Искусство обработки металла и изготовления художественных металлических изделий читать ~25 мин.
В самом широком смысле термин «металлические изделия» включает в себя любой предмет, сделанный из металла. В эпоху древнего искусства такие предметы были в основном функциональными и обычно включали оружие, доспехи, предметы конного снаряжения, сосуды для еды и посуду. Однако постепенно были открыты новые процессы, которые привели к созданию новых и захватывающих металлических форм декоративного искусства, которые нашли готовый рынок среди религиозных орденов, светских лидеров и состоятельных классов. В этой статье мы сосредоточим наше внимание на декоративных предметах – включая ритуальные и церемониальные предметы, личные украшения и скульптуры – изготовленных из различных металлов (или комбинаций металлов), таких как железо, медь, бронза, серебро, золото и латунь.
Металлообработка имеет свои собственные ремесла, такие как обработка молотком, чеканка, репуссе, золочение и инкрустация, и пересекается с несколькими различными видами искусства, включая ювелирное дело, перегородчатую эмаль, серебряное дело, ювелирное искусство и кузнечное дело. Она внесла большой вклад в развитие искусства бронзового века (3000-1000 гг. до н.э.); искусства железного века (1100-200 гг. до н.э.) – в частности, кельтских изделий из металла (котёл Гундеструпа, щит Баттерси), персидского золотого дела Ахеменидов и греческой бронзовой скульптуры, а также раннего христианского искусства (300-800 гг. н.э.) (церковные сосуды, литургические кресты, переплёты и орнаменты иллюминированных рукописей); средневековое христианское искусство (600-1200) (реликварии, святыни, различные виды алтарного искусства, орнаментация евангельских рукописей) и более поздние периоды. Великие изделия из металла могут быть монументальными (Бронзы Саньсиндуй), переносными (Баран в зарослях) или миниатюрными (Золотая колесница из сокровищницы Оксуса).
Материалы и методы
Самые ранние артефакты были сделаны из дерева, слоновой кости, костей и бивней других животных, камня и земли. Только позже люди научились добывать металлы из земли, придавать им форму предметов и/или обжигать их в печах. Со временем мастера по металлу разработали множество техник для создания различных эффектов. Вот краткий обзор основных процессов.
Молот и литье
Все декоративные работы по металлу раньше выполнялись с помощью молота. Различные части каждого изделия выбивались молотком отдельно, а затем крепились с помощью заклёпок или прикреплялись к твёрдому стержню (пайка ещё не появилась). Кроме того, листы кованой бронзы или меди могли быть использованы для создания статуй, отдельные части которых соединялись медными заклёпками. Прекрасным примером такой работы является Колосс Родосский 280 г. до н.э. – подробнее см. в разделе Семь чудес света.
С 2500 г. до н.э. два основных метода изготовления металла – молот и литье – развивались бок о бок. Метод литья по восковой модели (cire perdue) также появился в Египте около 2500 г. до н.э., хотя почти наверняка он был изобретён раньше, в период шумерского искусства в Месопотамии. Но металлурги и ювелиры продолжали использовать молоток в качестве основного инструмента ещё долгое время после того, как исчезла клёпка. И даже греческое искусство в своих металлических работах зависело от молотка и пуансона.
Репуссе
Репуссе – это техника тиснения, используемая для рельефного изображения орнамента с обратной стороны. Для начала орнамент намечается на поверхности металлического листа, а затем копируется на обратную сторону. Затем металл помещается лицевой стороной вниз в блок с твёрдой породой, песком или другим податливым материалом, и область рисунка вбивается в эту массу. Пластину вынимают и затем помещают в песок лицевой стороной вверх, после чего удары молотком повторяют, только на этот раз в песок вдавливают фон области рисунка. Повторяя этот процесс, вместе с окончательной чеканкой, рисунок поднимается из металла. Два выдающихся примера работы репуссе – корона Петри железного века (НМИ, Дублин) и котёл Гундеструпа (1-2 век до н.э., Национальный музей Дании, Копенгаген).
