Иллюстрация читать ~28 мин.
Иллюстрация – это рисунок, картина или печатное произведение искусства, которое объясняет, разъясняет, освещает, наглядно представляет или просто украшает письменный текст, который может быть литературного или коммерческого характера. Исторически сложилось так, что преобладающими формами этого вида изобразительного искусства были книжные, журнальные и газетные иллюстрации, хотя иллюстраторы также использовали свои графические навыки в таких областях, как плакатное искусство, реклама, комиксы, анимационное искусство, поздравительные открытки, мультипликационные полосы. Большинство иллюстративных рисунков выполнялось пером и тушью, углём или металлическим остриём, после чего они воспроизводились с помощью различных печатных процессов, включая ксилографию, гравюру, офорт, литографию, фотографию, полутоновую гравюру и др.
Сегодня можно выделить пять основных типов иллюстраций: образовательная «информационная графика» (например, научные публикации или учебники); литературная (например, детские книги); фантастические игры и книги; медийная (журналы, периодические издания, газеты); коммерческая (рекламные плакаты, места продаж, упаковка продукции). Многие из этих иллюстраций разрабатываются и создаются с помощью компьютерных графических программ, таких как Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDRAW, а также планшетов, например Wacom, хотя используются и традиционные методы, такие как акварель, пастель, казеин, яичная темпера, гравюра на дереве, художественная резка линолеума, перо и тушь. Продолжаются споры о том, можно ли отнести иллюстрацию к категории изобразительного искусства, прикладного искусства или даже декоративного искусства. Однако, глядя на многие иллюстративные шедевры, созданные на протяжении веков, можно не сомневаться, что этот вид искусства стоит в одном ряду с другими видами изобразительного искусства, такими как живопись и скульптура.
История
Иллюстрации из доисторического периода, античности (30 000 до н.э. – 600 н.э.)
Истоки иллюстрации – до изобретения «письма» – восходят к пещерной живописи в Шове, Ласко и Альтамире, когда художники эпохи палеолита использовали уголь и охру для иллюстрации того, что они видели вокруг себя (ок. 30 000-10 000 до н.э.). Эти грубые, но яркие рисунки углём сохранились благодаря своей удалённости. Большинству других рисунков, созданных во время классической античности и тёмных веков (ок. 30 000 до н.э. – 800 н.э.), повезло меньше, и с тех пор они были уничтожены. Заметным исключением стала серия египетских иллюстраций (например, изображающих легенды о загробной жизни), обнаруженных в гробницах фараонов (ок. 3000-1000 гг. до н.э.). На Востоке (Китай, Япония) самые ранние формы иллюстрации были созданы с помощью ксилографии.
Книжные иллюстрации из островной Европы (Ирландия, Британия ок. 600-1100 гг.)
Одним из самых распространённых видов раннехристианского искусства, созданного в Средние века, был иллюстрированный религиозный текст. Эти иллюминированные рукописи, созданные в ирландских, английских и континентальных монастырских скрипториях, были написаны вручную на латыни на шкурах животных, а затем украшены библейским искусством, включая изображения Святого семейства и апостолов. (См. также: Изготовление иллюминированных рукописей).
Среди наиболее известных иллюстрированных евангельских текстов этого периода – Катахета святого Колумбы (начало VII века), Книга Дарроу (ок. 670), Линдисфарнские Евангелия (ок. 700), Эхтернахские Евангелия (ок.700), Личфилдские Евангелия (730) и Келлская книга (ок.800) – см., в частности, изысканную страницу с монограммой Христа (Chi/Rho). Под влиянием текстов восточного христианства, в частности византийской и коптской (североафриканской) церквей, ранние ирландские и англосаксонские иллюстраторы включали в свои работы «ковровые страницы» и другие декоративные мотивы, которые представляли собой вершину раннехристианского искусства.
Каролингские книжные иллюстрации (ок. 750-900 гг.)
Карл Великий I, король франков с 768 года и коронованный императором Священной Римской империи в 800 году, был страстным покровителем религиозных рукописей, хотя спорно, научился ли он сам когда-нибудь читать. Эти книги, иллюстрированные изображениями христианского искусства, созданными писцами и монахами-художниками при дворе Каролингов в Ахене, иногда писались золотыми или серебряными чернилами на листьях, окрашенных в пурпурный цвет, чтобы подчеркнуть связи Карла Великого с имперской древностью.
