Хронология истории искусства читать ~21 мин.
Эволюция визуального искусства (2,5 млн лет до н. э. — настоящее время)
Представляем избранный список основных периодов истории искусства, начиная с каменного века. Даты указаны приблизительно. Эта временная шкала охватывает ключевые стили живописи, скульптуры и архитектуры, а также детали декоративно-прикладного искусства, начиная с доисторических времён и классической античности, продолжая Средневековьем и эпохой Возрождения и заканчивая модернистскими и постмодернистскими движениями. Здесь также рассматриваются школы декоративного и интерьерного дизайна и разнообразные формы творческого самовыражения XX века. В списке упомянуты имена некоторых крупнейших художников. Подробную информацию об архитектурных хронологиях см. в статье «История архитектуры». История и хронология культур Восточной Азии: Хронология китайского искусства (с 18 000 лет до н.э.).
2,5 млн лет до н.э. — 800 г. до н.э. | Доисторические временаХронологический список важных дат, касающихся доисторического искусства и культуры — от эпохи нижнего палеолита (плиоцен), среднего и верхнего палеолита (плейстоцен) до мезолита, неолита (голоцен), бронзового и железного веков, — см. в статье «Хронология доисторического искусства». В ней подробно описаны самые ранние цивилизации и многочисленные образцы искусства каменного века, такие как петроглифы (наскальные рисунки), купулы (чашеобразные углубления в скалах), наскальная живопись и знаменитые «статуэтки Венеры». Также здесь приводятся даты зарождения древнего искусства египетской (ок. 2500 до н.э.), минойской (ок. 2000 до н.э.) и микенской (ок. 1000 до н.э.) цивилизаций. Обзор самых ранних произведений живописи и скульптуры см. в статье: Древнейшее искусство: 100 произведений каменного века. |
800 г. до н.э. – 400 г. н.э. | Искусство классической античности |
800–323 гг. до н.э. | Эпоха греческого искусства (фрески, античная керамика, энкаустика, скульптура, роспись). Общий обзор см. в статье «Греческая скульптура». Дополнительную информацию см. в статьях о стилях: дедалический (650–600), архаический (600–500), ранний классический (500–450), высокий классический (450–400), поздний классический (400–323) и эллинистический (323–27). Об архитектуре см. статью «Греческая архитектура». |
750 г. до н.э. | Основание Древнего Рима. Правление этрусских царей. |
700–500 гг. до н.э. | Этрусская цивилизация. |
750 г. до н.э. | Первое использование греческого алфавита. |
539 г. до н.э. | Древние персы завоёвывают Месопотамию (см. месопотамское искусство) и строят Персеполь. |
535 г. до н.э. | Расцвет греческой чернофигурной керамики. Вскоре её сменяет краснофигурная. |
500 г. до н.э. | Демократия в Афинах. Начало кельтского искусства латенского стиля. Основание Римской республики. |
450 г. до н.э. | Греческий скульптор Поликлет создаёт статую «Дорифор». Появляется китайская живопись. |
447 г. до н.э. | Начало строительства Парфенона. Завершено в 432 г. до н.э. |
450 г. до н.э. | Знаменитая греческая бронзовая скульптура: «Дискобол» (автор Мирон). |
400 г. до н.э. | Знаменитые этрусские произведения: «Капитолийская волчица» и «Химера из Ареццо». |
350 г. до н.э. | Греческий скульптор Пракситель создаёт «Афродиту Книдскую» и «Гермеса». |
340 г. до н.э. | Знаменитая греческая скульптура «Юноша с Антикитеры». |
323 г. до н.э. | Смерть Александра Македонского. Зарождение эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.). |
300 г. до н.э. – 400 г. н.э. | Эпоха римского искусства, возникшего под сильным влиянием эллинистической (греческой) живописи и скульптуры. |
246–208 гг. до н.э. | Создание воинов китайской терракотовой армии. |
232 г. до н.э. | Знаменитая греческая скульптура «Умирающий галл». |
206 г. до н.э. | Начало искусства китайской династии Хань, при которой был создан первый китайский фарфор. Начало создания наскальных росписей в Аджанте, Индия (см. классическая индийская живопись, до 1150 г. н.э.). |
166–156 гг. до н.э. | Знаменитый греческий скульптурный фриз: Пергамский алтарь Зевса. Расцвет Пергамской школы эллинистической скульптуры в Анатолии. |
