Дуччо ди Буонинсенья:
сиенский художник, алтарь Маэсты читать ~5 мин.
Дуччо ди Буонинсенья — самый знаменитый художник сиенской школы живописи и один из ключевых средневековых мастеров итальянского треченто. Для Сиены он имеет такое же значение, как Джотто для Флоренции. Однако в картинах Дуччо нет той степени натурализма, которая сделала Джотто революционером в искусстве. Вместо этого Дуччо обогатил строгую эстетику традиционного византийского искусства новым лиризмом и гуманизмом, которые распространяли ордена францисканцев и доминиканцев.
Работая с пигментом и яичной темперой, он создавал преимущественно религиозные картины, отличавшиеся особой выразительностью. Его изысканный колорит, применение золота в декоре и виртуозный рисунок способствовали становлению интернациональной готики и задали художественные стандарты как в Сиене, так и за её пределами. Наибольшую известность ему принесли алтарный образ «Маэста» (1308–1311), шедевр готического христианского искусства, созданный для Сиенского собора, и «Мадонна Ручеллаи» (1285, Уффици, Флоренция).
В 2004 году Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрёл его панно «Мадонна с младенцем» (около 1300 года), также известное как «Мадонна Стокле» или «Мадонна Строганова». Сумма сделки превысила 45 миллионов долларов. Наряду с Чимабуэ (около 1240–1302) и Джотто (1270–1337), Дуччо ди Буонинсенья остаётся одной из самых влиятельных фигур в живописи Проторенессанса (около 1300–1400).
Ранняя карьера
Сведения о жизни Дуччо основаны на архивных документах, в которых зафиксирована его деятельность как живописца и владельца недвижимости, а также упоминаются многочисленные штрафы. Например, в 1279 и 1302 годах его штрафовали за правонарушения. Кроме того, сохранились записи о взысканиях за отказ от военной службы и даже по обвинению в колдовстве.
Хотя неизвестно, у кого Дуччо обучался искусству живописи, очевидно, что он обладал разносторонними художественными навыками. К его ранним работам относят оформление счётных книг сиенского правительства и эскиз для большого витража (1287–1288) в апсиде Сиенского собора. Позднее он создал множество произведений алтарного искусства и небольших панно на дереве для частных заказчиков.
Знаменитые картины Дуччо
Его первым известным живописным произведением считается «Мадонна Креволе» (1280, Музей собора, Сиена). В 1285 году последовал заказ на большую панель «Мадонна с младенцем и шестью ангелами», известную как «Мадонна Ручеллаи», для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (ныне в Галерее Уффици, Флоренция). Предположительно, после этого художник посетил Францию. В парижских документах 1296 и 1297 годов упоминается некий «duccio de siene», что может объяснять усиление готических черт в его творчестве.
Около 1300 года он завершил работу над «Мадонной с младенцем» (ныне в Музее Метрополитен). В 1308 году художник получил главный заказ в своей жизни — создание грандиозного алтарного образа «Маэста» для главного алтаря Сиенского собора. Этот образ, сопоставимый по масштабу с циклом фресок Джотто в капелле Скровегни, имел площадь около 25 квадратных метров. По завершении работы его торжественно пронесли процессией из мастерской Дуччо в собор.
«Маэста» для Сиенского собора
Центральная часть «Маэсты» — «Мадонна с Младенцем на троне в окружении святых и ангелов» — занимала главную панель, обращённую к прихожанам. Выше и ниже располагались меньшие панели пределлы со сценами из жизни Христа и Богоматери, а также с фигурами святых.
На оборотной стороне, видимой только священнослужителям, были изображены двадцать шесть сцен Страстей Христовых. Их дополняли меньшие панели со сценами из жизни Христа. Всего произведение насчитывало 84 панели. Алтарь был разобран в 1771 году, но большая часть его фрагментов сегодня хранится в Музее собора (Museo dell’Opera del Duomo) в Сиене.
«Мадонна Строганова»
В этой работе, предназначенной для частного моления, Мадонна изображена за парапетом. Этот приём визуально соединяет сакральный мир божественных фигур с реальным миром зрителя. Созданная около 1300 года, картина знаменует переход от средневекового искусства к искусству Возрождения. Она предвосхищает религиозную живопись таких мастеров, как Симоне Мартини (1285–1344), братья Амброджо (работал в 1319–1348) и Пьетро Лоренцетти (работал в 1320–1345), а также Фра Филиппо Липпи (1406–1469), Джованни ди Паоло (около 1400–1482) и Джованни Беллини (1430–1516).
Среди первых известных владельцев картины были граф Григорий Сергеевич Строганов и бельгийский меценат Адольф Стокле, который приобрёл её после смерти графа. Впоследствии работа вошла в историю искусства под их именами.
Художественные влияния
Источником вдохновения для «Маэсты» и других работ Дуччо могла послужить поездка во Францию (1296–1297). Однако искусствоведы считают, что главным импульсом стало посещение Ассизи. Там художник, предположительно, изучал фресковый цикл о жизни святого Франциска, созданный Джотто с помощниками. Дуччо перенял некоторые приёмы Джотто, помещая религиозные сцены в более человечный, земной контекст, отходя от канонов византийского искусства. При этом его стиль оставался более лиричным, декоративным и колористически насыщенным, чем у флорентийского мастера.
Стиль Дуччо был новаторским для своего времени. Он достиг большей психологической глубины в изображении персонажей и проявил себя как выдающийся рассказчик, не уступающий в этом Джотто. В творчестве обоих великих готических живописцев религиозные сюжеты начали трактоваться через призму человеческих чувств и переживаний, что стало поворотным моментом в истории искусства.
Спор о «Мадонне с младенцем»
Небольшая картина, известная как «Мадонна Строганова» (около 1300), была приобретена Музеем Метрополитен. До этого она более полувека не выставлялась публично, хотя и была известна специалистам по фотографиям. В 2006 году Джеймс Бек, профессор Колумбийского университета, предположил, что работа может быть подделкой XIX века, что противоречило позиции кураторов музея. В то же время британский искусствовед Джон Уайт охарактеризовал эту картину как первую в ряду итальянских «Мадонн с парапетом» — иконографии, получившей развитие два века спустя в работах Джованни Беллини.
Коллекции
До наших дней дошло около тринадцати произведений, атрибутируемых Дуччо ди Буонинсенья. Эти работы, а также сохранившиеся фрагменты «Маэсты», хранятся в ведущих художественных музеях мира, среди которых:
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США;
Музей изящных искусств, Бостон, США;
Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США;
Национальная галерея, Лондон, Великобритания;
Королевская коллекция, Лондон, Великобритания;
Музей собора (Museo dell’Opera del Duomo), Сиена, Италия;
Национальная пинакотека, Сиена, Италия;
Музей религиозного искусства Валь д’Арбия, Буонконвенто, Италия;
Галерея Уффици, Флоренция, Италия;
Галерея Дориа-Памфили (бывшая коллекция Одескальки), Рим, Италия;
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия;
Художественный музей Берна, Швейцария.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?