Одной из реформ, проведённых Карлом Великим, был новый, более простой шрифт. Он известен как «каролинский минускул», и почти все рукописи, написанные во время правления Карла Великого, написаны этим шрифтом. Самой ранней из сохранившихся рукописей, написанных этим шрифтом, является Евангелист Годескальк, завершённый в 783 году. Среди других шедевров искусства Каролингов – Утрехтская Псалтырь (Библиотека Утрехтского университета), Коронационные Евангелия (Вена), Перикопы Годескалька (781-3, Национальная библиотека, Париж), Аббевильские Евангелия (Муниципальная библиотека, Аббевиль), Трирские Евангелия (Штадтбиблиотека, Трир) и Евангелия Лорша (Ватиканская библиотека, Рим), и Кодекс Эгино (796-99, Штаатсбиблиотека, Берлин).
Оттоновские книжные иллюстрации (ок. 900-1050)
После смерти Карла Великого прошло более 100 лет, прежде чем Оттон Великий продолжил традицию книжной живописи и иллюстрации. На самом деле, именно внук Оттона, Оттон III, проявил особый энтузиазм к этой форме средневековой живописи – иллюминированным рукописям. Он не нанимал придворных художников, вместо этого он заказывал рукописи в великих монастырях, таких как Трир. Иллюстрированные шедевры оттоновского искусства включают такие книги, как Ливий пятого века, копия Боэция об арифметике, великий Бамбергский Апокалипсис, богато украшенная золотом книга Евангелия (сейчас находится в библиотеке Упсальского университета) и иллюстрированный комментарий к Исаии.
Оттоновская книжная иллюстрация приводит нас к Средневековой иллюминации рукописей, которая состоит из трёх основных направлений: романский, готический и придворный интернациональный готический стиль.
Романские книжные иллюстрации: Британия и континент (1050-1200)
После тесного сотрудничества между монастырями в Ирландии, Ионе и Северной Англии в период (600-900) английская книжная живопись достигла новых высот в X веке, а Винчестер и Кентербери были основными центрами рукописей. Одной из великих романских иллюминированных рукописей этого времени является Бенедикцион, созданный для святого Этельвольда, епископа Винчестерского (ок. 963 г.). Эта рукопись, выполненная монахом по имени Годеман, отличается миниатюрами с тщательно прорисованными фигурами и листвой, богато украшенной золотом.
Аэлфрик, ученик святого Этельвольда и впоследствии его биограф, перевёл и проиллюстрировал первые пять книг Ветхого Завета (Пятикнижие), а версии, созданные в начале XI века, отличаются исключительным богатством и разнообразием иллюстраций. Ко времени нового тысячелетия все английские монастыри обладали довольно большими библиотеками и множеством ценных иллюминированных Библий и других евангельских текстов. Кроме того, в качестве подарков епископам, архиепископам и папам были изготовлены специальные Псалтыри и другие комментарии к Библии, иллюстрированные картинами.
На континенте Рим, Клюни и Зальцбург были основными центрами романского искусства. Новые религиозные ордена и группы, такие как бенедиктинцы из Италии и клюнийцы, цистерцианцы и карфузианцы из Франции, были направлены на чтение, создание книг и обучение. Хотя к 1200 году грамотность всё ещё была едва известна среди населения, в Англии и на континенте существовало более 2000 монастырей, и все они нуждались в книгах. Эта растущая книжная индустрия поддерживала целую армию иллюстраторов и иллюминаторов. К ключевым работам относятся: Житие Матильды из Донизо (до 1115 г., Ватиканская библиотека, Рим); Псалтырь Сент-Олбанса (1120-30, Хильдесхайм); Псалтырь Генриха де Блуа (1140-60, Британская библиотека, Лондон); Ламбетская Библия (1150, Кентербери); Евангельская книга Генриха Льва (1173, Библиотека Герцога Августа, Вольфенбуттель).
Готика и международная готическая иллюстрация (ок. 1200-1450)
Ранние готические иллюминированные рукописи отличались большим натурализмом. Во Франции этот стиль проявился в серии великолепных иллюминированных рукописей, сделанных для французского королевского двора (1230-40), содержащих отрывки из Библии, сопровождаемые моральными толкованиями и иллюстрациями (Bibles Moralisees). В Англии этот стиль прослеживается в Эймсберийской Псалтыри (ок. 1240 г.; Колледж Всех Душ, Оксфорд).
На книжную живопись высокой готики большое влияние оказала современная скульптура. В рукописи из 4-х Евангелий в часовне Людовика IX Сент-Шапель (1241-48) можно увидеть стиль драпировки, включающий крупные, угловатые складки мастера Жозефа (Bibliotheque Nationale).
