Иллюстрация читать ~24 мин.
Иллюстрация — это рисунок, картина или печатное произведение искусства, которое поясняет, наглядно представляет или просто украшает письменный текст, будь то литературный или коммерческий. Исторически сложилось так, что преобладающими формами этого вида изобразительного искусства были книжные, журнальные и газетные иллюстрации. Однако иллюстраторы также применяли свои графические навыки в таких областях, как плакатное искусство, реклама, комиксы, анимация, поздравительные открытки и газетные комиксы. Большинство иллюстративных рисунков выполнялось пером и тушью, углём или металлическим остриём, после чего их воспроизводили с помощью различных печатных процессов, включая ксилографию, гравюру, офорт, литографию и фотографию.
Сегодня можно выделить пять основных типов иллюстраций: образовательная «информационная графика» (например, в научных публикациях или учебниках); литературная (например, в детских книгах); иллюстрации для фэнтези-игр и книг; медийная (в журналах, периодических изданиях, газетах); коммерческая (рекламные плакаты, оформление точек продаж, упаковка продукции). Многие из этих иллюстраций разрабатываются и создаются с помощью компьютерных графических программ, таких как Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDRAW, а также с использованием графических планшетов, например от Wacom. При этом продолжают использоваться и традиционные техники: акварель, пастель, казеин, яичная темпера, гравюра на дереве, линогравюра, перо и тушь. Не утихают споры о том, к какой категории отнести иллюстрацию: к изобразительному искусству, прикладному или даже декоративному. Однако, глядя на многочисленные шедевры, созданные на протяжении веков, можно с уверенностью сказать, что этот вид творчества стоит в одном ряду с такими видами изобразительного искусства, как живопись и скульптура.
История
Доисторический период и античность (30 000 до н.э. – 600 н.э.)
Истоки иллюстрации, возникшие ещё до изобретения письменности, восходят к пещерной живописи в Шове, Ласко и Альтамире. Художники эпохи палеолита использовали уголь и охру, чтобы изобразить то, что они видели вокруг себя (ок. 30 000–10 000 до н.э.). Эти грубые, но выразительные рисунки углём сохранились лишь благодаря своему удалённому расположению. Большинству других изображений, созданных в эпоху классической античности и Тёмных веков (ок. 30 000 до н.э. – 800 н.э.), повезло меньше — они были уничтожены. Заметным исключением стала серия египетских иллюстраций (например, изображающих легенды о загробной жизни), обнаруженных в гробницах фараонов (ок. 3000–1000 гг. до н.э.). На Востоке, в Китае и Японии, самые ранние формы иллюстрации создавались с помощью ксилографии (гравюры на дереве).
Островное искусство: книжные иллюстрации в Ирландии и Британии (ок. 600–1100 гг.)
Одним из самых распространённых видов раннехристианского искусства Средневековья были иллюстрированные религиозные тексты. Эти иллюминированные рукописи создавались в ирландских, английских и континентальных монастырских скрипториях. Тексты писали от руки на латыни на пергаменте (специально обработанной коже животных), а затем украшали сценами из Библии, включая изображения Святого семейства и апостолов. (См. также: Создание иллюминированных рукописей).
Среди наиболее известных иллюстрированных евангельских текстов этого периода — «Катах» святого Колумбы (начало VII века), Книга Дарроу (ок. 670 г.), Линдисфарнское Евангелие (ок. 700 г.), Евангелие из Эхтернаха (ок. 700 г.), Личфилдское Евангелие (730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.). В последней особенно выделяется изысканная страница с монограммой Христа (Chi/Rho). Ранние ирландские и англосаксонские иллюстраторы, находившиеся под влиянием восточно-христианских, в частности византийских и коптских (североафриканских), традиций, включали в свои работы «ковровые страницы» и другие декоративные мотивы, которые стали вершиной раннехристианского искусства.
Каролингские книжные иллюстрации (ок. 750–900 гг.)
