Пинакотеки Мюнхена читать ~9 мин.
Три музея в Мюнхене формируют центральную часть городского квартала, известного как Kunstareal — ареал изобразительного искусства. В этот ансамбль входят:
Старая (Alte) Пинакотека;
Новая (Neue) Пинакотека;
Современная (Moderne) Пинакотека.
Каждый из этих выдающихся немецких художественных музеев специализируется на определённом периоде истории культуры, что позволяет проследить развитие европейской живописи на протяжении столетий. Новая Пинакотека посвящена творчеству известных художников Европы XVIII – XIX веков, обладая одной из лучших в мире коллекций шедевров XIX столетия. Старая Пинакотека хранит наследие старых мастеров от Средневековья до середины XVIII века, тогда как Современная Пинакотека концентрируется на искусстве XX и XXI веков, дизайне и архитектуре.
Новая Пинакотека
Этот музей был основан в 1853 году королём Людвигом I Баварским (1825–1848) для размещения Королевской баварской коллекции современного на тот момент искусства. Экспозиция охватывает европейскую живопись и скульптуру периода с 1700 по 1900 год. Здесь представлены такие направления, как неоклассицизм и романтизм, реализм XIX века, французский импрессионизм и различные течения постимпрессионизма.
С 1915 года Новая Пинакотека принадлежит Баварскому государству. Оригинальное здание галереи серьёзно пострадало и было разрушено в ходе Второй мировой войны. В 1981 году коллекция переехала в новое здание, спроектированное архитектором Александром Фрайхерром фон Бранка. Сооружение сочетает в себе черты постмодернизма и традиционной архитектуры, напоминая крепость с облицовкой из натурального камня. Стоит учитывать, что в настоящее время здание находится на масштабной реконструкции, поэтому значительная часть шедевров временно экспонируется в залах Старой Пинакотеки и коллекции Шака.
Коллекция
Собрание Новой Пинакотеки насчитывает около 400 картин и 50 скульптур. Среди наиболее значимых экспонатов можно выделить:
Историческая живопись Германии
Вильгельм фон Каульбах: «Король Людвиг I в окружении художников»;
Карл Теодор фон Пилоти: «Сени у трупа Валленштейна»;
Франц фон Дефреггер: «Последний отряд»;
Ганс Макарт: «Сокольничья».
Немецкие мастера («римляне» и назарейцы)
Художники, черпавшие вдохновение в итальянском искусстве:
Фридрих Овербек: «Италия и Германия»;
Фридрих Вильгельм фон Шадов: «Святое семейство под портиком»;
Генрих Мария фон Гесс: «Маркиза Марианна Флоренци»;
Петер фон Гесс: «Въезд короля Оттона Греческого в Нафплион»;
Петер фон Корнелиус: «Три Марии у Гроба Господня»;
Ханс фон Маре: «Автопортрет»;
Арнольд Бёклин: «Пан в камышах»;
Ансельм Фейербах: «Медея»;
Ганс Тома: «Пейзаж в Таунусе».
Немецкий романтизм
Каспар Давид Фридрих: «Садовая терраса»; Карл Фридрих Шинкель: «Собор над городом»; Карл Блехен: «Строительство Чёртова моста».
Немецкий реализм
Вильгельм Лейбль: «Портрет госпожи Гедон»;
Франц фон Ленбах: «Деревенская улица»;
Адольф Менцель: «Гостиная с сестрой художника».
См. также: Как ценить картины.
Немецкие импрессионисты
Макс Либерман: «Купающиеся мальчики»;
Ловис Коринт: «Портрет графа Эдуарда фон Кейзерлинга»;
Макс Слефогт: «День закончен».
Международные работы (ок. 1750–1800)
Франсиско Гойя: «Ощипанная индейка» и «Дон Хосе Керальто в костюме испанского военного врача»; Жак-Луи Давид: «Портрет Анны-Марии-Луизы Телюссон, графини де Сорси»; Иоганн Фридрих Август Тишбайн: «Никола Шателян в саду».
Английская школа (ок. 1700–1830)
Томас Гейнсборо: «Миссис Томас Хибберт», «Пейзаж с пастухом и стадом»;
Уильям Хогарт: «Ричард Маунтене»;
Джон Констебл: «Вид на долину Дедхэм из Ист-Бергхолта»;
Сэр Джошуа Рейнольдс: «Капитан Филимон Пауналл»;
Дэвид Уилки: «Чтение завещания»;
Джордж Стаббс: «Пойнтер»;
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер: «Остенде».
Французский романтизм и реализм (ок. 1800–1860)
Эжен Делакруа: «Клоринда спасает Олиндо и Софронию»; Оноре Домье: «Мелодрама»; Теодор Жерико: «Печь для обжига извести»; Гюстав Курбе: «Пейзаж близ Мезьер»; Жан-Франсуа Милле: «Крестьянин, прививающий дерево».
