Искусство обработки металла и изготовления художественных металлических изделий читать ~25 мин.
В самом широком смысле термин «металлические изделия» охватывает любой предмет, сделанный из металла. В эпоху древнего искусства такие предметы были в основном функциональными и обычно включали оружие, доспехи, конское снаряжение, сосуды для еды и посуду. Однако постепенно были открыты новые технологии, которые привели к созданию новых и впечатляющих форм декоративного искусства из металла. Эти изделия пользовались большим спросом среди религиозных орденов, светских правителей и состоятельных слоёв населения. В этой статье речь пойдёт о декоративных предметах, включая ритуальные и церемониальные изделия, личные украшения и скульптуры, изготовленные из различных металлов (или их сплавов), таких как железо, медь, бронза, серебро, золото и латунь.
Металлообработка включает в себя такие ремёсла, как ковка, чеканка, выколотка (репуссе), золочение и инкрустация, и пересекается с несколькими видами искусства, включая ювелирное дело, перегородчатую эмаль, работу с серебром, ювелирное искусство и кузнечное дело. Она внесла огромный вклад в развитие искусства бронзового века (3000–1000 гг. до н.э.) и искусства железного века (1100–200 гг. до н.э.), в частности кельтских изделий из металла (например, «котёл из Гундеструпа», «щит из Баттерси»), персидского золотого дела Ахеменидов и греческой бронзовой скульптуры. Металлообработка также играла важную роль в раннем христианском искусстве (300–800 гг. н.э.) — церковные сосуды, литургические кресты, оклады и украшения иллюминированных рукописей; и в средневековом христианском искусстве (600–1200) — реликварии, раки, различные виды алтарного искусства, орнаментация евангельских рукописей и в более поздние периоды. Выдающиеся изделия из металла могут быть монументальными (бронзовые изделия Саньсиндуй), переносными («Баран в чаще») или миниатюрными («Золотая колесница из сокровищницы Оксуса»).
Материалы и методы
Самые ранние артефакты изготавливались из дерева, слоновой кости, костей и бивней животных, камня и глины. Лишь позднее люди научились добывать металлы из земли, плавить их в печах и придавать им нужную форму. Со временем мастера по металлу разработали множество техник для создания различных эффектов. Ниже представлен краткий обзор основных процессов.
Ковка и литьё
Изначально все декоративные работы по металлу выполнялись методом ковки. Различные части каждого изделия выковывались отдельно, а затем скреплялись заклёпками или крепились к твёрдому стержню (пайка в то время ещё не была изобретена). Кроме того, из кованых листов бронзы или меди могли создавать статуи, отдельные части которых соединялись медными заклёпками. Прекрасным примером такой работы является Колосс Родосский (ок. 280 г. до н.э.) — подробнее см. в разделе «Семь чудес света».
С 2500 г. до н.э. два основных метода обработки металла — ковка и литьё — развивались параллельно. Метод литья по выплавляемой восковой модели (cire perdue) также появился в Египте около 2500 г. до н.э., хотя почти наверняка он был изобретён раньше, в период шумерского искусства в Месопотамии. Тем не менее металлурги и ювелиры продолжали использовать ковку в качестве основного метода ещё долгое время после того, как клёпка вышла из употребления. Даже греческое искусство в своих работах по металлу основывалось на ковке и чеканке.
Репуссе (выколотка)
Репуссе — это техника тиснения, используемая для создания рельефного орнамента с обратной стороны металлического листа. Сначала орнамент намечается на лицевой поверхности, а затем его контур переносится на обратную сторону. После этого металл помещается лицевой стороной вниз на подложку из смолы, песка или другого пластичного материала, и область рисунка выбивается на этой подложке. Затем пластину переворачивают лицевой стороной вверх, и удары молотком повторяются, но на этот раз в подложку вдавливается фон вокруг рисунка. Путём многократного повторения этого процесса и финальной доработки чеканами рисунок рельефно выступает над поверхностью металла. Два выдающихся примера техники репуссе — это «корона Петри» железного века (Национальный музей Ирландии, Дублин) и «котёл из Гундеструпа» (I – II вв. до н.э., Национальный музей Дании, Копенгаген).