150 г. до н.э. | Знаменитая греческая статуя «Венера Милосская» (работа Александроса Антиохийского). |
50 г. до н.э. | Начало создания фаюмских портретов. Традиция продолжалась примерно до 250 г. н.э. |
42 г. до н.э. | Знаменитая греческая скульптура «Лаокоон и его сыновья» (скульпторы Агесандр, Полидор и Афинодор). |
27 г. до н.э. | Начало Римской империи. См. также: Римская архитектура. |
9 г. до н.э. | Завершение строительства монумента «Алтарь Мира Августа». |
79 г. н.э. | Извержение Везувия разрушает Помпеи. |
113 | Знаменитый памятник римской рельефной скульптуры, «Колонна Траяна». |
200–320 | Христианские фрески в катакомбах Рима; раннехристианская скульптура на саркофагах; раннее христианское искусство получает более широкое распространение после 313 г. Период позднеримского искусства. |
313 | Миланский эдикт легализует христианство. Появляется первое официальное библейское искусство. |
395 | Завершение строительства старой базилики Святого Петра в Риме. Созданы Евангелия Гаримы в Эфиопии. |
410-450 | Римская империя официально делится на Западную (Рим/Равенна) и Восточную (Византия). Падение Рима в результате неоднократных вторжений вестготов и вандалов. |
450-1050 | Период Тёмных веков |
500–1200 | Начало средневекового искусства (ок. 450–1450). Появляется византийское искусство. Расцветает станковая живопись (иконы на досках), православная иконопись и мозаика. Например: мозаики Равенны. |
532-537 | Собор Святой Софии построен в Константинополе. См.: Византийская архитектура. |
550-800 | Кельтские и саксонские иллюминированные евангельские рукописи: «Катах святого Колумбы» (560 г.), «Книга из Дарроу» (670 г.), «Келлская книга» (около 800 г.). |
700-750 | Масла (например, ореховое, льняное) впервые используются для масляно-смоляных лаков, а также для росписи по камню и стеклу. |
700-900 | Ранние формы фарфоровой керамики появляются в Китае в эпоху искусства династии Тан. Дополнительную информацию о хронологии см. в статье: Хронология гончарного дела. |
780-900 | Средневековые христианские произведения искусства появляются в предроманскую эпоху Каролингского Возрождения при Карле Великом и Оттоне I. Византийское искусство сочетается с западно-христианскими темами, появляются иллюминированные библейские тексты. |
Европейское Возрождение | |
800-900 | Каролингское искусство процветает с 750 по 900 год. Карл Великий строит знаменитую Палатинскую капеллу в Ахене. |
1000 | Оттоновское искусство процветает в 900–1000 годах. См. также: Немецкое средневековое искусство (800–1250). Начало иллюминирования средневековых рукописей с изображениями, относящимися к романскому искусству. |
1017-1029 | Индуистский храм Кандарья-Махадева (Кхаджурахо) построен в штате Мадхья-Прадеш, Индия. |
1050–1150 | Расцвет романской архитектуры. Религиозные фрески, витражи. Соборы, построенные в Ангулеме, Эссене, Майнце, Вормсе и Пизе, а также церковь аббатства Клюни. |
1080 | Создан ковёр из Байё — самое известное произведение шпалерного ткачества, заказанное епископом Одо. |
1115-1145 | Кхмерский храм Ангкор-Ват в Камбодже. Начало золотого века маасской школы искусства на территории современной Бельгии. |
1140–1450 | Эпоха готического искусства и готической архитектуры. Спроектировано множество готических соборов: Сен-Дени (1140 г.), Нотр-Дам (1160 г.), Шартрский (1194 г.), Реймсский (1211 г.), Кентерберийский (1100 г.), Вестминстерское аббатство (1245 г.), Кёльнский. Соборы со стрельчатыми арками, аркбутанами и огромными витражами. |
1250–1400 | Новая станковая живопись (темпера на дереве) и иллюстрированные тексты (непрозрачная краска на пергаменте). Масляными красками впервые начинают писать на деревянных панелях. |
1303-1310 | Эпоха искусства и архитектуры Проторенессанса под влиянием интернациональной готики. Джотто расписывает капеллу Скровеньи в Падуе. |
1333-1400 | Живопись тушью в стиле дзен доминирует в японском искусстве. |
1368–1644 | Эпоха искусства династии Мин в Китае. |
