Альберт Кёйп:
Голландский пейзажист, Дордрехтская школа читать ~5 мин.
Голландский пейзажист Альберт Якобс Кёйп был одним из выдающихся реалистов в голландской живописи XVII века (1600-1680). Его лучшие пейзажные картины – речные пейзажи и живописные виды с безмятежным скотом – отличаются большой безмятежностью и мастерским использованием сияющего света в итальянском стиле – стиле, который он перенял у Клода Лоррена и других классических художников. Популярный в Голландии, он также высоко ценился многими английскими коллекционерами и оказал влияние на английскую школу пейзажной живописи.
Школа реализма
В новой независимой протестантской Голландии XVII века художники, искавшие новые сюжеты для замены старых набожных тем, обратили своё внимание на пейзаж, и возникла школа голландского реализма, среди художников которой были (помимо Кёйпа) Мейндерт Хоббема (1638-1709), Саломон ван Рёйсдал (1603-1670) и Якоб ван Рёйсдал, чьи работы помогли сформировать традиционный английский вкус в следующем веке. Однако художники разделились на два конкурирующих лагеря или стиля. Первый продолжал классическую традицию, популяризированную Клодом Лорреном.
Классические пейзажи представляли собой идеальные ландшафты, часто изображающие сцены итальянской сельской местности, реальные или воображаемые. В них также присутствовали мифологические сюжеты. В отличие от них, исконно голландский реалистический стиль брал непосредственно у природы, которую воспроизводил с большой точностью. Во времена Кёйпа первый стиль больше ценился меценатами из числа голландской буржуазии.
Биография
Альберт Кёйп родился в Дордрехте, в семье живописцев и витражистов, и обучался у своего отца Якоба Герритса Кёйпа, который был искусен как в пейзаже, так и в портрете. Ранние работы, такие как «Пейзаж со скотом» (1639; Музей изящных искусств, Безансон), возможно, отражают стиль его отца. Некоторое время он писал пейзажи в тональной манере Яна ван Гойена (1596-1656); но к началу 1640-х годов стиль Кёйпа стал отражать влияние таких художников, как Ян Бот (1618-1652), чьё видение пейзажа сформировалось в результате путешествия по Италии.
Стиль искусства
Кёйп наиболее известен своими речными и морскими пейзажами, в которых влажная атмосфера, залитая мягким золотистым светом, придаёт его работам аркадский характер. Этот золотистый свет часто выхватывает лишь края и ободки растительности, облаков или животных, а блики накладываются густой краской импасто.
Настроение его картин, как правило, спокойное и тихое, а в изображении конкретных местностей присутствует определённая степень обобщения; примером тому может служить картина Вид Неймегена (Музей искусств Индианаполиса). Так Кёйп превратил свой родной Дордрехт в сказочный мир, запечатлённый в начале или конце идеального дня, со всепроникающим чувством неподвижности и безопасности, и все в гармонии с природой.
Похоже, Кёйп по возможности избегал повествовательных картин; сцены действия – его наименее удачные работы. (Примером может служить «Христос, входящий в Иерусалим»; Художественная галерея и музей Глазго).
Как свидетельствуют его навыки рисования, Кёйп был превосходным скетчером. Среди сохранившихся примеров его мастерства – пропитанные светлой тушью золотисто-коричневые наброски, изображающие далёкие виды Дордрехта или Утрехта, как правило, не законченные композиции, а лишь рабочие референсы для его студийных картин.
Нет никаких документальных свидетельств того, что он когда-либо покидал Дордрехт, но некоторые картины и рисунки указывают на то, что он путешествовал в Утрехт и вдоль Рейна.
В 1658 году он женился на богатой вдове Корнелии Бошман, став при этом членом богатого купеческого сословия Дордрехта, после чего приобрёл загородное поместье и в целом пренебрёг своим искусством ради местной политики. Или, как утверждают другие искусствоведы, он приобрёл определённую финансовую безопасность, которая позволила ему отказаться от живописи в последние годы жизни. В любом случае, он также активно занимался религиозными делами, был дьяконом и пресвитером реформатской церкви, а также членом Высшего суда Нидерландов.
Хотя Кёйп подписал многие из своих картин, лишь немногие из них датированы, поэтому истинный объём его творчества неясен. Например, ему приписывают огромное количество картин, среди которых есть и такие, которые, вероятно, были написаны его современниками, в частности Авраамом Кальре (1642-1722), чьи инициалы A.C. совпадают с инициалами Кёйпа.
Кёйп не оказал большого влияния на художников за пределами Дордрехта, но со временем он стал любимцем коллекционеров, особенно в Англии, где сохранились некоторые из его лучших работ.
Репутация художника
В течение более чем пятидесяти лет после смерти Кёйпа о нём практически не вспоминали. Затем, когда интерес к пейзажной живописи среди английских землевладельцев (и художников) начал расти в конце XVIII века, с появлением английской школы пейзажной живописи – примером которой являются такие художники, как Ричард Уилсон (1714-1782), Сэмюэл Скотт (1710-1772), Чарльз Брукинг (1713-1759) и Томас Гейнсборо (1727-1788) – пейзажная живопись Кёйпа была возрождена, а его репутация соответственно поднялась. Это также привело к росту числа покупателей его пейзажей в итальянском стиле. Сейчас он считается одним из лучших старых мастеров голландской реалистической школы.
Картины Альберта Кёйпа
Пейзажные картины Альберта Кёйпа можно увидеть в лучших художественных музеях мира, в том числе в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальной галерее в Лондоне и других. Некоторые из этих датированных работ включают:
Пейзаж со скотом (1639) Музей изящных искусств, Безансон.
Море при лунном свете (1648) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Закат после дождя (1648-52) Музей Фицуильяма, Кембридж.
Далёкий вид на Дордрехт с дояркой и коровами (1650) Национальный, Лондон.
Пастух и пять коров у реки (1650) Национальная галерея, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?