Хронология истории искусства читать ~21 мин.
Эволюция визуального искусства (2,5 млн лет до н.э. по настоящее время)
Вот избранный список всех основных периодов истории искусства, начиная с раннего каменного века. Даты указаны приблизительно. Включая детали декоративно-прикладного искусства из доисторических времён, классической античности, тёмных веков, средневековья и эпохи Возрождения, а также модернистских и постмодернистских движений, временная шкала включает: стили живописи, а также скульптуры и архитектуры, а также художественные школы декоративного и интерьерного дизайна, а также разнообразные формы современного творческого самовыражения ХХ века. Здесь также перечислены имена некоторых крупных художников. Подробную информацию об архитектурных хронологиях ищите в истории архитектуры. История и хронология культур Восточной Азии: Хронология китайского искусства. (с 18 000 лет до н.э.).
2,5 млн лет до н.э. до 800 г. до н.э. | Доисторические временаДля получения хронологического списка важных дат, касающихся доисторического искусства и культуры, от эпохи нижнего палеолита, эпохи плиоцена, плюс средний и верхний палеолит, эпохи плейстоцена, а также мезолита и неолита, эпохи голоцена, а также эпохи бронзы и железа, см. Хронологию доисторического искусства. Она содержит детали самой ранней цивилизации и бесчисленные образцы искусства каменного века, такие как петроглифы (наскальные рисунки), купулы (чашеобразные полости в скалах), наскальную живопись и знаменитые статуэтки Венеры. Также она содержит даты древнего искусства из Египетской (c.2500 до н.э.), Минойской (c.2000 до н.э.) и Микенской (c.1000 до н.э.) цивилизаций. Синопсис самых ранних картин и скульптур см.: Древнее искусство каменного века: 100 ранних произведений искусства. |
800 г. до н.э. – 400 г. н.э. | Искусство классической античности |
800 – 323 г. до н.э. | Эпоха греческого искусства. (Фрески, древняя керамика, энкаустика, скульптура, роспись) Общее руководство, см.: Греческая скульптура. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, см: Дедалический (650-600), Архаический (600-500) стили; Ранняя классика (500-450), Высокая классика (450-400), Поздняя классика (400-323), Эллинистический период (323-327). Об архитектурных проектах см.: Греческая архитектура. |
750 г. до н.э. | Основание Древнего Рима. Правят этрусские короли. |
700 – 500 г. до н.э. | Этрусская цивилизация. |
750 г. до н.э. | Первое использование греческого алфавита. |
539 г. до н.э. | Древние персы завоёвывают Месопотамию (см.: Месопотамское искусство) и строят Персеполис. |
535 г. до н.э. | Высшая точка греческой черно-фигурной керамической посуды. Вскоре последовала красно-фигурная. |
500 г. до н.э. | Демократия в Афинах. Начало кельтского стиля латенского искусства. Основывается Римская республика. |
450 г. до н.э. | Греческий скульптор Поликлет создаёт статую Дорифор. Появляется Китайская живопись. |
447 г. до н.э. | Начало строительства Парфенона. Завершён в 432 г. |
450 г. до н.э. | Известная греческая бронзовая скульптура: Метатель диска (автор Мирон). |
400 г. до н.э. | Известные этрусские произведения: Капитолийский волк и Химера Ареццо. |
350 г. до н.э. | Греческий скульптор Пракситель создаёт Афродиту Книдскую и Гермеса. |
340 г. до н.э. | Знаменитая греческая скульптура: Мальчик с Антикиферы. |
323 г. до н.э. | Смерть Александра Македонского. Появление Эллинистического искусства (323-30 гг. до н.э.) |
300 г. до н.э. – 400 г. н.э. | Эпоха римского искусства, появившегося под сильным влиянием эллинистической (греческой) живописи и скульптуры. |
246 – 208 г. до н.э. | Создание воинов китайской терракотовой армии. |
232 г. до н.э. | Известная греческая скульптура: Умирающая Галлия. |
206 г. до н.э. | Начало искусства китайской династии Хань, которая произвела первый китайский фарфор. Начало наскального искусства в Аджанте, Индия – см. Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.). |
166-156 гг. до н.э. | Известный греческий скульптурный фриз: Пергамский алтарь Зевса. Высшая точка пергамской школы эллинистической скульптуры в Анатолии. |