Чеканка
Чеканка противоположна репуссе. Если repoussé – это техника тиснения, используемая на обороте металлического листа для создания рельефного рисунка на лицевой стороне, то чеканка – это техника тиснения, используемая на лицевой стороне для создания утопленного изображения. Она выполняется с помощью молотка и пуансонов на лицевой стороне металлического листа.
Гравировка
Вырезание или надрезание линии на поверхности металла – всегда выполняется режущим инструментом – называется гравировкой. Если на режущий инструмент давят молотком, процесс называется резьбой.
Инкрустация
Инкрустация – это название декоративной техники вставки материалов в углубления на поверхности железа, стали или бронзы для формирования узоров или рисунков, которые обычно находятся заподлицо с поверхностью. Особым видом инкрустации, например, является техника «дамаскирования», высокоразвитая ювелирами Дамаска, отсюда и её название. Сначала металлическая поверхность, которую необходимо украсить, тонко гравируется острым инструментом, после чего золотая (или серебряная, или медная) нить забивается в крошечные бороздки на поверхности и надёжно закрепляется. Другие методы инкрустации используются для вкрапления в металлическую поверхность драгоценных камней или других ценных материалов.
Чернь
Впервые использованный в египетском искусстве, этот декоративный метод включает в себя посыпание черни (чёрный порошок, созданный путём сплавления серебра, меди, свинца и серы) на рисунки, выгравированные на поверхности небольших металлических предметов, обычно из серебра. После того как поверхность гравированного металла покрыта чернью, применяется тепло, которое расплавляет чернь, заставляя её стекать в выгравированные каналы. Ранние русские мастера были экспертами в украшении чернью в период с 950 по 1250 год, и некоторые исключительные работы хранятся в московских музеях. Другим примером черневой (шиповой) работы является потир 8/9 века из Дерринафлана в Ирландии. См. также: Христианское искусство византийской эпохи (ок. 400-1200 гг.).
Эмалирование
Эмалирование было одной из первых и наиболее эффектных техник, использовавшихся для придания цвета декоративным изделиям из металла. Проще говоря, стеклоподобная эмалевая глазурь (смешанная с оксидами металлов, таких как кобальт или железо, для создания цвета) наносится на металлическую поверхность, а затем подвергается сильному нагреву. В результате эмалевая глазурь сплавляется с металлом, придавая последнему красивое цветное стеклообразное покрытие.
Существует два стандартных способа нанесения эмали на металл. Во-первых, перегородчатая эмаль, при которой полоски металла прикрепляются к поверхности металла, образуя тонкие отделения, которые затем заполняются стекловидной эмалью; во-вторых, шамплеве, при котором эмаль заливается в небольшие углубления, сделанные в металле. (Шедевром эмальерной работы является триптих Ставелота, ок. 1158 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк). Эмалировка имеет тесное родство с мозаичным искусством, а также живописью, и достигла своего пика в раннюю эпоху кельтского искусства в Ирландии (ок. 400 г. до н.э. – 100 г. н.э.).
Золочение
Золочение – это техника, используемая для украшения металла (дерева, гипса, стекла или других материалов) золотым покрытием в виде сусального или порошкового золота. Термин «золочение» также применяется к серебру, палладию и медным сплавам. Поверхность металлического предмета тщательно грунтуется, высушивается и затем покрывается клеем для закрепления сусального золота или порошка (Примечание: сусальное золото состоит из тонких листов золота). Выдающиеся примеры техники золочения включают: знаменитого барана в зарослях (2500 г. до н.э.), украшенного сусальным золотом, медью и лазуритом – превосходное произведение месопотамской скульптуры 4500-539 гг. до н.э.; и позолоченную серебряную чашу из Ардага 8-9 века.
История металлообработки
Месопотамия
Самыми ранними сохранившимися предметами из драгоценных металлов являются извлечённые из царских могил в Уре, в Шумерии, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. В Багдадском археологическом музее, нью-йоркском музее Метрополитен и Британском музее в Лондоне хранится ряд изысканных изделий из битой меди с изображением оленей, львов и головы быка.