Чеканка
Чеканка — это процесс, противоположный технике репуссе. Если репуссе — это тиснение с обратной стороны металлического листа для создания выпуклого рисунка на лицевой стороне, то чеканка — это обработка с лицевой стороны для создания углублённого изображения. Она выполняется с помощью молотка и специальных инструментов — чеканов.
Гравировка
Вырезание или нанесение линий на поверхность металла с помощью режущего инструмента называется гравировкой. Если по режущему инструменту (штихелю или резцу) наносят удары молотком, процесс называют резьбой по металлу.
Инкрустация
Инкрустация — это декоративная техника вставки различных материалов в углубления на поверхности железа, стали или бронзы для создания узоров или рисунков, которые обычно находятся на одном уровне с основной поверхностью. Особым видом инкрустации является техника «дамаскинаж» (насечка), высокоразвитая ювелирами Дамаска, откуда и пошло её название. Сначала на металлической поверхности, предназначенной для украшения, острым инструментом наносится тонкая гравировка. Затем золотая (или серебряная, медная) проволока вбивается в эти крошечные бороздки и надёжно закрепляется. Другие методы инкрустации используются для вставки в металл драгоценных камней или иных ценных материалов.
Чернь
Этот декоративный метод, впервые применённый в египетском искусстве, заключается в заполнении чернью (чёрным порошком, состоящим из сплава серебра, меди, свинца и серы) узоров, выгравированных на поверхности небольших металлических предметов, обычно серебряных. После того как выгравированные углубления заполнены порошком черни, изделие нагревают. Чернь плавится и заполняет гравированные каналы. Древнерусские мастера были экспертами в украшении чернью в период с 950 по 1250 год; некоторые исключительные работы хранятся в музеях Москвы. Другим примером работы с чернью является потир VIII – IX веков из Дерринафлана в Ирландии. См. также: Христианское искусство византийской эпохи (ок. 400–1200 гг.).
Эмалирование
Эмалирование было одной из первых и наиболее эффектных техник, использовавшихся для придания цвета декоративным изделиям из металла. Говоря простыми словами, стекловидную эмалевую глазурь (смешанную с оксидами металлов, такими как кобальт или железо, для придания цвета) наносят на металлическую поверхность, а затем подвергают сильному нагреву. В результате эмаль сплавляется с металлом, создавая на нём красивое цветное стекловидное покрытие.
Существует два основных способа нанесения эмали. Первый — перегородчатая эмаль, при которой на поверхности металла закрепляются тонкие металлические полоски, образуя ячейки, которые затем заполняются стекловидной эмалью. Второй — выемчатая эмаль (шамплеве), при которой эмаль заливается в небольшие углубления, вырезанные в металле. (Шедевром выемчатой эмали является «Ставелотский триптих», ок. 1158 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк). Эмалирование тесно связано с мозаичным искусством и живописью. Эта техника достигла своего расцвета в раннюю эпоху кельтского искусства в Ирландии (ок. 400 г. до н.э. – 100 г. н.э.).
Золочение
Золочение — это техника нанесения на поверхность металла (а также дерева, гипса, стекла или других материалов) тонкого слоя золота в виде сусального листа или порошка. Существуют также схожие техники нанесения других металлов, например, серебрение. Поверхность предмета тщательно грунтуется, высушивается, а затем покрывается специальным клеем для закрепления сусального золота (тончайших листов золота) или порошка. Выдающиеся примеры техники золочения включают знаменитого «Барана в чаще» (2500 г. до н.э.), украшенного сусальным золотом, медью и лазуритом — превосходное произведение месопотамской скульптуры 4500–539 гг. до н.э.; и позолоченную серебряную «чашу из Ардага» VIII – IX веков.
История металлообработки
Месопотамия
Самые ранние сохранившиеся предметы из драгоценных металлов были извлечены из царских гробниц в Уре, в Шумере, и датируются третьим тысячелетием до нашей эры. В Археологическом музее Багдада, нью-йоркском Метрополитен-музее и Британском музее в Лондоне хранится ряд изысканных изделий из кованой меди с изображениями оленей, львов и головы быка.
