Альбрехт Альтдорфер: немецкий художник-пейзажист, Дунайская школа читать ~4 мин.
Немецкий живописец Северного Возрождения, гравёр, рисовальщик и архитектор, работавший в основном в Регенсбурге, Альбрехт Альтдорфер наиболее известен своими картинами на исторические и библейские сюжеты в атмосферных пейзажах, такими как Битва Александра при Иссе (1529, Альте Пинакотека, Мюнхен) и Христос, уходящий от матери (1520, Национальная галерея, Лондон).
Под влиянием итальянских старых мастеров, таких как Андреа Мантенья (1431-1406), а также других художников Северного Возрождения, таких как Лукас Кранах Старший (1472-1553), ксилографии и гравюры Альбрехта Дюрера (1471-1528), Альтдорфер был также влиятельным членом Дунайской школы (Donauschule) пейзажной живописи.
Назначенный городским архитектором Регенсбурга в середине 40-х годов, он сохранил лишь несколько своих архитектурных проектов, хотя его мастерство линейной перспективы очевидно во многих его картинах. Среди его архитектурных картин такие произведения, как итальянская «Сусанна и старцы» (1526, Альте Пинакотека, Мюнхен) и топографический «Дунайский пейзаж с замком» (ок. 1520, Альте Пинакотека, Мюнхен). Его поздние полотна в большей степени были связаны с новым стилем маньеризма.
Биография
Мы ничего не знаем о воспитании Альтдорфера и о том, как он научился рисовать и писать. Впервые он упоминается как житель Регенсбурга в 1505 году, а в 1513 году приобрёл недвижимость в этом городе. В 1510 году он отправился в Северную Италию, где познакомился с работами Мантаньи и других художников. В 1519 году он был избран в муниципальный совет Регенсбурга, а в 1526 году – в высший совет, занимал пост бургомистра и 12 лет был городским архитектором.
Ему приписывают проекты церкви пилигримов и Цур Шонен Мадонна в Регенсбурге. Его главными покровителями в искусстве были Людовик X и Вильгельм IV, герцоги Баварии, и император Габсбургов Максимилан I. Альтдорфер умер в возрасте 57 лет. Его брат, Эрхард Альтдорфер, ученик Лукаса Кранаха Старшего, также был талантливым живописцем и гравёром.
Пейзажная живопись
Хотя Альтдорфер был знаком со всеми жанрами живописи, он был в основном приверженцем романтизма и примыкал к другим художникам-романтикам, таким как Йорг Бреу, Руланд Фрюауф, Вольф Хубер и Лукас Кранах, которые писали чистые пейзажи без человеческих объектов. Их новаторский интерес к передаче густых немецких лесов, а также атмосферных закатов и лунного света этого региона (впоследствии так выразительно изображённых Каспаром Давидом Фридрихом 1774-1840), привёл к тому, что искусствоведы относят их к Дунайской школепейзажной живописи. Альтдорфер был ведущим представителем этого стиля, а его «Пейзаж с мостом» (1517-20, Национальная галерея, Лондон) считается первой в истории чисто пейзажной картиной маслом. Его любовь к пейзажам и природе очевидна во многих его работах, от ранних «Святой Георгий и дракон» (1510, Альте Пинакотека) до поздних «Битва при Иссе» (1529).
Религиозная живопись
Религиозные сюжеты занимали Альтдорфера на протяжении всей его живописной карьеры. Его лучшие работы религиозного искусства, обычно запечатлевшие интимные моменты между Христом и его матерью, написаны в интенсивном, даже экспрессионистском стиле. Возможно, самой известной его работой является набор алтарных панелей «Легенда о святом Себастьяне» и «Страсти Христовы» (после 1510 года), которые он выполнил для монастыря святого Флориана под Линцем, Австрия – работа, демонстрирующая его знание итальянской техники в работе с пространственным построением и перспективой.
Образцом северогерманской религиозной живописи являются работы Кёльнской школы, которая процветала при Стефане Лохнере в середине и конце XV века.
Исторические картины
Лучшая историческая картина Альтдорфера и, возможно, самая известная из всех его работ – его шедевр – Битва Александра при Иссе (1529) – написанная для баварского королевского двора. Являясь кульминацией нескольких предыдущих картин на тему военных сражений, которые он выполнил для Максимилиана I в его иллюминированной рукописи Триумфальное шествие (1512-14), картина в ярких деталях изображает сцену битвы при Иссе между войсками Александра Македонского и персидского императора Дария, расположенную на фоне доминирующего, хотя и несколько экстравагантного пейзажа.
Рисование
Мастерство Альтдорфера в рисовании проявляется в его изысканных законченных рисунках пейзажей, выполненных чёрной ручкой с белыми бликами и акварелью на коричневой или сине-серой бумаге. Кроме того, он проявил необычайную креативность в иллюстрировании и иллюстрировании рукописей.
Печатание
Под сильным влиянием гравюр своего великого современника, печатника Альбрехта Дюрера, Альтдорфер создал широкий спектр миниатюрных гравюр, ксилографий и, в особенности, офортов, многие из которых были пейзажными. Пионер офорта на меди ,, позже он часто объединял офорт и гравюру в одной пластине. Среди его самых значительных гравюр – 40 листов, известных как «Падение и искупление человека».
Картины, офорты и гравюры Альбрехта Альтдорфера можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в том числе в Альте Пинакотеке в Мюнхене и Национальной галерее в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?