Французские импрессионисты
Коллекция французского искусства XIX века является гордостью музея. Здесь можно увидеть:
Эдуар Мане: «Завтрак в мастерской», «Клод Моне в своей лодке-студии»;
Клод Моне: «Мост в Аржантёе»;
Пьер Огюст Ренуар: «Портрет молодой женщины»;
Камиль Писсарро: «Улица в Аппер-Норвуде»;
Альфред Сислей: «Дорога в Хэмптон-Корт»;
Поль Сезанн: «Железнодорожная выемка»;
Поль Гоген: «Рождество» (Te Tamari No Atua);
Эдгар Дега: «Гладильщица»;
Винсент Ван Гог: «Подсолнухи» и «Ткач».
Художники конца XIX — начала XX века
Джованни Сегантини: «Пахота»; Густав Климт: «Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн»; Поль Синьяк: «Санта-Мария-делла-Салюте»; Анри де Тулуз-Лотрек: «Молодой Рути в Селейране»; Эдуар Вюйар: «Сцена в кафе»; Фердинанд Ходлер: «Уставшие от жизни»; Эдвард Мунк: «Женщина в красном платье»; Пьер Боннар: «Дама за зеркалом»; Эгон Шиле: «Агония».
Скульптура
Коллекция скульптуры Новой Пинакотеки включает шедевры Антонио Кановы («Парис»), Макса Клингера («Эльза Асеньефф»), Пабло Пикассо («Шут»), Огюста Родена («Присевшая женщина»), Рудольфа Шадова («Девушка, завязывающая сандалию») и Бертеля Торвальдсена («Адонис»).
Старая Пинакотека
Здание, построенное в 1836 году по проекту архитектора Лео фон Кленце для короля Людвига I, изначально предназначалось для размещения коллекции Виттельсбахов. Его архитектура, выдержанная в стиле венецианского ренессанса, стала эталоном для музейных зданий Европы того времени. Во время Второй мировой войны галерея получила значительные повреждения, но была бережно восстановлена Гансом Дёльгастом и вновь открыта для публики в конце 1950-х годов. Особенностью интерьера являются огромные залы, освещаемые естественным верхним светом, что создаёт идеальные условия для восприятия монументальных полотен, таких как работы Рубенса.
Коллекция
История собрания Старой Пинакотеки восходит к XVI веку, когда герцог Вильгельм IV (1508–1550) заказал серию исторических картин. Последующие правители расширяли коллекцию, исходя из личных предпочтений. Курфюрст Максимилиан I (1597–1651) приобретал работы мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера; Максимилиан II Эмануэль (1679–1726) собирал голландскую и фламандскую живопись; Иоганн Вильгельм Пфальцский (1690–1716) также отдавал предпочтение нидерландским мастерам. Король Людвиг I Баварский систематизировал собрание, добавляя произведения эпохи Ренессанса из Италии, Германии и Нидерландов.
Особенности
Фонды музея управляются Баварскими государственными собраниями картин. Это одна из самых значимых коллекций ранней итальянской, старонемецкой, старонидерландской и фламандской живописи в мире. В залах Старой Пинакотеки выставлено более 700 шедевров, однако часть собрания экспонируется в филиалах по всей Баварии, включая барочные галереи во дворцах Шлайсхайм и Нойбург.
Немецкие художники (ок. 1300–1700)
Раздел включает немецкую готику, живопись немецкого Возрождения (в том числе Дунайскую школу) и немецкое барокко.
Стефан Лохнер: «Поклонение младенцу Христу»; Маттиас Грюневальд: «Встреча св. Эразма и св. Маврикия»; Альбрехт Дюрер: «Четыре апостола», «Алтарь Паумгартнеров», знаменитый «Автопортрет в одежде, отороченной мехом»; Ганс Бальдунг Грин: «Маркграф Кристоф Баденский»; Альбрехт Альтдорфер: «Битва Александра» (Битва при Иссе); Михаэль Пахер: «Алтарь отцов церкви»; Лукас Кранах Старший: «Распятие»; Адам Эльсхаймер: «Бегство в Египет»; Ганс Гольбейн Младший: «Алтарь святого Себастьяна»; Ганс фон Аахен: «Торжество Истины»; Иоганн Лисс: «Смерть Клеопатры».
Голландская живопись (ок. 1400–1800)
Рогир ван дер Вейден: «Алтарь Колумба»;
Дирк Баутс: «Ecce Agnus Dei»;
Иероним Босх: фрагмент триптиха «Страшный суд»;
Франс Халс: «Портрет Виллема ван Хейтхейсена»;
Рембрандт: «Снятие с креста» и «Святое семейство»;
Карел Фабрициус: «Автопортрет»;
Герард Терборх: «Мальчик, ищущий блох»;
Якоб ван Рёйсдал: «Пейзаж с дубами».
