Городской музей Амстердама (Stedelijk Museum) читать ~2 мин.
Городской музей Амстердама, известный как Стеделик (Stedelijk Museum), входит в число лучших художественных музеев Европы. Его специализация охватывает широкий спектр направлений: от классического модернизма до послевоенного и актуального искусства, а также дизайн XX – XXI веков. Ежегодно музей посещают около 700 000 человек, что делает его одной из самых популярных культурных институций Нидерландов. Здание расположено на Музеумплейн (Museumplein), в непосредственной близости от Рейксмузеума и Музея Ван Гога. Фонды насчитывают порядка 90 000 единиц хранения. В собрании представлены живопись и монументальная скульптура, разнообразная графика, художественная фотография и сложные инсталляции.
Экспозиция демонстрирует эволюцию ключевых направлений современного искусства. Посетители могут увидеть знаковые произведения Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Василия Кандинского, Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Марка Шагала, Анри Матисса (Henri Matisse) и Джексона Поллока (Jackson Pollock). Широко представлены работы участников группы COBRA, например, Карела Аппеля (Karel Appel), а также мастеров поп-арта — Энди Уорхола (Andy Warhol) и Виллема де Кунинга (Willem de Kooning). В коллекции присутствуют полотна Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), Георга Базелица (Georg Baselitz), Ансельма Кифера (Anselm Kiefer) и творческого дуэта Гилберт и Джордж (Gilbert & George). Среди других значимых собраний изобразительного искусства в стране стоит отметить Музей Крёллер-Мюллер (Kröller-Müller Museum) в Оттёрло, Музей Бойманса — ван Бёнингена (Museum Boijmans Van Beuningen) в Роттердаме и галерею Мауритсхайс в Гааге.
История создания и развития
Музей был основан в 1874 году по инициативе группы влиятельных горожан и коллекционеров искусства во главе с банкиром К. П. ван Эгеном (C.P. van Eeghen). Они предоставили средства и личные собрания для создания в Амстердаме институции, посвящённой искусству того времени. Спустя двадцать лет коллекция переехала в специально построенное здание в стиле голландского неоренессанса. Проект разработал архитектор Адриан Виллем Вейсман (Adriaan Willem Weissman), а финансирование обеспечила София Адриана де Брюйн (Sophia Adriana de Bruyn). Двери для публики открылись в сентябре 1895 года. Изначально экспозиция носила эклектичный характер, но с 1920-х годов фокус сместился на современные течения, а позже и на постмодернистское искусство, дополненное новаторскими образцами промышленного дизайна и фотографии.
В 1934 году начала работу секция прикладного искусства, значительно расширенная после войны. В ней демонстрировались графический дизайн, плакатное искусство, авторская мебель и витражи. Также в фонды вошли изделия из металла, художественное ткачество и скульптура малых форм. В 1954 году структуру музея дополнил отдел тиражной графики.
Новый этап в истории Стеделика связан с именем Виллема Сандберга (Willem Sandberg), который возглавил музей в 1945 году. Сандберг, будучи талантливым дизайнером и куратором, инициировал смелую выставочную программу. Именно он превратил Стеделик в одну из ведущих галерей современного искусства Европы. Директор распорядился выкрасить стены залов в белый цвет, что создало идеальный фон для восприятия авангардного искусства. При нём в 1954 году было пристроено новое крыло (Sandberg Wing), а позже появился амфитеатр для кинопоказов и перформансов. Его преемники — Эди де Вильде (Edy de Wilde), Вим Берен (Wim Beeren), Руди Фукс (Rudi Fuchs) и Гейс ван Тёйл (Gijs van Tuyl) — продолжили эту линию, и к 1970-м годам музей окончательно сфокусировался на актуальных художественных процессах.
Важной вехой стала масштабная реконструкция, завершившаяся в 2012 году. Историческое здание Вейсмана было объединено с футуристической пристройкой, спроектированной бюро Benthem Crouwel Architects. Из-за своей характерной формы и белого бесшовного фасада из композитных материалов новое крыло получило в народе прозвище «Ванна» (The Bathtub). Это архитектурное решение позволило перенести главный вход на Музеумплейн и значительно увеличить выставочные площади, создав современное пространство для масштабных инсталляций и медиа-арта.