1346-1350 | «Чёрная смерть» — бубонная чума уносит жизни трети населения Европы. |
1400-1530 | Ренессанс начинается в Северной Италии, известный как «Северное Возрождение» |
1400-1490 | Итальянский Ранний Ренессанс. Тремя главными центрами итальянского Возрождения были Флоренция, Рим и Венеция. Итальянский Ренессанс был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве. |
1426-1436 | Строительство купола Флорентийского собора Брунеллески знаменует начало архитектуры Возрождения. Появление новых идей флорентийского Возрождения: линейная перспектива, гуманизм и изображение обнажённого мужского тела. |
1444 | Легендарный бронзовый «Давид» работы скульптора Донателло, величайшего из скульпторов Раннего Возрождения. |
1485 | Знаменитая мифологическая картина: «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. |
1490 | Знаменитый пример линейной перспективы: «Оплакивание мёртвого Христа» Мантеньи. |
1490-1530 | Высокий Ренессанс — расцвет эпохи итальянского Возрождения. |
1495 | Первый шедевр живописи Высокого Возрождения: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. |
1501–1504 | Кульминация итальянской скульптуры эпохи Возрождения: Микеланджело создаёт статую «Давида» во Флоренции. |
1503–1506 | Леонардо пишет «Мону Лизу», одну из величайших картин эпохи Возрождения и, возможно, всех времён. |
1506 | Музеи Ватикана открываются выставкой скульптуры «Лаокоон и его сыновья». Начинаются работы по перепланировке и перестройке базилики Святого Петра в Риме. |
1508-1512 | Микеланджело расписывает свод Сикстинской капеллы (фрески на тему Книги Бытия и другие сюжеты). |
1509-1513 | Рафаэль работает над росписями для папских покоев. |
Северное ВозрождениеРазличия в климате, религии, географии и культуре обусловили своеобразие развития Ренессанса к северу от Альп. | |
1430-1580 | Фландрия и Голландия. Технические усовершенствования в масляной живописи способствуют её распространению среди голландских старых мастеров. Затем эта техника распространяется в Италии, где её перенимают Леонардо да Винчи и другие художники. |
1432 | Золотой век фламандской живописи: Ян ван Эйк пишет Гентский алтарь. |
1433-1434 | Ян ван Эйк пишет шедевры: «Портрет четы Арнольфини», «Мужчина в красном тюрбане». |
1435-1440 | Знаменитая картина: «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена. |
1500-1510 | Морализаторские фантастические картины Иеронима Босха (например, «Сад земных наслаждений»). См. «Искусство Возрождения в Нидерландах» (1430–1580). |
1450-1550 | Германия |
1450 | Изобретение печатного станка с подвижными литерами немцем Иоганном Гутенбергом вместе с технологией изготовления шрифта из металлического сплава, специальными чернилами на масляной основе и ручным прессом. Конструкция печатного станка Гутенберга оставалась практически без изменений почти до 1800 года. Расцвет Кёльнской школы живописи (Стефан Лохнер). |
1490-1520 | Тильман Рименшнейдер создаёт величайшие образцы деревянной скульптуры немецкой готики. |
1500-1520 | Альбрехт Дюрер, величайший художник и гравёр Северного Возрождения, достигает пика своего творчества. |
1517 | Мартин Лютер начинает Реформацию. См. Искусство немецкого Возрождения (1430–1580), а также: Архитектура эпохи Возрождения. |
1530–1600 | Эпоха маньеризма. Золотой век венецианской живописи: Джорджоне, Тициан, Тинторетто и Веронезе. См.: Венецианские алтарные образы (1500–1600). Тициан и венецианский колоризм. Также это эпоха школы Фонтенбло во Франции при Франциске I (1494–1547). |
1534-1541 | Микеланджело пишет масштабную библейскую фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле. |
1545 | Тридентский собор: Римско-католическая церковь начинает Контрреформацию. Изобразительное искусство и архитектура используются католической церковью для укрепления её авторитета и привлекательности для верующих. |
1550 | Выдающийся искусствовед эпохи Возрождения Джорджо Вазари издаёт свои «Жизнеописания художников». |
1561 | Основание Академии изящных искусств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno) — первой официальной школы рисунка в Европе, продвигавшей академическое искусство. |