Другие исключительные произведения месопотамского искусства включают знаменитого «Коленопреклонённого быка с сосудом» (ок. 3000 лет до н.э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), изготовленного из серебра шумерскими мастерами в протоэламский период, и знаменитого «Барана в чаще» (ок. 2500 г. до н.э., Британский музей), сделанного из меди, сусального золота, лазурита и красного известняка.
Во втором тысячелетии до н.э. ассирийское искусство в северной Месопотамии прославилось своими бронзовыми изделиями. Например, бронзовый меч царя Адад-нирари I (ок. 1250 г. до н.э.) и бронзовые рельефы с ворот Салманасара III (824 г. до н.э.), хранящиеся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
Древний Египет
Египетские ювелиры и мастера по обработке металлов достигли такого уровня мастерства, который в некоторых отношениях остаётся непревзойдённым. Ручные зеркала из полированной меди, бронзы или серебра были распространены среди зажиточных египтян, так же как и медные кувшины и тазы для омовения рук. Примером последних служит медная чаша времён Древнего царства (ок. 2686–2160 гг. до н.э.), покрытая сурьмой для имитации серебра — очень редкого в ту эпоху металла. Сейчас она хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
К египетским бронзовым изделиям птолемеевского периода (305–30 гг. до н.э.) относятся вотивные статуи и бронзовые амулеты, которые клали в захоронения вместе с умершими.
Среди других раннеегипетских изделий из драгоценных металлов — знаменитая маска Тутанхамона (ок. 1327 г. до н.э., Египетский музей, Каир), изготовленная из золота, стекла, обсидиана, сердолика, кварца, фаянса и лазурита. См. также: Египетская скульптура.
Древняя Персия
На бронзовую промышленность Персии большое влияние оказали месопотамские металлурги. Луристан, расположенный на западе Персии, был центром бронзолитейного производства в период с 1500 по 500 гг. до н.э. Здесь изготавливались как личные украшения, так и широкий спектр церемониальных и бытовых сосудов, предметы для колесниц и конская сбруя. Примером луристанской золотой работы является «Золотой кубок из Марлика» (ок. 1200 г. до н.э., Национальный музей Ирана, Тегеран), изготовленный персидскими ювелирами методом репуссе.
Позже, в период правления Ахеменидов (559–330 гг. до н.э.), персидские мастера по металлу преуспели в таких техниках, как чеканка, литьё и инкрустация драгоценными камнями. С этого периода известны статуэтки из золота и серебра, а также серебряные и золотые сосуды в виде ваз, конических кубков и ритонов (сосуды для питья в форме головы животного), а также изящные золотые скульптуры.
«Сузский клад» (Лувр) и «Золотая колесница из сокровищницы Оксуса» (ок. 400 г. до н.э., Британский музей) — часть находки предметов, созданных, предположительно, таджикскими ювелирами, — являются прекрасными примерами таких работ. В парфянскую эпоху (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) на персидское ювелирное дело оказало большое влияние эллинистическое искусство, особенно его предпочтение богато украшенных чаш и блюд. Но апогея древнеперсидское искусство в обработке металла достигло в период Сасанидов (224–651 гг. н.э.), когда мастера создали удивительное разнообразие форм, декора и техник. Основными формами были кубки на ножках, бокалы, овальные блюда, тарелки и чаши; фигуры животных, сцены охоты и питья изображались в высоком рельефе. Узоры обычно вырезались из цельного серебра или изготавливались отдельно из листового металла, а затем прикреплялись к сосуду. Кроме того, в это время была усовершенствована техника перегородчатой эмали для использования в ювелирных изделиях.