Другие исключительные произведения месопотамского искусства включают: знаменитого коленопреклонённого быка с сосудом (ок. 3000, Метрополитен, Нью-Йорк), изготовленного из серебра шумерскими серебряниками в протоэламитский период; и знаменитого барана в зарослях (ок. 2500, Британский музей), сделанного из меди, сусального золота, лазурита и красного известняка.
Во втором тысячелетии до н.э. ассирийское искусство в северной Месопотамии стало известным благодаря своим бронзовым изделиям. Например, бронзовый меч царя Адад-Нирари I (ок. 1250 г. до н.э.) и бронзовые рельефные ворота Шалманесера III (824 г. до н.э.) в Метрополитене, Нью-Йорк.
Древний Египет
Египетские ювелиры и мастера по обработке металлов достигли такого уровня мастерства, который в некоторых отношениях никогда не был превзойдён. Ручные зеркала из полированной меди, бронзы или серебра были общим достоянием зажиточных людей, как и медные кувшины и тазы для мытья рук. Примером последнего является медная чаша Старого царства, покрытая сурьмой для имитации серебра, которая была очень редкой в Старом царстве (ок. 2686-2160 гг. до н.э.), сейчас находится в Метрополитене, штат Нью-Йорк.
Египетские бронзовые изделия (305-30 гг. до н.э.) включают вотивные статуи и бронзовые амулеты, которые захоранивались вместе с умершими.
Среди других раннеегипетских изделий из драгоценных металлов – знаменитая маска Тутанхамона (ок. 1327 г. до н.э., Египетский музей, Каир), изготовленная из золота, стекла, обсидиана, сердолика, кварца, фаянса и лазурита. См: Египетская скульптура.
Древняя Персия
На бронзовую промышленность Персии большое влияние оказали месопотамские металлурги. Луристан, расположенный на западе Персии, был центром бронзолитейного производства в период с 1500 по 500 гг. до н.э., где изготавливались драгоценные предметы, такие как личные украшения, а также широкий спектр церемониальных и бытовых сосудов, предметы для колесниц и лошадей. Примером луристанской золотой работы является «Принц Марлик» (ок. 1200 г. до н.э., Национальный музей Ирана, Тегеран), изготовленный персидскими ювелирами с использованием метода тиснения репуссе.
Позже, в период правления Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.) персидские мастера по металлу преуспели в таких техниках, как чеканка, литье и инкрустация драгоценными камнями. Статуэтки из золота и серебра также известны с этого периода, наряду с серебряными и золотыми сосудами в виде ваз, конических кубков и риты (сосуды для питья в форме головы животного), а также изящными золотыми скульптурами.
Сузский клад (Лувр) и золотая колесница из Оксуса (ок. 400 г. до н.э., Британский музей) – часть находки предметов, созданных таджикскими ювелирами, – являются прекрасными примерами такой работы. В парфянскую эпоху (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) на персидское ювелирное дело оказало большое влияние эллинистическое искусство, особенно его предпочтение богато украшенных чаш и блюд. Но апогей древнеперсидского искусства в металле был достигнут в период Сасанидов (224-651 гг. н.э.), когда мастера создали замечательные разновидности форм, декора и техники. Основными формами являются кубки на ножках, фужеры, овальные блюда, тарелки и чаши; фигуры животных, сцены охоты и питья представлены в высоком рельефе. Узоры обычно вырезались из цельного серебра или изготавливались отдельно в листах, а затем прикреплялись к сосуду. Кроме того, в это время была разработана техника перегородчатой эмали для использования в ювелирных изделиях.