Карл Великий, король франков с 768 года и император Священной Римской империи с 800 года, был страстным покровителем религиозного искусства, в том числе иллюминированных рукописей, хотя, по некоторым сведениям, так и не научился читать. Эти книги, украшенные изображениями в традициях христианского искусства, создавались писцами и монахами-художниками при дворе Каролингов в Ахене. Иногда их писали золотыми или серебряными чернилами на страницах, окрашенных в пурпурный цвет, чтобы подчеркнуть связь Карла Великого с имперской античностью.
Одной из реформ, проведённых Карлом Великим, стало введение нового, более простого и чёткого шрифта, известного как «каролингский минускул». Почти все рукописи эпохи его правления написаны этим шрифтом. Самой ранней из сохранившихся является Евангелистарий Годескалька, завершённый в 783 году. Среди других шедевров каролингского искусства — Утрехтская Псалтырь (Библиотека Утрехтского университета), Коронационное Евангелие (Вена), Лекционарий Годескалька (781–783, Национальная библиотека, Париж), Евангелие из Абвиля (Муниципальная библиотека, Абвиль), Евангелие из Трира (Городская библиотека, Трир), Евангелие из Лорша (Ватиканская библиотека, Рим) и Кодекс Эгино (796–799, Государственная библиотека, Берлин).
Оттоновские книжные иллюстрации (ок. 900–1050)
После смерти Карла Великого прошло более ста лет, прежде чем Оттон I Великий возродил традицию книжной живописи и иллюстрации. Однако особый интерес к этой форме средневековой живописи проявил его внук, Оттон III. Он не содержал придворных художников, а заказывал иллюминированные рукописи в крупных монастырях, таких как Трир. К иллюстрированным шедеврам оттоновского искусства относят такие книги, как Ливий V века, копия трактата «Об арифметике Боэция», величественный Бамбергский Апокалипсис, богато украшенная золотом книга Евангелий (ныне в библиотеке Уппсальского университета) и иллюстрированный комментарий к Книге пророка Исаии.
Оттоновская книжная иллюстрация подводит нас к следующему этапу средневековой иллюминации рукописей, которая включает три основных стиля: романский, готический и интернациональную готику.
Романские книжные иллюстрации: Британия и континент (1050–1200)
В X веке английская книжная живопись, развивавшаяся в тесном сотрудничестве с монастырями Ирландии, Ионы и Северной Англии в 600–900 годах, достигла новых высот. Основными центрами создания рукописей стали Винчестер и Кентербери. Одной из величайших романских иллюминированных рукописей того времени является Бенедикционал святого Этельвольда (ок. 963 г.). Эта рукопись, выполненная монахом по имени Годеман, отличается миниатюрами с тщательно прорисованными фигурами и растительными орнаментами, богато украшенными золотом.
Эльфрик, ученик и будущий биограф святого Этельвольда, перевёл и проиллюстрировал первые книги Ветхого Завета. Версии, созданные в начале XI века, отличаются исключительным богатством и разнообразием иллюстраций. К новому тысячелетию все английские монастыри обладали довольно большими библиотеками с множеством ценных иллюминированных Библий и евангельских текстов. Кроме того, создавались особые Псалтыри и другие библейские комментарии с иллюстрациями, которые преподносились в дар епископам, архиепископам и папам.
На континенте главными центрами романского искусства были Рим, Клюни и Зальцбург. Новые религиозные ордена, такие как бенедиктинцы, клюнийцы, цистерцианцы и картезианцы, уделяли большое внимание чтению, созданию книг и обучению. Хотя к 1200 году грамотность среди населения оставалась редкостью, в Англии и на континенте насчитывалось более 2000 монастырей, и все они нуждались в книгах. Эта растущая книжная индустрия поддерживала целую армию иллюстраторов. К ключевым работам периода относятся: «Житие Матильды Донизо» (до 1115 г., Ватиканская библиотека, Рим); Псалтырь из Сент-Олбанса (1120–1130, Хильдесхайм); Псалтырь Генриха Блуаского (1140–1160, Британская библиотека, Лондон); Ламбетская Библия (1150, Кентербери); Евангелие Генриха Льва (1173, Библиотека герцога Августа, Вольфенбюттель).