Минойская металлообработка
Наряду с архитектурой и настенной живописью, металлообработка была важной составляющей минойского искусства на острове Крит. Сохранившиеся металлические артефакты включают бронзовый меч (2000–1600 гг. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) с рукоятью из позолоченной слоновой кости и горного хрусталя, который служит примером замечательного мастерства критского ремесленника в литье бронзы. Гравированные лезвия кинжалов, многие из которых инкрустированы золотом, серебром, медью и чернью, являются ещё одной особенностью критских металлических изделий. Значительное количество золотых украшений, серебряных печатей и орнаментов было найдено в раннеминойских могилах в Мохлосе и Кумасе. Большое количество минойских золотых предметов — таких как чаши для питья, фиалы, шкатулки, лицевые маски и маленькие золотые диски, — а также серебряные кувшины было обнаружено в гробницах на материковой Греции, в Микенах и Вафио. Среди других погребальных предметов, изготовленных на Крите, но найденных на материке, — золотые амулеты, а также ритон из Кносса в виде головы быка с золотыми рогами, золотой розеткой на лбу и позолоченными ушами, глазами и мордой.
Мотив быка также можно увидеть в потрясающей скульптуре, известной как «Золотой бык из Майкопа» (2500 г. до н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург), созданной ювелирами Майкопской культуры на Северном Кавказе.
Микенские (и анатолийские) изделия из металла
Искусство классической древности изобилует примерами прекрасных металлических изделий, не в последнюю очередь потому, что материковые земли по обе стороны Эгейского моря были богаты драгоценными металлами. В Малой Азии, например, на месте древней Трои в Анатолии из самых ранних доисторических слоёв было извлечено несколько кладов (ок. 2000 лет до н.э.). Самая крупная находка, известная как «Клад Приама», содержит типичный набор драгоценностей и пластин, включающий золотые украшения, такие как диадемы, браслеты, серьги и огромное количество бусин. В других местах Греции и Малой Азии золото, серебро и электрум (сплав золота и серебра) шли на изготовление монет, сосудов и оружия, а также личных украшений.
На греческом материке микенское искусство было отмечено достижениями своих ювелиров, такими как знаменитые «кубки из Вафио» — пара золотых кубков, украшенных сценами с быками, — обнаруженные в толосной гробнице около Спарты. (Примечание: некоторые эксперты утверждают, что они были изготовлены ранее на Крите). Как бы то ни было, в микенских гробницах найдено множество изделий из драгоценных металлов, включая прекрасные мечи и кинжалы с рукоятками, украшенными золотыми цветами с лазуритом в лепестках. Самые великолепные микенские кинжалы имеют бронзовые клинки, инкрустированные золотом, электрумом, серебром и чернью.
Одной из особых дисциплин, в которой преуспели микенцы, была резьба по драгоценным камням. Это прослеживается в микенских золотых перстнях-печатях с выгравированными изображениями, а также в тысячах эмблем, вырезанных на драгоценных и полудрагоценных камнях.
Греческая металлообработка (700–30 гг. до н.э.)
Древние греки, которые многому научились в обработке металлов у египтян и персов, преуспели в ковке, чеканке, гравировке, пайке, инталии, а также в бронзовом литье. Греческие мастера по металлу делали упор на эстетику, а не на функциональность, и достигли своего апогея во времена Лисиппа, в конце классического периода греческого искусства около 320 г. до н.э.
В целом, греческие металлические изделия известны четырьмя достижениями. Во-первых, это исключительная бронзовая скульптура, созданная такими мастерами, как Фидий (488–431 гг. до н.э.), Мирон (активен 480–444 гг. до н.э.), Поликлет (активен ок. 450–430 гг. до н.э.), Каллимах (активен 432–408 гг. до н.э.), Скопас (активен 395–350 гг. до н.э.), Лисипп (ок. 395–305 гг. до н.э.), Пракситель (активен 375–335 гг. до н.э.) и Леохар (активен 340–320 гг. до н.э.). Бронза была предпочтительным материалом для скульптуры, так как сочетание прочности и лёгкости позволяло создавать позы, которые невозможно было воспроизвести в мраморе. Во-вторых, это развитие хрисоэлефантинной скульптуры, вида пластического искусства из золота и слоновой кости, ярким примером которого является 12-метровая статуя Афины Парфенос (начата в 447 г. до н.э.) внутри Парфенона в Афинах. В-третьих, это чеканка монет, поскольку греческие монетные штемпели считаются одними из лучших образцов такого вида искусства. В-четвёртых, это влияние на искусство Апеннинского полуострова и всего восточного Средиземноморья в эпоху эллинизма (323–30 гг. до н.э.).
