западную Европу, благодаря мигрирующим племенам кельтов, чьи кузнецы славились своими передвижными кузницами и навыками обработки металла. См. также: Гальштатская кельтская культура (ок. 800–450 гг. до н.э.) и Кельтское искусство (с 1000 лет до н.э.).
В то же время этрусское искусство в Италии прославилось золотыми артефактами из гробниц. Римляне также активно занимались ювелирным делом, не в последнюю очередь благодаря своим инновациям в металлургии: они разработали новые методы крупномасштабной добычи золота, внедрив гидравлические инструменты, особенно в Испании и на Балканах.
Распространение христианства значительно увеличило спрос на изделия из золота для церковных нужд. В Тёмные века монастыри в Ирландии, на острове Айона и в Северной Англии неоднократно подвергались набегам викингов в поисках золота и драгоценных предметов, которые использовались монахами при создании иллюминированных рукописей.
В Константинополе, центре Восточной Римской империи и её собственного стиля раннехристианского искусства, ювелиры и мозаичисты прославились сверкающими шедеврами из золота и разноцветной мозаики. Примером может служить декоративная работа по золоту и меди на знаменитых Евангелиях Гаримы (390–660 гг.) из Эфиопии — древнейших в мире иллюминированных евангельских текстах.
По мере того как западноевропейская культура восстанавливала свои силы в эпоху Каролингского искусства (ок. 750–900) и его преемника, Оттоновского искусства (ок. 900–1050), для удовлетворения растущего спроса нанималось всё больше ювелиров. Другой влиятельной школой была Мосанская школа, выросшая в окрестностях Льежа и бенедиктинского монастыря Ставло. Ведущими представителями этой школы были Годфруа де Клер (1100–1173) и Николай Верденский (ок. 1156–1232).
Использование золота для изготовления религиозных и светских предметов постепенно стало всемирным явлением, и ювелиры были постоянно востребованы как во времена изобилия, когда им заказывали всё более широкий ассортимент драгоценных изделий, так и в периоды нужды, когда золотые артефакты переплавлялись в монеты.
Ренессанс: Рост благосостояния и торговли
Культурная революция, известная как искусство Ренессанса, была подкреплена не менее важной революцией в торговле и финансах. Её стимулировал значительно возросший товарооборот шёлка, пряностей и керамики, который вскоре преобразил многие дворцы, церкви и дома христианской Европы. Это влияние отразилось и на искусстве и культуре кватроченто. Например, заказывая новые картины маслом, покровители стали указывать точное количество золота, серебра, лазурита и других дорогих восточных материалов, которые должны были быть использованы в работе для придания ей пышности и величия. И ювелир был центральным и влиятельным ремесленником во всём этом процессе. (См. также: Цветные пигменты.)
Стремление получить больше золота для удовлетворения жажды показной роскоши оказало прямое влияние на европейские географические открытия. В начале XV века португальские колонизаторы направились на юг, в Марокко, в попытке контролировать поставки из богатых золотых рудников Мали. За столетие до этого, в 1324 году, правитель Мали Манса Муса (1312–1337) совершил своё знаменитое паломничество в Мекку, во время которого он раздал так много золота, что его рыночная цена в Северной Африке рухнула на несколько лет. Европейская колонизация Южной Америки также была вызвана сообщениями о широком распространении золотых украшений, особенно в Центральной Америке, Перу, Эквадоре и Колумбии.
После эпохи Возрождения ювелирное дело во Франции дважды получало мощный стимул в рамках подъёма французского декоративного искусства, который был связан со строительством дворцов в Фонтенбло и Версале. Первое возрождение, ассоциируемое со школой Фонтенбло, началось в XVI веке (ок. 1528–1610) под покровительством Франциска I (1494–1547). Второе возрождение началось в XVII веке при короле Людовике XIII (годы правления 1610–1643). Подробнее см: Версальский дворец (построен ок. 1624–1698 гг.).
С тех пор золото и производство золотых изделий стали тесно связаны с международной торговлей, а также с ликвидностью и перемещением личных активов, особенно в Индии и на Дальнем Востоке.
Знаменитые ювелиры
Ювелирное дело стало трамплином для многих видов искусства. История живописи и скульптуры полна примеров знаменитых художников, которые изначально обучались на ювелиров. Среди них такие светила Ренессанса, как скульптор Лоренцо Гиберти (1380–1455); Лука делла Роббиа (1399–1482), известный своими терракотовыми скульптурами; сиенский художник и архитектор Веккьетта (1410–1480); скульптор кватроченто Антонио дель Поллайоло (1429–1498); скульптор Медичи и учитель Леонардо Андреа дель Верроккьо (1435–1488); флорентиец Сандро Боттичелли (1445–1510); автор фресок Доменико Гирландайо (1449–1494); гравёр Кристофано Робетта (1462–1535); падуанский скульптор Андреа Риччо (1470–1532); художник Высокого Возрождения Андреа дель Сарто (1486–1530); маньерист Аньоло Бронзино (1503–1572) и флорентийский скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571). Из других стран можно отметить немецкого гравёра и первопечатника Иоганна Гутенберга (1395–1468), художника Альбрехта Дюрера Старшего (1427–1502), отца знаменитого Альбрехта Дюрера; французского гравёра Жана Дюве (1485–1562); швейцарского художника Урса Графа (1485–1528) и ведущего английского миниатюриста Николаса Хиллиарда (1547–1619).
Особо следует упомянуть великих русских мастеров-ювелиров XIX века, таких как Андрей Григорьев, Иван Губкин, Сакердон Скрипицын и Иван Зуёв. Также нельзя не отметить художников-ювелиров Густава Фаберже (1814–1893) и Петра Карла Фаберже (1846–1920), создателей изысканных «пасхальных яиц Фаберже» для семьи Романовых. Среди многочисленных мастеров фирмы Фаберже, помимо главных ювелиров Михаила Перхина (1860–1903) и Хенрика Вигстрёма (1862–1923), были Эрик Август Коллин (1836–1901), Фёдор Рюкерт (1840–1917), Август Фредерик Холлминг (1854–1915), Иоганн Зенграф (1857–1908), Йохан Виктор Аарне (1863–1934), Фёдор Алексеевич Афанасьев (1870–1937), Карл Густав Хьялмар Армфельдт (1873–1959), Оскар Вольдемар Пиль (1860–1897) и Василий Зуёв (1878–1941). См. также: Русское искусство (30 000 до н.э. – 1920).
Коллекции золотых предметов
В дополнение к упомянутым выше работам, вот краткий список знаменитых предметов, сделанных из золота и других драгоценных металлов.
Во многих лучших художественных музеях мира собраны коллекции предметов старины, изготовленных ювелирами со всего мира. Например, знамениты залы ювелирных украшений в Лувре в Париже, Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Оружейной палате и Третьяковской галерее в Москве, а также в Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Отметим также, что британская королевская семья владеет более чем 250 изделиями Фаберже, входящими в Королевскую художественную коллекцию. В США наиболее обширные коллекции золотых изделий хранятся в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне, Институте искусств Чикаго, Детройтском институте искусств и Художественном музее Винсента Смита в Спрингфилде, Массачусетс.
Другие коллекции представлены в специализированных музеях, включая Исторический музей в Самокове (Болгария), Художественный музей Грузии в Тбилиси, Музей исторических драгоценностей Украины в Киеве, Национальный археологический музей в Афинах, Египетский музей в Каире, Национальный музей Средневековья в Париже и другие.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?