Альбрехт Альтдорфер:
немецкий художник-пейзажист, Дунайская школа читать ~4 мин.
Альбрехт Альтдорфер (нем. Albrecht Altdorfer; ок. 1480–1538) — немецкий живописец Северного Возрождения, гравёр, рисовальщик и архитектор. Он работал преимущественно в Регенсбурге и наиболее известен картинами на исторические и библейские сюжеты, помещёнными в атмосферные пейзажи. Среди его ключевых работ — «Битва Александра при Иссе» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Прощание Христа со своей матерью» (1520, Национальная галерея, Лондон).
На творчество Альтдорфера оказали влияние итальянские старые мастера, в частности Андреа Мантенья (1431–1506), и другие художники Северного Возрождения. Среди них выделяются Лукас Кранах Старший (1472–1553) и Альбрехт Дюрер (1471–1528), чьи ксилографии и гравюры получили широкую известность. Альтдорфер был также ведущим представителем Дунайской школы (Donauschule) пейзажной живописи.
В 1526 году Альтдорфер был назначен городским архитектором Регенсбурга. Немногие из его архитектурных проектов сохранились, однако мастерское владение линейной перспективой очевидно во многих его картинах. Примером служат полотна «Сусанна и старцы» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен) с архитектурой в итальянском стиле и топографически точный «Дунайский пейзаж с замком Вёрт» (ок. 1520, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних работах художника заметно влияние нового стиля — маньеризма.
Биография
Сведения о ранних годах и обучении Альтдорфера не сохранились. Первое упоминание о нём как о жителе Регенсбурга относится к 1505 году, а в 1513 году он приобрёл в городе недвижимость. Предположительно, около 1510 года художник совершил путешествие в Северную Италию. В 1519 году Альтдорфера избрали в городской совет Регенсбурга, а в 1526 году он стал членом внутреннего совета. Ему предложили должность бургомистра, но он от неё отказался, чтобы выполнить важный заказ.
Ему приписывают участие в проектировании паломнической церкви «Прекрасной Марии» в Регенсбурге. Его главными покровителями были герцоги Баварии Людовик X и Вильгельм IV, а также император Священной Римской империи Максимилиан I. Альтдорфер скончался в 1538 году. Его брат, Эрхард Альтдорфер, ученик Лукаса Кранаха Старшего, также был живописцем и гравёром.
Пейзажная живопись
Альтдорфер был знаком со всеми жанрами живописи, но его новаторство ярче всего проявилось в пейзаже. Вместе с другими мастерами, такими как Йорг Брей, Руланд Фрюауф Младший, Вольф Хубер и Лукас Кранах Старший, он стал одним из основоположников Дунайской школы. Эти художники одними из первых в европейском искусстве начали писать пейзажи как самостоятельные произведения.
Их интерес к передаче атмосферы густых немецких лесов, эффектов заката и лунного света предвосхитил находки художников-романтиков, в частности Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Альтдорфер был ведущим представителем этого направления. Его работа «Пейзаж с мостиком» (ок. 1518–1520, Национальная галерея, Лондон) считается одной из первых чисто пейзажных картин маслом в истории. Любовь художника к природе очевидна во многих его работах, от ранней «Святой Георгий и дракон» (1510, Старая пинакотека) до знаменитой «Битвы при Иссе» (1529).
Религиозная живопись
Религиозные сюжеты занимали важное место в творчестве Альтдорфера на протяжении всей его карьеры. Его лучшие произведения религиозного искусства, запечатлевшие интимные моменты, написаны в напряжённом, экспрессивном стиле. Одной из самых известных его работ является алтарный цикл «Легенда о святом Себастьяне» и «Страсти Христовы» (после 1510 года), выполненный для монастыря Святого Флориана близ Линца в Австрии. Эта работа демонстрирует его знакомство с итальянскими техниками построения пространства и перспективы.
Исторические картины
Лучшей исторической картиной Альтдорфера и его главным шедевром считается «Битва Александра при Иссе» (1529), написанная для баварского герцога Вильгельма IV. Эта работа стала кульминацией опыта, полученного при создании батальных сцен для императора Максимилиана I в рамках проектов «Триумфальная арка» и гравюр серии «Триумфальное шествие» (1512–1515). Картина детально изображает битву между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария на фоне грандиозного, фантастического пейзажа.
Рисунок
Мастерство Альтдорфера в рисунке проявляется в его изысканных пейзажах, выполненных пером и кистью с белилами на тонированной бумаге. Кроме того, он проявил себя как талантливый иллюстратор рукописей.
Графика и гравюра
На Альтдорфера как графика сильное влияние оказал его великий современник Альбрехт Дюрер. Альтдорфер создал множество миниатюрных гравюр, ксилографий и офортов, в том числе пейзажных. Он стал одним из первых художников, использовавших технику офорта на меди, и часто сочетал её с гравюрой резцом на одной печатной форме. Одна из самых известных его графических серий — «Падение и искупление человека», состоящая из 40 листов.
Картины, офорты и гравюры Альбрехта Альтдорфера можно увидеть в нескольких ведущих художественных музеях мира, включая Старую пинакотеку в Мюнхене и Национальную галерею в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?