Этрусские металлические изделия
Этрусское искусство, достигшее своего расцвета в VI веке до н.э., когда их города-государства контролировали почти всю центральную Италию, славится своими бронзовыми скульптурами. Яркими примерами являются «Капитолийская волчица» (ок. 500 г. до н.э., Дворец консерваторов, Рим) и «Химера из Ареццо» (ок. 450 г. до н.э., Археологический музей, Флоренция). Этрусские бронзовщики также изготавливали оружие и колесницы, вотивные статуэтки, сосуды, канделябры и зеркала. Их мастерство в инкрустации бронзы серебром и золотом не уступало греческому и римскому.
Этрурия также была известна своими ювелирами: их работы высоко ценились в Италии и Греции в течение первого тысячелетия до н.э. Прекрасным примером этрусского золотого дела является клад золотых украшений, найденный в гробнице Реголини-Галасси в Черветери.
Римские изделия из металла
За исключением непреходящего качества архитектуры, римское искусство в целом уступает греческим и этрусским образцам, и изделия из металла не являются исключением. В большинстве случаев римские ювелиры и скульпторы копировали греков. Помпеи и Геркуланум, например, были по сути греческими городами, и многие прекрасные бронзовые изделия в Музее Каподимонте в Неаполе, найденные в руинах частных домов, имеют греческое происхождение.
Кельты
Ранние кельты представляли собой разрозненную группу индоевропейских племён, которые начали мигрировать на запад Европы из степей южной России примерно с 1000 года до н.э. Под влиянием кавказского бронзового века, а также благодаря знанию греческого и этрусского стилей, полученному в результате торговли между Чёрным и Средиземным морями, кельтская культура отличалась чрезвычайным мастерством в изготовлении изделий из железа и драгоценных металлов. Возможно, эти навыки были заимствованы из майкопской культуры российского Кавказа или через контакты с Левантом. (Примечание: считается, что серебряный шедевр латенской культуры, известный как «котёл из Гундеструпа», был изготовлен на берегах Чёрного моря, возможно, на территории нынешнего Краснодарского края или Абхазии).
К 700 году до н.э. кельты обосновались в Центральной Европе на торговых путях Верхнего Дуная. Здесь археологи раскопали ряд крупных могильников, обнаружив следы двух последовательных культур: гальштатской (ок. 800–450 гг. до н.э.) и латенской (ок. 450–50 гг. до н.э.). Почти всё кельтское искусство происходит от этих двух культур.
Предметы кельтского искусства обработки металла были найдены по всей Европе, особенно в Ирландии. Примеры в Национальном музее Ирландии включают: «корону Петри» (200–100 гг. до н.э.), сделанную методом репуссе; золотой торк из Бройтера (I в. до н.э.); «брошь из Тары» (ок. 700 г.), сделанную из позолоченного серебра с плетёной серебряной проволокой и украшенную сложным кельтским переплетением (см. также: Кельтское ювелирное искусство); «реликварий-пояс из Мойлоха» (VIII век); и «чашу из Ардага» (VIII – IX век), украшенную геометрическим кружевом латенской культуры.
Отдельной, но важной категорией раннехристианских золотых предметов являются вотивные короны и кресты, подаренные церквям Италии и Испании королевскими покровителями. Среди лучших из этих предметов — найденные в Гваррасаре в провинции Толедо, инкрустированные драгоценными камнями, в том числе гранатами (сейчас находятся в Национальном археологическом музее Мадрида и Музее Клюни в Париже); «Крест Агилульфа» (собор Монцы); и пара золотых книжных окладов, украшенных жемчугом, драгоценными камнями, камеями и перегородчатой эмалью с инкрустацией гранатом (собор Монцы).
Германские племена
Вестготы, остготы и другие германские племена, которые сокрушили и разделили Римскую империю, не проявляли особого интереса к изобразительному искусству или архитектуре, но они проявили себя как выдающиеся мастера по металлу и ювелиры. Например, они были одними из первых народов Западной Европы, освоивших технику выемчатой эмали (шамплеве) на бронзе.