Готика и интернациональная готика (ок. 1200–1450)
Ранние готические иллюминированные рукописи отличались большим натурализмом. Во Франции этот стиль проявился в серии великолепных манускриптов, созданных для королевского двора (1230–1240). Они содержали отрывки из Библии, сопровождаемые моральными толкованиями и иллюстрациями (Bibles moralisées). В Англии этот стиль можно проследить на примере Эймсберийской Псалтыри (ок. 1240 г.; Колледж Всех Душ, Оксфорд).
На книжную живопись высокой готики большое влияние оказала современная ей скульптура. В рукописи с четырьмя Евангелиями, созданной для часовни Людовика IX Сент-Шапель (1241–1248), стиль драпировки с крупными угловатыми складками напоминает работы мастера Жозефа (Национальная библиотека Франции).
В то же время всё большее внимание уделялось деталям, что порождало образцы виртуозного мастерства. Иллюстрации высокой готики также демонстрировали улучшенную передачу света и тени, как, например, у знаменитого парижского иллюминатора, известного как Мастер Оноре, который был активен примерно в 1288–1300 годах. Среди других работ этого периода: Манесский кодекс (1310–1320-е гг., библиотека Гейдельбергского университета) и Псалтырь Бонны Люксембургской (ок. 1345–1349 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Интернациональная готика развивалась при королевских дворах Европы. Одним из крупнейших центров рукописной живописи был двор императора Священной Римской империи Карла IV. Здесь были созданы два важных религиозных манускрипта: миссал (богослужебная книга) для канцлера Яна из Штреды (1360 г., Прага, Библиотека Национального музея) и огромная Библия для сына Карла, Вацлава (1390-е гг., Вена, Австрийская национальная библиотека). Также стоит упомянуть Бельвильский бревиарий (Национальная библиотека Франции) и «Часослов Жанны д’Эврё» (1324–1328, музей Клойстерс, Метрополитен-музей), созданный иллюминатором Жаном Пюселем (ок. 1290–1334).
Известные международные готические иллюминации включают «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413–1416, Музей Конде, Шантийи), созданный братьями Лимбург (ок. 1385–1416). Их иллюстрации во многом напоминают современную им итальянскую живопись. Также выделяются Брюссельский часослов (Королевская библиотека Бельгии) и Часослов маршала Бусико (Музей Жакмар-Андре, Париж), выполненные Жакмаром де Эсденом (ок. 1355–1414). Следует отметить и работы Мастера Нарбоннского парамана, Мастера Бусико и Жана Фуке (1420–1481). Придворная французская живопись пережила новый расцвет во время правления короля Людовика XI (1461–1483), примером чему служит иллюминированная рукопись «Книга о сердце, пленённом любовью» (1465, Австрийская национальная библиотека, Вена), авторство которой приписывают Рене Бартелеми д’Эйку. См: История иллюминированных рукописей.
Немецкое Возрождение (1430–1580)
Изобретение современного книгопечатания, объединившего использование подвижных металлических литер и печатного пресса, обычно приписывается немецкому мастеру Иоганну Гутенбергу (около 1450 года). Его станок дал огромный толчок развитию типографики в эпоху немецкого Возрождения. Одним из ярчайших представителей этого периода был нюрнбергский художник Альбрехт Дюрер (1471–1528), который в основном работал как рисовальщик и график.
Среди его иллюстраций — ксилографии для трактатов «Четыре книги о пропорциях человека» (1528) и «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), а также серия гравюр «Апокалипсис» (1498), два цикла «Страстей» и «Жизнь Девы Марии». Современник Дюрера Альбрехт Альтдорфер (1480–1538) проявил необычайную изобретательность в иллюминировании и иллюстрировании рукописей. Также значительный вклад внесли Ханс Бальдунг Грин (1484–1545) и Ганс Гольбейн Младший (1498–1543), создавший ряд иллюстраций, включая знаменитую ксилографию «Продажа индульгенций» (1522–1523) для антикатолического памфлета Лютера.
