Шон Скалли, ирландско-американский художник-абстракционист, номинант на премию Тёрнера читать ~4 мин.
Шон Скалли — американский художник ирландского происхождения, один из ведущих художников-абстракционистов современности. Он был дважды номинирован на престижную «премию Тёрнера». Его абстрактное искусство представлено в ведущих художественных музеях мира и ряде ирландских художественных галерей. Скалли является важной фигурой в истории ирландского искусства.
Художник родился в Дублине, но уже в 1949 году его семья переехала в Англию. Скалли изучал живопись в Кройдонском колледже искусств в Лондоне, затем в Университете Ньюкасла и, наконец, в Гарвардском университете в США. В 1975 году он обосновался в Нью-Йорке, а в 1983 году получил американское гражданство. В настоящее время художник живёт и работает в Нью-Йорке, Мюнхене и Барселоне.
Скалли был номинирован на «премию Тёрнера» в 1989 и 1993 годах. Его работы выставлялись по всей Европе и США. Персональные выставки проходили в Художественном собрании земли Северный Рейн-Вестфалия в Дюссельдорфе (2001), Метрополитен-музее в Нью-Йорке (2000), Галерее современного искусства на вилле делле Розе в Болонье и Национальной галерее Жё-де-Пом в Париже (1996).
Работы художника находятся в постоянных коллекциях Музея современного искусства (MoMA) и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Галереи Тейт в Лондоне, Центра искусств королевы Софии в Мадриде, Ирландского музея современного искусства в Дублине и многих других. В 2006 году Скалли передал восемь своих картин в дар Галерее Хью Лейна в Дублине, где был открыт зал, полностью посвящённый его творчеству.
По мнению искусствоведов, видение Скалли продолжает традиции раннего европейского конкретного искусства Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга в его стремлении к порядку и гармонии. Одновременно оно наследует американской абстракции Джексона Поллока и Марка Ротко с её мощными холстами, выражающими личное душевное состояние. Это напряжение между европейским порядком и американской энергией художник решал по-разному на протяжении своей карьеры.
В середине и конце 1970-х годов его картины отличались холодной геометрической точностью, отражавшей влияние минимализма. (См. Беспредметное искусство). В 1980-х годах живопись стала более свободной и выразительной, с густыми мазками и широкими жестами. Полотна этого периода выглядят плотными, но в то же время светящимися. Самые поздние работы Скалли ещё более открыты и текучи. Они написаны спонтанно, толстыми слоями краски, создавая тактильную, живую поверхность, похожую на кожу.
Ключевой для творчества Скалли стала серия «Стена света». Идея возникла во время поездки в Мексику в начале 1980-х годов. Художника вдохновили древние руины майя, залитые ярким светом. Он увидел в каменных кладках не просто архитектуру, а метафору человеческого бытия — сочетание порядка, разрушения и стойкости. Эта серия стала его визитной карточкой.
Картина «Стена света, коричневая», монументальная по масштабу, излучает огромную энергию и одновременно чувство уязвимости. Написанная в мрачных, но светящихся тонах, она наполнена меланхолией. По словам самого Скалли, он стремится запечатлеть “нечто, обладающее классической неподвижностью, но при этом достаточно эмоциональное или диссонансное, чтобы создать ощущение незавершённости”.
Одной из интересных черт абстрактных форм Скалли является их сходство с доисторическими мегалитическими сооружениями, такими как Стоунхендж или Ньюгрейндж. Эти элементарные формы, сложенные из массивных блоков, обладают универсальностью и архитектурной мощью, которая привлекает внимание зрителя и перекликается с монументальностью живописи художника.
Скалли часто работает с нетрадиционными основами, например, с алюминиевыми или медными панелями. Многие его крупные произведения состоят из нескольких холстов или панелей, соединённых вместе. Швы и стыки между ними становятся видимой частью композиции, подчёркивая конструктивную природу картины и создавая дополнительный ритм.
Хотя Скалли наиболее известен как живописец, он также успешно работает в других медиа. Художник создаёт монументальные скульптуры из кортеновской стали, развивающие идеи его живописных серий в трёхмерном пространстве. Кроме того, он много работает с графикой: акварелью, пастелью и в различных техниках печати, где его фирменные полосы и блоки приобретают иную фактуру и прозрачность.
Среди его известных работ: «Союз серый», «Стена света, белая» (1998), «Стена света, коричневая» (2000), «Стена света, красная-красная» (2001), «Плывущая красная стена» (2002) и «Плывущая серая стена» (2002). Шон Скалли оказывает значительное влияние на абстрактную живопись в изобразительном искусстве Ирландии и является членом Аосданы.
Аукционные рекорды
Работы Шона Скалли пользуются высоким спросом на международном арт-рынке. Аукционный рекорд стоимости его произведения был установлен в мае 2023 года на торгах Phillips в Нью-Йорке. Картина «Линия земли» (Landline) была продана за 1 986 500 долларов. Предыдущие значительные продажи включают картину «Стена света, камень», ушедшую с молотка на аукционе Christie’s в Лондоне в 2012 году за 601 250 фунтов стерлингов.
- «О пионеры!» Уиллы Кэсер, краткое содержание
- Очередной гастрольный тур оркестра Темирканова в Азии
- Сербскую художницу Марину Абра́мович наградили в Гаване
- В Таиланде назвали имя лучшего молодого художника
- Вандалы нанесли ущерб синагоге в Тверии, власти подозревают харедим
- Перегибы современной наградной системы России
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?