Византийские изделия из металла
От периода Тёмных веков в Европе (ок. 400–800 гг.) сохранилось очень мало изделий из драгоценных металлов, за исключением предметов, созданных в эпоху византийского искусства с центром в Константинополе. Исключением является византийская золотая и медная работа, украшающая Евангелия Гаримы (390–660 гг.) — древнейший в мире иллюминированный библейский текст, обнаруженный в эфиопском монастыре Абба Гарима.
Византийская работа по золоту и бронзе представляла собой сплав греческого, египетского и левантийского искусства и достигла своего пика между 800 и 1200 годами. Византийская металлообработка характеризуется использованием сусального, а не цельного золота, и большим вниманием к инкрустации камнями и самоцветами. В Киевской Руси (ок. 950–1237 гг.) перегородчатая эмаль и чернь были подняты на новую высоту восточно-православными ювелирами.
Византийские мастера по серебру в Сирии, Египте, на Кипре, в Малой Азии и на Руси производили широкий ассортимент церковной утвари (потиры, подсвечники, литургические чаши и блюда), а также светской посуды, которая украшалась как религиозными, так и светскими сюжетами. См., например, «амфору из Кончешти» и «блюдо ‘Силён’» (оба — Эрмитаж, Санкт-Петербург). Преобладали техники тиснения и чеканки, но всё большее распространение получали абстрактные узоры и символы, инкрустированные чернью.
Примером крупных византийских металлических изделий являются бронзовые церковные двери, инкрустированные серебром. Искусство бронзового литья сознательно поддерживалось в Византийской империи. Первой парой бронзовых дверей, отлитых после упадка этого искусства в Риме, были двери для собора Святой Софии в Константинополе, датированные 838 годом. Дверные панели с монограммами и другими мотивами, выполненными в технике насечки серебром, обрамлены рельефными бордюрами, украшенными орнаментом в виде свитков.
Каролингские и оттоновские металлические изделия
Самые ранние металлические изделия, известные в каролингском искусстве, напоминают гиберно-саксонское искусство VIII века своей абстрактной трактовкой человеческой фигуры, зооморфным орнаментом и использованием черни. Примерами могут служить «чаша Тассилона» (аббатство Кремсмюнстер, Австрия) и оклад «Евангелия из Линдау» (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Однако начиная с 800 года при дворе Карла Великого в Ахене на первый план выходит классическая средиземноморская традиция, которая затем распространяется по всей империи. Карл Великий также возродил искусство бронзового литья после нескольких веков упадка, заказав монументальные бронзовые порталы в греческом стиле для Палатинской капеллы в Ахене.
Большинство сохранившихся изделий из драгоценных металлов средневековой эпохи имеют церковное назначение: золотые алтари (Базилика Святого Амвросия в Милане, 850 г.), в которых библейские сцены из жизни Христа и Св. Амвросия обрамлены вставками перегородчатой эмали и филигранью; а также реликварии и оклады книг из золота и серебра, инкрустированные драгоценными камнями и украшенные рельефными фигурами и сценами (оклад «Золотого кодекса из Санкт-Эммерама», ок. 870 года, Баварская государственная библиотека, Мюнхен). Эти работы свидетельствуют о выдающихся достижениях каролингских мастеров, чьи техники доминировали в ювелирном ремесле вплоть до XI века.
Оттоновские металлические изделия X и XI веков отличаются от изделий каролингского двора только развитием стиля. Более крупные и значительные фигуры на золотом алтаре (ок. 1023 г.), подаренном Генрихом II Базельскому собору (Музей Клюни, Париж), со строгим рисунком драпировки, заметно отличаются от неопределённых, вытянутых фигур каролингского периода. Оттоновское искусство также известно своими переносными алтарями, реликвариями и процессионными крестами X – XI веков, обычно украшенными эмалью, чернью, гравировкой или инкрустированными драгоценными камнями.