Минойская металлообработка
Наряду с архитектурой и настенной живописью, металлообработка была важной составляющей минойского искусства на острове Крит. Сохранившиеся металлические артефакты включают: бронзовый меч (2000-1600 гг. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) с рукоятью из позолоченной слоновой кости и хрусталя, который служит примером замечательного мастерства критского ремесленника в литье бронзы. Гравированные лезвия кинжалов, включая многие инкрустированные золотом, серебром, медью и чернью, являются ещё одной особенностью критских металлических изделий. Значительное количество золотых украшений, серебряных печатей и орнаментов было найдено в раннеминойских могилах в Мохлосе и Кумасе, а большое количество минойских золотых предметов – таких как чашки для питья, пиалы, шкатулки, маски для лица и маленькие золотые диски – плюс серебряные кувшины были обнаружены в ряде греческих материковых гробниц в Микенах и Вафио. Среди других надгробных предметов, изготовленных на Крите, но найденных на материке, – золотые амулеты, ваза для возлияний из Кносса в виде головы быка с золотыми рогами, золотой розеткой, прикреплённой ко лбу, и позолоченными ушами, глазами и мордой.
Мотив быка также можно увидеть в потрясающей скульптуре, известной как «Золотой бык из Майкопа» (2500 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург), сделанной ювелирами на Северном Кавказе.
Микенские (и анатолийские) изделия из металла
Искусство классической древности изобилует примерами прекрасных металлических изделий, не в последнюю очередь потому, что материк по обе стороны Эгейского моря был богат драгоценными металлами. В Малой Азии, например, из самых ранних доисторических слоёв на месте Трои в Анатолии было извлечено несколько кладов сокровищ (ок. 2000 лет до н.э.). Самая большая находка, известная как Сокровища Приама, содержит довольно типичную смесь драгоценностей и пластин, включающую золотые украшения, такие как диадемы, браслеты, серьги и огромное количество бус. В других местах Греции и Малой Азии золото, серебро и электрум (белое золото, самородок) шли на изготовление монет, сосудов и оружия, а также личных украшений.
На греческом материке, Микенское искусство было отмечено достижениями своих ювелиров, такими как золотые кубки Вафио – пара золотых кубков, украшенных сценами быков – обнаруженные в «ульевой гробнице» около Спарты. (Примечание: некоторые эксперты утверждают, что они были изготовлены ранее на Крите). Как бы то ни было, в микенских гробницах найдено множество изделий из драгоценных металлов, включая прекрасные мечи и кинжалы с рукоятками, украшенными золотыми цветами с лазуритом в лепестках. Самые великолепные микенские кинжалы имеют бронзовые клинки, инкрустированные золотом, электрумом, серебром и чернью.
Одна из конкретных дисциплин – гравировка на драгоценных камнях – была специализацией Микен. Она прослеживается в микенских золотых перстнях-печатях, на которых выгравированы рисунки, а также в тысячах эмблем, выгравированных на драгоценных и полудрагоценных камнях.
Греческая металлообработка (700-30 гг. до н.э.)
Древние греки, которые многому научились в обработке металлов у египтян, а также у персов, преуспели в ковке, чеканке, гравировке, пайке, инталии, а также в бронзовом литье. Греческие мастера по обработке металла делали упор на эстетику, а не на функциональность, и достигли своего апогея во времена Лисиппа, в конце классического периода греческого искусства около 320 г. до н.э.
В любом случае, греческие металлические изделия известны четырьмя вещами. Во-первых, исключительной бронзовой скульптурой, созданной такими скульпторами, как Фидий (488-431 гг. до н.э.), Мирон (активен 480-444 гг.), Поликлет (активен ок. 450-430 гг.), Каллимах (активен 432-408 гг.), Скопас (активен 395-350 гг.), Лисипп (ок. 395-305 гг.), Пракситель (активен 375-335 гг.) и Леохар (активен 340-320 гг.). Бронза была предпочтительным материалом для скульптуры, потому что сочетание прочности и лёгкости позволяло создавать позы, которые невозможно было воспроизвести в мраморе. Во-вторых, развитие хризелефантиновой скульптуры, вида пластического искусства из золота и слоновой кости, примером которого является 40-футовая статуя Афины Парфенос (начатая в 447 г. до н.э.) внутри Парфенона в Афинах. В-третьих, чеканка монет, поскольку греческие монетные штампы стоят в одном ряду с лучшими образцами такого рода работы, которые когда-либо видел мир. В-четвёртых, его влияние на итальянский материк и все восточное Средиземноморье в эпоху эллинистического искусства (323-30 гг. до н.э.).
