Галерея Академии в Венеции читать ~6 мин.
Галерея Академии (Gallerie dell’Accademia di Venezia) — одна из лучших художественных галерей Европы. Она хранит выдающееся собрание венецианской живописи XIV – XVIII веков. Музей расположен на южном берегу Гранд-канала в историческом районе Дорсодуро. Комплекс зданий включает в себя бывшую церковь Санта-Мария-делла-Карита, монастырь каноников Латеранского ордена и здание Скуолы Гранде делла Карита (Scuola Grande di Santa Maria della Carità). Название галереи также носит один из четырёх мостов через Гранд-канал — Мост Академии (Ponte dell’Accademia).
Архитектурный ансамбль музея представляет самостоятельную художественную ценность. Монастырский комплекс был частично перестроен великим архитектором Андреа Палладио во второй половине XVI века. Однако его амбициозный проект так и не был реализован полностью из-за пожара. Скуола делла Карита считается старейшим из шести «Великих братств» (Scuole Grandi) Венеции. Братство было основано в 1260 году, а его здание датируется 1343 годом. Эти исторические помещения создают уникальный контекст для восприятия произведений искусства.
Происхождение Академии
Венецианская школа живописи достигла вершин мастерства в эпоху кватроченто (XV век) и чинквеченто (XVI век). Этот период отмечен доминированием колорита (colorito) над линейным рисунком (disegno). Такой подход ярко иллюстрируют знаменитые венецианские алтари и многочисленные образцы венецианской портретной живописи. Однако вплоть до XVIII века венецианские художники состояли в цеховых гильдиях ремесленников. Это отличало их от коллег во Флоренции и Риме, где уже действовали престижные художественные академии.
Ситуация изменилась в 1750 году с основанием Венецианской академии изящных искусств (Accademia di Belle Arti di Venezia). Официальный статус учебное заведение получило в 1766 году. Власти распорядились создать структуру, аналогичную Академии Искусств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno) и Академии Искусств в Риме (Accademia di San Luca). Первым президентом стал выдающийся живописец Джованни Баттиста Пьяцетта (Giovanni Battista Piazzetta). См. также: Венецианский рисунок (1500–1600).
В число тридцати шести мастеров-основателей вошли известные живописцы того времени. Среди них были: Тьеполо (Giambattista Tiepolo), Франческо Цуккарелли, Пьетро Лонги, Алессандро Лонги, Джузеппе Анджели, Якопо Гуарана, Антонио Джоли, Доменико Маджотто, Якопо Мариески, Франческо Дзанки и другие видные деятели искусства. Секцию скульптуры представляли такие мастера, как Джованни Маркиори и Джанмария Морлайтер.
Формирование коллекции
Судьбоносным моментом для музея стал 1807 год. В период наполеоновской оккупации учреждение было переименовано в Королевскую академию изящных искусств (Accademia Reale di Belle Arti) и перемещено в нынешний комплекс зданий. Наполеоновские декреты привели к упразднению многих монастырей и церквей Венеции. Огромное количество произведений искусства, ранее находившихся в сакральных интерьерах, было конфисковано и передано в фонды Академии. Это позволило сохранить шедевры, которые иначе могли быть утрачены или вывезены из страны.
Постоянная экспозиция
Коллекция Галереи Академии охватывает развитие венецианского искусства от византийского влияния до рококо. Ядро собрания составляют религиозные панельные картины, масштабные полотна, а также исторические и жанровые произведения. Раннее Возрождение в Венеции представлено работами таких мастеров, как Джентиле Беллини (ок. 1429–1507), Джованни Беллини (1430–1516), Андреа Мантенья (1431–1506) и Антонелло да Мессина (1430–1479).
Период Высокого Возрождения раскрывается в полотнах Джорджоне (1477–1510) и ранних работах Тициана (ок. 1488–1576). Поздний Ренессанс и маньеризм иллюстрируют шедевры Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Бассано (1510–1592). XVIII век представлен мастерами ведуты (vedutisti), такими как Каналетто (1697–1768) и Бернардо Беллотто, а также виртуозными работами Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) и пастелями Розальбы Каррьеры.
Шедевры коллекции
Особое место в собрании занимает графическая работа Леонардо да Винчи — «Витрувианский человек» (ок. 1487). Этот знаменитый рисунок тушью демонстрирует идеальные пропорции человеческого тела, описанные древнеримским архитектором Витрувием. Из-за хрупкости бумаги лист выставляется крайне редко и хранится в климатизированном хранилище Кабинета рисунков.
