Альберт Кёйп:
Голландский пейзажист, Дордрехтская школа читать ~5 мин.
Голландский пейзажист Алберт Якобс Кёйп (нидерл. Aelbert Jacobszoon Cuyp; 1620–1691) — один из выдающихся художников золотого века голландской живописи. Его лучшие пейзажи — речные сцены и виды с безмятежно пасущимся скотом — отличаются умиротворением и мастерским использованием сияющего «итальянского» света. Этот стиль он перенял у Клода Лоррена и других классических художников. Будучи популярным в Голландии, он также высоко ценился английскими коллекционерами и оказал заметное влияние на английскую школу пейзажной живописи.
Голландский реализм
В XVII веке в новой независимой и протестантской Голландии художники искали светские сюжеты взамен религиозных. Многие из них обратились к пейзажу, что привело к расцвету голландского реализма. К этому направлению, помимо Кёйпа, относят Мейндерта Хоббему (1638–1709), Саломона ван Рёйсдала (1602–1670) и Якоба ван Рёйсдала. Их творчество во многом сформировало вкусы английских ценителей искусства в следующем столетии.
Голландские пейзажисты разделились на два условных лагеря. Представители первого, так называемые «итальянисты», продолжали классическую традицию, ярким представителем которой был Клод Лоррен. Их картины изображали идеализированные, часто воображаемые пейзажи Италии, нередко с мифологическими сюжетами. В противовес им художники второго направления писали реалистичные виды родной голландской природы с большой точностью. Во времена Кёйпа «итальянизированный» стиль пользовался большей популярностью у состоятельных заказчиков.
Биография
Алберт Кёйп родился в Дордрехте в семье художников и мастеров витражей. Он обучался у своего отца, Якоба Герритсзона Кёйпа, который был мастером пейзажа и портрета. Ранние работы, такие как «Пейзаж со скотом» (1639, Музей изящных искусств, Безансон), вероятно, отражают влияние стиля его отца. Некоторое время он создавал пейзажи в тональной манере Яна ван Гойена (1596–1656). Однако к началу 1640-х годов в его стиле стало заметно влияние «итальянистов», в частности Яна Бота (1618–1652), чей художественный язык сформировался во время путешествия по Италии.
Художественный стиль
Кёйп наиболее известен своими речными и морскими пейзажами. Влажная атмосфера, залитая мягким золотистым светом, придаёт его работам идиллический, почти аркадский характер. Этот золотистый свет часто выхватывает лишь края и очертания растительности, облаков или животных, а блики света наложены густыми, пастозными мазками (техника импасто).
Настроение его картин, как правило, спокойное и безмятежное, а в изображении конкретных местностей присутствует определённая степень обобщения. Примером служит картина «Вид Неймегена» (Музей искусств Индианаполиса). Так Кёйп превратил свой родной Дордрехт в сказочный мир, запечатлённый в начале или конце идеального дня, со всепроникающим чувством неподвижности и безопасности, где всё находится в гармонии с природой.
По-видимому, Кёйп по возможности избегал повествовательных сюжетов; сцены действия — его наименее удачные работы. Примером может служить «Въезд Христа в Иерусалим» (Художественная галерея и музей, Глазго).
Как свидетельствуют его навыки рисования, Кёйп был превосходным графиком. Среди сохранившихся примеров его мастерства — наброски, выполненные светлой золотисто-коричневой тушью. На них изображены далёкие виды Дордрехта или Утрехта. Как правило, это не самостоятельные композиции, а подготовительные материалы для студийных полотен.
Документальных свидетельств о том, что художник когда-либо покидал Дордрехт, не сохранилось, но некоторые картины и рисунки указывают на его путешествия в Утрехт и вдоль Рейна.
В 1658 году Кёйп женился на богатой вдове Корнелии Босман и вошёл в круг состоятельных купцов Дордрехта. После этого он приобрёл загородное поместье и, по-видимому, уделял живописи меньше внимания, сосредоточившись на общественной деятельности. По мнению некоторых искусствоведов, обретённое финансовое благополучие позволило ему оставить занятия живописью в последние годы жизни. Он активно занимался делами реформатской церкви, был дьяконом и пресвитером, а также являлся членом Высокого суда Дордрехта.
Хотя Кёйп подписал многие свои картины, лишь немногие из них датированы, поэтому точный объём его творческого наследия неясен. Ему приписывают большое количество полотен, часть из которых, вероятно, была создана его современниками. В частности, работы Абрахама ван Калрата (1642–1722), чьи инициалы А. К. совпадают с инициалами Кёйпа, часто ошибочно атрибутируются последнему.
Творчество Кёйпа не оказало большого влияния на художников за пределами Дордрехта, но со временем он стал любимцем коллекционеров, особенно в Англии, где сохранились некоторые из его лучших работ.
Репутация художника
Более полувека после смерти художника его творчество было практически забыто. Интерес к его работам возродился в Англии в конце XVIII века с ростом популярности пейзажа среди землевладельцев и становлением английской школы пейзажной живописи. Творчество Кёйпа оказало влияние на таких мастеров, как Ричард Уилсон (1714–1782) и Томас Гейнсборо (1727–1788), и его репутация значительно выросла. Это также привело к росту спроса на его пейзажи в «итальянском» стиле. Сегодня Алберт Кёйп считается одним из ведущих старых мастеров голландской школы реализма.
Известные картины Алберта Кёйпа
Работы Алберта Кёйпа хранятся в лучших художественных музеях мира, включая Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Национальную галерею в Лондоне. Среди его известных полотен:
- «Пейзаж со скотом» (1639), Музей изящных искусств, Безансон.
- «Море при лунном свете» (1648), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- «Закат после дождя» (1648–1652), Музей Фицуильяма, Кембридж.
- «Далёкий вид на Дордрехт с дояркой и коровами» (ок. 1650), Национальная галерея, Лондон.
- «Пастухи с пятью коровами у реки» (ок. 1650), Национальная галерея, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?