150 г. до н.э. | Известная греческая статуя: Венера Милосская (работы Александроса Антиохийского). |
50 г. до н.э. | Начало изготовления портретов фаюмских мумий. Оно продолжались примерно до 250 г. н.э. |
42 г. до н.э. | Известная греческая скульптура: Лаокоон (скульпторы Хагесандр, Полидор, Афинодор). |
27 г. до н.э. | Начало Римской империи. См. Также: Римская архитектура. |
9 г. до н.э. | Завершение постройки монумента Ара Пацис Августа. |
79 г. н.э. | Везувий извергается, разрушая Помпеи. |
113 | Знаменитый памятник римской рельефной скульптуры, колонна Траяна. |
200–320 | Христианские фрески в катакомбах Рима; раннехристианская скульптура на саркофагах; Раннее христианское искусство получает более широкое распространение после 313 г. Период Позднеримского искусства. |
329 | Миланский эдикт узаконивает христианство. Первое увиденное Библейское искусство. |
395 | Завершение строительства Базилики Святого Петра в Риме (оригинальное здание). Евангелия от Гарима составлены в Эфиопии. |
410-450 | Римская империя официально делится на Запад (Рим / Равенна) и Восток (Византия). Падение Рима в результате неоднократных вторжений вестготов и вандалов. |
450-1050 | Период тёмных веков |
500–1200 | Начало Средневекового искусства (ок. 450–1450). Также появляется Византийское искусство. Расцветают панно, православная Иконопись и Мозаичное искусство. Например: Мозаики Равенны. |
532-537 | Собор Святой Софии построен в Константинополе. См.: Византийская архитектура. |
550-800 | Кельтские и саксонские Иллюминированные евангельские рукописи. Катах Колмиллы (560 г. н.э.), Книга Дарроу (670 г.), Келлская книга (около 800 г.). |
700-750 | Масла (например ореховое, льняное) впервые используются для масляно-смоляных лаков, а также для росписи по камню и стеклу. |
700-900 | Ранние формы фарфоровой керамики появляются в Китае в эпоху искусства династии Тан. Для получения дополнительной информации о хронологии см.: Хронология гончарного дела. |
780-900 | Средневековые христианские произведения искусства появляются в предроманскую эпоху Каролингского Возрождения при Карле Великом I, Отто I. Византийское искусство сочетается с западно-христианскими темами, появляются иллюминированные библейские тексты. |
Европейское возрождение | |
800-900 | Каролингское искусство процветает с 750 по 900 год. Карл Великий строит знаменитую Палатинскую капеллу в Ахене. |
1000 | Оттоновское искусство процветает в 900–1000 годах. См. Также: Немецкое средневековое искусство (800-1250). Начало иллюминации средневековых рукописей с изображениями, относящимися к романскому искусству. |
1017-1029 | Индуистский храм Кандария Махадева (Кхаджурахо) построен в Мадхья-Прадеше, Индия. |
1050–1150 | Расцвет Романской архитектуры. Религиозные фрески, витражи. Соборы, построенные в Ангулеме, Эссене, Майнце, Вормсе и Пизе, а также церковь аббатства Клюни. |
1080 | Гобелены из Байе, самое известное производство гобеленов, созданных по заказу епископа Одо. |
1115-1145 | Кхмерский храм Ангкор-Ват в Камбодже. Начало золотого века искусства Мосана, территория современной Бельгии. |
1140–1450 | Эпоха Готического искусства и Готической архитектуры. Спроектировано множество Готических соборов: Сен-Дени (1140 г.), Нотр-Дам (1160 г.), Шартр (1194 г.), Реймс (1211 г.), Кентербери (1100 г.), Вестминстерское аббатство (1245 г.), Кёльн. Соборы с остроконечными арками, летающие контрфорсы, огромные витражи. |
1250–1400 | Новые панно (темпера на дереве) и иллюстрированные тексты (непрозрачная краска на пергаменте). Масляными красками впервые стали рисовать на деревянных панно. |
1303-1310 | Эпоха искусства и архитектуры Проторенессанса под влиянием Интернационального готического стиля. Джотто пишет фрески капеллы Скровеньи в Падуе. |
1333-1400 | Живопись тушью, Дзен, доминирует в японском искусстве. |
1368–1644 | Эпоха искусства династии Мин в Китае. |
1346-1350 | «Чёрная смерть» – бубонная чума убивает треть населения Европы. |