Этрусские металлические изделия
Этрусское искусство, достигшее своего пика в шестом веке до нашей эры, когда их города-государства контролировали почти всю центральную Италию, славится своими бронзовыми скульптурами, примером которых являются «Капитолийский волк» (ок. 500 г. до н.э., Музей Нуово, Дворец консерваторов, Рим) и «Химера из Ареццо» (ок. 450 г. до н.э., Археологический музей, Флоренция). Этрусские бронзовщики также изготавливали оружие и колесницы, а также вотивные статуэтки, сосуды, канделябры и зеркала. Их умение инкрустировать бронзу серебром и золотом было не хуже, чем у греков и римлян.
Этрурия также была известна своими ювелирами: их работы высоко ценились в Италии и Греции в течение первого тысячелетия до нашей эры. Прекрасным примером этрусской золотой работы является тайник с золотыми украшениями, найденный в гробнице Реголини Галасси в Черветери.
Римские изделия из металла
За исключением непреходящего качества архитектуры, римское искусство обычно уступает греческим и этрусским образцам, и изделия из металла не являются исключением. При любых сомнениях римские ювелиры и скульпторы копировали греков. Помпеи и Геркуланум, например, были по сути греческими городами, и многие прекрасные бронзовые изделия в музее Каподимонте в Неаполе, найденные в развалинах частных домов, имеют греческое происхождение.
Кельты
Самые ранние кельты были весьма разрозненной группой индоевропейских племён, которые начали мигрировать на запад в Европу из степей южной России примерно с 1000 года до нашей эры. Под влиянием кавказского бронзового века, а также знания греческого и этрусского стилей, полученных в результате торговли между Черным морем и Средиземноморьем, кельтская культура отличалась чрезвычайным мастерством в изготовлении изделий из железа и драгоценных металлов, возможно, заимствованных из майкопской культуры российского Кавказа или контактов с Левантом. (Примечание: серебряный шедевр Ла-Тен, известный как «котёл Гундеструпа», как полагают, был изготовлен на берегах Чёрного моря, возможно на нынешней территории Краснодарского края или Абхазии).
К 700 году до н.э. кельты обосновались в Центральной Европе на торговых путях Верхнего Дуная. Здесь археологи провели ряд раскопок крупных могильников, обнаружив следы двух последовательных культур: кельтской культуры Халльштатта (ок. 800-450 гг. до н.э.) и кельтской латенской культуры (ок. 450-50 гг. до н.э.). Почти все кельтское искусство происходит от этих двух культур.
Предметы кельтского искусства обработки металла были найдены по всей Европе, особенно в Ирландии. Примеры в Национальном музее Ирландии включают: корону Петри (200-100 гг. до н.э.), сделанную методом репуссе; золотой ошейник или торк Бройтера (I в. до н.э.); брошь Тары (700 г.), сделанную из позолоченного серебра с вязаной серебряной проволокой, украшенную сложным кельтским переплетением (см. также: Кельтское ювелирное искусство); Поясное святилище и реликварий из Мойлау (8 век); и Потир из Ардага (8-9 век), украшенный геометрическим кружевом Ла-Тен.
Отдельной, но важной категорией раннехристианских золотых предметов являются вотивные короны и кресты, подаренные церквям Италии и Испании королевскими покровителями. Среди лучших из этих предметов – найденные в Гуарразаре в провинции Толедо, инкрустированные гранатом (это такой минерал) и драгоценными камнями (сейчас находятся в Национальном археологическом музее, Мадрид, и Музее Клюни, Париж); Крест короля Агилульфа (собор Монца); и пара золотых обложек для книг, украшенных жемчугом, драгоценными камнями и камеями и украшенных золотой перегородчатой работой с инкрустацией гранатом (собор Монца).
Германские племена
Вестготы, остготы и другие германо-тевтонские племена, преодолевшие и разделившие Римскую империю, не проявляли особого интереса к изобразительному искусству или архитектуре, но они оказались выдающимися в металлообработке и ювелирном деле. Например, они были одними из первых народов Западной Европы, освоивших технику эмалирования бронзы «шамплеве».