Известные произведения немецкого средневекового искусства, созданные оттоновскими мастерами по металлу: «Реликварий святой Веры» (ок. 870, Церковь аббатства Сент-Фуа, Конк), сделанный из золота, серебра, меди, жемчуга и перегородчатой эмали; знаменитая позолоченная дубовая скульптура, известная как «Крест Геро» (965–970), ныне находящаяся в Кёльнском соборе; «Золотая Мадонна из Эссена» (ок. 980, Эссенский собор), сделанная с использованием сусального золота и перегородчатой эмали; и «Крест Оттона и Матильды» (ок. 973, Сокровищница Эссенского собора).
Романские изделия из металла
Архитектура была основной формой романского искусства. В этот период во Франции (Сен-Лазар, Отён, 1146), Испании (Сантьяго-де-Компостела, 1211), Италии (Модена, 1110) и Германии (Шпайер, 1106; Майнц, 1137) были построены многочисленные соборы, а также аббатские часовни (аббатство Клюни, 909–1131) и паломнические церкви. Это привело к огромному спросу на все виды изделий из драгоценных металлов, как по эстетическим, так и по функциональным причинам.
Таким образом, к 1150 году христианская церковь прочно утвердилась в качестве главного покровителя бронзовщиков. Как и каменщики, бронзовщики объединялись в мастерские и нанимались на крупные строительные объекты. Они отливали колокола — ведь в каждой церкви был хотя бы один колокол, — а также монументальные двери для церквей, баптистериев и ризниц, украшенные рельефными изображениями. В качестве примера можно привести двери для Майнцского собора (ок. 1000 г.), Хильдесхаймского собора (1015 г.), Гнезненского и Аугсбургского соборов (XI век), а также для собора Сан-Дзено-Маджоре в Вероне (XII век). Бронзолитейные мастерские также изготавливали купели больших размеров, например, знаменитую купель Ренье де Юи для церкви Святого Варфоломея в Льеже (1107–1118 гг.), и многочисленные бронзовые кафедры.
Кроме монументальных бронзовых изделий, от романского периода сохранилось множество более мелких предметов, таких как алтарные распятия, процессионные кресты, подсвечники, церковные сосуды, реликварии, переносные алтари и так далее. Среди самых великолепных образцов фигурной бронзы — группа реликвариев в форме головы, руки или ноги, в зависимости от типа реликвий, которые они содержали. Они изготавливались в Нижней Саксонии или во Франции. Другая категория бронзовых предметов, созданных по образцу восточных изделий, приобретённых на Ближнем Востоке во время крестовых походов, — это акваманилы, сосуды для омовения рук. Обычно они имеют форму льва — символа доблести и физической силы — и могут быть обильно украшены.
Кроме колоколов, дверей, алтарей, купелей, крестов и литургических сосудов, ещё одной задачей романских мастеров по металлу было создание витражей, что обычно включало в себя соединение кусочков цветного стекла с помощью свинцовых перемычек. См. также: Витражное искусство: материалы и методы.
Появление религиозных орденов, таких как августинцы (основан в 1244 году), доминиканцы (основан в начале XIII века), францисканцы (основан в 1209 году), каждый со своей сетью монастырей, обеспечило церковь расширяющейся инфраструктурой и персоналом (наиболее известен аббат Сугерий (1081–1151) из Сен-Дени) для надзора за строительством соборов и управления заказами на средневековое искусство всех типов.
Например, бенедиктинский монастырь Ставелот (бенедиктинский орден был основан ещё в 529 году), расположенный недалеко от Льежа в современной Бельгии, оказал ключевое влияние на развитие маасской школы (мозанского искусства). Эта региональная школа романского искусства предвосхитила переход к новому готическому стилю. Маасская школа, в частности, занималась развитием выемчатой эмали (шамплеве), которая пришла на смену более ранней перегородчатой эмали. Среди ведущих художников маасской школы были Годфруа де Клер (де Юи) (1100–1173), Николай Верденский (ок. 1156–1232) и Ренье де Юи (активен в начале XII века). Шедевры маасской школы включают великолепную крестильную купель в церкви Святого Варфоломея в Льеже (1107–1118), «Ставелотский триптих» (ок. 1156, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) и крест из золота и бронзы из аббатства Сен-Бертен (ок. 1170, Музей Сент-Омер).