1400-1530 | Ренессанс начинается на севере Италии, известный как «Северное Возрождение» |
1400-1490 | Итальянский ранний ренессанс. Тремя основными центрами итальянского Возрождения были Флоренция, Рим и Венеция. Итальянский ренессанс был первым крупным выражением Классицизма в мировом искусстве. |
1426-1436 | Флорентийский собор, Брунеллески и эпоха Возрождения. Прочитайте также о появлении новых идей флорентийского Возрождения в линейной перспективе, гуманизме и мужской обнажённой натуре. |
1444 | Легендарный бронзовый Давид, исполненный скульптором Донателло, величайшим из скульпторов раннего Возрождения. |
1485 | Известная мифологическая картина: «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. |
1490 | Знаменитый пример линейной перспективы: «Оплакивание мёртвого Христа» Мантеньи. |
1490-1530 | Высокий ренессанс – расцвет эпохи итальянского Возрождения |
1495 | Первый шедевр живописи высокого Возрождения: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. |
1501–1504 | Кульминация итальянской скульптуры эпохи Возрождения: Микеланджело создаёт статую Давида во Флоренции. |
1503–1506 | Леонардо пишет Мону Лизу, одну из величайших картин эпохи Возрождения и, возможно, всех времен. |
1506 | Музеи Ватикана открываются выставкой скульптуры Лаокоона и его сыновей. Начинаются работы по перепланировке и перестройке базилики Святого Петра в Риме. |
1508-1512 | Микеланджело пишет Бытие из Ветхого Завета и другие фрески Сикстинской капеллы. |
1509-1513 | Рафаэль работает над картинами для папских покоев. |
Северное ВозрождениеРазличия в климате, религии, географии и культуре между Италией и Северной Европой приводят к различиям в том, как Ренессанс развивается к северу от Италии. | |
1430-1580 | Фландрия и Голландия. Технические усовершенствования масляных красок ускоряют их внедрение голландскими старыми мастерами. Затем эта техника распространилась в Италии, где её переняли Леонардо да Винчи и другие. |
1432 | Золотой век фламандской живописи: Ян Ван Эйк пишет Гентский алтарь. |
1433-1434 | Ян Ван Эйк пишет шедевры: Свадьба Арнольфини, Мужчина в красном тюрбане. |
1435-1440 | Известная картина: «Снятие с креста» Роджера Ван дер Вейдена. |
1500-1510 | Моралистские фантастические картины Иеронима Босха. (Например, Сад земных наслаждений). См. «Искусство Возрождения Нидерландов» (1430-1580). |
1450-1550 | Германия |
1450 | Изобретение ротационного печатного станка немцем Иоганном Гутенбергом, наряду с масляными чернилами, металлическими призматическими матрицами, штампами для печати, формами для шрифтов и функциональным металлическим сплавом для формования шрифта. Удивительно, но лишь незначительные улучшения были внесены в дизайн печатной машины Гутенберга примерно до 1800 года. Высшая точка Кёльнской школы под руководством Стефана Лохнера. |
1490-1520 | Тильман Рименшнайдер создаёт величайшую деревянную скульптуру Немецкого готического искусства. |
1500-1520 | Альбрехт Дюрер, величайший художник и гравёр Северного Возрождения, достигает своих наивысших успехов. |
1517 | Мартин Лютер начинает Реформацию. См. Искусство немецкого Возрождения (1430-1580), а также: Архитектура эпохи Возрождения. |
1530–1600 | Эра Маньеризма. Золотой век Венецианской живописи с Джорджоне, Тицианом, Тинторетто и Веронезе. См.: Венецианские алтари и запрестольные образы (1500-1600). Тициан и венецианская цветная живопись. Также это эпоха школы Фонтенбло во Франции при Франциске I (1494-1547). |
1534-1541 | Микеланджело пишет масштабную библейскую фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле. |
1545 | Тридентский собор: Церковь в Риме запускает Контрреформацию. Изобразительное искусство и архитектура используются католической религией для повышения своего авторитета и общественной привлекательности. |
1550 | Выдающийся искусствовед эпохи Возрождения Джорджо Вазари издаёт свои «Жизни художников». |
1561 | Основание Академии художеств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno) – первой официальной школы рисунка в Европе, продвигающей то, что сейчас называется академическим искусством. |