В то же время все большее внимание уделялось деталям, что породило примеры виртуозного письма. Иллюстрации высокой готики также демонстрировали улучшенную передачу света и тени, как, например, у знаменитого парижского иллюминатора, известного как мастер Оноре, который был активен примерно в 1288-1300 годах. Среди других работ: Кодекс Маннессе (1310-20 гг., библиотека Гейдельбергского университета), Псалтырь Бонне из Люксембурга (ок. 1345-49 гг., музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Международное готическое искусство было основано вокруг королевских дворов Европы, таких как двор императора Священной Римской империи Карла IV, который был крупным центром рукописной живописи. Были созданы два важных религиозных манускрипта: миссал (книга, содержащая службу мессы) для канцлера Яна из Штреды (1360 г., Прага, Библиотека Национального музея, MS) и огромная Библия для сына Карла – Вацлава (1390-е гг., Вена, Национальная библиотека Остеррайха). См. также Бельвильский бревиарий Рукопись (Парижская национальная библиотека) и Часы Жанны д’Эвре (1324-28) Клойстерс, Музей Метрополитен, автор иллюминатор Жан Пюсель (ок. 1290-1334).
Известные международные готические иллюминации включают: Прекраснейший часослов герцога Беррийского (1416, Musee Conde Chantilly) работы Братьев Лимбург (~1390-1416 гг.), иллюстрации которых сильно напоминают современную итальянскую живопись; Брюссельский часослов (Бельгийская национальная библиотека, MS. 11060-1) и Часослов марешаля де Бусико (Музей Жак-Март-Андре, Париж) работы Жакмара де Эсдена (ок. 1355-1414). См. также иллюстрации мастера Нарбоннского паремий, мастера Бусико и Жана Фуке (1420-1481). Придворная французская живопись возродилась во время правления короля Людовика XI (1461-83), примером чему служит иллюминированная религиозная рукопись Le Livre du coeur d’Amours Espris (1465, Австрийская национальная библиотека, Вена). См: История иллюминированных рукописей.
Иллюстрации немецкого Возрождения (1430-1580)
Объединение двух процессов, составляющих современную печать – использование металлических штампов для изготовления многоразовых частей шрифта и использование пресса, способного повторять оттиски – обычно приписывается немецкому печатнику Иоганну Гутенбергу, около 1450 года. Его изобретение первого печатного станка дало огромный стимул типографам в эпоху немецкого Возрождения, включая уроженца Нюрнберга Альбрехта Дюрера (1471-1528), который оставался в основном рисовальщиком и графиком.
Среди его иллюстраций – ксилографии для «Четырёх книг о пропорциях человека» (1528, Нюрнберг) и «Инструкции по измерению компасом и линейкой» (1525, Нюрнберг), а также «Апокалипсис» серии 1498 года, два набора «Страстей» и «Жизнь Богородицы». Современник Дюрера Альбрехт Альтдорфер (1480-1538) проявил необычное творчество в иллюминировании и иллюстрировании рукописей, как и Ханс Бальдунг Гриен (1484-1545), и Ганс Гольбейн Младший (1498-1543), который также создал ряд иллюстраций, включая «Продажа индульгенций» (1522-23), небольшую ксилографию для лютеранского антикатолического памфлета.
Иллюстрации XVIII века
Иллюстрациям XVIII века значительно способствовало развитие газет, чьи новостные страницы были идеальной платформой для ксилографических и гравированных иллюстраций. Первые газеты (в Великобритании) появились в конце XVII века, хотя первая ежедневная газета в Великобритании появилась только в 1710 году (The Times была основана в 1785 году Джоном Уолтером), а первая французская газета, Journal de Paris, появилась около 1771 года. В 18 веке также появилось несколько «серьёзных» журналов, включая The Tatler (1709) и The Spectator (1711).
Среди иллюстраторов восемнадцатого века были французские художники эпохи рококо Франсуа Буше (1703-1770) и Жан-Онор Фрагонар (1732-1806), которые проиллюстрировали Басни Лафонтена, «Неистового Роланда» Ариосто и «Дон Кихота» Сервантеса. В Англии традицию возглавил Уильям Хогарт (1697-1764), наиболее известный своими сатирическими журнальными иллюстрациями на такие темы, как «Блудница» (1731, уничтожен пожаром), «Грачи» (1735, оригинал в музее Слоана, Лондон) и «Модный брак» (1743, оригинал в Национальной галерее Лондона).
Среди других британских иллюстраторов XVIII века – Генри Фюзели (1741-1825), который нарисовал девять иллюстраций для «Шекспировской галереи» Бойделла (1786 г., открыта в 1789 г.): Примеры включают «Леди Макбет ходит во сне» (1784, Кунстхаус Цюрих), «Титания пробуждается, окружённая феями» (1794, Детройтский институт искусств) – и Уильям Блейк (1757-1827), чья репутация в значительной степени основывается на его наборе из 21 медной иллюстрации сцен из ветхозаветной Книги Иова. Кроме того, в 1788 году он проиллюстрировал книгу «Оригинальные истории из реальной жизни» феминистки Мэри Уолстонкрафт, а в 1826 году – «Инферно» Данте, завершив перед смертью лишь несколько акварелей и офортов. Современник Блейка, знаменитый гравёр по дереву Томас Бьюик (1753-1828), также внёс заметный вклад в историю иллюстрации XVIII века своими знаменитыми книгами «Общая история четвероногих» (1790) и «История британских птиц» (том I 1797, том II 1804), которые он написал и проиллюстрировал.