Фламандская живопись (ок. 1500–1800)
Питер Брейгель Старший: «Голова крестьянки»;
Ганс Мемлинг: «Семь радостей Девы Марии»;
Питер Пауль Рубенс: «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса»;
Антонис ван Дейк: «Автопортрет», «Сусанна и старцы»;
Якоб Йорданс: «Сатир в гостях у крестьянина».
Раннее и Высокое итальянское Возрождение (ок. 1400–1490)
Джотто: «Тайная вечеря»;
Фра Анджелико: «Положение во гроб»;
Доменико Гирландайо: «Мадонна с младенцем и святыми»;
Сандро Боттичелли: «Оплакивание Христа»;
Фра Филиппо Липпи: «Благовещение».
Высокое Возрождение
Рафаэль: «Святое семейство (Мадонна Каниджани)», «Мадонна делла Тенда», «Мадонна Темпи»; Леонардо да Винчи: «Мадонна с гвоздикой»; Антонелло да Мессина: «Аннунциата»; Тициан: «Тщеславие земное» и «Портрет Карла V»; Тинторетто: «Христос в доме Марфы и Марии».
Поздняя итальянская живопись представлена работами венецианских мастеров XVIII века: Тьеполо (1696–1770), Каналетто (1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793).
Французские художники (ок. 1500–1800)
Клод Лоррен: «Изгнание Агари»;
Николя Пуссен: «Мидас и Вакх»;
Франсуа Буше: «Мадам де Помпадур», «Отдыхающая девушка»;
Жан Оноре Фрагонар: «Девочка с собакой».
Современная Пинакотека
Здание, спроектированное архитектором Штефаном Браунфельсом и открытое в 2002 году, объединяет под одной крышей четыре независимые институции. Это: Коллекция современного искусства (в составе Баварских государственных собраний живописи), Музей архитектуры (Мюнхенский технический университет), Новая коллекция (Государственный музей прикладного искусства и дизайна) и Государственное графическое собрание. Благодаря такому синтезу, Современная Пинакотека является одним из ведущих европейских центров визуальной культуры XX и XXI веков.
Коллекция современного искусства
Экспозиция охватывает ключевые направления модернизма и актуального искусства. Здесь представлены экспрессионизм, фовизм, кубизм, объединения «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) и «Мост» (Die Brücke), «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit) — важнейшие школы немецкого экспрессионизма (1900–1915). Также широко освещены дадаизм (1916–1924), школа Баухаус (1919–1933), сюрреализм (1925–1940), абстрактный экспрессионизм (1945–1960), поп-арт и минимализм.
Немецкий экспрессионизм
Это направление представлено полотнами таких мастеров, как Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938), Карл Шмидт-Ротлуф (1884–1976), Эмиль Нольде (1867–1956), Франц Марк (1880–1916), Василий Кандинский (1866–1944), Август Макке (1887–1914), Оскар Кокошка, Алексей фон Явленский (1864–1941), Отто Дикс (1891–1969), Пауль Клее (1879–1940) и Макс Бекман (1884–1950).
Международные художники XX века
В залах музея можно увидеть работы кубистов Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса и орфиста Роберта Делоне. Сюрреализм представлен полотнами Сальвадора Дали, Жоана Миро и Рене Магритта. Также экспонируются произведения Лионеля Фейнингера, Макса Эрнста, Ласло Мохой-Надя, метафизическая живопись Джорджо де Кирико и работы Фрэнсиса Бэкона.
Современное искусство (с 1950-х годов)
Коллекция отражает основные тенденции второй половины XX века, от фигуративного до абстрактного искусства. Среди авторов: Энди Уорхол, Антони Тапиес, Роберт Раушенберг, Роберт Мазервелл, Джаспер Джонс, Франц Клайн, Йозеф Бойс, Сай Твомбли, Йорг Иммендорф, Виллем де Кунинг, Ричард Серра, Георг Базелиц, Брюс Науман, Мартин Киппенбергер, Дэвид Салле и Дэвид Хокни.
Графика
Государственное графическое собрание хранит более 400 000 листов, включая старинные немецкие, голландские и итальянские рисунки. Среди жемчужин коллекции — редкие работы Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а также листы Поля Сезанна, Анри Матисса и современных мастеров.
Дизайн
«Новая коллекция» (Die Neue Sammlung), основанная в 1925 году, считается первым в мире музеем дизайна. Собрание насчитывает около 80 000 объектов, охватывая промышленный дизайн, графический дизайн, художественное ремесло и автомобилестроение. Это крупнейшая в мире институция, посвящённая истории предметного мира эпохи модернизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?