1577 | Греческий маньерист Эль Греко только что зарекомендовал себя в Испании как важный религиозный художник. |
1580 | Основание Академии художеств в Риме (Accademia di San Luca). |
1581 | Основание галереи Уффици во Флоренции. |
1583 | Скульптор-маньерист Джамболонья создаёт своё знаменитое «Похищение сабинянок». |
1600-1700 | Эпоха искусства Барокко и архитектуры в стиле Барокко, известного своим величием. Смелая драматическая и часто красочная живопись в стиле барокко (Караваджо, Рубенс, Веласкес) и портреты (Ван Дейк), а также скульптура Бернини используются светскими правителями чтобы поддержать свой абсолютизм и католической церковью как форма пропаганды. Болонская школа под руководством Аннибале Карраччи. См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17 века, Живопись в Неаполе (1600-1700). Искусство барокко в протестантских странах принимает более приземлённый стиль: почитайте о школе Голландской живописи 17 века под руководством Яна Вермеера и Рембрандта. Смотрите также живопись Ванитас – натюрморты с моральным посланием. |
1648 | В Париже основана Французская Академия изящных искусств. |
1654 | Построено здание Тадж-Махала, памятник архитектуры Великих Моголов. См. также живопись Моголов. |
1656–1667 | Бернини проектирует грандиозные подходы к собору Святого Петра, чтобы внушить ужас посетителям. |
1667 | Расцвет французского гобеленового искусства с основанием фабрики гобеленов под руководством Шарля Лебрюна. |
1670-1800 | Эра Американского колониального искусства, Новая Англия и Каролина. |
1700-1770 | Эпоха искусства Рококо и новый дизайн интерьеров. Лёгкий, причудливый, декоративный стиль, отражающий декаданс французских королей. См. также: французское Декоративное искусство (1640-1792) и французская Мебель. См. также: Архитектура рококо. |
1707 | Керамист Эренфрид фон Чирнхаус и алхимик Иоганн Фридрих Боттгер открывают формулу истинной фарфоровой керамики в Мейсене, Германия (с использованием полевого шпата). |
1744 | Сэмюэлем Бейкером создан фонд арт-аукционистов Sotheby’s. |
1750-1800 | Высшая точка Гранд-тура и эпохи Неоклассицизма – реакция на легкомыслие французского двора. Это поспособствовало возвращению к ценностям и непоколебимому благородству классической Греции и Рима. Среди художников-неоклассиков были художники Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид, скульпторы Гудон, Канова и Торвальдсен. Неоклассическая архитектура (здания, украшенные колоннами в греческом стиле и увенчанные классическими куполами эпохи Возрождения) доминирует в Европе и уже начала распространяться в Америке (например, здание Капитолия США). |
1764 | Екатерина Великая основывает один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж в Санкт-Петербурге. |
1766 г. | Фонд арт-аукционистов Christie’s создан в Лондоне Джеймсом Кристи Старшим. |
1768 | Основание Королевской академии художеств в Лондоне. |
1789 г. | Начало Французской революции. |
1793 | Открытие Лувра, одного из величайших художественных музеев мира. |
1799 | Изобретение литографии (с использованием матрицы из мелкозернистого известняка) австрийским печатником Алоисом Сенефельдером. Наполеон захватывает власть во Франции. |
1800 | Времена Английской Фигуративной живописи 18-19 веков, за которой вскоре последует влиятельная английская школа Пейзажной живописи. |
1800-1850 | Эпоха Романтизма в искусстве, вдохновлённая героическими идеалами Французской революции. Французские романтики во главе с Эженом Делакруа. Среди других ведущих художников были Уильям Блейк, Каспар Дэвид Фридрих, Джордж Тёрнер, Томас Коул и Джон Констебл. |
1803 г. | Изобретение промышленного производства бумаги (из льняной и хлопчатобумажной тряпки) французом Николасом Луи Робером. |
1810-1840 гг. | Немецкие художники Фридрих Овербек и Франц Пфорр образуют движение Назареев (иудействующих христиан). О стиле Бидермейер в романтическом реализме и многом другом см.: Немецкое искусство, XIX век. |
1830 г. | Знаменитая картина: «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») Делакруа. |
