Андреа дель Кастаньо: художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~5 мин.
Один из нескольких важных старых мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, испытавший влияние великого Мазаччо, Андреа дель Кастаньо также в значительной степени опирался на скульптурные качества Донателло. Он, в свою очередь, несмотря на свою короткую жизнь, стал одной из самых влиятельных фигур в живописи Раннего Возрождения, а его эмоциональной силе и натуралистичному фигуративному искусству подражали многие его современники. Кастаньо был одним из ведущих представителей disegno (рисунка и дизайна) традиции флорентийского Возрождения, в отличие от colorito традиции Доменико Венециано, получившего образование в Венеции, и известен серией религиозных фресковых росписей в монастыре С. Аполлония во Флоренции (музей Кастаньо). Среди них – одно из самых известных изображений Тайной вечери (1447). Также следует отметить девять портретов из его Цикла знаменитых мужчин и женщин (ок. 1449-51) на вилле Кардуччи в Ленья, созданных по моделям Мазаччо и Джотто, и расписной конный памятник Никколо да Толентино (1456) во Флорентийском соборе. Он остаётся одним из самых значительных художников Возрождения во Флоренции, в середине кватроченто.
Обучение и ранние влияния
Родился Андреа ди Бартоло ди Баргилла в Кастаньо близ Монте-Фальтерона под Флоренцией, о его ранней жизни и художественном ученичестве почти ничего не известно. Более того, поскольку многие из его картин были утеряны, невозможно определить этапы его раннего развития как живописца. Мы знаем, что основное влияние на его творчество оказал Томмазо Мазаччо (1401-1428), чьи фрески в капелле Бранкаччи стали примером основной традиции флорентийского искусства, а именно отхода от готики и перехода к натурализму и гуманистической иконографии. Неудивительно поэтому, что непревзойдённый флорентийский скульптор Донателло также оказал большое влияние на фигурную живопись Кастаньо. Кроме того, Кастаньо был знаком с работами других важных художников Раннего Возрождения, таких как Паоло Уччелло (1397-1475), Фра Анджелико (ок.1400-55) и Фра Филиппо Липпи (ок.1406-69).
Цикл фресок Палаццо дель Подеста
В 1440 году Кастаньо переехал во Флоренцию под покровительство Бернадетто Медичи, для которого написал свою первую известную работу – серию фресок (ныне уничтоженных), изображающих судьбу повстанцев, повешенных после битвы при Ангиари во время войны между Флоренцией и Миланом. Эти картины принесли ему прозвище Andreino degli Impiccati (Маленький Андрей Повешенный).
Среди других ранних работ – фреска Распятие и святые в Оспедале ди Санта Мария Нуова, а также фрески в капелле Сан Тарасио церкви Сан Заккария в Венеции (1442), некоторые из которых сохранились до наших дней. Во время пребывания в Венеции он также написал фреску «Смерть Богородицы» (1443) в базилике Святого Марка. По возвращении во Флоренцию в 1444 году он разработал проект витража для городского собора. В 1445 году он написал фреску «Мадонна с младенцем и святыми» (коллекция Контини Бонакосси, галерея Уффици) и стал членом гильдии медиков.
Фрески Св. Аполлония: Тайная вечеря
Величайшим проектом Кастаньо стал цикл фресок со сценами Страстей Христовых , которые он написал для трапезной бывшего монастыря Сант-Аполлония, ныне известного как Ченаколо ди Сант-Аполлония. Среди них, пожалуй, самая знаменитая «Тайная вечеря», написанная до этого Леонардо да Винчи, а также «Воскресение» (1447) и «Христос во гробе с двумя ангелами» (1447), все в Сант-Аполлония, Флоренция. Эти энергичные, реалистичные картины, охарактеризованные некоторыми критиками как живописный эквивалент скульптуры Донателло, продемонстрировали использование Кастаньо линейной перспективы, а также живописного иллюзионизма Мазаччо, и получили широкое признание.
Цикл фресок знаменитых мужчин и женщин (ок. 1449-51)
В конце 1440-х годов Филиппо Кардуччи заказал Кастаньо серию фресок ренессансных портретов знаменитых мужчин и женщин для лоджии виллы Кардуччи-Пандальфини в Ленья (все перенесены на дерево и находятся в Уффици, Флоренция). Законченный к октябрю 1451 года, цикл «Ленья» включал девять портретов – трёх флорентийских военачальников, трёх тосканских поэтов и трёх знаменитых женщин: Фарината дельи Уберти, Пиппо Спано, Никколо Аччайоли, Петрарка, Данте, Боккаччо, Кумейская сивилла, царица Эстер и царица Томири. Кастаньо помещал свои фигуры в расписанные архитектурные ниши, создавая тем самым иллюзию, что это скульптурные формы.
В 1450 году Андреа дель Кастаньо создал свою знаменитую картину, написанную темперой на коже, под названием «Юный Давид» (1450, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия). Позже, в 1451 году, Кастаньо продолжил фрески, начатые ранее его другом Доменико Венециано в церкви Сант-Эгидио, внутри госпиталя Санта-Мария-Нуова.
Базилика делла Сантиссима Аннунциата
В 1455 году Кастаньо выполнил две эмоциональные алтарные фрески для базилики делла Сантиссима Аннунциата. Эти работы, включающие: Святой Юлиан, получающий отпущение грехов от Христа и Троица, являющаяся святым Иерониму, Павлу и Евстохию, были написаны в более светлых тонах интернациональной готики, которые Кастаньо позаимствовал у Доменико Венециано.
Фигуры, однако, были насыщенными. Изначально, например, как показывает подрисовка, его «Троица» была задумана со спокойными и уравновешенными фигурами. Однако в законченном произведении фигуры с волнением смотрят на истощённую фигуру святого Иеронима и распятого Христа. Это прекрасный пример того, как оптимизм и спокойный человеческий драматизм раннего флорентийского стиля должен был смениться более экспрессивным и линейным стилем. Примерно в это же время Кастаньо создал фресковый Конный портрет Никколо да Толентино (1455-6, Флорентийский собор).
Наследие художника
Андреа дель Кастаньо развивал традиции, начатые Джотто и Мазаччо, создавая произведения огромной силы и монументальности, благодаря своим скульптурным фигурам и общему натурализму. Его искусство имело значительный вес в период кватроченто – особенно среди художников региона между Флоренцией и Венецией, таких как феррарская школа во главе с Косме Тура, Франческо дель Косса (1435-1477) и Эрколе де Роберти (1450-1496), – прежде чем она была подхвачена и полностью развита в чинквеченто Микеланджело в его потрясающих фресках Сикстинской капеллы.
Другие неупомянутые картины
Картины Кастаньо можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира. К ним относятся следующие работы, не упомянутые выше:
Успение Богородицы в Миниато, Джулиан (1450) Штаатлише Музеен, Берлин
Распятие (1450) Национальная галерея, Лондон.
Ева (1450) Вилла Кардуччи, Флоренция.
Мадонна с младенцем (1450) Вилла Кардуччи, Флоренция.
Портрет джентльмена (Недатировано) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?