Готические металлические изделия
В XII веке готические соборы начали строить по всему Иль-де-Франсу и за его пределами. Революционный стиль готической архитектуры — с её ослепительными витражами и требованием большего натурализма в бронзовом литье и в украшении реликвариев — обеспечил работой металлургов по всей Европе. Примером последнего является украшение для реликвария с ребром Святого Петра в Намюре (1228 г.), созданное другим мастером маасской школы, Гуго из Уаньи (ок. 1181–1240 гг.), с его тонкой филигранной работой, украшенной миниатюрными литыми животными и птицами.
Как и в архитектурном дизайне, каменной скульптуре и резьбе по слоновой кости, лидерство, которое в романский период удерживали Нидерланды и Германия, теперь перешло к Франции. Архитектурные формы стали преобладать в дизайне изделий из драгоценных металлов; например, серебряная рака Святого Таурина в Эврё (1250 г.) представляет собой готическую часовню в миниатюре, с остроконечными арками и готическими колоннами.
Хотя церковь сохраняла своё положение крупнейшего покровителя искусств, растущее богатство королевских дворов, аристократии и со временем купечества привело (начиная с 1202 года) к основанию светских мастерских и гильдий ювелиров и серебряных дел мастеров в крупных городах по всему континенту. Стоит упомянуть два великих светских достижения парижских ювелиров, чья гильдия была сформирована одной из первых в 1202 году.
Первое — это статуэтка Карла Великого на скипетре Карла V (до 1380 года, Лувр). Сейчас она является частью французских коронационных регалий и изготовлена из золота, жемчуга, рубинов, стеклянных бусин, позолоченного серебра и белой эмали по золоту. Второй — роскошный «Королевский золотой кубок», изготовленный в Париже около 1380 года (Британский музей). И хотя по-прежнему производилось значительное количество серебряных реликвариев и церковной утвари, также наблюдался рост производства светского серебра в связи с ростом среднего класса. Стандарты чистоты серебра регулировались более тщательно, и было введено обязательное клеймение, особенно в Англии.
В Италии около 1280 года мастера по металлу разработали технику прозрачной эмали по рельефу (basse-taille) — процесс, при котором рельефная резьба в металле заполняется полупрозрачной эмалью, что позволяет свету играть на гравировке под ней. Знание этой техники быстро распространилось в верхнем течении Рейна, а затем во Франции и Англии. Готический стиль преобладал в Италии на протяжении треченто (XIV век), особенно в Сиене, под руководством таких художников, как Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319).
Бронзовым литьём в Италии пренебрегали со времён классической античности, за исключением нескольких церквей, бронзовые двери которых были инкрустированы чернью византийскими мастерами в XI и XII веках. См. также бронзовую дверь в Канозе (1111 г.), созданную Боэмундом I Антиохийским, и пару дверей для собора в Трое (1119 и 1127 гг.), выполненных Одеризием из Беневенто. Затем, во второй половине XII века, Баризано да Трани создал бронзовые рельефные дверные панели для церквей в Астрано и Монреале. Бронзовые рельефные двери были также изготовлены для церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, собора Святого Марка в Венеции и для баптистерия во Флоренции Андреа Пизано.
В период поздней готики были созданы такие важные металлические изделия, как «Золотой конёк» (1404, Альтэттинг) и «Реликварий Святого Терния» (Британский музей), созданный в 1390-х годах французскими мастерами для герцога Беррийского для хранения фрагмента Тернового венца.
Коллекции
Коллекции изделий из драгоценных металлов можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая: Лувр в Париже; Британскую королевскую коллекцию в Виндзоре; Британский музей и Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Музей исторических драгоценностей Украины в Киеве; Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге; Музеи Ватикана в Риме; Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Музей изящных искусств в Бостоне; Институт искусств Чикаго; Институт искусств Детройта; и Художественный музей Филадельфии.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Методы, движения, стили, шедевры и их создатели – на шкале времени: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?