Корреджо:
художник эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Загадочный художник Антонио Аллегри да Корреджо был одним из самых значительных старых мастеров Пармской школы итальянского Высокого Возрождения. Под сильным влиянием Андреа Мантеньи (1430-1506) и Леонардо да Винчи (1452-1519), а затем Микеланджело (1475-1564) и Рафаэля (1483-1520), Корреджо был пионером иллюзионистической живописи и сфумато. Стремясь достичь наилучшего выражения лёгкости и изящества, он использовал тон и цвет для уравновешивания линий и форм, создавая тем самым новые и необычные эффекты света и тени. Использование ракурса и наложения сделало его мастером трёхмерности. Кроме того, Корреджо создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения.
Его самые известные картины включают: Видение Святого Иоанна Евангелиста (1522, церковь Сан Джованни Евангелиста, Парма), Поклонение пастухов (1528, Галерея Старых мастеров, Дрезден), Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-30), и Юпитер и Ио (ок. 1531, Музей истории искусств, Вена). И масла, и фрески Корреджо предвосхитили итальянских художников барокко XVII века, таких как Пьетро да Кортона и Андреа Поццо, а также искусство рококо таких живописцев, как Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770) и Франсуа Буше (1703-1770). Добившись скромной репутации в период чинквеченто, он стал очень почитаем в XVIII веке. С тех пор его репутация несколько упала.
Юность и обучение
Ранняя жизнь Корреджо, названного в честь небольшого городка близ Реджо-Эмилии, плохо задокументирована. Кроме того, что он родился в большой и бедной семье, мало что известно о его ранней жизни и о том, как он пришёл к занятиям изобразительным искусством. Считается, что помимо базового обучения у своего дяди-художника Лоренцо Аллегри (ум. 1527), он обучался в мастерской Франческо Бьянки Феррары из Модены и, возможно, даже учился в Мантуе у престарелого Мантеньи.
Запомнившись как меланхоличный, застенчивый и интровертный человек, Корреджо наиболее типичными работами являются предметы алтарного искусства и небольшие интимные панно, посвящённые богослужению. Однако он также выполнил ряд очень важных и влиятельных архитектурных фресковых росписей. Его более поздняя серия чувственных мифологий была ещё более перспективной.
Ранние работы
В 1514 году Корреджо завершил три тондо для входа в церковь Сан Андреа в Мантуе, а затем вернулся в родной город, где подписал контракт на создание алтарного образа в местном монастыре Сан Франческо. В этой работе, Мадонна со святым Франциском (1514-15, Галерея Старых мастеров, Дрезден), видны следы Лоренцо Коста (1460-1535), оказавшего влияние на болонскую школу живописи под руководством Карраччи, и Леонардо да Винчи.
К 1516 году Корреджо переехал в Парму, где оставался на протяжении всей своей карьеры. В 1519 году он женился на Джироламе Франческе ди Брагетис, также уроженке Корреджо, которая умерла преждевременно в 1529 году. Один из его сыновей, Помпонио Аллегри, стал посредственным художником.
Фрески
Первым важным заказом Корреджо стала потолочная фреска – Камера ди Сан Паоло (1519) – в монастыре Святого Павла в Парме. Являясь в высшей степени новаторской формой декорирования интерьера, она включала в себя как классические, так и более причудливые элементы.
После этого он написал иллюзионистическое «Видение Иоанна Богослова на Патмосе» (1520-21) для купола церкви Сан-Джованни Евангелиста. Во второй купольной фреске, для Пармского собора, он написал сенсационное Успение Богородицы (1524-30). Обе эти религиозные картины с использованием квадратуры, а также иллюзионистической sotto in su перспективы оказали огромное влияние на последующую настенную живопись, включая работы болонского художника Карло Чиньяни (1628-1719), Пьемонтского художника Гауденцио Феррари (1480-1546), венецианца Порденоне (1483-1539), пармского художника эпохи барокко Джованни Ланфранко (1582-1647) и генуэзского художника Джованни Баттиста Галли (1639-1709), известного как Иль Бачиччо.
Мифологические картины
Мифологическая живопись Корреджо особенно чувственна и опережает своё время. К его шедеврам относятся: Даная (ок. 1531, Галерея Боргезе, Рим), Ганимед, похищенный орлом (1531-32, Музей истории искусства, Вена) одна из четырёх мифологических картин, заказанных Федерико II Гонзага, Юпитер и Ио (1531-32, Музей истории искусства, Вена) и Леда с лебедем (1531-32, Государственные музеи, Берлин).
К другим шедеврам Корреджо относятся такие картины, как: Оплакивание (Низложение) (1525, Галерея Национале, Парма) и Мученичество четырёх святых (Галерея Национале, Парма). Последняя примечательна тем, что на её основе были созданы более поздние барочные композиции, такие как Истина Бернини (1598-1680) и Смерть святой Агнессы (1660) Эрколе Ферраты (1610-1686).
Репутация и наследие
У Корреджо не было ни мастерской, заполненной учениками и помощниками, ни непосредственных преемников или последователей – за исключением, возможно, пармских художников Джованни Марии, Франческо Рондани, Пармиджанино, Бернардо Гатти и Джорджо Гандини дель Грано – и он не оказал сколько-нибудь продолжительного влияния на искусство XVI века. Согласно Джорджо Вазари, Корреджо страдал от того, что был провинциальным художником. Но в начале эпохи барокко (ок. 1600 г.), по мере того как стиль маньеризма терял свои позиции, его живопись стала более широко цениться как равная работам Микеланджело и Рафаэля.
В целом, его работы сегодня считаются революционными и оказавшими глубокое влияние на последующих художников, включая Пьетро да Кортона – см. его Аллегорию Божественного Провидения (1633-39, Палаццо Барберини); и Андреа Поццо, величайший тромплей художник-монументалист высокого барокко в Риме – см. его Апофеоз Святого Игнатия (1688-94, Сант-Игнацио, Рим).
Избранные картины
Примеры живописи Корреджо Высокого Возрождения, не упомянутые выше:
Юдифь и служанка (ок. 1510) Музей изящных искусств, Страсбург.
Мадонна (1512-14) Кастелло Сфорцеско, Милан.
Мадонна с младенцем и молодым святым Иоанном (1516) Музей Прадо, Мадрид.
Мистический брак святой Екатерины (ок. 1517) Музей Лувр.
Поклонение волхвов (1516-18) Брера, Милан.
Богородица с младенцем и ангелом (Мадонна дель Латте) Музей искусств, Будапешт.
Отдых во время бегства в Египет со святым Франциском (1517) Галерея Уффици.
Портрет джентльменки (1517-19) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поклонение младенцу (1518-20) Галерея Уффици.
Мадонна делла Скала (ок. 1523) Галерея Национале, Парма.
Noli me Tangere (ок. 1525), музей Прадо, Мадрид.
Ecce Homo (1525-30), Национальная галерея, Лондон.
Мадонна делла Скоделла (1525-30) Национальная галерея, Парма.
Мадонна святого Иеронима (1527-28) Галерея Национале, Парма.
Воспитание Купидона (ок. 1528), Национальная галерея, Лондон.
Венера и Купидон с сатиром (ок. 1528), Музей Лувр.
Поклонение пастухов (1528-30) Гемальдегалерия Альте Мейстер, Дрезден.
Мадонна со святым Георгием (1530-32) Гемальдегалерия Альте Мейстер, Дрезден.
Аллегория добродетели (ок. 1532-34) Музей Лувр.
Картины Корреджо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?