Иллюстрации XIX века
Промышленное процветание XIX века дало дополнительный толчок развитию газетной индустрии. Ежедневный тираж газеты «Таймс» , например, вырос с 5 000 (1815) до 50 000 (1850). Что ещё более важно с точки зрения иллюстрации, это также привело к появлению многочисленных периодических изданий, рассчитанных на менее образованную читательскую аудиторию: периодические издания, такие как популярный еженедельник, женский еженедельник, религиозный журнал и детский еженедельник – имевший огромный успех «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» был запущен в 1842 году, через год после британского юмористического журнала «Панч», который был запущен после предыдущего успеха «Комического альманаха Круикшанка» (1827-1840). В этих периодических изданиях и журналах работало большое количество высококачественных иллюстраторов.
Журнальная и книжная иллюстрация быстро развивалась в течение 19 века в соответствии с технологией печати. В начале века гравюра на стали или меди (офорт) была основной техникой. Ведущим иллюстратором Викторианской эпохи, использовавшим этот метод, был политический карикатурист и иллюстратор Джордж Круикшанк (1792-1878), который создал такие листы для «Оливера Твиста» Диккенса (1837), «Bentley’s Miscellany» (1837-1843) и «Легенды Инголдсби» (1840-1847).
Гравирование на стали постепенно заменялось гравированием на дереве, основанным на гравированном блоке из твёрдой древесины (обычно самшита), который затем мог быть зафиксирован непосредственно в печатном станке с металлическим шрифтом. (Многие ксилографические гравюры, начиная с 1850 года, печатались с помощью вольтовского процесса электротипии). Среди лучших ксилографических иллюстраций того периода – иллюстрации Гюстава Доре для книги Дугласа Джеррольда «Лондон: Паломничество (1872), новаторские иллюстрации Джона Тенниела к книгам Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871), а также иллюстрации Линли Самборна к книге Чарльза Кингсли «Дети воды» (1863). Примерно с 1890 года на смену гравюре на дереве пришли фотомеханические процессы, с помощью которых произведения искусства переносились на печатные формы фотографическим способом.
Цветная иллюстрация появилась в конце 18 века (с использованием техник акватинты и меццо-тинто), но значительно усовершенствовалась в 19 веке, благодаря «естественному» процессу печати Алоиса Ауэра Naturselbstdruck, но больше всего благодаря литографии, передовой технике печати, изобретённой в 1798 году немцем Алоисом Зенефельдером (1771-1834).
Процесс держался в секрете до 1818 года, когда Алоис Зенефельдер опубликовал «Полный курс литографии». К концу 1830-х годов литографическая печать (включая тонированные или цветные литографии) была широко распространена. В Англии этот процесс был усовершенствован литографом Чарльзом Джозефом Халлманделем. Литография оставалась одним из самых популярных методов иллюстрирования книг вплоть до конца XIX века, когда её вытеснила цветная фотогравюра – техника печати фотогравюр по типу старых меццо-тинто и стиппле.
Английские иллюстраторы XIX века
К числу важных иллюстраторов XIX века в Англии относятся: романтический художник-визионер Джон Мартин (1789-1854), большинство апокалиптических пейзажных картин которого были воспроизведены в виде гравюр и книжных иллюстраций, благодаря чему он получил своё состояние; пейзажист и гравёр Сэмюэл Палмер (1805-1881), создавший серию гравюр, иллюстрирующих «Эклоги» Вергилия ; Эдвард Лир (1812-1888), известный своими пейзажными, литературными и нонсенсовыми иллюстрациями; гравёр Хаблот Найт Браун (1815-1882), он же PHIZ, известный своими интерпретирующими иллюстрациями к произведениям Чарльза Диккенса, в частности Пиквик, Дэвид Копперфильд, Домби и сын, Мартин Чузлвит, и Блик Хаус; выдающиеся гравёры по дереву Джордж Далзиэл (1815-1902) и Эдвард Далзиэл (1817-1905), чья фирма была, вероятно, крупнейшим источником книжных иллюстраций викторианской эпохи в Великобритании: Джордж также часто заказывал иллюстрации для Illustrated London News; знаменитый карикатурист и иллюстратор Джон Лич (1817-1864), который создал более 3000 рисунков только для Punch; великий романтический фигуративный художник Джон Эверетт Милле (1829-1896), чьи многочисленные рисунки пером и тушью «Встреча на скачках», 1853, Ашмолеанский музей, Оксфорд) привели его в 1857 году к иллюстрированию издания поэм Теннисона: В 1860-х годах он был плодовитым иллюстратором, как для журналов, в частности «Weekly», так и для романов, особенно романов Троллопа; английский дизайнер и медиевист Уильям Моррис (1834-1896), сторонник движения «Искусство и ремесла», который в последние годы своей жизни выпустил (через своё издательство Kelmscott Press) издание произведений Джеффри Чосера, которое до сих пор считается шедевром книжной иллюстрации и дизайна; прерафаэлиты Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917), наиболее известный своим знаменитым шедевром «Леди Шалотт» (1888) – иллюстрацией к поэме Альфреда Теннисона «Леди Шалотт из Камелота».