Византийские изделия из металла
От периода Тёмных веков в Европе (ок. 400-800 гг.) сохранилось очень мало изделий из драгоценных металлов, за исключением предметов, созданных в эпоху византийского искусства, центром которого был Константинополь (исключением является византийская золотая и медная работа, украшающая Гаримские Евангелия (390-660) – древнейший в мире иллюминированный библейский текст, обнаруженный в эфиопском монастыре Абба Гарима.
Византийская золотая и бронзовая работа была сплавом греческого, египетского и левантийского искусства, которое достигло своего пика между 800 и 1200 годами. Византийская металлообработка характеризуется использованием сусального, а не цельного золота, и большим вниманием к инкрустации с использованием камней и самоцветов. В Киевской Руси (ок. 950-1237 гг.) перегородчатое и черневое ремесла были подняты на новую высоту восточными православными ювелирами.
Византийские серебряных дел мастера в Сирии, Египте, Кипре, Малой Азии и России производили широкий ассортимент «церковной» посуды (потиры, подсвечники, литургические чаши и блюда), а также светской посуды, которая украшалась либо религиозными, либо светскими сюжетами: см., например, амфору «Концести» и блюдо «Силенус» (оба – Эрмитаж, СПб). Преобладали техники тиснения и чеканки, но все большее распространение получали абстрактные узоры и символы, инкрустированные чернью.
Примером крупных византийских металлических изделий являются бронзовые церковные двери, инкрустированные серебром. Искусство бронзового литья сознательно поддерживалось в Византийской империи. Первой парой бронзовых дверей, отлитых после того, как это искусство угасло в Риме, были двери для Святой Софии в Константинополе, датированные 838 годом. Дверные панели с монограммами и другими мотивами, выполненными дамаскированным серебром, обрамлены рельефными бордюрами, украшенными свитками.
Каролингские и оттоновские металлические изделия
Самые ранние металлические изделия, известные в каролингском искусстве, напоминают гиберно-саксонское искусство VIII века своей абстрактной трактовкой человеческой фигуры, зооморфным орнаментом и использованием черни. Примерами могут служить потир Тассило (аббатство Кремсмюнстер, Австрия) и обложка для Евангелий Линдау (Библиотека Пьерпонта Моргана, Нью-Йорк). Однако, начиная с 800 года, при дворе Карла Великого в Ахене на первый план выходит классическая средиземноморская традиция, которая затем распространяется по всей империи. Карл Великий также возродил искусство бронзового литья после нескольких веков художественного упадка, заказав монументальные бронзовые порталы в греческом стиле для Палатинской капеллы в Ахене.
Большинство сохранившихся изделий из драгоценных металлов средневековой эпохи имеют церковное значение: золотые алтари (Базилика Святого Амвросия в Милане, 850 г.), в которых библейские сцены из жизни Христа и Св. Амвросия обрамлены вставками перегородчатой эмали и филигранью; а также реликварии и обложки книг из золота и серебра, инкрустированные драгоценными камнями и украшенные рельефными фигурами и сценами (обложка Кодекса Ауреуса из Сент-Эммерама ок. 870 года, Баварская государственная библиотека, Мюнхен). Эти работы свидетельствуют о выдающихся достижениях каролингских мастеров, чьи техники доминировали в ювелирном ремесле вплоть до 11 века.
Оттоновские металлические изделия X и XI веков отличаются от изделий каролингского двора только развитием стиля. Большие, более значительные фигуры на золотом алтаре (ок. 1023 г.), подаренном Генрихом II Базельскому минстеру (Музей Клюни, Париж), со строгим рисунком драпировки, заметно отличаются от неопределённых, вытянутых фигур каролингского периода. Оттоновское искусство также известно своими переносными алтарями, реликвариями и процессионными крестами X-XI веков, обычно украшенными эмалью, чернью, гравировкой или инкрустированными драгоценными камнями.
