Филиппино Липпи: художник эпохи Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Один из самых изобретательных старых мастеров, активных в искусстве Высокого Возрождения, и ведущий выразитель традиции фресковой живописи, Филиппино Липпи был сыном знаменитого Фра Филиппо Липпи (1406-1469), важной фигуры Флорентийского Возрождения середины XV века, который умер, когда Филиппино было двенадцать лет.
Новаторский и экспрессивный художник, на которого большое влияние оказал Боттичелли (1445-1510). Первым крупным проектом Филиппино (1485) было завершение фресок капеллы Бранкаччи, начатых Мазаччо (1401-1428) и Мазолино (1383-1440). Это совпало с завершением его лучшей панельной картины – очаровательного «Явления Богоматери святому Бернарду» (1485, Бадиа, Флоренция), в которой он обнаруживает фламандский интерес к жанровым деталям и пейзажу.
Самой запоминающейся его работой в искусстве Возрождения, вероятно, является цикл фресок для капеллы Строцци, Санта Мария Новелла, Флоренция (1488-1502). Хотя впоследствии Филиппино Липпи был оттеснён на второй план Боттичелли (хотя и не при его жизни), он остаётся важным представителем искусства Возрождения во Флоренции в трудные последние годы кватроченто, которые были отмечены фундаменталистской демагогией Савонаролы и изгнанием семьи Медичи из города. Его репутация также распространилась по всей Италии, и в дополнение к своим фрескам он также создал несколько выдающихся религиозных картин для церквей в Милане, Болонье и Генуе, а также в Риме и Флоренции. Его «Священная беседа» (неформальная группа Богородицы и Младенца со святыми) оказала сильное влияние на живопись Высокого Возрождения (1490-1530). Несмотря на это, его затмение гигантами XVI века – Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) – привело к тому, что большая часть его успехов сегодня забыта.
Ранняя жизнь и обучение
Родившись в Прато, Тоскана, в результате знаменитого и незаконного побега между художником Фра Филиппо Липпи и молодой монахиней Лукрецией Бути, Филиппино сначала обучался у своего отца. Когда последний умер в 1469 году, Филиппино закончил работу над фресками в соборе в Сполето (Перуджа), а затем завершил своё обучение в мастерской Боттичелли (1445-1510), который сам был учеником Липпи-старшего.
Во время своего ученичества Филиппино должен был научиться темперной живописи и фресковой работе, а также масляной живописи, хотя использование последней было ещё редкостью. Рисование было ещё одним жизненно важным навыком, учитывая флорентийское уважение к disegno: он начал с рисования металлическим остриём и белой гуашью на подготовленной бумаге, перейдя к рисункам пером и тушью только позже.
Около 1472 года он открыл собственную мастерскую, разработав стиль живописи, на который оказали глубокое влияние два его великих мастера. Его первые работы отличались оживлённостью форм и линий, а также теплотой цвета, как показано на таких картинах, как «Товия и ангел» (1480, Национальная галерея, Вашингтон) и более ранняя «Поклонение волхвов» (ок. 1473, Национальная галерея, Лондон), которая также содержит красочный и натуралистичный пейзажный фон. В последней работе есть вклад Боттичелли. Именно в этот ранний период Филиппино вместе с Перуджино (1450-1523), Доменико Гирландайо (1449-1494) и Боттичелли занимался оформлением виллы Лоренцо Медичи в Спедалетто, к северу от Флоренции.
Живописец эпохи Возрождения
Филиппино получил свой первый крупный заказ – завершение отделки капеллы Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине, выполненной Мазаччо, – около 1484-5 годов. Его дополнения, среди которых «Ссора с Симоном Магом перед лицом Нерона», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр в тюрьме» и «Распятие святого Петра», настолько гармонично сочетаются с могильным гением Мазаччо, что трудно отличить живопись Филиппино от картин его прославленного предшественника. Однако, по словам его биографа Джорджо Вазари, в сценах из Деяний апостолов он вводит ряд современных костюмов, а также портреты многочисленных современных деятелей, в том числе: Боттичелли, скульптора Антонио Поллайоло (1432-1498) и поэта Луиджи Пульчи.
В 1486 году он начал работу над Залом дельи Отто ди Пратика, в Палаццо Веккьо, на площади Синьории во Флоренции. В те же годы по заказу Пьеро ди Франческо дель Пульезе он написал алтарный образ, известный как Явление Богородицы святому Бернарду (1486, церковь Бадиа, Флоренция). Это самая популярная работа Липпи: композиция необычной формы, с вытянутыми фигурами, расположенными на фоне скал и антропоморфных стволов.
В следующем году Филиппо Строцци (1428-1491) заказал ему украсить семейную капеллу Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции сценами из жизни святых Иоанна и Филиппа. Картины занимали его с перерывами до 1503 года, за год до его смерти, и содержат массу драматических и фантастических фигур, форм, фонов и цветов. Это в высшей степени творческое произведение библейского искусства как ничто другое раскрывает образный гений Филиппино Липпи. В сцене Святой Филипп заставляет демона войти в идола Марса, апостол делает такой властный жест, что Рафаэль воспроизвёл его в своей картине Проповедь святого Павла. Образная архитектура Филиппино предвосхищает стиль великих архитекторов барокко Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Борромини (1599-1667), а его патриархи (Адам и Иаков) предвосхищают пророков на фреске Бытие Микеланджело, а некоторые женские фигуры напоминают о «Св. Анна и Дева» Леонардо (1452-1519).
В 1488 году Филиппино переехал в Рим, будучи рекомендованным Лоренцо Медичи кардиналу Оливьеро Карафа (1430-1511), который заказал ему серию фресок, посвящённых жизни святого Фомы Аквинского, для семейной капеллы Карафа в Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим. Работа над картинами заняла пять лет (1488-93 гг.) и показала новое оживление форм и новаторскую интерпретацию греко-римских элементов, таких как листва, гирлянды, маски и трофеи, которые он обогатил мавританскими и восточными мотивами. Рафаэль в значительной степени опирался на эти работы, когда формулировал свои первые идеи для Афинской школы и Диспута в Залах Рафаэля в Ватикане.
В 1493 году Филиппино вернулся во Флоренцию, где оставался до самой смерти. Среди его последних работ – Поклонение волхвов (1495, сейчас в Уффици), написанное для монастыря Скопето, недалеко от Флоренции. Это необычная работа, представляющая собой эксцентричное нагромождение странностей. Другая, более традиционная картина этого периода – «Богородица с четырьмя святыми» (1498, Museo Civico, Прато), одна из самых простых и восхитительных его фигур. Его последняя картина – Снятие с креста для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, которая осталась незавершённой после его смерти. Она была завершена Перуджино в 1507 году и сейчас висит в Галерее Академии во Флоренции.
Филиппино Липпи умер в апреле 1504 года во Флоренции. В день его погребения все мастерские города оставались закрытыми.
Картины Филиппино Липпи можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?