Филиппино Липпи:
художник эпохи Возрождения, Флоренция читать ~5 мин.
Филиппино Липпи — один из самых изобретательных старых мастеров периода Высокого Возрождения и ведущий представитель традиции фресковой живописи. Он был сыном знаменитого художника Фра Филиппо Липпи (1406–1469), важной фигуры флорентийского Ренессанса, который скончался, когда Филиппино было двенадцать лет.
Филиппино был новаторским и экспрессивным художником, на которого оказал большое влияние Сандро Боттичелли (1445–1510). Первым крупным проектом мастера стало завершение около 1485 года фресок капеллы Бранкаччи, начатых Мазаччо (1401–1428) и Мазолино (1383–1440). Примерно в то же время он создал одну из своих лучших станковых картин — «Явление Богоматери святому Бернарду» (1486, Бадиа, Флоренция), в которой проявился характерный для фламандской живописи интерес к жанровым деталям и пейзажу.

Вероятно, самой значительной его работой в искусстве Возрождения является цикл фресок для капеллы Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1488–1502). Хотя впоследствии Филиппино Липпи был несколько оттеснён на второй план Боттичелли, он остаётся важным представителем искусства Ренессанса во Флоренции в последние, трудные годы кватроченто. Этот период был отмечен фундаменталистской деятельностью Савонаролы и изгнанием семьи Медичи из города.
Репутация художника распространилась по всей Италии. Кроме монументальной живописи, он создал несколько выдающихся религиозных картин для церквей в Милане, Болонье и Генуе, а также в Риме. Его работы в жанре «Священная беседа» (композиция с изображением Богородицы с Младенцем в окружении святых) оказали заметное влияние на живопись Высокого Возрождения (1490–1530). Несмотря на это, на фоне творчества гигантов XVI века — Рафаэля (1483–1520) и Микеланджело (1475–1564) — многие его достижения сегодня оказались в тени.
Ранняя жизнь и обучение
Филиппино родился в Прато (Тоскана) в результате широко известного союза художника Фра Филиппо Липпи и молодой монахини Лукреции Бути. Первые уроки живописи он получил у своего отца. Когда тот умер в 1469 году, Филиппино завершил работу над фресками в соборе Сполето (Перуджа), после чего продолжил обучение в мастерской Боттичелли (1445–1510), который, в свою очередь, сам был учеником Липпи-старшего.
Во время ученичества Филиппино освоил темперную и фресковую живопись, а также познакомился с техникой масляной живописи, которая в то время ещё была редкостью. Важнейшим навыком было рисование, что соответствовало флорентийскому почитанию disegno (рисунка и замысла). Он начинал с рисунков металлическим штифтом и гуашью на подготовленной бумаге, а позже перешёл к рисункам пером и тушью.
Около 1472 года Филиппино открыл собственную мастерскую, где разработал стиль живописи, испытавший глубокое влияние обоих его наставников. Его ранние работы, такие как «Товия и ангел» (ок. 1480, Национальная галерея, Вашингтон) и «Поклонение волхвов» (ок. 1473, Национальная галерея, Лондон), отличались живостью линий и тёплым колоритом. В этот же период Филиппино вместе с Перуджино (1450–1523), Доменико Гирландайо (1449–1494) и Боттичелли участвовал в оформлении виллы Лоренцо Медичи в Спедалетто.
Живописец эпохи Возрождения
Свой первый крупный заказ Филиппино получил около 1484–1485 годов — ему поручили завершить росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине. Его фрески, среди которых «Спор с Симоном Волхвом перед Нероном», «Воскрешение сына Теофила», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Распятие святого Петра», настолько гармонично сочетаются с монументальным стилем Мазаччо, что их сложно отличить от работ его прославленного предшественника. По словам биографа Джорджо Вазари, в сценах из «Деяний апостолов» художник изобразил ряд своих современников, включая Боттичелли, скульптора Антонио Поллайоло (1432–1498) и поэта Луиджи Пульчи.
В 1486 году он начал работу в Зале дельи Отто ди Пратика в Палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции. В том же году по заказу Пьеро ди Франческо дель Пульезе он написал алтарный образ «Явление Богоматери святому Бернарду» (церковь Бадиа, Флоренция). Эта работа считается одной из самых известных у Липпи и отличается необычной композицией с вытянутыми фигурами на фоне скалистого пейзажа.
В 1487 году Филиппо Строцци (1428–1491) заказал ему роспись семейной капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла сценами из жизни святых Иоанна Евангелиста и Филиппа. Художник работал над фресками с перерывами до 1503 года. Это в высшей степени творческое произведение библейского искусства раскрывает образный гений Липпи. В сцене «Святой Филипп изгоняет демона из идола Марса» апостол изображён со столь властным жестом, что Рафаэль позже воспроизвёл его в картоне для шпалеры «Проповедь святого Павла в Афинах».
Фантазийная архитектура на фресках Липпи предвосхищает стиль великих архитекторов барокко, таких как Лоренцо Бернини (1598–1680) и Франческо Борромини (1599–1667). Его изображения патриархов Адама и Иакова стали предтечей пророков Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, а некоторые женские фигуры перекликаются с образами Леонардо да Винчи.
В 1488 году по рекомендации Лоренцо Медичи Филиппино переехал в Рим. Кардинал Оливьеро Карафа (1430–1511) заказал ему серию фресок, посвящённых жизни святого Фомы Аквинского, для семейной капеллы в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Работа над росписями заняла пять лет (1488–1493) и продемонстрировала новаторскую интерпретацию античных мотивов: листвы, гирлянд, масок и трофеев, обогащённых восточными орнаментами. Впоследствии Рафаэль во многом опирался на эти работы при создании «Афинской школы» и «Диспуты» в станцах Рафаэля в Ватикане.
В 1493 году Филиппино вернулся во Флоренцию, где и оставался до конца жизни. Среди его поздних работ выделяется «Поклонение волхвов» (1496, ныне в Уффици), написанное для монастыря Скопето. Это произведение отличается сложной и динамичной композицией. Более традиционной картиной этого периода является «Мадонна со святыми» (1498, Городской музей, Прато). Последней работой художника стало «Снятие с креста» для церкви Сантиссима-Аннунциата, которое осталось незавершённым. Позже его закончил Перуджино, и сейчас картина находится в Галерее Академии во Флоренции.
Филиппино Липпи умер в апреле 1504 года во Флоренции. В день его похорон все художественные мастерские города были закрыты в знак уважения.
Картины Филиппино Липпи хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?