Конец века ознаменовался блестящей работой весьма оригинального английского иллюстратора в стиле модерн Обри Бердсли (1872-98), наиболее известного своими эротическими, но редкими черно-белыми иллюстрациями. Художественный редактор «Жёлтой книги», самые известные рисунки Бердсли пером и тушью включают его иллюстрации к «Смерти Артура» Мэлори и «Саломее» Оскара Уайльда (Библиотека Принстонского университета, Нью-Джерси). Под сильным влиянием ксилографии и силуэта, его извилистые линии и фантастическое преувеличение природных форм были позже включены в живописный язык интернационального стиля модерн. После ухода из «Жёлтой книги» Бердсли присоединился к недавно основанному «Савойскому журналу», который опубликовал некоторые из его лучших рисунков. Он также закончил ещё один набор иллюстраций для частного издания «Лисистраты» Аристофана .
Французские иллюстраторы 19 века
Во Франции к числу величайших иллюстраторов 19 века относятся: лидер романтизма Эжен Делакруа (1798-63), который выполнил ряд литографированных иллюстраций к «Фаусту» Гете (1828) и «Гамлету» Шекспира (1843); блестящий французский карикатурист и сатирик Оноре Дюмье (1808-1879), известный своими политическими карикатурами, опубликованными в таких журналах, как La Caricature и La Charivari, а также огромным количеством литографических иллюстраций на социальные, политические и мифологические темы; иллюстратор, художник и скульптор Гюстав Доре (1832-1883), известный своими иллюстрированными изданиями литературной классики, такими как «Инферно» Данте (1861) и «Дон Кихот» (1862), а также изображениями лондонской бедности в 1860-х гг; типограф и плакатист Жюль Шере (1836-1932), который разработал более дешёвый вид цветной литографии и, в процессе, литографический рекламный плакат; швейцарский художник Теофиль Стейнлен (1859-1923), автор бессмертного плаката «Cabaret Du Chat Noir»; парижский чешский художник Альфонс Муха (1860-1939) архетипический дизайнер модерна – наиболее известный своей театральной афишей Сары Бернар в «Гисмонде» – который наполнил декоративное искусство во время Belle Epoque новой эстетикой; великий художник-постимпрессионист Тулуз-Лотрек (1864-1901), который был известен своим литографическим плакатным искусством. Кроме того, Les Nabis, группа парижских художников, включая Пьера Боннара (1867-1947), Поля Серюзье (1864-1927), Мориса Дени (1870-1943), Поля Рансона (1862-1909) и Анри Ибельса (1867-1936), создала новаторские работы в области иллюстрации, плакатной графики и декоративного искусства. Среди других французских художников-плакатистов модерна были Жорж де Фер и Альберт Гийом (1873-1942).
Американские иллюстрации XIX века
Начало Гражданской войны в Америке привело к немедленной потребности общества в иллюстрациях военных маневров и сражений, а также в портретах противоборствующих политиков и военных лидеров. В ответ на это американские издания, такие как Leslie’s Illustrated News, Harper’s Weekly и New York Illustrated News, инвестировали значительные средства в художников-репортёров, включая Теодора Р. Дэвиса, Эдварда Форбса, Уинслоу Хомера и Альфреда Во, некоторые из которых продолжили создавать иллюстрации для журнала The Century в 1880-х годах. Среди других ранних американских иллюстраторов были Чарльз Рейнхарт, Джон Уайт Александр, А.Б. Фрост и Эдвин Остин Эбби. С этого момента иллюстрации будут играть все большую роль в издательском деле наряду с письменным текстом.
Хотя Америка быстро становилась промышленным центром, её коммерческие иллюстраторы оставались открытыми для влияния британских коллег, таких как Артур Бойд Хоутон, Чарльз Кин, Джон Эверетт Милле, Джордж Джон Пинвелл, Фредерик Сэндис и Фред Уолкер, а также континентальных иллюстраторов, таких как Ж.Л.Э. Мейссонье и Гюстав Доре из Франции, Даниэль Вьерж из Испании и Адольф Менцель из Германии, все из которых были мастерами рисования пером и тушью.