Среди других ключевых экспонатов выделяются:
«Алтарь Сан-Джоббе» (ок. 1487), Джованни Беллини. Эта работа стала поворотным моментом в венецианском алтарном искусстве. Художник использовал опыт Антонелло да Мессина, создав единое сакральное пространство с помощью света и перспективы. Картина была написана для церкви Сан-Джоббе (Святого Иова).
«Процессия на площади Сан-Марко» (ок. 1496), Джентиле Беллини. Масштабное полотно, выполненное темперой и маслом, детально документирует облик Венеции XV века. Сюжет посвящён чудесному исцелению, связанному с реликвией Святого Креста.
Цикл «Легенда о святой Урсуле» (1490–1496), Витторе Карпаччо. Серия из девяти больших холстов, первоначально украшавшая Скуолу ди Сант-Орсола. Карпаччо мастерски соединяет религиозный сюжет с деталями венецианского быта, архитектуры и костюма той эпохи.
«Гроза» (ок. 1506), Джорджоне. Одна из самых загадочных картин в истории живописи. Смысл этой аллегории до сих пор вызывает споры исследователей. Пейзаж здесь перестаёт быть просто фоном и становится активным участником сцены, передавая напряжённую атмосферу перед грозой.
«Вручение кольца дожу» (1534), Парис Бордоне. Картина изображает легенду о рыбаке, который передаёт дожу Бартоломео Градениго кольцо, полученное от Святого Марка. Полотно отличается сложной архитектурной композицией и яркостью красок.
«Чудо святого Марка» (Освобождение раба) (1548), Тинторетто. Работа, прославившая Тинторетто. Она была написана для Скуолы Гранде ди Сан-Марко. Динамичная композиция и драматичное освещение демонстрируют новаторский стиль мастера.
«Пир в доме Левия» (1573), Паоло Веронезе. Грандиозное полотно (5,5 x 13 метров), изначально задуманное как «Тайная вечеря» для трапезной доминиканского монастыря Санти-Джованни-э-Паоло. Из-за присутствия на священной сцене шутов и собак художник предстал перед судом Инквизиции. Веронезе избежал наказания, просто изменив название картины.
«Пьета» (ок. 1576), Тициан. Последняя, незавершённая работа мастера, предназначавшаяся для его собственной гробницы. Мрачный колорит и экспрессивные мазки передают трагизм сцены. Старец, поддерживающий Христа, считается автопортретом Тициана. Картину завершил его ученик Пальма Младший.
Другие значимые произведения
Богатство коллекции дополняют следующие шедевры:
«Святой Георгий» (ок. 1460), Андреа Мантенья.
«Мадонна с благословляющим младенцем» (1460–1464), Джованни Беллини.
«Алтарь Сан-Лоренцо» (ок. 1565), Тициан.
«Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465), Джентиле Беллини.
«Мадонна с красными херувимами» (ок. 1485), Джованни Беллини.
«Пьета» (Мартиненго) (1505), Джованни Беллини.
«Снятие с креста» (ок. 1515), Джованни Беллини.
«Чудо реликвии Святого Креста на мосту Риальто» (1494), Витторе Карпаччо.
«Десять тысяч мучеников горы Арарат» (1515), Витторе Карпаччо.
«Введение Девы Марии во храм» (1534–1538), Тициан.
«Адам и Ева» (ок. 1550), Тинторетто.
«Похищение тела Святого Марка» (1562–1566), Тинторетто.
«Алтарь Сан-Дзаккариа» (Мадонна на троне со святыми) (1564), Паоло Веронезе.
«Венеция принимает дары Цереры» (1575), Паоло Веронезе.
«Похищение Европы» (ок. 1725), Джамбаттиста Тьеполо.
«Медный змий» (1732–1735), Джамбаттиста Тьеполо.
«Обретение Истинного Креста» (ок. 1745), Джамбаттиста Тьеполо.
«Каприччо с колоннадой» (1765), Каналетто.
«Пожар на складе масел в Сан-Маркуола» (1789), Франческо Гварди.
Также см.: Наследие венецианской живописи.
Контактная информация
Галерея Академии (Gallerie dell’Accademia di Venezia)
Адрес: Campo della Carita, Dorsoduro 1050, Venice, Italy
Телефон: +39 041 5200345
Режим работы
Понедельник: с 8:15 до 14:00.
Вторник – воскресенье: с 8:15 до 19:15.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?