XVIII век
Развитию иллюстрации в XVIII веке значительно способствовало появление газет, новостные страницы которых стали идеальной платформой для ксилографических и гравированных изображений. Первые газеты в Великобритании появились в конце XVII века, однако первая ежедневная газета вышла только в 1710 году. Газета The Times была основана в 1785 году Джоном Уолтером, а первая французская газета, Le Journal de Paris, — около 1771 года. В XVIII веке также появилось несколько серьёзных журналов, включая The Tatler (1709) и The Spectator (1711).
Среди иллюстраторов XVIII века были французские художники эпохи рококо Франсуа Буше (1703–1770) и Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806), которые иллюстрировали басни Лафонтена, «Неистового Роланда» Ариосто и «Дон Кихота» Сервантеса. В Англии эту традицию возглавил Уильям Хогарт (1697–1764), наиболее известный своими сатирическими сериями гравюр на такие темы, как «Карьера проститутки» (1731, уничтожена пожаром), «Карьера мота» (1735, Музей сэра Джона Соуна, Лондон) и «Модный брак» (1743, Национальная галерея, Лондон).
Среди других британских иллюстраторов XVIII века — Генри Фюзели (1741–1825), нарисовавший девять иллюстраций для «Шекспировской галереи» Бойделла (открыта в 1789 г.). Примеры его работ: «Леди Макбет, страдающая лунатизмом» (1784, Кунстхаус, Цюрих) и «Титания пробуждается в окружении фей» (1794, Детройтский институт искусств). Ещё одним выдающимся мастером был Уильям Блейк (1757–1827), чья репутация во многом основана на серии из 21 гравюры на меди со сценами из ветхозаветной Книги Иова. Кроме того, в 1788 году он проиллюстрировал книгу феминистки Мэри Уолстонкрафт «Оригинальные рассказы из реальной жизни», а в 1826 году начал работу над иллюстрациями к «Аду» Данте, но успел завершить лишь несколько акварелей и офортов. Современник Блейка, знаменитый гравёр по дереву Томас Бьюик (1753–1828), также внёс заметный вклад в историю иллюстрации своими знаменитыми книгами «Всеобщая история четвероногих» (1790) и «История британских птиц» (том I 1797, том II 1804), которые он сам написал и проиллюстрировал.
XIX век
Промышленное процветание XIX века дало дополнительный толчок развитию газетной индустрии. Ежедневный тираж газеты The Times, например, вырос с 5 000 экземпляров в 1815 году до 50 000 в 1850 году. Что ещё более важно для иллюстрации, это привело к появлению многочисленных периодических изданий, рассчитанных на менее образованную аудиторию: еженедельников, женских журналов, религиозных изданий и детских журналов. Огромный успех имел еженедельник The Illustrated London News, запущенный в 1842 году, а годом ранее появился британский юмористический журнал Punch, основанный на волне популярности «Комического альманаха Крукшенка» (1827–1840). В этих изданиях работало множество высококлассных иллюстраторов.
Журнальная и книжная иллюстрация в XIX веке быстро развивалась в соответствии с технологиями печати. В начале столетия основной техникой был офорт (гравюра на стали или меди). Ведущим иллюстратором викторианской эпохи, использовавшим этот метод, был политический карикатурист и иллюстратор Джордж Крукшенк (1792–1878), создавший рисунки для «Оливера Твиста» Диккенса (1837), журнала Bentley’s Miscellany (1837–1843) и «Легенд Инголдсби» (1840–1847).
Гравюра на стали постепенно сменялась торцовой гравюрой на дереве. Она выполнялась на блоке из твёрдой древесины (обычно самшита), который можно было устанавливать в печатный станок вместе с металлическим шрифтом. Многие ксилографии с 1850-х годов печатались с помощью гальванопластики (электротипии). Среди лучших ксилографических работ того периода — иллюстрации Гюстава Доре к книге Дугласа Джеррольда «Лондон: Паломничество» (1872), новаторские иллюстрации Джона Тенниела к книгам Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871), а также иллюстрации Линли Самборна к книге Чарльза Кингсли «Дети воды» (1863). Примерно с 1890 года на смену гравюре на дереве пришли фотомеханические процессы, при которых изображение переносилось на печатную форму фотографическим способом.