В 1880-х и 1890-х годах произошёл значительный прорыв в области печати, что позволило в точности воспроизвести рисунок пером и тушью. За этим последовало изобретение полутоновой гравюры – радикально нового метода перевода тональных изображений, дающего гораздо более точное воспроизведение картины; и нового процесса хромолитографической печати, способного печатать цвет даже раньше, чем процесс полутоновой гравюры. Сам процесс печати стал быстрее и дешевле благодаря появлению новых высокоскоростных ротационных печатных машин. Благодаря всему этому издатели смогли печатать больше, лучше выглядящих картинок, что, в свою очередь, привлекло больше читателей.
Также начали появляться первые комиксы. К 1900 году список важных американских иллюстраторов включал Роберта Блюма, Уильяма Х. Брэдли – известного как «американский Бердсли» – который сделал свою репутацию на дизайне плакатов, А. Б. Фроста, Уильяма Глэкенса, Жюля Герена, Артура И. Келлера, Джорджа Лукса, Эрика Пейпа, Эдварда Пенфилда – пионера плакатного искусства в Америке, Говарда Пайла, Этель Рид, Фредерика Ремингтона, Рейтердала, Эверетта Шинна, А. Б. Венцеля и Зогбаума. Некоторые из них получили французское образование, но почти все были в курсе основных европейских событий в искусстве иллюстрации, в частности, взрыва плакатного искусства, за которое выступали французские плакатисты Тулуз-Лотрек, Жюль Шере и Альфонс Муха, а также британские «Братья Беггерстафф» и Обри Бёрдсли (иногда фамилия переводится как Бёрдслей).
История иллюстрации XX века в Европе
Не имея огромного американского рынка журналов, газет и комиксов, европейская иллюстрация развивалась, как правило, в более специализированных областях графического искусства, таких как плакаты, детские книги и другие ниши. Однако она оставалась важным источником дохода для широкого круга европейских художников, графиков и дизайнеров.
Европейская книжная иллюстрация
К известным британским иллюстраторам детских книг XX века относятся: Уолтер Крейн (1845-1915), который стал директором Королевского колледжа искусств (1898-99); Беатрикс Поттер (1866-1943), создательница персонажей Питера Кролика, Джереми Фишера, Джемаймы Пуддл-Дак, миссис Тигги-Винкл и других; Артур Рэкхем (1867-1939), известный такими работами, как Сказки братьев Гримм (1900), Зигфрид и Сумерки богов (1911), Романс о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола (1917); Эдмунд Дюлак (1882-1953), британский художник французского происхождения, наиболее известный своими иллюстрациями к сказочным и легендарным сюжетам; и более поздний Раймонд Бриггс (р. 1934). 1934) карикатурист 20-го века, художник-график и автор «Снеговика».
Другие европейские книжные иллюстраторы 20-го века: чешский художник Франк Купка (1871-1957), который иллюстрировал «Человек и земля» Элизеи Реклю (1904-6), «Бринны» Леконта де Лисле , «Лисистрату» Аристофана и «Прометея» Эсхила (1905-9); французский художник-график Рауль Дюфи (1877-1953), который сделал несколько видов художественного дизайна для таких модельеров, как Бьянкини-Ферье и Поль Пуаре, а также иллюстрации к стихам Аполлинера, организованные Даниэлем-Генрихом Канвейлером; белорусский гений Марк Шагал (1887-1985), которому коллекционер Амбруаз Воллар заказал иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя (опубликовано в 1948 году), «Басням» Лафонтена (1952) и Библии (1956); художники-жестуралисты группы «Кобра» Асгер Йорн (1914-1973) и Карел Аппель (1921-2006), оба из которых экспериментировали с книжной иллюстрацией; британский рисовальщик Дэвид Хокни (род. 1937), известный, в частности, набором из 16 офортов, представляющих собой современную автобиографическую версию «Прогресса грачей» Хогарта , а также своими литографическими работами и иллюстрациями к «Шести сказкам Гримм».
Европейское искусство плаката (1900-20)
После упадка модерна итальянский художник плаката Леонетто Каппиелло (1875-1942) первым оценил первостепенную необходимость мгновенного визуального воздействия и быстро завоевал репутацию отца современной рекламы. (См. также плакат Альфреда Лите 1914 года с изображением лорда Китченера, указывающего на зрителя, с надписью «Вы нужны своей стране»).
