Андреа дель Кастаньо:
художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~5 мин.
Андреа дель Кастаньо — один из ключевых старых мастеров флорентийского Раннего Возрождения. Он испытал сильное влияние великого Мазаччо, а также опирался на скульптурный подход Донателло. Несмотря на короткую жизнь, художник стал одной из самых влиятельных фигур в живописи Раннего Возрождения. Его эмоциональной силе и натурализму в изображении фигур подражали многие современники. Кастаньо был одним из ведущих представителей традиции disegno (рисунка и композиции), характерной для флорентийского Возрождения, в противовес венецианской традиции colorito, ярким представителем которой был Доменико Венециано. Наиболее известен серией религиозных фресок в трапезной монастыря Сант-Аполлония во Флоренции, где сейчас располагается музей Кастаньо. Среди них — одно из самых известных изображений Тайной вечери (1447). Также следует отметить его цикл Знаменитые мужчины и женщины (около 1449–1451) для виллы Кардуччи в Ленья и конный монумент, посвящённый Никколо да Толентино (1456), во флорентийском соборе. Он остаётся одним из самых значительных художников флорентийского Возрождения середины кватроченто.
Обучение и ранние влияния
Андреа ди Бартоло ди Барджилла родился в селении Кастаньо близ Монте-Фальтерона, недалеко от Флоренции. О его ранней жизни и художественном обучении почти ничего не известно. Поскольку многие его картины утеряны, проследить этапы его творческого развития сложно. Известно, что основное влияние на его творчество оказал Томмазо Мазаччо (1401–1428), чьи фрески в капелле Бранкаччи стали эталоном новой флорентийской живописи, совершившей переход от готики к натурализму и гуманистической иконографии. Неудивительно, что и выдающийся флорентийский скульптор Донателло оказал большое влияние на манеру Кастаньо в изображении фигур. Кроме того, Кастаньо был знаком с работами других важных художников Раннего Возрождения, таких как Паоло Уччелло (1397–1475), Фра Анджелико (около 1400–1455) и Фра Филиппо Липпи (около 1406–1469).
Первые заказы во Флоренции и Венеции
В 1440 году Кастаньо переехал во Флоренцию, где под патронажем Бернадетто Медичи выполнил свою первую известную работу — серию фресок (ныне утраченных). На них были изображены повстанцы, повешенные после битвы при Ангьяри. Эти росписи принесли художнику прозвище Andreino degli Impiccati (Андрейка Висельник).
К другим ранним работам относятся фреска Распятие и святые в госпитале Санта-Мария-Нуова, а также росписи в капелле Сан-Таразио церкви Сан-Дзаккария в Венеции (1442), частично сохранившиеся до наших дней. Во время пребывания в Венеции он также создал фреску Смерть Богородицы (1443) в соборе Святого Марка. Вернувшись во Флоренцию в 1444 году, он разработал эскиз витража для городского собора. В 1445 году он написал фреску Мадонна с младенцем и святыми (ныне в коллекции Контини Бонакосси, галерея Уффици) и вступил в гильдию врачей и аптекарей (Arte dei Medici e Speziali), куда входили и художники.
Фрески в Сант-Аполлония: Тайная вечеря
Крупнейшим проектом Кастаньо стал цикл фресок со сценами Страстей Христовых, которые он написал для трапезной бывшего бенедиктинского монастыря Сант-Аполлония. Среди них — его знаменитая Тайная вечеря (1447), которая предшествовала более известной работе Леонардо да Винчи. В этот же цикл входят Воскресение и Положение во гроб. Эти энергичные, реалистичные картины, которые некоторые критики характеризуют как живописный эквивалент скульптуры Донателло, демонстрируют мастерское владение линейной перспективой и приёмами живописного иллюзионизма в духе Мазаччо. Эти работы получили широкое признание.
Цикл «Знаменитые мужчины и женщины» (около 1449–1451)
В конце 1440-х годов Филиппо Кардуччи заказал Кастаньо серию ренессансных портретов знаменитых людей для лоджии виллы Кардуччи-Пандольфини в Ленья (ныне все фрески перенесены на дерево и хранятся в галерее Уффици, Флоренция). Завершённый к октябрю 1451 года, цикл включал девять портретов: трёх флорентийских военачальников (Фарината дельи Уберти, Пиппо Спано, Никколо Аччайоли), трёх тосканских поэтов (Петрарка, Данте, Боккаччо) и трёх знаменитых женщин (Кумейская сивилла, царица Эсфирь, царица Томирис). Кастаньо поместил фигуры в нарисованные архитектурные ниши, создав иллюзию объёмных скульптур.
В 1450 году Андреа дель Кастаньо создал свою знаменитую картину темперой на коже Юный Давид (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Позже, в 1451 году, Кастаньо продолжил работу над фресками в церкви Сант-Эгидио (в госпитале Санта-Мария-Нуова), начатую его другом Доменико Венециано.
Базилика Сантиссима-Аннунциата
В 1455 году Кастаньо выполнил две выразительные фрески для алтарей базилики Сантиссима-Аннунциата. Это Святой Юлиан и Спаситель и Троица со святыми Иеронимом, Павлой и Евстохией. Работы были написаны в более светлой палитре, которую художник позаимствовал у Доменико Венециано. Однако сами фигуры полны драматизма. Как показывает сохранившаяся подрисовка, Троица изначально была задумана со спокойными и уравновешенными фигурами. Но в законченном произведении персонажи с волнением взирают на измождённую фигуру святого Иеронима и распятого Христа. Это яркий пример того, как оптимизм и сдержанный драматизм раннего флорентийского стиля сменяется более экспрессивным и линейным решением. Примерно в это же время Кастаньо создал фресковый конный монумент Никколо да Толентино (1456) во Флорентийском соборе.
Наследие художника
Андреа дель Кастаньо развивал традиции Джотто и Мазаччо. Его произведениям присущи огромная сила и монументальность, достигаемые за счёт скульптурной трактовки фигур и выраженного натурализма. Его искусство оказало значительное влияние в период кватроченто, особенно на художников феррарской школы, таких как Козимо Тура, Франческо дель Косса (1435–1477) и Эрколе де Роберти (1450–1496). Позже эту традицию подхватил и развил в эпоху Чинквеченто Микеланджело, в частности, в своих грандиозных фресках Сикстинской капеллы.
Избранные произведения
Картины Кастаньо можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира. К ним относятся следующие работы, не упомянутые выше:
Вознесение Богоматери со святыми Миниато и Юлианом (1449–1450), Государственные музеи, Берлин.
Распятие (около 1450), Национальная галерея, Лондон.
Портрет мужчины (около 1450), Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?