Известные произведения немецкого средневекового искусства, созданные оттоновскими мастерами по металлу: статуя Святой Веры (ок. 870, Церковь аббатства Сент-Фуа, Конк), сделанная из золота, серебра, меди, жемчуга и перегородчатой эмали; знаменитая позолоченная дубовая скульптура, известная как Крест Геро (965-70), ныне находящаяся в Кёльнском соборе; Золотая Мадонна из Эссена (ок.980, Эссенский собор), сделанная с использованием сусального золота и перегородчатой эмали; и Крест Оттона и Матильды (ок.973, Сокровищница Эссенского собора).
Романские изделия из металла
Архитектура была основной формой романского искусства, когда во Франции (Сен-Лазар, Осен, 1146), Испании (Сантьяго-де-Компостела, 1211), Италии (Модена, 1110) и Германии (Шпейер, 1106; Майнц, 1137) были построены многочисленные соборы, а также аббатские часовни (аббатство Клюни, 909-1131) и паломнические церкви. Это привело к огромному спросу на все виды изделий из драгоценных металлов, как по эстетическим, так и по функциональным причинам.
Таким образом, к 1150 году христианская церковь прочно утвердилась в качестве главного покровителя бронзовщиков. Как и каменщики, бронзовщики объединялись в ассоциации, или литейные мастерские, и нанимались на крупные строительные объекты. Они отливали колокола – помните, в каждой церкви был хотя бы один колокол, – а также монументальные двери для церкви, баптистерия и ризницы, украшенные рельефной работой. В качестве примера можно привести двери для Майнцского собора (ок. 1000 г.), Хильдесхаймского собора (1015 г.), Гнейсенского и Аугсбургского соборов (11 век), а также для собора Святого Зено Маджоре в Вероне (12 век). Бронзолитейные мастерские также изготавливали купели больших размеров, например, знаменитую купель Райнера де Гюи для церкви Святого Бартелеми в Льеже (1107-18 гг.), и многочисленные бронзовые кафедры.
Кроме монументальных бронзовых изделий, от романского периода сохранилось множество более мелких предметов, таких как алтарные распятия, кресты для процессий, подсвечники, церковные сосуды, реликварии, домашние святыни и так далее. Среди самых великолепных образцов фигурной бронзы – группа реликвариев, выполненных в форме головы, руки или ноги, в зависимости от типа реликвий, которые они содержат. Они были изготовлены в Нижней Саксонии или во Франции. Другая категория бронзовых предметов, на этот раз по образцу восточных изделий, приобретённых на Ближнем Востоке во время крестовых походов, – это акваманилы, тип сосуда, используемого для наливания воды для омовения рук. Обычно они имеют форму льва – символа доблести и физической силы – и могут быть обильно украшены.
Кроме колоколов, дверей, алтарей, купелей, крестов и литургических сосудов, ещё одной задачей романских мастеров по металлу было создание витражей, которые обычно включали в себя нанесение различных слоёв краски для создания готового изображения. См. также: Витражное искусство: Материалы и методы.
Появление религиозных орденов, таких как августинцы (основан в 1244 году), доминиканцы (основан в 1200-х годах), францисканцы (основан в 1209 году), каждый со своей сетью монастырей, обеспечило церковь расширяющейся инфраструктурой объектов и персонала (наиболее известный аббат Шугер 1081-1151 годов из Сен-Дени) для надзора за кампаниями по строительству соборов и управления заказами средневекового искусства всех типов.
Например, бенедиктинский монастырь Ставелот (бенедиктинский орден был основан ещё в 529 году), расположенный недалеко от Льежа в современной Бельгии, оказал ключевое влияние на развитие мосанского искусства, региональной школы романского искусства, которая предвещала переход к новому готическому стилю. Мосанская школа занималась, в частности, развитием эмалирования в технике шамплеве, которая заменила более ранний метод перегородчатой эмали. Среди ведущих художников мосанской школы были Годефроид де Клер (Годефроид де Гюи) (1100-1173); Николай Верденский (ок. 1156-1232) и Райнер де Гюи (активный в начале XII века). Шедевры Мосана включают: великолепную крестильную купель в церкви Святого Варфоломея, Льеж (1107-18); триптих Ставелота (ок. 1156, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк); и крест из золота и бронзы из аббатства Сен-Бертен (ок. 1170, Музей Сент-Омер).