Немецкий дизайн плакатов, тем временем, находился под сильным влиянием Людвига Хольвейна, который устранил все несущественные графические элементы. Его современник, абстракционист Люциан Бернхард, изобрёл немецкий Plakatstil, стиль плакатного искусства, характеризующийся чистыми линиями, минимальным натурализмом, плоскими цветами и точной структурой, примером чего является его Sachplakat Плакат (1906) для спичек Preister. Другим талантливым немецким иллюстратором был Макс Слевогт (1868-1932), известный своими карикатурами в «Югендстиле» и другими сказочными образами. Итальянское плакатное искусство – первоначально разработанное для рекламы оперы – было олицетворено немецким художником эпохи модерна Адольфо Гогенштейном (1854-1928) и его лучшим учеником Леопольдо Метликовицем (1868-1944). Лучшим учеником Метликовица был Марчелло Дудович (1878-1962), который переработал модерн (известный в Италии как Stile Liberty) в более современный стиль.
После модерна и функционализма начала 20 века следующим интернациональным стилем плакатного искусства стал ар-деко (ок. 1925-40 гг.), меткое отражение нового технологического века. Среди художников-плакатистов эпохи ар-деко были Фернан Леже (1881-1955), Амеди Озенфант (1886-1966), Герберт Маттер и французско-украинский художник Адольф Мурон Кассандр (1901-1968) – все они были известны своими фотомонтажными туристическими плакатами.
Тем временем Швейцария быстро становилась важным центром графического искусства. Ключевыми фигурами в швейцарском дизайне были ранние мастера модерна Теофиль Стейнлен и Эжен Грассе (1845-1917), Эмиль Кардино (известный своим туристическим плакатом «Маттерхорн» 1908 года), а также более молодая группа швейцарских дизайнеров – под влиянием образов конструктивизма, Де Стейла и школы дизайна Баухаус. Возглавляемая Эрнстом Келлером, эта группа после Второй мировой войны разработала важный Международный типографский стиль. Начиная с 1960-х годов, изобретение офсетной литографии, наряду с более сложными методами фотографирования и печати, стимулировало появление широкого рынка «художественных плакатов», в частности, тиражирование работ известных европейских художников, а также модернистов, таких как Джек Веттриано (р. 1951). Подробнее см. История искусства плаката.
История иллюстрации XX века в Америке
В новом столетии американская коммерческая иллюстрация будет доминировать, не в последнюю очередь благодаря мощной издательской и печатной индустрии. Внедрение технологии четырёхцветной буквенной печати сделало возможным точное воспроизведение полноцветной картины. Отныне иллюстраторы могли получать свои рисунки и картины точно в том виде, в каком они были созданы.
Вскоре такие издания, как Harper’s Weekly, McClure’s, Scribner’s, и The Century стали привлекать лучших художников Америки в качестве внештатных иллюстраторов. Появились новые издания, включая Saturday Evening Post, Collier’s Weekly, American Magazine, McCall’s, Peterson’s, Woman’s Home Companion, Metropolitan, Outing, The Delineator, All-Story Magazine, Vogue и другие, что привело к огромному росту возможностей для художников-иллюстраторов, хотя это не помешало использовать такие трудосберегающие устройства, как камеры, балоптиканы и пантографы. Среди молодых талантливых иллюстраторов этого времени были Стэнли Артурс, Харви Данн, Эдвард Хоппер, Фрэнк Шуновер и Н.К. Уайет, а также выдающиеся женщины-художники, такие как Элизабет Шиппен Грин, Вайолет Оукли, Джесси Уиллкокс Смит, Сара С. Стилвелл и Эллен Томпсон.
Первая мировая война привела к увеличению спроса на плакаты и рекламные щиты, а также на изображения боевых действий. Восемь ведущих иллюстраторов, включая У. Дж. Эйлварда, Уолтера Джека Дункана, Харви Данна, Уоллеса Моргана, Эрнеста Пейшотто и Гарри Таунсенда, были отправлены на Западный фронт для создания картин и рисунков (ныне хранящихся в Смитсоновском институте), чтобы информировать общественность, а также стимулировать поддержку военных действий. См. также знаменитый плакат Джеймса Монтгомери Флэгга о наборе в армию в 1917 году, на котором изображён дядя Сэм, указывающий прямо на зрителя и похожий на него плакат Моора «Ты записался добровольцем?». (Среди известных американских пропагандистских плакатов времён Второй мировой войны также «Рози Клепальщица» Нормана Рокуэлла).
Послевоенный бум 1920-х годов в Америке привёл к ещё большему спросу на коммерческие изображения, рекламную графику и литературные иллюстрации для сопровождения журнальных серий романов таких авторов, как Ф.Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Литературные иллюстраторы, такие как Уолтер Биггс, Чарльз Чемберс, Дин Корнуэлл, Джеймс Монтгомери Флэгг, стали знаменитостями в этом процессе. Тем временем Норман Рокуэлл (1894-1978), чьей нишей была обложка Saturday Evening Post, быстро становился известным в американском искусстве, со своими ностальгическими, сентиментальными картинами ушедшей эпохи. В 1920-х годах появились новые периодические издания, включая The New Yorker, Vanity Fair, Smart Set и College Humor, все из которых нанимали новых художников для иллюстрирования своего содержания.