Цветная иллюстрация появилась в конце XVIII века (с использованием техник акватинты и меццо-тинто), но значительно усовершенствовалась в XIX веке. Этому способствовал процесс «естественной печати» Naturselbstdruck Алоиза Ауэра, но в первую очередь — литография, передовая техника печати, изобретённая в 1798 году немцем Алоисом Зенефельдером (1771–1834).
Процесс держался в секрете до 1818 года, когда Зенефельдер опубликовал «Полный курс литографии». К концу 1830-х годов литографская печать (включая тонированные и цветные литографии) получила широкое распространение. В Англии этот процесс был усовершенствован литографом Чарльзом Джозефом Халлманделем. Литография оставалась одним из самых популярных методов иллюстрирования книг до конца XIX века, когда её вытеснила цветная фотогравюра — техника, основанная на принципах меццо-тинто.
Английские иллюстраторы XIX века
К числу выдающихся английских иллюстраторов XIX века относятся: художник-романтик Джон Мартин (1789–1854), чьи апокалиптические пейзажи были растиражированы в виде гравюр и книжных иллюстраций; пейзажист Сэмюэл Палмер (1805–1881), создавший серию офортов к «Буколикам» Вергилия; Эдвард Лир (1812–1888), известный своими пейзажными и нонсенс-иллюстрациями; гравёр Хэблот Найт Браун (1815–1882), он же PHIZ, прославившийся иллюстрациями к произведениям Чарльза Диккенса, в частности к романам «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Мартин Чезлвит» и «Холодный дом»; братья Джордж (1815–1902) и Эдвард (1817–1905) Далзиелы, чья фирма была, вероятно, крупнейшим поставщиком книжных иллюстраций викторианской эпохи в Великобритании; знаменитый карикатурист Джон Лич (1817–1864), создавший более 3000 рисунков только для журнала Punch; великий художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле (1829–1896), чьи многочисленные рисунки пером и тушью привели его в 1857 году к иллюстрированию сборника стихов Теннисона. В 1860-х он был плодовитым иллюстратором как для журналов (в частности, Once a Week), так и для романов Троллопа; дизайнер и медиевист Уильям Моррис (1834–1896), лидер движения «Искусства и ремёсла», который в последние годы жизни выпустил в своём издательстве Kelmscott Press сборник произведений Джеффри Чосера, до сих пор считающийся шедевром книжного дизайна; художник-прерафаэлит Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917), известный своим шедевром «Волшебница Шалот» (1888) — иллюстрацией к поэме Альфреда Теннисона.
Конец века ознаменовался блестящей, хотя и недолгой, карьерой самобытного английского иллюстратора в стиле модерн Обри Бёрдслея (1872–1898), наиболее известного своими эротическими и изысканными чёрно-белыми иллюстрациями. Будучи художественным редактором журнала The Yellow Book («Жёлтая книга»), Бёрдслей создал свои самые знаменитые рисунки пером и тушью, включая иллюстрации к «Смерти Артура» Мэлори и «Саломее» Оскара Уайльда (Библиотека Принстонского университета). Его извилистые линии и фантастическое преувеличение природных форм, испытавшие сильное влияние японской ксилографии, позже вошли в живописный язык международного стиля модерн. После ухода из «Жёлтой книги» Бёрдслей присоединился к новому журналу The Savoy, где опубликовал одни из своих лучших работ. Он также успел завершить серию иллюстраций для частного издания «Лисистраты» Аристофана.
Французские иллюстраторы XIX века
Во Франции к числу величайших иллюстраторов XIX века относятся: лидер романтизма Эжен Делакруа (1798–1863), выполнивший серию литографий к «Фаусту» Гёте (1828) и «Гамлету» Шекспира (1843); блестящий карикатурист и сатирик Оноре Домье (1808–1879), известный своими политическими карикатурами в журналах La Caricature и Le Charivari; художник, скульптор и иллюстратор Гюстав Доре (1832–1883), прославившийся иллюстрированными изданиями литературной классики, такими как «Ад» Данте (1861) и «Дон Кихот» (1862), а также зарисовками лондонской бедности 1860-х годов; типограф и плакатист Жюль Шере (1836–1932), который разработал более дешёвый способ цветной литографии и, по сути, создал современный рекламный плакат; швейцарский художник Теофиль Стейнлен (1859–1923), автор бессмертного плаката «Кабаре «Чёрный кот»»; чешский художник Альфонс Муха (1860–1939), ставший символом дизайна в стиле модерн, — его театральная афиша для Сары Бернар в роли Гисмонды наполнила декоративное искусство Belle Époque новой эстетикой; великий постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), известный своим литографическим плакатным искусством. Кроме того, группа парижских художников «Наби», включая Пьера Боннара (1867–1947), Поля Серюзье (1864–1927) и Мориса Дени (1870–1943), создала новаторские работы в области иллюстрации и плакатной графики.