1830-1870 гг. | Барбизонская школа: школа французских пейзажистов, работавщих недалеко от Фонтенбло под руководством Теодора Руссо; проложила путь к импрессионизму, последнему движению в жанре пленэрной живописи. Среди других участников были Жан-Батист-Камиль Коро и Оноре Домье. Другие школы пейзажной пленэрной живописи появляются в Пон-Авене (Бретань) и Конкарно. О других течениях 19-го века см: от Реализма к Импрессионизму (1830-1900). |
1839 г. | Луи Дагер делает первое фото; см. также: История фотографии. |
1840 г. | Изобретение американцем Ричардом Марчем Хоу вращающегося перевёртывающего пресса (за ним в 1846 году последовал первый машинный ротационный пресс) и производство бумаги из древесной массы. Начало Викторианского искусства в Великобритании. |
1841 г. | Складная оловянная туба с краской, изобретённая художником Джоном Рэндом, повышает эффективность пленэрной живописи. |
1842 г. | Основание Дома Фаберже в Санкт-Петербурге известного своими пасхальными яйцами Фаберже. |
1848 г. | Романтическое движение Прерафаэлитов, основанное Данте Габриэлем Россетти, Лондон. |
1850-1867 гг. | Высшая точка Ориентализма, школы живописи, посвящённой экзотическому Ближнему и Среднему Востоку. В её состав входили: Жан-Огюст Энгр, сэр Дэвид Уилки, Юджин Фромантен. |
1850 г. | Возникновение Реалистической живописи, прогрессивного движения в искусстве и литературе. Отвергая идеал, реалисты, такие как Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе, стремились изобразить истину жизни: в частности, повседневные социальные сцены новой индустриальной эпохи. Реализм продолжит порождать разные варианты в 20 веке. |
1855 г. | Гюстав Курбе пишет «Мастерскую художника» для показа на своей выставке «Реализм». |
1860-1870 гг. | Французский литограф Фирмен Жилло изобретает фотолитографию, а в 1872 году его сын – цинкографию, сочетающую фотографию с травлением. Начало движения Декоративно-прикладного искусства (1862–1914), отстаиваемого Уильямом Моррисом. |
1870-1970 | Эпоха Современного искусства |
1860-1900 гг. | Менее известные направления Современного искусства середины-конца 19 века: Маккьяйоли – флорентийский стиль антиакадемического импрессионизма (1860-1890); Японизм, популярный в Великобритании и Франции (1875-1900); Французский натурализм (Bande Noire, Бретань), вдохновлённый Эмилем Золя (1880–1890-е); Наивное искусство на примере Анри Руссо (1895-1940); Символизм – интеллектуальная форма экспрессионистской живописи (1886-1900); Наби (Les Nabis), мистическая религиозная школа декоративного искусства, которая охватывала живопись, гобелены, мозаику, вееры, керамику и книжную иллюстрацию (1890-е годы); Верисмо – итальянская школа чистого реализма, возглавляемая Телемако Синьорини (1890-1900); Интимизм, стиль интимной жанровой живописи, примером которого являются работы Эдуарда Вюйара (1890-1900-е). |
1862-1863 гг. | Эдуард Мане пишет «Завтрак на траве», а затем «Олимпию» в стиле Гойи (как «Обнажённая маха» 1800), что вызвало скандал на французском салоне. |
1869-1890 | Эра французского Импрессионизма. Название, данное французским критиком Луи Леруа в 1874 году работам Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и других, после просмотра картины Моне «Впечатление: восход солнца» на первом шоу импрессионистов. Импрессионисты сосредоточились на изображении наружного света, но в течение десяти лет большинство из них обратилось к рисованию в помещении или в мастерской. Кульминация Французской живописи. |
1877 г. | Величайший современный скульптор Франции Огюст Роден демонстрирует на выставке в Салоне «Бронзовый век». Среди более поздних работ: «Врата ада» (1880–1917), «Бюргеры Кале» (1884–1886). В Американской архитектуре 1870-е годы ознаменовались революционным прогрессом в архитектуре Небоскрёбов. |
1884 г. | Художник пуантилист-неоимпрессионист Жорж Сёра создаёт Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт используя оптическую цветовую теорию Дивизионизма. 1880-е годы также ознаменовались появлением Американского импрессионизма во главе с Чейзом, Робинсоном и Кассат. |
