Дуччо ди Буонинсенья: сиенский художник, алтарь Маэсты читать ~6 мин.
Самый знаменитый художник сиенской школы живописи, и один из самых известных средневековых художников итальянского треченто, Дуччо ди Буонинсенья для Сиены – то же, что Джотто для Флоренции, только в его картинах нет той степени натурализма, которая сделала Джотто таким революционным художником. Вместо этого Дуччо привносит в строгую красоту традиционного византийского искусства новый лиризм, а также новую человечность, пропагандируемую новыми орденами францисканцев и доминиканцев.
Работая с пигментом и яичной темперой, он создавал в основном религиозные картины с уникальной живостью. Его изысканные цвета, использование золотых украшений и тонкое мастерство рисунка способствовали появлению интернационального готического стиля и установили стандарты в Сиене и за её пределами. Он наиболее известен благодаря Маэстинскому алтарю (1311), шедевру христианского искусства в готическом стиле, выполненному по заказу Сиенского собора, и Мадонне Ручеллаи (1285, Уффици, Флоренция).
В 2004 году музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрёл его панно «Мадонна с младенцем» (ок. 1300) (также известна как «Мадонна Стокле» или «Мадонна Строганова»), оценённое в 45 миллионов долларов. Наряду с Чимабуэ (ок. 1240-1302) и Джотто (1270-1337), Дуччо ди Буонинсенья остаётся одной из самых влиятельных фигур живописи преренессанса (ок. 1300-1400).
Ранняя карьера
Сведения о жизни Дуччо полностью почерпнуты из документов, касающихся его деятельности как живописца, владельца недвижимости, гражданина и штрафов за проступки. Например, в 1279 и 1302 годах он был оштрафован за незаконное проникновение. Он также был оштрафован за отказ от службы в армии, а также, предположительно, за колдовство (!).
Если мы не знаем, как он научился искусству живописи, или у кого он обучался, то мы знаем, что он приобрёл целый ряд художественных навыков. Среди его ранних работ – оформление бухгалтерских книг сиенского правительства и дизайн огромного витража (1287-88) в апсиде Сиенского собора. Позже он написал множество образцов алтарного искусства и небольшие деревянные панели для частного почитания.
Знаменитые картины Дуччо
Его первым известным живописным заказом была Кревольская Мадонна (1280, Музей оперы Дуомо, Сиена). За ним в 1285 году последовал заказ на огромную панель «Мадонна с младенцем и ангелами», известную сейчас как «Мадонна Ручеллаи», для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (Галерея Уффици, Флоренция). Считается, что после этого он посетил Францию. В 1296 и 1297 годах в Париже упоминается присутствие «герцога де Сиене», что, возможно, объясняет усиление готического влияния в его работах.
Около 1300 года он завершил работу над Мадонной с младенцем, которая сейчас хранится в музее Метрополитен, а в 1308 году получил самый важный заказ в своей карьере – контракт на огромную Маэсту для главного алтаря Сиенского собора. Сопоставимый с циклом фресок Джотто в капелле Скровегни в Падуе, завершённый алтарный образ площадью 25 квадратных метров был пронесён в публичной процессии из мастерской Дуччо в собор.
Маэста для Сиенского собора
Ядро Маэсты – то есть, «Увенчанная Мадонна с Младенцем в окружении святых и ангелов» – занимало главную панель, обращённую к прихожанам. Над и под Мадонной располагались меньшие панели (панели пределлы), расписанные изображениями жизни Христа и Богородицы, а также маленькими фигурками святых.
Большая часть этих панелей была видна только священнику. На обороте главной панели изображены двадцать шесть сцен из Страстей, а выше и ниже – меньшие панели с изображением сцен из жизни Христа. Всего произведение состоит из 84 панелей. Хотя алтарь был разобран в 1711 году, большинство панелей сохранилось в музее собора (Siena Museo dell’Opera del Duomo).
Мадонна Строганова-Стокле
В этой частной религиозной работе Мадонна изображена как бы стоящей за парапетом – приём, соединяющий иератический мир божественных фигур и реальный мир зрителя. Созданная около 1300 года, картина представляет собой переход от средневекового искусства к искусству Возрождения и прокладывает путь к религиозному искусству Симоне Мартини (1285-1344), братьев Амброджо Лоренцетти (активен 1319-48), Пьетро Лоренцетти (активен 1320-45), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), Джованни ди Паоло (1400-1482) и Джованни Беллини (1430-1516).
Граф Григорий Сергеевич Строганов и бельгийский меценат Адольф Стокле – были одними из первых известных владельцев картины. Стокле приобрёл картину после смерти Строганова. Эта картина вошла в историю под их именами.
Художественные влияния
Некоторое вдохновение Дуччо для создания Маэсты и других работ того времени, возможно, пришло из его поездки во Францию (1296-7). Но учёные-искусствоведы считают, что главным стимулом послужило посещение Ассизи, где Дуччо, как полагают, изучал цикл фресок из жизни святого Франциска, написанный Джотто и его помощниками. Сейчас известно, что эта знаменитая серия фресковых росписей была закончена до 1295-96 годов. Дуччо использует некоторые приёмы Джотто в своих работах и помещает свои сцены в человеческий контекст, а не в контекст, основанный на кодифицированных типах, как это было в византийском искусстве, но его подход более лиричен, декоративен и ориентирован на цвет, чем на натурализм.
Несмотря на это, стиль Дуччо был глубоко новаторским для того времени. Он использовал более глубокую характеристику своих фигур и продемонстрировал новое мастерство повествования, почти наравне с Джотто. В работах обоих великих готических живописцев религиозные сюжеты показаны с точки зрения человеческого опыта, что знаменует собой революционный момент в истории искусства.
Спор о Мадонне с младенцем
Небольшая картина, известная как «Строгановская Мадонна с младенцем» («Stroganoff Madonna», ок. 1300 г.), приобретённая нью-йоркским музеем Метрополитен, хотя и знакома искусствоведам по фотографиям, ранее не выставлялась на публике более полувека. В 2006 году Джеймс Бек, учёный из Колумбийского университета, высказал мнение, что картина является подделкой XIX века. Это полностью противоречит мнению куратора европейской живописи Метрополитен-музея. Знаменитый британский учёный Джон Уайт, работая с фотографиями Мадонны, охарактеризовал картину как первую в длинном ряду итальянских Мадонн с парапетом, который достиг своего апогея примерно 200 лет спустя, в великолепных вариациях Джованни Беллини на ту же тему.
Коллекции
До наших дней дошло не более десятка самостоятельных произведений, приписываемых Дуччо ди Буонинсенья. Они, а также фрагменты из Маесты, находятся в лучших художественных музеях мира, в том числе: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США; Музей изящных искусств, Бостон, США; Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США; Национальная галерея, Лондон; Британская королевская художественная коллекция; Музей Метрополитанской оперы, Сиена; Национальная пинакотека, Сиена; Museo d’arte sacra della Val d’Arbia, Буонконвенто, близ Сиены; Галерея Уффици, Флоренция, Италия; Коллекция Одескальки, Рим; Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия; Бернский художественный музей, Швейцария.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?