Американские иллюстраторы XIX века
Начало Гражданской войны в Америке породило огромный спрос на иллюстрации военных маневров и сражений, а также на портреты политиков и военачальников. В ответ на это американские издания, такие как Leslie’s Illustrated News, Harper’s Weekly и New York Illustrated News, нанимали художников-репортёров, среди которых были Теодор Р. Дэвис, Эдвард Форбс, Уинслоу Хомер и Альфред Во. Некоторые из них продолжили создавать иллюстрации для журнала The Century в 1880-х годах. С этого момента иллюстрация стала играть всё большую роль в издательском деле.
Хотя Америка быстро превращалась в промышленный центр, её коммерческие иллюстраторы оставались под влиянием европейских коллег: британцев, таких как Чарльз Кин, Джон Эверетт Милле и Фред Уолкер, и континентальных мастеров, таких как Гюстав Доре из Франции, Даниэль Вьерге из Испании и Адольф фон Менцель из Германии.
В 1880-х и 1890-х годах произошёл прорыв в технологиях печати, который позволил точно воспроизводить рисунки пером и тушью. За этим последовало изобретение полутоновой гравюры — нового метода, дававшего гораздо более точное воспроизведение тональных изображений. Новый процесс хромолитографии позволил печатать цветные иллюстрации. Сама печать стала быстрее и дешевле благодаря появлению высокоскоростных ротационных машин. В результате издатели смогли печатать больше качественных изображений, что, в свою очередь, привлекло больше читателей.
Тогда же начали появляться первые комиксы. К 1900 году в список ведущих американских иллюстраторов входили Роберт Блюм, Уильям Х. Брэдли, известный как «американский Бёрдслей», сделавший себе имя на дизайне плакатов, А. Б. Фрост, Говард Пайл, Фредерик Ремингтон, Эдвард Пенфилд — пионер американского плакатного искусства, и многие другие. Почти все они были в курсе главных европейских тенденций, в частности, бума плакатного искусства, который продвигали французы Тулуз-Лотрек, Жюль Шере и Альфонс Муха, а также британцы — творческий дуэт «Братья Беггарстафф» и Обри Бёрдслей.
Иллюстрация XX века в Европе
Не имея огромного американского рынка журналов, газет и комиксов, европейская иллюстрация развивалась в более специализированных областях графического искусства, таких как плакаты, детские книги и другие ниши. Однако она оставалась важным источником дохода для широкого круга европейских художников и дизайнеров.
Европейская книжная иллюстрация
К известным британским иллюстраторам детских книг XX века относятся: Уолтер Крейн (1845–1915); Беатрикс Поттер (1866–1943), создательница Кролика Питера и других персонажей; Артур Рэкхем (1867–1939), известный работами к «Сказкам братьев Гримм» (1900) и «Королю Артуру и рыцарям Круглого стола» (1917); Эдмунд Дюлак (1882–1953), британский художник французского происхождения; и более поздний автор, Рэймонд Бриггс (р. 1934), автор знаменитого «Снеговика».
Среди других европейских книжных иллюстраторов XX века: чешский художник Франтишек Купка (1871–1957); французский художник-график Рауль Дюфи (1877–1953), создававший дизайн для модельеров и иллюстрации к стихам Аполлинера; белорусский гений Марк Шагал (1887–1985), которому коллекционер Амбруаз Воллар заказал иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя, «Басням» Лафонтена и Библии; художники группы «КОБРА» Асгер Йорн (1914–1973) и Карел Аппел (1921–2006); британский рисовальщик Дэвид Хокни (р. 1937), известный серией офортов «Похождения повесы» и иллюстрациями к «Шести сказкам братьев Гримм».