1577 | Греческий маньерист Эль Греко утверждается в Испании как крупный религиозный художник. |
1580 | Основание Академии Святого Луки в Риме (Accademia di San Luca). |
1581 | Основание галереи Уффици во Флоренции. |
1583 | Скульптор-маньерист Джамболонья создаёт своё знаменитое «Похищение сабинянок». |
1600-1700 | Эпоха искусства барокко и архитектуры барокко, известной своим величием. Смелая, драматичная и часто красочная живопись в стиле барокко (Караваджо, Рубенс, Веласкес), портреты (Ван Дейк) и скульптура (Бернини) используются как светскими монархами для утверждения абсолютизма, так и католической церковью в качестве инструмента пропаганды. Болонская школа под руководством Аннибале Карраччи. См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века, Живопись в Неаполе (1600–1700). В протестантских странах искусство барокко приобретает более приземлённый характер, как, например, в голландской живописи XVII века под руководством Яна Вермеера и Рембрандта. См. также живопись ванитас — натюрморты с моральным подтекстом. |
1648 | В Париже основана Французская Академия изящных искусств. |
1654 | Построен Тадж-Махал, памятник архитектуры Великих Моголов. См. также живопись Моголов. |
1656–1667 | Бернини проектирует грандиозную площадь перед собором Святого Петра, чтобы внушить трепет посетителям. |
1667 | Расцвет французского гобеленового искусства с основанием мануфактуры гобеленов под руководством Шарля Лебрена. |
1670-1800 | Эра американского колониального искусства в Новой Англии и Каролине. |
1700-1770 | Эпоха искусства рококо и нового дизайна интерьеров. Лёгкий, причудливый, декоративный стиль, отражающий гедонизм и упадок нравов французского двора. См. также: французское декоративное искусство (1640–1792) и французская мебель. См. также: Архитектура рококо. |
1707 | Керамист Эренфрид фон Чирнхаус и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер открывают формулу настоящего фарфора в Мейсене, Германия. |
1744 | Сэмюэлем Бейкером основан аукционный дом Sotheby’s. |
1750-1800 | Расцвет Гранд-тура и эпоха неоклассицизма. Это движение стало реакцией на легкомыслие французского двора и ознаменовало возврат к ценностям и строгому благородству классической Греции и Рима. Среди художников-неоклассицистов были живописцы Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид, скульпторы Гудон, Канова и Торвальдсен. Неоклассическая архитектура (здания, украшенные колоннами в греческом стиле и увенчанные классическими куполами) доминирует в Европе и начинает распространяться в Америке (например, здание Капитолия США). |
1764 | Екатерина Великая основывает один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж в Санкт-Петербурге. |
1766 | Джеймсом Кристи-старшим в Лондоне основан аукционный дом Christie’s. |
1768 | Основание Королевской академии художеств в Лондоне. |
1789 | Начало Французской революции. |
1793 | Открытие Лувра, одного из величайших художественных музеев мира. |
1799 | Изобретение литографии (печати с каменной плиты) австрийцем Алоизом Зенефельдером. Наполеон захватывает власть во Франции. |
1800 | Эпоха английской фигуративной живописи XVIII – XIX веков, за которой вскоре последует влиятельная английская школа пейзажной живописи. |
1800-1850 | Эпоха романтизма в искусстве, вдохновлённая героическими идеалами Французской революции. Французские романтики во главе с Эженом Делакруа. Среди других ведущих художников — Уильям Блейк, Каспар Давид Фридрих, Уильям Тёрнер, Томас Коул и Джон Констебл. |
1803 | Изобретение промышленного производства бумаги (из льняного и хлопчатобумажного тряпья) французом Николасом Луи Робером. |
1810-1840 | Немецкие художники Фридрих Овербек и Франц Пфорр основывают движение назарейцев. О стиле бидермейер, романтическом реализме и других течениях см. в статье: Немецкое искусство XIX века. |
1830 | Знаменитая картина: «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») Делакруа. |