Готические металлические изделия
В XII веке были построены готические соборы по всему Иль-де-Франс и за его пределами. Революционный стиль готической архитектуры – с её ослепительными витражами и требованием большего натурализма в бронзовом литье и в украшении реликвариев – обеспечил занятость металлургов по всей Европе. Примером последнего является орнамент для реликвария с ребром Святого Петра в Намюре (1228 г.), созданный другим мосанским мастером, Гуго из Ойньи (ок. 1181-1240 гг.), с его тонкой филигранной работой, украшенной миниатюрными литыми животными и птицами.
Как и в архитектурном дизайне, каменной скульптуре и резьбе по слоновой кости, лидерство, которое в романский период удерживали Голландия и Германия, теперь перешло к Франции. Архитектурные формы преобладали над дизайном из драгоценных металлов; например, серебряная усыпальница Святого Таурина в Эврё (1250 г.) представляет собой готическую часовню в миниатюре, с остроконечными арками и готическими колоннами.
Хотя церковь сохраняла своё положение крупнейшего покровителя искусств, растущее богатство королевских дворов, аристократии и – со временем – купцов привело (начиная с 1202 года) к основанию светских мастерских и гильдий ювелиров и серебряных дел мастеров – в больших городах по всему континенту. Стоит упомянуть два великих светских достижения парижских ювелиров, чья гильдия была сформирована первой в 1202 году.
Первое – это статуэтка Карла Великого на скипетре Карла V (до 1380 года, Лувр). Сейчас она является частью французских коронных драгоценностей и изготовлена из золота, жемчуга, рубинов, стеклянных бусин, позолоченного серебра и белой эмали по золоту. Второй – роскошный Королевский золотой кубок, изготовленный в Париже около 1380 года (Британский музей). И хотя по-прежнему производилось значительное количество серебряных реликвариев и церковных пластин, также наблюдался рост производства светского серебра в связи с ростом среднего класса. Стандарты чистоты серебра регулировались более тщательно, и было введено обязательное клеймение, особенно в Англии.
В Италии около 1280 года мастера по металлу разработали эмалирование – процесс, при котором рельефная резьба в металле чуть ниже его поверхности заполняется полупрозрачной эмалью. Знание этой техники быстро распространилось в верхнем течении Рейна, а затем во Франции и Англии. Готический стиль преобладал в Италии на протяжении треченто (14 век), особенно в Сиене, под руководством таких художников, как Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319).
Бронзовым литьём в Италии пренебрегали со времён классической античности, за исключением нескольких итальянских церквей, бронзовые двери которых были инкрустированы чернью византийскими мастерами в 11 и 12 веках. См. также бронзовую дверь в Каносе (1111 г.), созданную Боэмондом I Антиохийским, и пару дверей для собора Троя (1119 и 1127 гг.), выполненных Одеризиусом из Беневенто. Затем, во второй половине XII века, Барисано да Трани создал бронзовые рельефные дверные панели для церквей в Астрано и Монреале. Бронзовые рельефные двери были также изготовлены для церкви Сан Паоло фуори ле мура в Риме, Сан Дзено Маджоре в Вероне, Сан-Марко в Венеции и для баптистерия во Флоренции Андреа Пизано.
В поздней готике были созданы такие важные металлические изделия, как Голденес Россель (1403, Штифтскирхе, Альтоттинг), и Торнский реликварий (Британский музей), созданный в 1390-х годах французскими мастерами для герцога Беррийского, для размещения фрагмента Тернового венца.
Коллекции
Коллекции изделий из драгоценных металлов можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая: Лувр в Париже; Британская королевская коллекция в Виндзоре; Британский музей и Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Музей исторических ценностей в Киеве; Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге; Музеи Ватикана в Риме; Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке; Музей изящных искусств в Бостоне; Институт искусств Чикаго; Институт искусств Детройта; и Музей искусств Филадельфии.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Методы, движения, стили, шедевры и их создатели – на шкале времени: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?