Европейское искусство плаката (1900–1920-е)
После упадка модерна итальянский художник Леонетто Каппиелло (1875–1942) первым осознал необходимость мгновенного визуального воздействия и быстро завоевал репутацию «отца современной рекламы». (Вспомним также плакат Альфреда Лита 1914 года с лордом Китченером и надписью «Ты нужен своей стране»).
Немецкий дизайн плакатов в это время находился под сильным влиянием Людвига Хольвайна, который убирал все несущественные детали. Его современник Люциан Бернхард изобрёл немецкий Plakatstil («предметный плакат») — стиль, характеризующийся чистыми линиями, минимальным натурализмом и плоскими цветами, примером чего служит его плакат Sachplakat (1906) для спичек Preister. Итальянское плакатное искусство, изначально развивавшееся для рекламы оперы, было представлено Адольфо Гогенштейном (1854–1928) и его лучшим учеником Леопольдо Метликовицем (1868–1944). Лучшим учеником Метликовица, в свою очередь, стал Марчелло Дудович (1878–1962), который переработал модерн (известный в Италии как Stile Liberty) в более современный стиль.
После модерна и функционализма следующим международным стилем в плакатном искусстве стал ар-деко (ок. 1925–1940), точно отражавший новый технологический век. Среди художников-плакатистов этой эпохи были Фернан Леже (1881–1955), Амеде Озанфан (1886–1966) и французско-украинский художник Адольф Мурон Кассандр (1901–1968), все они известны своими туристическими плакатами с использованием фотомонтажа.
Тем временем Швейцария быстро становилась важным центром графического искусства. Ключевыми фигурами в швейцарском дизайне были ранние мастера модерна Теофиль Стейнлен и Эжен Грассе (1845–1917), Эмиль Кардино (известный своим туристическим плакатом «Маттерхорн» 1908 года), а также более молодая группа дизайнеров. Под влиянием конструктивизма, Де Стейла и школы Баухаус эта группа, возглавляемая Эрнстом Келлером, после Второй мировой войны разработала важный Международный типографический стиль. С 1960-х годов изобретение офсетной литографии стимулировало появление рынка «художественных постеров», в частности, тиражирование работ известных художников, включая таких модернистов, как Джек Веттриано (р. 1951). Подробнее см. История искусства плаката.
Иллюстрация XX века в Америке
В новом столетии американская коммерческая иллюстрация стала доминирующей, не в последнюю очередь благодаря мощной издательской индустрии. Внедрение технологии четырёхцветной печати сделало возможным точное воспроизведение полноцветной живописи. Отныне иллюстраторы могли видеть свои работы напечатанными именно в том виде, в каком они были созданы.
Вскоре такие издания, как Harper’s Weekly, McClure’s, Scribner’s и The Century, начали привлекать лучших художников Америки в качестве внештатных иллюстраторов. Появились новые журналы, включая The Saturday Evening Post, Collier’s, The American Magazine, McCall’s, Vogue и многие другие. Это привело к огромному росту возможностей для художников, хотя и не отменило использование таких вспомогательных устройств, как камеры и пантографы. Среди талантливых иллюстраторов этого времени были Харви Данн, Эдвард Хоппер, Фрэнк Шуновер и Н. К. Уайет, а также выдающиеся женщины-художницы, такие как Элизабет Шиппен Грин и Джесси Уиллкокс Смит.
Первая мировая война привела к росту спроса на плакаты, а также на изображения боевых действий. Восемь ведущих иллюстраторов, включая Харви Данна и Уоллеса Моргана, были отправлены на Западный фронт для создания картин и рисунков (ныне хранящихся в Смитсоновском институте) с целью информирования общественности и поддержки военных действий. Вспомним также знаменитый плакат Джеймса Монтгомери Флэгга о наборе в армию 1917 года, на котором Дядя Сэм указывает прямо на зрителя, и похожий на него советский плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?». (Среди известных американских пропагандистских плакатов времён Второй мировой войны — «Клепальщица Роузи» Нормана Рокуэлла).