1830-1870 | Барбизонская школа: объединение французских пейзажистов, работавших недалеко от Фонтенбло под руководством Теодора Руссо; проложила путь к импрессионизму и работе на пленэре. Среди других участников были Жан-Батист-Камиль Коро и Оноре Домье. Другие школы пейзажной пленэрной живописи появляются в Понт-Авене (Бретань) и Конкарно. О других течениях XIX века см.: От реализма к импрессионизму (1830–1900). |
1839 | Луи Дагер делает первое фото; см. также: История фотографии. |
1840 | Изобретение американцем Ричардом Марчем Хоу ротационного печатного пресса (за ним в 1846 году последовал первый машинный ротационный пресс) и производство бумаги из древесной массы. Начало викторианского искусства в Великобритании. |
1841 | Изобретение художником Джоном Рэндом складного оловянного тюбика для краски значительно упростило работу на пленэре. |
1842 | Основание Дома Фаберже в Санкт-Петербурге, известного своими пасхальными яйцами Фаберже. |
1848 | Романтическое движение прерафаэлитов, основанное Данте Габриэлем Россетти в Лондоне. |
1850-1867 | Расцвет ориентализма, школы живописи, посвящённой экзотическому Ближнему и Среднему Востоку. В её состав входили Жан-Огюст Энгр, сэр Дэвид Уилки, Эжен Фромантен. |
1850 | Возникновение реалистической живописи, прогрессивного движения в искусстве и литературе. Отвергая идеализацию, реалисты, такие как Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, стремились изобразить правду жизни, в частности, повседневные социальные сцены новой индустриальной эпохи. Реализм продолжит порождать разные варианты в XX веке. |
1855 | Гюстав Курбе пишет «Мастерскую художника» для показа на своей выставке «Павильон реализма». |
1860-1870 | Французский литограф Фирмен Жилло изобретает фотолитографию, а в 1872 году его сын — цинкографию, сочетающую фотографию с травлением. Начало движения «Искусства и ремёсла» (1862–1914), отстаиваемого Уильямом Моррисом. |
1870-1970 | Эпоха модернизма |
1860-1900 | Менее известные направления в искусстве модернизма середины-конца XIX века: Маккьяйоли — флорентийский стиль антиакадемического импрессионизма (1860–1890); Японизм, популярный в Великобритании и Франции (1875–1900); французский натурализм (Bande Noire, Бретань), вдохновлённый Эмилем Золя (1880-е – 1890-е); наивное искусство на примере Анри Руссо (1895–1940); символизм — интеллектуальная форма экспрессионистской живописи (1886–1900); «Наби» (Les Nabis) — мистическая религиозная школа декоративного искусства, которая охватывала живопись, гобелены, мозаику, веера, керамику и книжную иллюстрацию (1890-е); веризм — итальянская школа чистого реализма, возглавляемая Телемако Синьорини (1890–1900); интимизм — стиль камерной жанровой живописи, ярким представителем которого был Эдуар Вюйар (1890-е – 1900-е). |
1862-1863 | Эдуар Мане пишет «Завтрак на траве», а затем «Олимпию», что вызвало скандал в парижском Салоне. |
1869-1890 | Эра французского импрессионизма. Название, данное французским критиком Луи Леруа в 1874 году работам Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и других после просмотра картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце» на первой выставке импрессионистов. Импрессионисты сосредоточились на передаче света на открытом воздухе (пленэр), но в течение десятилетия большинство из них вернулось к работе в мастерских. Кульминация французской живописи. |
1877 | Величайший современный скульптор Франции Огюст Роден демонстрирует на выставке в Салоне «Бронзовый век». Среди более поздних работ: «Врата ада» (1880–1917), «Граждане Кале» (1884–1886). В американской архитектуре 1870-е годы ознаменовались революционным прогрессом в архитектуре небоскрёбов. |
1884 | Художник-пуантилист Жорж Сёра пишет картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», используя оптическую теорию цвета дивизионизма. 1880-е годы также ознаменовались появлением американского импрессионизма во главе с Чейзом, Робинсоном и Кассат. |