1885-1890 гг. | Плодотворный период голландского экспрессиониста Винсента Ван Гога, когда появились его шедевры: «Ваза с двенадцатью подсолнухами» (1888 г.), «Пшеничное поле с воронами» (1890 г.), «Звёздная ночь» (1889 г.) и другие. Смотрите также: История экспрессионистской живописи (c.1880-1930) |
1885-1900 | Эпоха Постимпрессионизма. Высшая точка Синтетизма Гогена и Клуазонизма Эмиля Бернара. В Австралии расцветает Школа Гейдельберга в стиле Австралийского импрессионизма. В Америке в Архитектуре конца 19-го века растут небоскрёбы Чикагской архитектурной школы (1880-1910). В Италии открывается Венецианская биеннале (1895 г.). |
1889 г. | Завершение строительства Эйфелевой башни, чуда архитектуры XIX века из кованого железа. |
1890-1910 | Возникновение Сецессиона и Ар-нуво, двух направлений в искусстве и дизайне, которые стремились оторваться от традиций официальных академий и объединить изобразительное искусство живописи, скульптуры и архитектуры с прикладным искусством дизайна и декора (см. Историю плаката 1860-1980). Их выставки вызвали споры. Модерн коснулся изобразительного искусства, архитектуры, мебели, ювелирного искусства и стекла. Первым из движений сецессионов был Мюнхенский сецессион в 1892 году, за ним последовали Венский сецессион (1897) и Берлинский сецессион (1898). |
1900-1930 | Классическое Возрождение в современном искусстве, в ответ на натурализм импрессионистов. |
1900 г. | Возникновение Экспрессионизма. Художественная школа и стиль экспрессионизма начинается с Ван Гога (покинувшего мир в 1890-м), включает Эдварда Мунка (например, «Крик», 1893) и движение французского Фовизма (1898–1908) под руководством Анри Матисса; ещё один яркий представитель – парижский и итальянский художник Амедео Модильяни. Немецкий экспрессионизм, крупное ответвление, например, движение Мост (Die Brucke) (1905-1913), основанный Карлом Шмидт-Ротлуффом и Эрнстом Людвигом Кирхнером, был влиятельной группой экспрессионистов, базирующейся в Дрездене. Экспрессионистская группа «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) (1909–1914) была основана в Мюнхене, на родине авангарда уроженцем России Василием Кандинским. Новая объективность (Die Neue Sachlichkeit), группа немецких экспрессионистов 1920-х годов, возглавляемая художниками Отто Диксом и Максом Бекманном. Стили Примитивизм и Первобытное искусство возникают на Западе Европы. |
1900–1907 | Ранняя карьера Пабло Пикассо характеризуется его «Голубым» периодом (около 1901–1904), периодом Роз (1905–1907), Африканским периодом (около 1907). Во время последнего он создал «Авиньонские девицы» (Les Demoiselles d’Avignon 1907), знаковую картину в развитии современного искусства, которая обозначила радикальный отход от художественных идей предшествующих эпох и возвестила о приходе нового художественного движения (кубизма), а также рождении современного абстрактного искусства. |
1908-1913 гг. | Основание школы Ашкан. В её состав вошло небольшое количество художников, которые вели хронику повседневной жизни Нью-Йорка в предвоенный период, создавая реалистичные и неприукрашающие действительность картины и офорты городских пейзажей и жанровых сцен. |
1913 г. | Армори шоу, крупная выставка современного искусства, проходит в Америке. |
1908-1914 гг. | Пикассо объединяется с Жоржем Браком, чтобы основать революционное художественное движение под названием Кубизм (оспаривающее традиционные идеи перспективы и формы), которое проявляется в 3 этапа: Прототип кубизма (около 1908-1909), Аналитический кубизм (около 1909-1912), Синтетический Кубизм (ок. 1912-19). Среди других ведущих художников-кубистов – Хуан Грис и Фернан Леже. |