Напротив, 1930-е годы были мрачной эпохой депрессии и рецессии. Многие иллюстраторы были уволены, а издания закрыты (два исключения – журнал Fortune, выпущенный в 1930 году, и журнал Esquire, выпущенный в 1933 году), а фотографии начали заменять нарисованные от руки изображения. Единственным светлым пятном стал возросший спрос на картины и рисунки для иллюстрирования романов в стиле pulp, жанр, который привлёк таких начинающих иллюстраторов, как Уолтер Баумхофер, Эмери Кларк, Джон Клаймер, Джон Фалтер, Роберт Г. Харрис, Том Лавелл и Амос Сьюэлл, а также таких признанных иллюстраторов, как Роберт Грэф, Джон Ньютон Хауитт, Джордж Розен и Герберт Мортон Стоупс.
1940-е годы открыли новые возможности для иллюстрирования. Во время войны они включали рекламные изображения для военной продукции и журнальные иллюстрации, предназначенные для жён и подруг военнослужащих, находящихся на действительной службе за границей. После войны резко возрос спрос на рекламную графику, изображения для торговых точек и журнальные иллюстрации. Послевоенный бэби-бум также привёл к росту спроса на иллюстрированные книги для детей. Среди ведущих американских иллюстраторов того времени были Джон Ганнам, Джон Фалтер, Роберт Фосетт и Хэддон Сандблом.
1950-е годы оказались поворотным десятилетием для американских иллюстраторов. Оно началось хорошо, с высоким спросом на все виды работ, особенно в сфере рекламы и маркетинга. К сожалению, появление телевидения привело к значительному сокращению рекламы в журналах и, как следствие, к уменьшению иллюстрированных страниц. Для придания большего реализма в издательском деле стало использоваться больше фотографии, что также привело к падению спроса на иллюстративные работы.
Более яркие цвета и смелые темы не смогли остановить спад, и многие журналы обанкротились. Тем не менее, в 1960-х годах произошло мини-возрождение иллюстрации: появился новый спрос на обложки музыкальных альбомов, музыкальные плакаты и комиксы. (Движение музыкальных плакатов распространилось на маркетинг и мерчандайзинг с бесплатными плакатами альбомов, а также рекламными концертными плакатами. Спрос на этот вид изобразительного искусства перекликается с более ранним спросом на винтажные плакаты в конце 19 века). Кроме того, растущая популярность романов в мягкой обложке (Penguin Books, Pocket Books, Bantam Books) создала жёсткий рынок для привлекательных обложек.
Среди практиков этой точной формы литературной иллюстрации, похожей на плакат, были Джеймс Авати, Джеймс Бама и Стэнли Мельтцофф. В конце 1950-х годов также появились такие известные художники, как Энди Уорхол (1928-1987) и Рой Лихтенштейн (1923-1997), которые начали заниматься коммерческим графическим дизайном – включая карикатурные изображения и технику трафаретной печати – прежде чем стать основными фигурами на рынке поп-арта 1960-х годов. Уорхол, например, изучал живопись и дизайн в Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге (1945-49), а затем создавал иллюстрации для рекламы обуви, обложки альбомов, а также литературные иллюстрации к произведениям Трумена Капоте. Подробнее см. Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых годов.
В 1970-х и 1980-х годах рынок коммерческого искусства США разделился на большое количество более специализированных сегментов, включая: анимацию и кино, видеоигры, музыку, книжную иллюстрацию, модный рисунок, книги в мягкой обложке «Меч и колдовство», газетные комиксы, политические карикатуры и другие. Это было последнее десятилетие, в котором иллюстрация осталась практически незатронутой компьютерной революцией.
Напротив, в 1990-е годы иллюстрация навсегда изменилась благодаря повсеместному внедрению компьютерных систем и компьютеризированных методов создания, редактирования, тиражирования и передачи изображений. Искусство иллюстрации превратилось в технику обработки изображений, поскольку все больше и больше коммерческих художников создавали профессиональные картины без какой-либо традиционной художественной подготовки или без каких-либо способностей к рисованию.
Все больше и больше профессиональных иллюстраторов заменялись новичками, владеющими такими графическими программами, как Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDRAW, а также планшетами Wacom, Kai’s Power Tools. В то же время, однако, этот вид цифрового искусства сочетается с более традиционными методами. Например, фьюжн-иллюстрация – это смешанная форма изобразительного и коммерческого искусства, включающая иллюстрацию, графический дизайн, типографику и фотографию. Более того, широкая популярность жанров научной фантастики и фэнтези (книги, игры, плакаты, продукция) создала совершенно новый жанр, требующий как изобразительного искусства, так и цифровых навыков.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?