1885-1890 | Плодотворный период голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, когда появились его шедевры: «Подсолнухи» (1888 г.), «Пшеничное поле с воронами» (1890 г.), «Звёздная ночь» (1889 г.) и другие. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930). |
1885-1900 | Эпоха постимпрессионизма. Расцвет синтетизма Гогена и клуазонизма Эмиля Бернара. В Австралии расцветает Гейдельбергская школа в русле австралийского импрессионизма. В Америке в архитектуре конца XIX века растут небоскрёбы Чикагской архитектурной школы (1880–1910). В Италии открывается Венецианская биеннале (1895 г.). |
1889 | Завершение строительства Эйфелевой башни, чуда архитектуры XIX века из кованого железа. |
1890-1910 | Возникновение сецессиона и ар-нуво — двух направлений в искусстве и дизайне, которые стремились оторваться от традиций официальных академий и объединить изящные искусства (живопись, скульптуру и архитектуру) с прикладными (дизайн и декор) (см. Историю плаката, 1860–1980). Их выставки вызвали споры. Ар-нуво проявился в изобразительном искусстве, архитектуре, мебели, ювелирном искусстве и стекле. Первым из движений сецессионов был Мюнхенский сецессион в 1892 году, за ним последовали Венский сецессион (1897) и Берлинский сецессион (1898). |
1900-1930 | Классическое возрождение в современном искусстве в ответ на натурализм импрессионистов. |
1900 | Возникновение экспрессионизма. Художественная школа и стиль экспрессионизма начинаются с Ван Гога (умершего в 1890 году), включают Эдварда Мунка (например, «Крик», 1893) и движение французского фовизма (1898–1908) под руководством Анри Матисса; ещё один яркий представитель — парижский и итальянский художник Амедео Модильяни. Немецкий экспрессионизм, крупное ответвление, включает движение «Мост» (Die Brücke, 1905–1913), основанное Карлом Шмидт-Ротлуффом и Эрнстом Людвигом Кирхнером, — влиятельную группу экспрессионистов, базировавшуюся в Дрездене. Экспрессионистская группа «Синий всадник» (Der Blaue Reiter, 1909–1914) была основана в Мюнхене уроженцем России Василием Кандинским. «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit), группа немецких экспрессионистов 1920-х годов, возглавляемая художниками Отто Диксом и Максом Бекманном. Стили примитивизма возникают в Западной Европе. |
1900–1907 | Ранняя карьера Пабло Пикассо характеризуется его «голубым» периодом (около 1901–1904), «розовым» периодом (1905–1907) и африканским периодом (около 1907). Во время последнего он создал «Авиньонских девиц» (Les Demoiselles d’Avignon, 1907), знаковую картину в развитии современного искусства, которая обозначила радикальный отход от художественных идей предшествующих эпох и возвестила о приходе нового художественного движения (кубизма), а также рождении современного абстрактного искусства. |
1908-1913 | Основание школы «Мусорного ведра» (Ashcan School). В неё вошло небольшое количество художников, которые документировали повседневную жизнь Нью-Йорка в предвоенный период, создавая реалистичные и неприукрашенные картины и офорты городских пейзажей и жанровых сцен. |
1913 | Арсенальная выставка, крупная выставка современного искусства, проходит в Америке. |
1908-1914 | Пикассо объединяется с Жоржем Браком, чтобы основать революционное художественное движение под названием кубизм (оспаривающее традиционные идеи перспективы и формы), которое проявляется в 3 этапа: протокубизм (около 1908–1909), аналитический кубизм (около 1909–1912), синтетический кубизм (ок. 1912–1919). Среди других ведущих художников-кубистов — Хуан Грис и Фернан Леже. |
1914-1918 | Хаос Первой мировой войны и Октябрьской революции в России (1917 г.) разрушили многие традиционные представления в мире живописи и скульптуры, что привело к появлению множества авангардных движений. К ним относятся: футуризм (1909–1915), который пропагандировал поклонение машинам и современности; орфизм (орфический кубизм или симультанизм) (1910–1913), основанный французским художником Робером Делоне и исследовавший цветовые явления; лучизм (1912–1913), русский стиль живописи, изобретённый Михаилом Ларионовым; вортицизм (1913–1915) — первый британский стиль, воплотивший идеи кубизма; дадаизм (1916–1924), шокировавший банальными образами; супрематизм (1913–1920-е) — движение русского абстрактного искусства под руководством Натальи Гончаровой и Казимира Малевича; конструктивизм (1917–1921) — русский авангардный архитектурный стиль; школа дизайна Баухаус (1919–1933), основанная Вальтером Гропиусом; Де Стейл (1917–1931) — влиятельная голландская «школа» геометрического дизайна под руководством Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана, также известная как неопластицизм. |