1914-1918 гг. | Хаос Первой мировой войны и Русской октябрьской революции (1917 г.) разрушил многие традиционные идеи в мире живописи и скульптуры, что привело к появлению множества авангардных движений. К ним относятся: Футуризм (1909-1915), который пропагандировал поклонение машинам и современности; Орфизм (орфический кубизм или Симултанизм) (1910-1913), основанный французским художником Робером Делоне, который исследовал явления цвета, наблюдаемые в природе; Лучизм (1912-1913), русский стиль живописи, в котором преобладают живописные «лучи света», изобретённый Михаилом Ларионовым, Вортицизм (1913-15) – первый британский стиль, в котором воплощены идеи кубизма; Дада (1916-1924), шокировавший банальными образами; Супрематизм (1913-1920-е) – движение русского абстрактного искусства под руководством Натальи Гончаровой и Казимира Малевича; Конструктивизм (1917-1921) – русский авангардный архитектурный стиль; школа дизайна Баухаус (1919-1933) основанная Вальтером Гропиусом (1883-1969); Де Стейл (1917-1931), влиятельная голландская «школа» геометрического дизайна под руководством Тео Ван Дусбурга и Пита Мондриана, также известная как Неопластизм. |
1925-1935 гг. | В Америке эпоха Нового Реализма в лице Эдварда Хоппера (1882-1967). Кроме того, другой стиль известный как Соцреализм, изображает повседневные невзгоды эпохи депрессии. Наиболее известными социалистами-реалистами являются Бен Шан, Джек Левин и Джейкоб Лоуренс: все они находились под сильным влиянием более ранней школы Ашкан из Нью-Йорка. |
1925 г. | В Европе набирает обороты Сюрреализм – движение, возникшее из кубизма, дадаизма, Фрейда и коммунистической философии, имевшее целью переплести сознательное с бессознательным для создания «сверхреальности». Под руководством Андре Бретона её основными представителями были Сальвадор Дали, Хуан Миро и Рене Магритт. Параллельным движением в искусстве сюрреализма был Магический реализм, картины которого привязаны к повседневной реальности, но с оттенком фэнтези. Название было придумано немецким историком искусства и критиком Францем Ро в 1925 году и впервые появилось в книге под названием Nach Expressionismus: Magischer Realismus. Биоморфная абстракция также процветала в 30-е годы. |
1920-1940 | Высшая точка Ар-деко – стиля дизайна мебели, украшений, текстиля и предметов интерьера. Этот термин был создан из названия основополагающей выставки дизайна в Париже Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes. |
1928-1935 гг. | Период Социалистического реализма, это форма публичного пропагандистского искусства, учреждённая Иосифом Сталиным в эпоху форсированной индустриализации в Советском Союзе. |
1936-1945 гг. | Хаос и война подрывают первенство Парижа как мирового центра искусства и это название вскоре переходит к Нью-Йорку. В Лондоне (1938) группа художников-модернистов левого толка основывает The Euston Road School, пропагандируя реалистичное изображение традиционных предметов, чтобы сделать искусство более понятным и социально значимым. |
1937 г. | Пабло Пикассо пишет свой монументальный монохромный шедевр «Герника». |
1940-1960 | Нью-Йорк превосходит Париж как центр искусства, Абстрактный экспрессионизм становится доминирующим новым стилем. Абстрактная экспрессионистская живопись представлена художниками, такими как: Джексон Поллок, его жена Ли Краснер и Виллем Де Кунинг, а также художниками цветового поля, такими как Марк Ротко и Клиффорд Стилл. В Европе этот тип Неоэкспрессионизма был сосредоточен на изоляции человека, как и в работах Джакометти и Фрэнсиса Бэкона (Этюд по портрету Папы Иннокентия X Веласкеса). Также появились другие гиперсовременные движения, такие как Пространство (Италия), которые предшествовали более поздним Перформансам и Ленд-арту. В 40-е и 50-е годы появилась Вторая Чикагская архитектурная школа. В Европе в 50-е годы процветает Art Informel, а также Кинетическое искусство и ультрасовременный Модерн-реализм. |
1960-1970 | Эпоха Поп-арта, который возглавляли Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенбург. Поп-арт использует современные культовые изображения в анти-художественном подходе, придавая заурядным предметам художественный статус. Arte Povera появляется в Италии. 60-е годы также стали свидетелями подъёма Фотореализма (он же Суперреализм), формы дотошного реализма, отстаиваемого Ричардом Эстесом (уличные сцены с тщательно продуманными отражениями в окнах) и Чаком Клоузом (род. 1940) (портреты). Минимализм возникает в 1960-х годах, как и Современная британская живопись. |