Послевоенный бум 1920-х годов в Америке привёл к ещё большему спросу на коммерческие изображения и литературные иллюстрации для сопровождения романов таких авторов, как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Литературные иллюстраторы, такие как Дин Корнуэлл и Джеймс Монтгомери Флэгг, стали знаменитостями. Тем временем Норман Рокуэлл (1894–1978), чьей нишей была обложка The Saturday Evening Post, быстро становился иконой американского искусства со своими ностальгическими, сентиментальными картинами ушедшей эпохи. В 1920-х годах появились новые периодические издания, включая The New Yorker и Vanity Fair, которые нанимали новых художников.
Напротив, 1930-е годы были мрачной эпохой Великой депрессии. Многие иллюстраторы были уволены, а издания закрылись (исключениями стали журнал Fortune, запущенный в 1930 году, и журнал Esquire, 1933 год). Фотография начала вытеснять рисованные изображения. Единственным светлым пятном стал возросший спрос на иллюстрации для бульварных романов. Этот жанр привлёк как начинающих иллюстраторов, так и уже признанных мастеров.
1940-е годы открыли новые возможности. Во время войны это были рекламные изображения для военной продукции и журнальные иллюстрации. После войны резко возрос спрос на рекламную графику и оформление торговых точек. Послевоенный бэби-бум также привёл к росту спроса на иллюстрированные детские книги. Среди ведущих американских иллюстраторов того времени были Джон Фалтер, Роберт Фосетт и Хэддон Сандблом.
1950-е годы оказались поворотным десятилетием. Они начались с высокого спроса на все виды иллюстраций, особенно в рекламе. К сожалению, появление телевидения привело к сокращению рекламы в журналах и, как следствие, к уменьшению иллюстрированных страниц. Для большего реализма в издательском деле стало использоваться больше фотографий, что также снизило спрос на иллюстрации.
Несмотря на мини-возрождение в 1960-х годах, связанное со спросом на обложки музыкальных альбомов, постеры и комиксы, спад продолжился. (Спрос на музыкальные постеры перекликался с бумом на винтажные плакаты в конце XIX века). Кроме того, растущая популярность книг в мягкой обложке создала рынок для привлекательных обложек. Среди мастеров этого жанра были Джеймс Авати и Стэнли Мельтцофф.
В конце 1950-х на сцену вышли такие художники, как Энди Уорхол (1928–1987) и Рой Лихтенштейн (1923–1997), которые начинали с коммерческого графического дизайна — включая карикатурные изображения и шелкографию — прежде чем стать центральными фигурами поп-арта 1960-х. Уорхол, например, создавал иллюстрации для рекламы обуви, обложки альбомов и литературные иллюстрации. Подробнее см. Поп-арт Энди Уорхола.
В 1970-х и 1980-х годах рынок коммерческого искусства США разделился на множество специализированных сегментов: анимация, видеоигры, музыка, книжная иллюстрация, фэшн-рисунок, фэнтези, газетные комиксы, политические карикатуры и другие. Это было последнее десятилетие, в котором иллюстрация оставалась практически незатронутой компьютерной революцией.
В 1990-е годы иллюстрация навсегда изменилась благодаря повсеместному внедрению компьютеров и программ для создания, редактирования и передачи изображений. Искусство иллюстрации превратилось в технику обработки изображений, поскольку всё больше коммерческих художников стали создавать профессиональные работы без традиционной художественной подготовки или навыков рисования.
Профессиональных иллюстраторов начали теснить новички, владеющие графическими программами, такими как Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDRAW, и использующие планшеты Wacom или плагины вроде Kai’s Power Tools. В то же время цифровое искусство стало сочетаться с традиционными методами. Например, фьюжн-иллюстрация — это смешанная форма, включающая графический дизайн, типографику и фотографию. Кроме того, огромная популярность научной фантастики и фэнтези (в книгах, играх, плакатах) создала совершенно новый жанр, требующий как навыков изобразительного искусства, так и цифровых компетенций.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?