1925-1935 | В Америке эпоха прецизионизма, ярким представителем которого был Эдвард Хоппер (1882–1967). Кроме того, другой стиль, известный как социальный реализм, изображал повседневные невзгоды эпохи Великой депрессии. Наиболее известные художники этого направления — Бен Шан, Джек Левин и Джейкоб Лоуренс: все они находились под сильным влиянием более ранней школы «Мусорного ведра». |
1925 | В Европе набирает обороты сюрреализм — движение, возникшее из дадаизма под влиянием кубизма, психоанализа Фрейда и коммунистической философии, целью которого было объединение сна и реальности для создания «сверхреальности». Под руководством Андре Бретона его основными представителями были Сальвадор Дали, Жоан Миро и Рене Магритт. Параллельным движением был магический реализм, картины которого привязаны к повседневной реальности, но с оттенком фантазии. Название было придумано немецким искусствоведом Францем Ро в 1925 году и впервые появилось в книге «Nach Expressionismus: Magischer Realismus». Биоморфная абстракция также процветала в 30-е годы. |
1920-1940 | Расцвет ар-деко — стиля в дизайне мебели, украшений, текстиля и предметов интерьера. Этот термин был образован от названия парижской выставки Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. |
1928-1935 | Период социалистического реализма, официального художественного метода, учреждённого Иосифом Сталиным в эпоху форсированной индустриализации в Советском Союзе. |
1936-1945 | Хаос и война подрывают первенство Парижа как мирового центра искусства, и этот статус вскоре переходит к Нью-Йорку. В Лондоне (1938) группа художников-модернистов левого толка основывает школу Юстон-Роуд, пропагандируя реалистичное изображение традиционных сюжетов, чтобы сделать искусство более понятным и социально значимым. |
1937 | Пабло Пикассо пишет свой монументальный монохромный шедевр «Герника». |
1940-1960 | Нью-Йорк превосходит Париж в качестве центра искусства, абстрактный экспрессионизм становится доминирующим новым стилем. Абстрактная экспрессионистская живопись представлена такими художниками, как Джексон Поллок, его жена Ли Краснер и Виллем де Кунинг, а также представителями живописи цветового поля, такими как Марк Ротко и Клиффорд Стилл. В Европе этот тип искусства, предвосхитивший неоэкспрессионизм, был сосредоточен на теме изоляции человека, как в работах Альберто Джакометти и Фрэнсиса Бэкона («Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса»). Также появились другие движения, такие как спациализм (Италия), предшествовавшие более поздним перформансам и ленд-арту. В 40-е и 50-е годы появилась Вторая чикагская архитектурная школа. В Европе в 50-е годы процветает информель, а также кинетическое искусство и новый реализм. |
1960-1970 | Эпоха поп-арта, лидерами которого были Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг. В рамках антихудожественного подхода поп-арт использовал образы массовой культуры, придавая обыденным предметам статус произведения искусства. В Италии появляется арте повера («бедное искусство»). 60-е годы также стали свидетелями подъёма фотореализма (он же гиперреализм), формы скрупулёзного реализма, представителями которого были Ричард Эстес (уличные сцены с тщательно проработанными отражениями в окнах) и Чак Клоуз (портреты). Минимализм возникает в 1960-х годах, как и современная британская живопись. |
1970-настоящее время | Эпоха постмодернизма |
