Корреджо:
художник эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Антонио Аллегри да Корреджо — один из ведущих художников Пармской школы итальянского Высокого Возрождения. Его творчество развивалось под влиянием Андреа Мантеньи (1430–1506) и Леонардо да Винчи (1452–1519), а позже — Микеланджело (1475–1564) и Рафаэля (1483–1520). Корреджо был пионером иллюзионистической живописи и техники сфумато. В поисках лёгкости и изящества он мастерски использовал тон и цвет для гармонизации линий и форм, создавая новаторские светотеневые эффекты. Виртуозное владение ракурсом и светотенью сделало его мастером иллюзии трёхмерного пространства. Кроме того, Корреджо создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения.
К числу его самых известных картин относятся: Видение Святого Иоанна Евангелиста (1522, церковь Сан-Джованни Евангелиста, Парма), Поклонение пастухов (1528, Галерея старых мастеров, Дрезден), Успение Богородицы (Пармский собор) (1524–30) и Юпитер и Ио (ок. 1531, Музей истории искусств, Вена). Живописные и фресковые работы Корреджо предвосхитили творчество итальянских художников барокко XVII века, таких как Пьетро да Кортона и Андреа Поццо, а также искусство рококо в лице Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) и Франсуа Буше (1703–1770). В период чинквеченто художник имел скромную репутацию, но в XVIII веке его творчество было высоко оценено. Позже интерес к его наследию несколько снизился.
Юность и обучение
Ранние годы жизни Корреджо, названного в честь небольшого городка близ Реджо-нель-Эмилии, плохо задокументированы. Известно, что он родился в большой семье, но о его детстве и начале пути в изобразительном искусстве сохранилось мало сведений. Предполагается, что после начального обучения у своего дяди, художника Лоренцо Аллегри (ум. 1527), он занимался в мастерской Франческо Бьянки Феррары в Модене и, возможно, учился в Мантуе у пожилого Мантеньи.
По свидетельствам современников, Корреджо обладал меланхоличным, застенчивым и замкнутым характером. Среди его работ преобладают алтарные образы и небольшие камерные картины на религиозные сюжеты. Однако он также выполнил ряд значительных и влиятельных архитектурных фресковых росписей. Его поздняя серия картин на мифологические сюжеты, отличающаяся особой чувственностью, стала новаторской для своего времени.
Ранние работы
В 1514 году Корреджо завершил три тондо для входа в церковь Сант-Андреа в Мантуе, после чего вернулся в родной город, где подписал контракт на создание алтарного образа для местного монастыря Сан-Франческо. В этой работе, Мадонна со святым Франциском (1514–15, Галерея Старых мастеров, Дрезден), прослеживается влияние Лоренцо Косты (1460–1535), одного из мастеров феррарской и болонской школ, и Леонардо да Винчи.
К 1516 году Корреджо переехал в Парму, где провёл большую часть своей карьеры. В 1519 году он женился на Джироламе Франческе ди Брагетис, также уроженке Корреджо, которая скончалась в 1529 году. Один из их сыновей, Помпонио Аллегри, стал художником, но не достиг славы отца.
Фрески
Первым крупным заказом Корреджо стала роспись потолка в Камере-ди-Сан-Паоло (1519) для настоятельницы Джованны Пьяченца в монастыре Сан-Паоло в Парме. Эта роспись, ставшая новаторским образцом интерьерного декора, сочетает в себе классические мотивы и причудливые элементы.
Затем он создал иллюзионистическое Видение Иоанна Богослова на Патмосе (1520–21) для купола церкви Сан-Джованни Евангелиста. Во второй купольной фреске для Пармского собора он написал грандиозное Успение Богородицы (1524–30). Обе эти религиозные картины, с использованием квадратуры и иллюзионистической перспективы sotto in su (взгляд «снизу вверх»), оказали огромное влияние на последующую настенную живопись. Среди художников, испытавших его влияние, были Карло Чиньяни (1628–1719), Гауденцио Феррари (1480–1546), Порденоне (1483–1539), Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709), известный как Бачиччо.
Мифологические картины
Мифологическая живопись Корреджо отличается особой чувственностью и опережает своё время. К его шедеврам относятся Даная (ок. 1531, Галерея Боргезе, Рим) и цикл «Любовные похождения Юпитера», заказанный Федерико II Гонзага. В этот цикл входят Ганимед, похищенный орлом (1531–32, Музей истории искусств, Вена), Юпитер и Ио (1531–32, Музей истории искусств, Вена) и Леда с лебедем (1531–32, Государственные музеи, Берлин).
К другим шедеврам Корреджо относятся такие картины, как Оплакивание (1525, Национальная галерея, Парма) и Мученичество четырёх святых (Национальная галерея, Парма). Последняя примечательна тем, что послужила источником вдохновения для более поздних барочных композиций, таких как Истина Бернини (1598–1680) и Смерть святой Агнессы (1660) Эрколе Ферраты (1610–1686).
Репутация и наследие
У Корреджо не было большой мастерской с учениками и помощниками, а также непосредственных последователей, за исключением нескольких пармских художников, таких как Джованни Мария Франческо Рондани, Пармиджанино, Бернардо Гатти и Джорджо Гандини дель Грано. Он не оказал значительного влияния на искусство XVI века. По словам Джорджо Вазари, Корреджо пострадал от своей репутации провинциального художника. Однако в начале эпохи барокко (ок. 1600 года), когда маньеризм начал терять популярность, его живопись стали ценить наравне с работами Микеланджело и Рафаэля.
Сегодня его творчество считается революционным и оказавшим глубокое влияние на последующих художников. Среди них Пьетро да Кортона, автор Аллегории Божественного Провидения (1633–39, Палаццо Барберини), и Андреа Поццо, выдающийся мастер монументальной живописи в технике тромплей, создатель Апофеоза Святого Игнатия (1688–94, Сант-Иньяцио, Рим).
Избранные картины
Примеры живописи Корреджо эпохи Высокого Возрождения, не упомянутые выше:
Юдифь и служанка (ок. 1510) Музей изящных искусств, Страсбург, Франция.
Мадонна (1512–14) Замок Сфорца, Милан, Италия.
Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1516) Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Мистическое обручение святой Екатерины (ок. 1517) Лувр, Париж, Франция.
Поклонение волхвов (1516–18) Пинакотека Брера, Милан, Италия.
Богородица с младенцем и ангелом (Мадонна дель Латте) (ок. 1517) Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Отдых на пути в Египет со святым Франциском (1517) Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Портрет дамы (1517–19) Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Поклонение Младенцу (1518–20) Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Мадонна делла Скала (ок. 1523) Национальная галерея, Парма, Италия.
«Не прикасайся ко Мне (Noli me Tangere)» (ок. 1525) Музей Прадо, Мадрид, Испания.
«Се человек (Ecce Homo)» (1525–30) Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Мадонна делла Скоделла (1525–30) Национальная галерея, Парма, Италия.
Мадонна со святым Иеронимом (1527–28) Национальная галерея, Парма, Италия.
Воспитание Купидона (ок. 1528) Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Венера и Купидон с сатиром (ок. 1528) Лувр, Париж, Франция.
Поклонение пастухов (1528–30) Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Мадонна со святым Георгием (1530–32) Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Аллегория добродетели (ок. 1532–34) Лувр, Париж, Франция.
Картины Корреджо можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?