Художественный музей Маурицхейс, Гаага читать ~5 мин.
Королевская галерея Маурицхейс, входящая в число лучших музеев изобразительных искусств Европы, до приватизации 1995 года имела статус государственного учреждения. Галерея занимает особняк XVII века, бывшую резиденцию графа Иоганна Морица Нассау-Зигена (1604–1679), имя которого и носит музей. Правительство Нидерландов выкупило здание в 1820 году, открыв его для посещения спустя два года. Основу собрания (Королевский кабинет живописи) составила коллекция статхаудера Виллема V, переданная государству его сыном, королём Виллемом I. Сегодня фонды насчитывают около 800 полотен, сосредоточенных преимущественно на живописи нидерландского Возрождения (1430–1580 гг.) и работах мастеров-голландских реалистов золотого века. В экспозиции также присутствуют произведения таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс и Ганс Гольбейн Младший. Ежегодная посещаемость Маурицхейса составляет около 250 000 человек. Нидерланды располагают и другими значимыми художественными собраниями, среди которых Рейксмюсеум, Музей Стеделик и Музей Ван Гога в Амстердаме, а также Музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме и Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло.
История здания
Особняк, признанный одним из ранних образцов голландского классицизма, спроектирован известными архитекторами Якобом ван Кампеном и Питером Постом. Строительство велось для Иоганна Морица в период его губернаторства в Голландской Бразилии (1636–1644). Здание, гармонично сочетающее элементы греческой и римской архитектуры, возвели в престижном районе Гааги, в непосредственной близости от Бинненхофа — политического центра страны. Из-за своего изящества и расположения на воде дворец часто называют «сахарным дворцом».
После кончины Иоганна Морица в 1679 году особняк перешёл во владение семьи Мас (Maes), его банкиров. Вскоре здание было передано в аренду голландскому государству. В 1704 году, в период аренды, произошёл разрушительный пожар, уничтоживший оригинальные интерьеры XVII века; уцелели лишь внешние стены. Восстановление, средства на которое собирались посредством общественной лотереи, завершилось в XVIII веке. В 1820 году государство окончательно выкупило здание для размещения в нём королевского собрания живописи.
В ходе масштабной реконструкции, завершённой в 2014 году, музейное пространство было значительно расширено. Основное историческое здание соединили подземным фойе с соседним строением в стиле ар-деко, принадлежавшим ранее стрелковому обществу «De Witte». Это архитектурное решение позволило переместить административные и служебные помещения в новое крыло, полностью освободив исторический особняк для экспозиции шедевров живописи и улучшив логистику для посетителей.
История формирования коллекции
Ядро собрания Маурицхейса составляют полотна, принадлежавшие принцу Виллему V Оранскому-Нассау (1748–1806). К числу ранних поступлений относятся такие шедевры, как Бык (1647) Паулюса Поттера, Молодая мать Геррита Доу и Портрет Роберта Чизмена кисти Ганса Гольбейна Младшего. После вторжения французских войск в 1795 году Виллем V укрылся в Англии, а его коллекция была конфискована наполеоновской администрацией и вывезена в Париж, в Лувр. Возвращение ценностей в Гаагу состоялось в 1815 году, после чего король Виллем I (1772–1843) передал их в дар нации. Изначально собрание, получившее название «Королевский кабинет живописи», выставлялось в Галерее принца Виллема V на Бёйтенхофе, а в 1822 году переехало в Маурицхейс.
В период с 1822 по 1830 год король Виллем I активно пополнял фонды, однако затем наступил период стагнации, продлившийся до конца 1870-х годов. Позднее стратегия приобретений изменилась благодаря привлечению общественных средств и частных пожертвований. Неоценимый вклад в развитие музея внесли меценаты и коллекционеры: Арнольдус Андрис де Томбе (1818–1902), искусствовед и директор музея Абрахам Бредиус (1855–1946), сэр Генри Детердинг (1866–1939), Люсьен Тюрков-ван Хюффель (1900–1987) и барон Виллем ван Дедем (1929–2015).
Шедевры постоянной экспозиции
Фонды музея включают около 800 живописных полотен, 50 миниатюр, 20 скульптур, а также обширное собрание графики. Главный акцент сделан на голландской и фламандской школах. Здесь находятся некоторые из величайших жанровых картин представителей голландского реализма: Юдит Лейстер (1609–1660), Давида Тенирса Младшего (1610–1690), Геррита Доу (1613–1675), Герарда тёр Борха (1617–1681), Карела Фабрициуса (1622–1654), Яна Стена (1626–1679) и Яна Вермеера (1632–1675). Жанр портрета представлен работами лучших портретных художников эпохи, включая Франса Халса (1581–1666) и Рембрандта ван Рейна (1606–1669). Собрание также богато произведениями лучших мастеров натюрморта, таких как Ян Давидс де Хем (1606–1683) и Виллем Кальф (1619–1693). Религиозное искусство фламандцев иллюстрируют работы Ганса Мемлинга (1430–1494), Рогира ван дер Вейдена (1399–1464) и Питера Пауля Рубенса (1577–1640).
Особую ценность коллекции придаёт её камерный характер, позволяющий детально рассмотреть каждое произведение. В отличие от огромных национальных галерей, Маурицхейс сохраняет атмосферу аристократического частного собрания, где картины гармонируют с интерьерами, обитыми шёлком, и сверкающими люстрами. Это создаёт уникальный контекст для восприятия живописи «Золотого века», когда искусство было неотъемлемой частью быта зажиточных бюргеров и знати.
Основные экспонаты коллекции музея Маурицхейс включают:
Девушка с жемчужной серёжкой (ок. 1665) Яна Вермеера — визитная карточка музея, часто называемая «голландской Моной Лизой»;
Вид Делфта (ок. 1660–1661) Яна Вермеера — редкий для художника городской пейзаж с невероятной проработкой света;
Урок анатомии доктора Тульпа (1632) Рембрандта — групповой портрет, утвердивший славу молодого художника;
Щегол (1654) Карела Фабрициуса — маленькая, но знаменитая картина, ставшая одной из немногих уцелевших работ мастера после взрыва порохового склада в Делфте;
Бык (1647) Паулюса Поттера — монументальное полотно, поражающее натуралистичностью деталей.
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
- Мауриц Эшер: искусство по формуле?
- Голландский музей подтвердил авторство Рембрандта
- Максим Киреев. Возможности невозможного «MAX.IMP.ART» Dedication of homage to Esher»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?