Примерно с этого момента модернизм (ок. 1860–1970) уступает место направлению, которое искусствоведы называют «постмодернизмом» или «современным актуальным искусством». Модернизм утверждал верховенство определённых стилей и интерпретаций реальности, как правило, расходившихся с академической традицией. В противоположность этому, движения постмодернизма отказываются от идеи превосходства одного стиля над другим, провозглашая эклектичность и иронию. Таким образом, постмодернизм часто интерпретируется как торжество стиля над содержанием. Постмодернистское искусство обычно использует новые медиа и материалы, подчёркивает важность «коммуникации» художника с аудиторией и пытается по-новому ответить на главный вопрос: «Что такое искусство?». Многое из этого отражено в таких формах современного искусства, как концептуализм, инсталляция, видео-арт, перформанс и хэппенинг, а также в работах Дэмиена Хёрста (см., например, «Молодые британские художники»), Гилберта и Джорджа, энвайронмент-художников Христо и Жанны-Клод и инсталлятора Спенсера Туника. Заслуживает внимания также постмодернистская архитектура XX века, например деконструктивизм и блобитектура. Хотя эфемерный характер современного актуального искусства соответствует глобальной тенденции к мгновенному потреблению, остаётся открытым вопрос: сохранятся ли имена сегодняшних художников в истории через 50, 100 или 500 лет? И если нет, как это повлияет на теорию и практику искусства XXI века? Чарльз Саатчи, известный своей выставкой циничного реализма и других современных китайских стилей, является одним из крупнейших коллекционеров, твёрдо верящих в значимость постмодернистского искусства. | |
2000-2010 | Рост цифрового искусства, такого как печать жикле. Повсеместное распространение компьютерной графики. Китайские коллекционеры становятся намного более активными, поскольку Китай превращается в экономическую сверхдержаву. |
2004 | Цены на предметы искусства выходят на новый, невиданный ранее уровень. «Мальчик с трубкой» (1905) Пабло Пикассо продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 104,2 миллиона долларов, что делает его самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. |
2008 | «Триптих» (1976) Фрэнсиса Бэкона продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 86,3 миллиона долларов, став самым дорогим послевоенным произведением искусства, проданным на аукционе, и самой дорогой работой ирландского художника. В том же году Дэмиен Хёрст, один из ведущих современных художников, продаёт работы на сумму 111 миллионов фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в Лондоне. |
2009 | В то время как цены на современное искусство резко идут вниз, шелкография Уорхола 1963 года «Восемь Элвисов» уходит анонимному покупателю за 100 миллионов долларов. |
2010 | Скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек I» продаётся за 104,5 миллиона долларов. |
2011 | Rhein II («Рейн II», 1999), минималистичная фотография Андреаса Гурски, ставит мировой рекорд для фото в 4,3 миллиона долларов. |
2015 | Пикассо становится самым дорогим художником XX века, когда его картина в стиле кубизм, Les Femmes d’Alger («Алжирские женщины», 1955), была продана на Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 179 миллионов долларов. Дополнительную информацию см. в статье: 10 самых дорогих картин. |
2017 | Наконец, интерес к «старым мастерам» достигает апогея в 2017 году, когда работа «Salvator Mundi» («Спаситель мира»), авторство которой приписывается Леонардо да Винчи, была приобретена саудовским принцем за немыслимые 450 миллионов долларов США. Как скоро будет побит этот рекорд? |
- История искусства — Вопросы и ответы
- Каталог коллекции искусства Германа Геринга опубликован в Интернете
- Состоялось празднование 180-летия со дня рождения П.М. Третьякова
- Постмодернизм
- Концептуализм и постмодернизм
- История современного искусства
- Первая персональная выставка Андрея Мамаева в родном Санкт-Петербурге
- Образовательная программа «КЛЮЧИ К СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ» открывает II сезон
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?