Особенности коллекции
Собрание музея формировалось благодаря дарам, завещаниям и систематическим закупкам. В 1940–1950-х годах фонды пополнились работами немецких экспрессионистов и Анри Матисса. В 1958 году музей приобрёл уникальную коллекцию работ Казимира Малевича, ставшую крупнейшим собранием произведений супрематизма за пределами России. Значительное место в экспозиции занимают объекты группы De Stijl и школы Баухаус, а также смежные направления: русский конструктивизм и кинетическое искусство. Стеделик стал одним из первых музеев, начавших активно собирать поп-арт и поддерживать бунтарей из группы COBRA.
Секция фотографии включает снимки выдающихся мастеров: Эрвина Блюменфельда (Erwin Blumenfeld), Ласло Мохой-Надя (László Moholy-Nagy), Ман Рэя (Man Ray), а также голландских авторов — Евы Беснё (Eva Besnyö), Эда ван дер Элскена (Ed van der Elsken) и Каса Ортхёйса (Cas Oorthuys). В 1970-х годах музей обратился к видеоискусству, приобретая работы Брюса Наумана (Bruce Nauman), Нам Джун Пайка (Nam June Paik) и Билла Виолы (Bill Viola). В 2001 году собрание русского искусства обогатилось графикой Эль Лисицкого и других авангардистов из коллекции фонда Харджиева — Чаги.
Избранные произведения
«Гора Сент-Виктуа» / La Montagne Sainte-Victoire (1888), Поль Сезанн.
«Колыбельная» / La Berceuse (1889), Винсент Ван Гог.
«Пейзаж в Буживале» / Paysage de Bougival (1906), Морис де Вламинк.
«Пейзаж в Дангасте» / Landscape at Dangast (1910), Карл Шмидт-Ротлуф.
«Натюрморт с деревянной фигурой» / Stilleben mit Holzfigur (1910), Эрих Хеккель.
«Скрипач» / The Violinist (1912), Марк Шагал.
«Дровосек» / The Woodcutter (1912–13), Казимир Малевич.
«Круглые формы. Солнце и Луна» / Circular Forms. Sun and Moon (1912), Робер Делоне.
«Табло III: Овальная композиция» / Tableau III: Oval Composition (1914), Пит Мондриан.
«Супрематическая композиция (с восемью красными прямоугольниками)» (1915), Казимир Малевич.
«Одалиска» / Odalisque (1920), Анри Матисс.
«Пьеро» / Pierrot (1920), Жорж Руо.
«Контр-композиция V» / Contra-compositie V (1924), Тео ван Дусбург.
«Дом среди роз» / La maison à travers les Roses (1925), Клод Моне.
«Сидящая женщина в шляпе в форме рыбы» / Woman Seated with Fish-shaped Hat (1942), Пабло Пикассо.
«Отражение Большой Медведицы» / Reflection of the Big Dipper (1947), Джексон Поллок.
«Путешественник из Мюнхена» / Le voyageur de Munich (1959), Асгер Йорн.
«Без названия» / Untitled (1960), Роберт Райман.
«Бельвью II» / Bellevue II (1963), Энди Уорхол.
«По Мейбриджу: человеческая фигура в движении» (1965), Фрэнсис Бэкон.
«Рисунок пальцами — Акт» / Fingermalerei – Akt (1972), Георг Базелиц.
«Интерьер» / Innenraum (1981), Ансельм Кифер.
«Двухцветная рамочная живопись» / Two Color Frame Painting (1984), Роберт Мангольд.
Режим работы
Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00. В пятницу часы работы продлены до 22:00.
Контактная информация
Для почтовой корреспонденции:
Stedelijk Museum
Postbus 75082
1070 AB Amsterdam
T +31 (0)20 5732 911
Адрес для посетителей:
Museumplein 10, 1071 DJ Amsterdam
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?