1970-настоящее время | Эпоха Постмодернистского искусства |
Примерно с этого момента современное искусство (около 1860-1970) или «Модернизм» уступает место тому, что историки искусства любят называть «Постмодернизмом» или «актуальным искусством». Модернизм (т.е. основные движения, возникшие в период с 1860-х до середины 1960-х годов) утверждал верховенство определённого стиля или интерпретации реальности, что обычно значительно расходилось с преобладающей академической традицией. Напротив, движения актуального искусства придерживаются мнения, что «сущность» модернизма работает не лучше и от неё следует отказаться в пользу более высокого стиля. Таким образом, постмодернизм представляет собой торжество стиля над содержанием. Постмодернистское искусство обычно использует новые медиа и материалы, подчёркивает важность «общения» художника с аудиторией и пытается обновить главный вопрос: «что такое искусство? Многое из этого отражено в формах современного искусства, таких как Концептуальное искусство, Инсталляция, Видеоарт, Перформанс и Хеппенинг, а также в авангардных работах Дэмиена Хёрста (см., например, «Молодые британские художники).», Гилберта и Джорджа, экологических «художников» Кристо и Джоан-Клод и инсталлятора обнаженки Спенсера Туника. Заслуживает внимания также постмодернистская Архитектура 20-го века, например в стиле Деконструктивизм и Blobitecture. Хотя эфемерный характер этого Актуального современного искусства согласуется с глобальными тенденциями мгновенного удовлетворения, возникает вопрос, будут ли помнить сегодняшних художников через 50, 100 или 500 лет, а если нет, то не отразится ли это отрицательно на теории и практике искусства 21 века. Чарльз Саатчи, известный своей выставкой Циничного реализма и других современных китайских стилей, является одним из крупных коллекционеров, твёрдо верящих в важность Постмодернистского искусства. | |
2000-2010 | Рост цифрового искусства, такого как Принты Жикле. Всеобщее распространение Компьютерной графики. Китайские коллекционеры становятся намного более активными, поскольку Китай становится экономической сверхдержавой. |
2004 г. | Цены на предметы искусства выходят на новый, невиданный ранее уровень. «Гарсон а ля трубка» (1905) Пабло Пикассо продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 104, 2 миллиона долларов, что делает его самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. |
2008 г. | Триптих (1976) Фрэнсиса Бэкона продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 86,3 миллиона долларов, став самым дорогим послевоенным произведением искусства, проданным на аукционе и самой дорогой работой ирландского художника. В том же году Дэмиен Хёрст, один из ведущих современных художников, продаёт работы на сумму 111 миллионов фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в Лондоне. |
2009 г. | В то время как цены на современное искусство резко идут вниз, шелкография Уорхола 1963 года «Восемь Элвисов», уходит анонимному покупателю за 100 миллионов долларов. |
2010 г. | Скульптура Альберто Джакометти «Идущий человек I» продаётся за 104,5 миллиона долларов. |
2011 г. | Rhein II (Рейн 2, 1999), тоскливая фотография Андреаса Гурски, ставит мировой рекорд для фото в 4,3 миллиона долларов. |
2015 г. | Пикассо становится самым ценным художником 20-го века, когда его картина в стиле кубизм, Les Femmes d’Alger, («Алжирские женщины», 1955) была продана на Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 179 миллионов долларов. Для получения дополнительной информации см.: 10 самых дорогих картин. |
2017 г. | И наконец взлёт «старых мастеров» достигает апогея в 2017 году, когда спорное произведение Salvator Mundi («Спаситель мира»), приписываемое Леонардо да Винчи, приобретает саудовский принц за немыслимые 450 миллионов долларов США. Как скоро будет побит этот рекорд? |
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?